Л.Вулли «Ур халдеев»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 13:01, реферат

Описание работы

Сэр Чарльз Леонард Вулли (17 апреля 1880, Лондон, — 20 февраля 1960, Лондон) — ведущий английский археолог первой половины XX века; вёл раскопки памятников материальной культуры Шумера, Древнего Египта, Сирии, Нубии, древней Анатолии. Вулли окончил Оксфордский университет, после чего в 1907—1912 принимал участие в британских археологических экспедициях в Нубию и Египет, в 1912—1914 и в 1919 — в раскопках города Каркемиша на Евфрате. В 1921—1922 Вулли был руководителем раскопок бывшей столицы фараона Эхнатона Ахетатона близ Телль-эль-Амарны.

Работа содержит 1 файл

ур халдеев.docx

— 53.79 Кб (Скачать)

Кравцова Анна, I курс, отделение истории

Группа 1081

 

Реферат по книге  Л.Вулли «Ур халдеев»

 

Сэр Чарльз Леонард Вулли (17 апреля 1880, Лондон, — 20 февраля 1960, Лондон) — ведущий английский археолог первой половины XX века; вёл раскопки памятников материальной культуры Шумера, Древнего Египта, Сирии, Нубии, древней Анатолии.

Вулли окончил Оксфордский университет, после чего в 1907—1912 принимал участие в британских археологических экспедициях в Нубию и Египет, в 1912—1914 и в 1919 — в раскопках города Каркемиша на Евфрате. В 1921—1922 Вулли был руководителем раскопок бывшей столицы фараона Эхнатона Ахетатона близ Телль-эль-Амарны. Начиная с 1922, Вулли руководил работами британско-американской археологической экспедиции в Уре, продолжавшимися до 1934. В ходе этих раскопок был найден ряд важнейших памятников периода I и III династий Ура, а также времён Саргона Аккадского. К их числу принадлежат ранний архив храмового хозяйства, царские гробницы I династии Ура, древнейшие музыкальные инструменты, несколько шумерских храмов, архив царского хозяйства периода III династии Ура и множество надписей, в частности, Урский штандарт.

Именно благодаря  сочинениям Л.Вулли началось систематическое изучение шумерского общества. Одним из таких сочинений является книга “Excavations at Ur” (в русском переводе «Ур халдеев»), которая подводит итоги раскопок в Уре. Автор не ограничился только описанием хода раскопок и анализом археологических комплексов или отдельных найденных им предметов, а  попытался представить широкую историческую действительность.

Книга поделена на 9 глав, каждая из которых отражает тот или иной период в истории Междуречья. Важно, что Вулли раскрывает суть археологических находок не в той последовательности, в которой они были найдены, а опираясь на историческую хронологию. Это позволяет проследить процесс развития Двуречья от зарождения цивилизации до ее расцвета и последующего упадка. Одно из явных достоинств книги в том, что автор не просто рассказывает про раскопки и анализирует те или иные находки, а старается систематизировать всю полученную информацию, выявить периоды расцвета и упадка цивилизации, найти причины и объяснения. Л.Вулли не боится высказывать свою, порой альтернативную, точку зрению по тем или иным вопросам, что позволяет читателю взглянуть на проблему под разным углом. Сочинение “Ур халдеев”  интересно не только археологу, но и историку, и искусствоведу, несмотря на все свои возможные неточности.

В первой главе автор, прежде всего, определяет географические рамки  Нижней Месопотамии: “Нижняя Месопотамия представляла собой долину двух рек, Тигра и Евфрата”. На западе располагалась сирийская пустыня, а на востоке - Персидские горы. По мнению Вулли земля Шумера” была благословенная, манящая земля. Она звала, и многие откликнулись на ее зов”.

Склонность к явной идеализации и возвышению Шумера, и Двуречья в целом, вообще характерна для Вулли. Пожалуй, это один из немногих недостатков этой книги: автор будто забывает, что “в древнейшую эпоху эта долина далеко не походила на рай. И только упорный, необычайно тяжелый, изнурительный труд десятков поколений превратил Двуречье в цветущую страну". (по  В.В.Струве).

Именно на этих землях, с приходом новых племен, начинается история Месопотамии. Древнейший период известен по трем городам, исследованным Урской экспедицией: по Уру, Раджейбе и Эль-Обейду.

