Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:01, реферат
Сэр Чарльз Леонард Вулли (17 апреля 1880, Лондон, — 20 февраля 1960, Лондон) — ведущий английский археолог первой половины XX века; вёл раскопки памятников материальной культуры Шумера, Древнего Египта, Сирии, Нубии, древней Анатолии. Вулли окончил Оксфордский университет, после чего в 1907—1912 принимал участие в британских археологических экспедициях в Нубию и Египет, в 1912—1914 и в 1919 — в раскопках города Каркемиша на Евфрате. В 1921—1922 Вулли был руководителем раскопок бывшей столицы фараона Эхнатона Ахетатона близ Телль-эль-Амарны.
Другим важным памятником времен 3-й династии стал зиккурат, который представлял собой типичный пример шумерийской архитектуры. Впервые зиккурат появился еще во времена Эль-Обейда, с приходом эль-обейдских людей-горцев. Как и у всех горных народов святилище у эль-обейдов ассоциировалось с возвышенным местом, если такового не находилось на той или иной территории, то горцы создавали искусственные платформы, на которых возводилось святилище. Рядом со ступенчатой конструкцией возводился храм. Такие архитектурные композиции возводились в каждом городе. Урнамму воздвиг святилище на развалинах зиккуратов периода Джемдет-Насра и раннединастического периода. Священный квартал в Уре обычно посвящали богу луны Нанна и его супруге Ниншал. При исследовании стен террасы были найдены "конусы закладки", которые позволили максимально точно определить возраст постройки. Зиккурат Ура был достроен только при последнем царе Вавилона Набониде. Тейлером были найдены цилиндры из обожженной глины с длинными, относящимися к вавилонскому периоду надписями, которые дали не только первоначальные сведения об истории постройки, но и позволили установить, что Ур халдеев был библейской прародиной Авраама.
При дальнейшем исследовании зиккурата учеными было сделано интересное открытие: архитекторы Месопотамии уже знали эффект оптической иллюзий, что свидетельствует о высокой степени развития архитектуры в 22 веке до н.э. Стены зиккурта были наклонены внутрь, что как бы "вытягивало" здание ввысь и фокусировало внимание зрителя на святилище. Важны и другие конструктивные решения архитекторов, в частности дренажные отверстия, которые служили для осушения внутренней части сооружения. На террасах, вероятно, была насыпана земля и в кадках росли деревья, при поливе которых вода попадала в дренажные отверстия. Остатки ворот на сохранившемся нижнем этаже свидетельствуют о том, что Ур в период 3-й династии знал круглую арку.
Другой важной постройкой времен Урнамму и его сына был большой склад. Она была разрушена при эламитах и перестройка в эпоху Исина и Ларсы, что позволяет экспертам сравнивать 2 культуры и делать выводы о развитии или упадке общества.
Таблички, найденные в тот раскопочный период, смогли много рассказать о жизни шумерийцев эпохи III династии, в частности об их религиозных представлениях и о производственной сфере их жизни. Так, бог Нанну считался царем Ура,он также являлся землевладельцем и получал десятину или ренту в виде части урожая. По табличкам было установлено, что основным ремеслом тогда было ткачество: были найдены отчеты о том, сколько шерсти выдавали каждой работнице в месяц, квартал и год и сколько ткани они изготовляли и прочее.
Сооружения, возведенные при представителях III династии, часто подвергались перестройке в более поздние времена, и лишь 2 здания миновали подобной судьбы. Первое из них - это Экурсаг. Здесь стоит сказать об общих храмовых особенностях Шумера: принадлежность шумерийских храмов определяются по трем признакам: по печатям на кирпичах, по надписям на опорных камнях дверей и по жертвам закладки. Двери шумерийцев представляли собой деревянную панель, прикрепленную одной стороной к косяку, который был гораздо длиннее самой двери. Выступающий верхний конец его вставлялся в металлическое кольцо на притолоке, а нижний, обшитый металлом конец, проходил сквозь отверстие в кирпичном полу и упирался в опорный камень. Жертвы закладки находились в углах строений. В стене выкладывали небольшие коробки из обожженного кирпича, в которые помещали медную статуэтку царя, представленного в образе скромного рабочего с корзиной раствора на голове. У ног его клали каменную табличку в форме плоско-выпуклого кирпича. На табличке делали надпись, содержащую царское имя и название храма.
Другим уцелевшим зданием был царский мавзолей. Три усыпальницы соединены в один блок: центральное сооружение было гробницей Урнамму, воздвигнутой его сыном Шульги, северо-восточное — гробницей Шульги, воздвигнутой Амарсуеной, а юго-западное — гробницей Амарсуены, построенной его сыном Гимилсином. Правителей третьей династии обожествляли при жизни и поклонялись им, как богам, после смерти. Их мавзолеи не походят на храмы III династии, они напоминают частный дом. Мавзолей считался обителью божества, но при этом подчеркивалось, что оно человеческого происхождения. Мавзолей царя считался его дворцом. Во время вторжения эламитов гробницы были разрушены, а позже, уже в период Ларсы, на развалинах гробниц построили частный дом, что свидетельствует об окончательном угасании культа личности царя.
