Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:39, реферат
«Обилие» лирических отступлений в столь важных, возможно центральных произведениях писателей – Пушкина, Гоголя, Толстого и Шолохова объясняется и многими общими чертами, и некоторыми различиями.
Вступление
Определение лирического отступления
Лирические отступления и их роль в поэме Гоголя «Мертвые души»
Заключение
Используемая литература
Есть на страницах поэмы пейзажи, в которых «ничто не обольстит и не очарует взора». Таков пейзаж при изображении усадьбы Манилова – своеобразный пролог к раскрытию личности героя. Все в маниловской усадьбе удивительно невыразительно, скучно, однообразно, бесцветно – «ни то, ни се», как и сам владелец. Сатирический характер имеет и описание губернского города.
Иную
функцию несет картина
Лирическая
тема прерывается тягостной картиной
беспрерывного разорения
Описание построено в определенной последовательности. Сначала взору читателя предстает обширность сала; потом он видит зеленые облака, неправильные, трепетные купола разросшихся древесных вершин и среди них «белый колоссальный ствол березы»; затем перед нами причудливые извивы хмеля, - «зеленые чащи, озаренные солнцем», между ними неосвещенные места. Глаз, переходя от света к мраку, чуть различает беседку, чапыжник и ярко вспыхивающий лист клена. Сад кончается несколькими высокорослыми осинами и общим впечатлением – «все было пустынно, хорошо». Распространенность предложений, передающих либо переживания автора, либо точные признаки людей, явлений, предметов, ритмические звенья фраз – все это усиливает плавный ритм текста, создает своеобразное ощущение какой-то песенной мелодии. Поражает разнообразие, необычность и выразительность глаголов, полных движения, динамики, экспрессии. Глаголы говорят о вечной жизни, движении, обновлении, и от картины сада снова, как и ранее от воспоминаний детства и юности, мы переходим в страшную обстановку вымороченной барской усадьбы.
В
описании сада, в его цветовой гамме,
в лирическом контексте есть что-то
от романтической поэзии, и это
усиливает трагическое ощущение
мертвой и опустошенной человеческой
души. И тут же рядом дается образ
другого сада как объяснение широко
распространенного на Руси помещичьего
разгула и мотовства. Таковы характерные
явления русского помещичьего быта:
хозяйственность, домовитость, чудовищная
скаредность и губительный
Встречаются в произведении и такого рода виды: «И опять по обоим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы, серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином, бегущим из постоялого двора с овсом в руке, пешеход в протертых лаптях…городишки, выстроенные живьем, с деревянными лавчонками, мучными бочками, лаптями, калачами и прочей мелюзгой, рябые шлагбаумы, чинимые мосты, поля неоглядные… помещичьи рыдваны, солдат верхом на лошади… сосновые верхушки в тумане… вороны как мухи, и горизонт без конца». Как «глаз» кинообъектива схватывает отдельные детали, подробности, запечатлевает их в виде кадров на кинопленку, которая, стремительно развертываясь, создает огромную панораму, так и Гоголь беспорядочным и хаотическим нагромождением предметов передает пестроту и разнообразие жизни родной земли. В этой картине нет блеска и яркости красок. И в приведенном отрывке нет картинно-живописных эпитетов, впечатляющих сравнений. Но все описания глубоко психологично – все передано через призму личных авторских эмоций, общий характер которых грустный, болезненно щемящий сердце.
Есть в поэме приподнято-лирические дорожные зарисовки, задушевный разговор с читателем, разговор, тесно связанный со всем ходом мыслей. Таково одно из самых поэтических мест книги, говорящее о дороге, и вместе с тем, о великом пути, предстоящем Родине, России. В нем народно-разговорная речь, сдерживающая патетику, тесно переплетается с возвышенным строем речи, и это переплетение создает резкие перебои в повествовании. Постоянные переходы из одного строя в другой, слияние этих стихий языка и стиля в единый поэтический сплав, изменение ритма, возврат к широкому лирическому течению поражают невиданной музыкой речи. Читая небольшое по объему, но такое огромное по полноте и живости картин и по разнообразию содержания и смысла лирическое отступление о дороге, мы вместе с автором проникаемся обаянием и музыкой самого слова «дорога», поэзией дороги и дали вечереющих полей, и чувство восторга перед родной природой, внутреннего покоя и глубокой лирической взволнованности наполняет душу: «А ночь! Небесные силы! Какая ночь совершается в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей. Так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся». И рядом с патетическим взлетом – яркие, конкретные, впечатляющие детали, точно характеризующие и место, и время, и обстановку. Автор видит «церкви со старинными куполами и чернеющими строениями», «темные бревенчатые и белые каменные дома», «сияние месяца там и там», «поля и степи», верстовые столбы с цифрами, что «летят в очи», занимающееся утро, в «побелевшем холодном небосклоне» золотую, бледную полосу, телегу, опускающуюся с кручи, плотину, «широкий ясный пруд», «избы, рассыпавшиеся на косогоре». Он слышит «Не белы снеги», сап лошадей, шум колес, болтовня мужиков. Проникновенно переданы Гоголем и ощущения человека, мчащегося на тройке.
По характеру и по своим структурным особенностям отрывок напоминает описание украинской ночи, которым начинается вторая глава повести «Майская ночь, или Утопленница». В нем так же созерцание сливается с переживаниями, но значительно больше конкретных деталей, наполняющих пейзаж, создающих его символику.