Раскопки на небольшом  холме, названном арабами Телль Эль-Обейд, дали значительные результаты: “доисторические” находки, несмотря на свою скудность, смогли многое рассказать о жителях этого древнего поселения. Так как в Эль-Обейде не было найдено никаких следов металла, учеными был сделан вывод, что на этой территории проживали люди позднего неолита. Особенно интересны образцы гончарного искусства, благодаря исследованию и сопоставлению их с образцами гончарного дела других культур(в частности Элама), Вулли делает вывод, что племена, расселившиеся на территории Двуречья пришли сюда из Суз. Раджейб полностью повторяет историю Эль-Обейда: это было такое же (только большее по размерам) поселение. Было установлено, что Эль-Обейд появился раньше Ура и что эль-обейдская культура оказала влияние на культуру Шумера, но представить историческое развитие в промежуточный между Эль-Обейдом и Уром период, а также проследить связь невозможно.

В 1929 году при раскопках  царского кладбища в Уре были обнаружены следы наводнения, которые, как было замечено позже, имели место быть во многих городах Двуречья. Так был сделан вывод о произошедшем здесь в конце эль-обейдского периода потопе, свидетельства о котором сохранились в шумерийских мифах. В связи с этим Вулли проводит аналогию с библейскими сказаниями, утверждая, что библейская традиция восходит к шумерийскому мифу. Возможно, такая параллель не совсем обоснована, ведь шумерийцев и древних евреев разделяют эпохи, и влияние одних на других могло быть разве что косвенное.

Дальнейшие раскопки позволили  археологу составить историческую схему, последовательность исторических эпох. Выглядит она следующим образом:

1-эль-обейдская (или убейдская) культура (конец 5 тыс.до н.э – первая половина 4 тыс.до н.э), которая была рассмотрена выше.

2-культура Урука (вторая половина 4 тысячелетия)

3-эпоха Джемдет-Наср

4-раннединастический период

Таким образом, Л.Вулли сразу выявляет четкую хронологическую структуру, которой придерживается на протяжении всей книги.

 

Во второй главе автор  пытается обосновать переход от убейдской культуры к культуре урукской, раскрыть сущность второй и рассказать об эпохе Джемдет Насра. Многие выводы археологу помогли сделать найденные остатки керамических изделий и сравнение черепков культуры Эль-Обейда с урукской керамикой. Было отмечено, что посуда этих 2-х периодов заметно отличается друг от друга(и техникой изготовления, и орнаментом), что позволило сделать вывод о возможном вторжении нового народа. Раскопки многое рассказали об урукском периоде, послужившем началом века металлов. Это был длительный период, характер его культуры говорит о том, что она была привнесена извне. Урукский период предшествовал периоду Джемдет Наср, вероятно это был период прихода новых завоевателей (это предположение Вулли подтверждает сравнением могил периода Джемдет Наср и эпохи Эль-Обейд: резкие изменения в погребальном ритуале свидетельствуют о резкой смене религии, а, следовательно, о смене исторических эпох). Этот период стал ключевым в окончательном формировании шумерийской культуры.  Таким образом культура Шумера – это сложение 3-х элементов: культуры Эль-Обейда, урукской и культуры Джемдет Насра. Именно с момента слияния этих 3-х культур, по мнению Вулли, жителей Нижней Месопотамии можно называть шумерийцами.

 