У северо-западной стены зиккурата археологами были найдены осколки известняка с рельефным изображением, которые вместе составляли стелу с округлым завершением. Эта стела — важнейший памятник скульптуры из найденных в Уре. Но, как пишет Вулли: ”с художественной точки зрения она далеко не так совершенна<…>.Стела превосходна по технике, но в ней нет ни капли вдохновения<…>. Скульптор царя Урнамму был искусным резчиком по камню, однако он работал по традиционному шаблону и не смог создать ничего оригинального.<…>Никогда еще в Шумере не строили столь обширных зданий, сочетавших массивную мощь с такой архитектурной утонченностью, какой смогли достичь лишь древние греки. Да и по богатству украшений с ним вряд ли мог соперничать хоть один храм предшествующих правителей Шумера. И тем не менее, если сравнить точную, но обычную по выполнению стелу Урнамму со свежей и изобретательной резьбой табличек из раковин с царского кладбища или, наоборот, тонкую, но вялую резьбу цилиндрических печатей времен Урнамму с живым и драматическим рисунком печатей Саргонидов, мы увидим, что в эпоху третьей династии искусство Шумера пришло к упадку".
Эламиты разрушили Ур почти полностью. Однако его значение было столь велико, что все последующие правители(сначала правители Исина, затем Ларсы) стремились восстановить те или иные сооружения. Но наиболее деятельным строителем стал Варадсин, сын эламита Кудурмабуга: он возвел надвратную башню на террасе зиккурата и около 9-ти храмов. Так, за период Исина и Ларсы Ур оправился от разрушения эламитами.
Стена Урнамму была полностью разрушена, но жители города нашли наиболее экономичный способ укрепить город: они строили дома на валу(где ранее располагалась стена) непрерывной линией. Весь город был обнесен такой альтернативной «крепостной стеной», а на наиболее широких площадках вала возводились храмы: храм Энки - на южной стене (храм, вероятно, был возведен при правителе Ларсы Римсине), на южном же краю города находился другой храм, возведенный при III династии и восстановленный в период Ларсы. Остатки храмов находили не только в тенемосе (где располагались только храмы, посвященные богу луны и его жене), но и за его пределами и даже вне старых стен города (например, Ниггаракам, «великая и благородная сокровищница», которую Синидиннам из Ларсы воздвиг «ради жизни своего отца и своей жизни».). Археологам удалось воссоздать план тенемоса: здесь располагались храмы Нанна и Нингал, исследование которых помогло узнать о планировке храмов: храмы представляли собой квадратное строение, с мощными внешними стенами, в толще которых проложен узкий мощеный коридор, такой же коридор пересекает храм поперек, деля его на две неравные части. Он служил для более быстрого сообщения между башнями. Вообще сооружение это, во всяком случае, снаружи, гораздо больше должно было походить на крепость, чем на святилище. Большая из двух частей здания была в свою очередь пересечена внутренней поперечной стеной. По одну ее сторону непосредственно за главным входом располагался храм, а позади него — небольшие алтари и жилища жрецов. На территории тенемоса располагались также святилище, кухонные помещения. В храме были найдены различные рельефы, глиняные таблички-все это сохранилось из-за насильственного разрушения. В 1675 году до н.э в Уре произошло восстание, а годом позже храм Нингал был разрушен войсками вавилонян.
В раскопочные сезоны 1926-1931 годов археологами была раскопана территории между тенемосом и городской стеной, что помогло составить представление о жилых кварталах Ура. Фактически, Ур застраивался хаотично: в городе была проложена одна главная улица, ведущая к тенемосу, остальные же улицы были выстроены вне всякого плана. Так как в Уре, как и в любом другом городе Среднего Востока, мусор выбрасывался прямо на улицу, то уровень почвы постоянно поднимался, чем обусловлены частые перестройки домов. Каков же типичный дом периода Ларсы и Исина? Вероятно, это была 2-хэтажная постройка, с мощеным двором и выбеленными стенами, с собственной дренажной системой и большим количеством комнат. Все это говорит о довольно высоком уровне жизни Ура того периода. По подсчетам археологов в пределах “Старого города” располагалось примерно 4250 домов, в каждом из которых проживало около 8 человек. Отдельные дома располагались и за территорией “Старого города”, они были разбросаны на всем пространстве от Ура до Эль-Обейда. Так, население Большого Ура достигало 250 тысяч человек, а возможно, и вдвое больше. Это был поистине великий город. Население его, понятно, не могло прокормиться только сельским хозяйством, поэтому Ур стал центром торговли и ремесел.
Примерно в 1737 году до н.э царь Вавилона и сын Хаммурапи Самсуилун «разрушил стены Ура»; от города остались только руины, Ур вымер. Самсуилун не только разрушил город до основания, но и навязал вавилонский язык. Уже при царях Ларсы шумерийский язык вытеснялся языком семитского севера, а после падения Ура шумерийский язык перестал существовать. Так же, как и сам Шумер.