Образ дороги один из самых волнующих и содержательных образов поэмы. Для Чичикова дорога – это просто дорога, по которой едет запряженная в тройку его бричка. Для автора поэмы дорога – это жизненный путь, который проходит он, погружаясь в потрясающую тину мелочей, опутывающих человеческую жизнь, встречая вереницу скучных человеческих характеров. Дорога – это и символ человеческой жизни вообще, ее нравственного смысла, общественного значения. Дорога – это и великий всемирно-исторического значения путь, по которому идет его Родина. Россия в дороге - так проявляется в гоголевском мироощущении наиболее характерная его особенность.
В
последней главе, посвященной обстоятельному
рассказу о том, как сложился характер
Чичикова, писатель снова погружает
нас в мир пошлости и зла. Он
точно формулирует
Писатель
сказал язвительные слова и о
системе воспитания юношества, при
которой способности и
Из анализа лирических отступлений в поэме нетрудно убедиться в том, что выявление положительных начал, «плодовитого зерна русской жизни» идет все время по нарастающей линии и на последних страницах достигает огромного напряжения, что отчетливо прослеживается и на частностях. Так же, как образ дороги наполняется все более емким содержанием, так происходит и расширение внутренней значимости образа тройки. На протяжении всей поэмы тройка фигурирует как тройка Чичикова, указываются даже клички впряженных в нее лошадей. Чичиковская тройка стала в книге действующим лицом в достаточной степени выразительным. В конце поэмы перед нами опять тройка Чичикова, и Селифан, приободрившись, шлепает Чубарого по спине, после чего тот пускается рысцой. Именно с образом этой тройки, тройки Чичикова, явления бытового, появляются бытовая, разговорная интонация и фразеология. Но вот движение тройки постепенно ускоряется, и по мере этого ускорения она как бы меняет свой облик – точнее, образ тройки изменяется в своем внутреннем значении. Исчезает чичиковская тройка, а вместо нее появляется русская тройка. Появляются и совсем иные слова, иная интонация. Возникает образ родной земли, что «разметнулась ровнем-гладнем на полсвета», и уже не «лошадки расшевелились», как говорилось о чичиковской тройке, а кони понеслись вихрем, отделились от земли и превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и вот тройка – это уже Русь в ее стремительном движении.
В складе авторской речи появляется напевность, глубоко впечатляющие, эмоциональные эпитеты, синонимы (закружиться, загуляться), сменяют одна другую метафоры, риторические обращения, восклицания, нагнетающие повторы центрального слова («сам летишь», «все летит», «летят версты», «летит с обеих сторон лес…», «летит вся дорога…», «летит мимо все, что ни на есть на земле» и т.п.).
Все это выражает восторженно-патриотическое отношение автора к родине, к народу, «полному творящих способностей души», поэтизацию в нем всего высокого и дорогого для писателя.
Стремясь шире представить состояние мира, писатель включает в повествование так называемые вставные рассказы: о капитане Копейкине, Кифе Мокиевиче и Мокие Кифовиче. Почтмейстер предполагает, что Чичиков не кто иной, как капитан Копейкин. В десятую главу автор вводит внешне будто бы не связанную с похождениями Чичикова «Повесть о капитане Копейкине» - историю инвалида Отечественной войны 1812 года. Отчаявшись в поисках хлеба насущного, в бесчисленных столкновениях со столичной бюрократией, Копейкин становится атаманом шайки разбойников. Факт этот воспринимается в ряду трагических нелепостей. Из таких нелепостей и складывается общественный уклад крепостнической России.
Гоголю пришлось долго воевать с цензурой, исключившей «Повесть» из текста поэмы. Однако писатель придавал ей ключевое значение. «Повесть» завершала творческую концепцию первого тома, сатира Гоголя затрагивала самые высшие слои русского общества.
«Повесть» имеет несомненные внутренние контакты с размышлениями писателя о подлинном и мнимом патриотизме. Заслуженные патриоты родины не могут найти средств для самого скромного существования. (Отсюда говорящая фамилия – Копейкин). Лишь потерявшие совесть занимаются ростовщичеством, подлогом, взяточничеством: копят капитал от копейки до миллионов.
Горькая
правда капитана Копейкина незримо
присутствует и в рассуждениях писателя
о ленивых душой читателях, которые
не хотят знать истину. Они «накопляют
себе капитальцы, устраивают судьбу свою
за счет других». А когда прочтут
о своей ничтожной жизни, «выбегут
со всех углов, как пауки, увидевшие,
что запутались в паутину мухи,
и подымут вдруг крики». «Философия»
Кифы Мокиевича тоже основана на стремлении
сокрыть истину для сохранения личного
спокойствия. Развенчание этого
хитреца – завуалированный
4. Заключение.
В сюжете поэмы нет захватывающих приключений и любовных сцен. Герой поэмы спокойно и как-то буднично перемещается в пространстве и во времени, лишь изредка встречая на своем пути осложнения (в лице бузотера Ноздрева).
Но
афера Чичикова, решившего нажиться
на ревизских душах умерших
В
седьмой главе первого тома «Мертвых
душ» Гоголь причисляет себя к писателям,
дерзнувшим «вызвать наружу все, что
ежеминутно перед очами и чего
не зрят равнодушные очи, - всю страстную,
потрясающую тину мелочей, опутавшую
нашу жизнь»: «И долго еще определено
мне чудной властью идти об руку
с моими странными героями, озирать
ее сквозь видимый миру смех, и незримые,
невесомые ему слезы!» вот
Информация о работе Лирические отступления в поэме Гоголя "Мертвые души"