Важнейшим открытием в  Уре для  научной общественности стало обнаружение в 1927—1928 шестнадцати  царских захоронений I династии Ура. В 3-й главе своей книги Л.Вулли рассказывает про раскопки царского кладбища, которое относится к последней части раннединастического периода, и с которого  начинает свою историю шумерийская цивилизация. Важно, что в комплексах  царских захоронений найдены следы многочисленных человеческих жертвоприношений: вероятно, это было насильственное убийство десятков людей, что говорит о зарождавшемся рабовладельческом строе и о зачатках восточной деспотии. Однако Вулли  отрицает элемент насилия при совершении подобных обрядов, утверждая, что для шумерийцев это был акт самопожертвования. Но здесь вновь имеет место быть склонность автора к некоторой идеализации и стремление его несколько замаскировать жестокую историческую реальность.  По другим находкам с кладбища можно составить ясное представление о жителях того периода, об их экономике и производстве, об искусстве. Итак, на основании раскопок на царском кладбище были сделаны следующие выводы: шумерийцы обладали достаточными познаниями в металлургии и ”столь высоким мастерством в обработке металлических изделий, что в этом с ними вряд ли сравнится хоть один народ древности. Шумерийские купцы вели торговлю с самыми отдаленными странами; шумерийские поля отличались плодородием; шумерийская армия была превосходно организована, и почти все мужчины умели писать и читать. Во всех отношениях Шумер раннединастического периода ушел намного вперед от Египта, который в ту эпоху лишь выбирался из состояния варварства. Шумер был прародиной западной культуры, и именно у шумерийцев следует искать истоки искусства и мировоззрения египтян, вавилонян, ассирийцев, финикиян, древних евреев и, наконец, даже греков". В целом, по мнению Вулли, Шумер – городская цивилизация высшего типа. Здесь, вероятно, можно говорить об ошибочном мнении автора, точнее о явном преклонении перед изучаемой культурой и необъективной оценке других культур. Нельзя утверждать о безоговорочном превосходстве шумерской культуры над, предположим, египетской: это 2 разных культурных очага, возникших в разных климатических и природно-географических условиях, что не позволяет говорить о преимуществах той или иной культуры. Трудно также согласится с явным преувеличением Вулли по поводу грамотности населения, но все это можно списать на  чрезмерную увлеченность археолога своим делом.

 

Раскопочный сезон на холме  Эль-Обейд  1923-24 годов принес значительные результаты:  одной из самых важных находок стал мемориальный камень с именами  царей первой династии. Эта находка во многом определила дальнейшее развитие изучения истории Месопотамии, ведь если раньше первая династия считалась мифической, то теперь по поводу  ее существовании сомнений не осталось. То, что эта табличка была найдена в развалинах эль-обейдского храма, позволяет не только датировать его постройку, но и составить мнение о развитии месопотамского искусства того периода. 

Храм Эль-Обейда - единственная постройка, оставшаяся  от эпохи первой династии. При раскопках были найдены элементы храма, свидетельствующие о довольно высоком уровне развития архитектуры: каменная лестница (это первый пример использования камня в Южной Месопотамии), медные статуэтки Быков и медные рельефы, инкрустированные колонны, мозаичные фризы. Такие находки стали основой для искусствоведов в изучении искусства Двуречья.

Дальнейшее исследование разрушенного храма позволило ученым определить политическую систему шумерского государства того периода:  стены храма больше походили на крепостные, из чего Вулли делает вывод об определяющей роли храма, а следовательно и жреца, в жизни шумерского города. Храм был не только святилищем, но и опорным оборонительным пунктом, жрец был не только главой святилища, но и выполнял военные функции. Была определена и общая структура города: "город был обнесен стеной. В центре его находился теменос или священный квартал, также обнесенный стенами: это была вторая линия обороны. И, наконец, в углу теменоса на укрепленной террасе возвышалась громада зиккурата, по своему положению соответствовавшего донжону или угловой башне средневекового замка". Так, по археологическим находкам была восстановлена политическая структура шумерского общества. Раскопки позволили еще больше узнать о шумерийцах:  наиболее загадочной находкой стала разветвленная система дренажных колодцев, располагающихся в жилых домах. Оказалось, что эти колодцы несут обрядовую функцию: в них в глиняных сосудах сбрасывали подношения подземным богам. Эта находка подчеркивает религиозность шумерийцев, их веру в сверхъестественные явления.

 

В 5 главе Вулли рассматривает промежуточный период между эпохами 1 династии и 3-й. Первой  наиважнейшей находкой этого периода раскопок стало обнаружение ряда могил, не относящихся ни ко времени 1 династии, ни к эпохе Саргонидов. Это были захоронения знатных людей (судя по погребальному инвентарю), возможно даже правителей. Однако приписать найденные могилы ко 2 династии Ура было бы неправильно, ведь Вулли утверждал ее мифичность. Одно ясно точно, загадочная эпоха предшествовала приходу Саргонидов. В верхних слоях  была обнаружена стеатитовая  печать из Индии, что позволяет сделать вывод о наличии связей Месопотамии и  Индии, которые развивались на протяжении веков и при Саргонидах были уже настолько крепкими, что торговые дома Мохенджо-Даро или других индийских городов считали необходимым иметь своих собственных представителей в городах долины Евфрата. В целом, Вулли признает, что период после безжалостного разрушения храма А-анни-пад-ды в Эль-Обейде и вплоть до того момента, когда столицей страны около 2600 г. до н.э. стал город Лагаш, представляется ученым очень смутно:  точно не определены ни его хронологические рамки, ни правители. 