I вавилонская династия перестала существовать, а к власти пришел касситский правитель Куригалзу II. Он оказался страстными строителем, поэтому Ур вскоре заполнился памятниками, возведенными в период правления Куригалзу. При нем было восстановлено святилище бога луны, а также перестроены стены террасы, двор Нанна. Реконструкция храма Нингал совсем не похожа на то, что можно было бы ожидать от храмов Месопотамии XIV в. до н. э.”Ось святилища совпадала с центральной осью всего здания, алтарь находился у северо-западной стены центральной залы. В нише задней стены помещался кирпичный постамент для статуи.“
Однако восстановление храмов Ура свидетельствовало отнюдь не о процветании. Скорее оно было единственным фактором, спасающим город от окончательного упадка. И вполне возможно, что Куригалзу предпринимал столь обширные работы из чисто политических соображений.
Преемники Куригалзу не были заинтересованы в сохранении памятников Ура, поэтому после правления Куригалзу в истории Ура – 200-летний пробел.
В XII–XI вв. цари снова начинают проявлять интерес к благоустройству Ура, но ненадолго. Власть над Югом ускользнула из их рук и перешла к ассирийским царям, а из них никто не предпринимал в Уре никаких общественных работ вплоть до середины VII в. до н. э., когда на трон взошел Ассурбанипал.
В VII веке до н.э к власть в Уре начинает передаваться по наследству и править начинает Синбалатсуикби. Он составил обширную программу восстановительных работ. Был восстановлен Дублалмах, перестроена Стена террасы вокруг всей платформы Этеменигура. Самым интересным сооружением храма стал колодец: заложен он был при Урнамму, а ассирийский правитель построил лишь верхнюю часть. Конусы закладки Синбалатсуикби были самыми поздними. После этого периода их в Уре уже не находили: очевидно, старый обычай угас окончательно.
Последние важные постройки
Ура относятся к периоду
Навуходоносор также перестроил храм Энунмаха: само святилище, небольшое пятикомнатное здание, осталось прежним, но все склады перед ним были срыты, по бокам святилища пристроили крылья, так получился квадратный открытый с фасада двор, в переднем зале святилища против входа воздвигли пьедестал и поставили статую, а перед святилищем, где раньше находился настоящий лабиринт различных помещений, расчистили широкий нижний двор, способный вместить толпы зрителей. В древнем храме все было тайным, а теперь верующие могли видеть, как жрецы совершают жертвоприношения на алтаре под открытым небом, и лицезреть через открытую дверь в полумраке святилища изваяние божества.
Причиной подобной перестройки храма были явные изменения в ритуале. Перестройка Энунмаха была намеренной, и Навуходоносору она понадобилась для проведения той религиозной реформы, о которой говорится в ветхом завете.
Преемник Навуходоносора Набонид не был приверженец реформы своего предшественника, поэтому при нем храму возвращается привычный вид. Так, “Портовый храм” (вероятно, он был заложен еще при Навуходоносоре, но точных данных нет) на северной окраине города, к востоку от гавани, был возведен в прежних традициях: алтарь был скрыт от глаз верующих, план здания был самый обычный.
При Набониде было воздвигнуто и другое монументальное сооружение, названное Эгипаром. Все сооружение было воздвигнуто из кирпича-сырца. Внешняя стена с трех сторон здания была оживлена плоскими прямоугольными контрфорсами, обычными для архитектуры Шумера. Зато восточная стена и короткий отрезок южной стены построены совершенно иначе; такая конструкция появилась лишь в поздневавилонский период: кирпичи облицовки лежали не вдоль общей линии стены, а под небольшим углом к ней. Когда они выходили на достаточное расстояние за линию фасада, — обычно до 30 см, — кладку переносили назад, на первоначальный уровень, и все повторялось сначала. В результате фасад стены становился зигзагообразным. Это любопытнейшее украшение (оно преследовало чисто декоративные цели: с точки зрения внешнего эффекта, чередование вертикальных светлых и темных теневых полос очень оживляло стену) обычно встречается на вавилонских домах времен Навуходоносора, а также на домах Ура поздневавилонского периода. Это прекрасно распланированный жилой комплекс: комнаты группируются вокруг открытых внутренних двориков, сквозь которые в них проникал свет. Главная резиденция занимает южную часть здания вокруг двора и прилегающей к нему с юга приемной залой. Остальные группы комнат играют второстепенную роль. Точно такую же планировку имеют некоторые жилые дома Вавилона. Это здание явно предназначалось для жилья, и в то же время оно было тесно связано с «Портовым храмом». Оба сооружения не просто стоят рядом: к южной части Эгипара пристроен большой квадратный двор, окруженный стеною с воротами и пилонами на юге. Эта же стена охватывает и «Портовый храм». Таким образом, храм стал как бы придатком большого здания.