Лирические отступления в поэме Гоголя "Мертвые души"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:39, реферат

Описание работы

«Обилие» лирических отступлений в столь важных, возможно центральных произведениях писателей – Пушкина, Гоголя, Толстого и Шолохова объясняется и многими общими чертами, и некоторыми различиями.

Содержание

Вступление
Определение лирического отступления
Лирические отступления и их роль в поэме Гоголя «Мертвые души»
Заключение
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

Реферат. Лирические отступления в поэме Гоголя Мертвые души - копия.docx

— 38.85 Кб (Скачать)

     Взгляд  автора подвижен во времени и пространстве. Это и помогает ему в одном  предложении отобразить разные стороны действительности, сопровождая описания раздумьями о человеческом бытии вообще.

     Гоголь  увидел «удалую, полную сил национальность», могучую силу народа, хотя и скованную  цепями крепостного рабства. Автор  почувствовал стремительность движения Руси, услыхал его гул. В благородной  тревоге за судьбы своей страны он чутко прислушивается к бубенцам летящей тройки, образ которой  воплощает Русь будущего, спасенную  от собакевичей, кувшинных рыл, чичиковых. Именно этот образ Гоголь противопоставил  миру « мертвых душ». До вдохновенного  пророчества поднимается он, говоря о мощи и величии своей Родины. М богатством, силой и внутренней красотой русского национального характера связана его вера в чудную судьбу своей страны.

     Это хорошо почувствовали передовые  люди России, в первую очередь Белинский  и Герцен.

     «Мертвые  души» Гоголя, - писал Герцен, - удивительная книга, горький упрек современной  Руси, но не безнадежный. Там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых, навозных испарений, там он видит  удалую, полную силы национальность».

     Герцену близки и образ мчащейся Руси-тройки, и полная гордости гоголевская характеристика меткого и живого русского слова; ему близка и понятна тревога  Гоголя за судьбы своей Родины, его раздумья об исторических путях ее развития.

     Белинского  тоже захватили в поэме Гоголя не только изображение «страшной, потрясающей  тины мелочей», не только картины дикости  помещичьего быта, но и лирическое начало и образ самого автора.

     Подчеркивая сатирическое изображение Гоголем  действительности, Белинский с такой  же настойчивостью утверждал и наличие  в поэме поэтизации той жизни, которая должна прийти на смену отрицаемой. Именно в лиризме на самой высокой  ноте и с огромным волнением зазвучала  тема человеческой жажды никакими оковами  не стесненной жизни – ведущая  тема русской литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    5.Используемая  литература

  • Краткий словарь литературоведческих терминов
  • Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1995. С.472
  • Лаврова И. Литература. 1999. №35. С.10
  • Горшков А.И. Русская словесность. От слова к образу. М., 1995. С.190-191.
  • Докусов А.М. Поэма Гоголя «Мертвые души». М.1982

Информация о работе Лирические отступления в поэме Гоголя "Мертвые души"