С 2600 года  Ур на несколько поколений  попадает в зависимость от Лагаша, что не проходит для города бесследно: в частности четвертый преемник Урнанше Энаннатум I воздвиг здесь храм. Характерная деталь: этот храм был посвящен не Нанна, богу-покровителю Ура, а богу Лагаша. Лагашский период сменился периодом господства Урука, который, однако, продолжался недолго и сменился эпохой Саргонидов.

Долгое время Саргон Аккадский считался фигурой мифической, но находки Вулли доказали реальность его существования: в храме луны был найден алебастровый диск с изображением Энхедуанны, дочери Саргона аккадского. В Уре были обнаружены также могилы Саргонидов, позволяющие судить о степени развития общества и производства: здесь, в отличие от  могил царского кладбища, обнаруженного ранее, найдено не бронзовое оружие, а медное. На основе этого Вулли делает вывод об упадке ремесла. Все находки говорят о существенном изменении в сознании народа, в мировоззрении. Особые изменения произошли в сфере искусства: появляются мифологические сюжеты, трансформируются уже известные сюжеты, появляется чувство пространства.

Саргониды, по всей видимости, почтительно относились к храмам Ура (завоевание его сопровождалось разгромом стен города, но не храмов), но что интересно, они не возводили в Уре свои постройки. Династия Саргонидов была свернута племенами гутеев, диким горным  народом Элама. Эламское вторжение нарушило уже привычный экономический и политический строй Шумерского государства. Древние города-государства получили небывалую свободу, и появилось несколько сильнейших политических центров, важнейшим из которых стал Лагаш. Лагашские правители имели большую власть над Уром, хотя юридически и считались поданными гутеев. Правление гутеев продлилось до 2112 г до н.э, когда их власть была свергнута урукским правителем Утукегалом, который провозгласил себя верховным правители Шумера. Лагаш, а следовательно, и Ур, подчинились Уруку, так урский правитель Уранамму стал  вассалом, слугой Урука. В Уре возводится храм, посвященный господину. Однако Утукегал процарствовал  всего 7 лет и был свергнут восставшим  правителем Ура, который 

овладел всей страной и  основал 3-ю династию Ур. Уранамму  принял титул "могучий муж, царь Ура, царь Шумера и Аккада", который позже стал постоянным.

 

Содержание 6 главы посвящено правлению III династии Ура, которое длилось с 2112  по 2015 годы до н.э.  Пять царей царской династии на протяжении столетия возводили в Уре роскошные храмы, соответствующие статусу столицы обширного государства. От этого периода осталось много археологического материала.

Особенно в строительстве  отличился основатель династии Урнамму. Археологические остатки периода третьей династии позволяют судить об облике города тех веков и о степени защищённости города. При Урнамму вокруг Ура были возведены мощные стены: ”город окружала стена с крутым внешним откосом из кирпича-сырца; нижняя часть откоса представляла собой облицованный кирпичом склон холма, образовавшегося в результате наслоения древних развалин города; верхняя часть поднималась над уровнем развалин и служила прочной платформой шириной от двадцати трех до тридцати двух метров и высотой до восьми метров по внешнему склону, в то время как внутренний край платформы возвышался над уровнем города всего на полтора метра. На этом укрепленном откосе стояла крепостная стена из обожженного кирпича. Там, где откос сужался, шла просто стена с нависающим выступом впереди и площадкой для прохода воинов позади; там же, где откос расширялся, на нем некогда стояли храмы или другие общественные здания. Вероятно, они входили в систему защиты города. Их внешние стены смыкались с крепостной стеной, а крыши служили боевыми башнями. Это и без того могучее укрепление еще больше усиливало то обстоятельство, что воды Евфрата, судя по его древнему руслу, некогда омывали подножие западного откоса. Кроме того, в ста пятидесяти метрах вдоль подножия восточного откоса тянулся широкий канал, отходивший от реки чуть выше северной оконечности города. Таким образом, Ур с трех сторон окружала вода, и лишь с юга к нему можно было приблизиться по суше”.

Информация о работе Л.Вулли «Ур халдеев»