Лирические отступления в поэме Гоголя "Мертвые души"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 23:39, реферат

Описание работы

«Обилие» лирических отступлений в столь важных, возможно центральных произведениях писателей – Пушкина, Гоголя, Толстого и Шолохова объясняется и многими общими чертами, и некоторыми различиями.

Содержание

Вступление
Определение лирического отступления
Лирические отступления и их роль в поэме Гоголя «Мертвые души»
Заключение
Используемая литература

Работа содержит 1 файл

Реферат. Лирические отступления в поэме Гоголя Мертвые души - копия.docx

— 38.85 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 

Реферат

по литературе на тему:

«Лирические отступления в поэме Гоголя «Мертвые души»» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План.

          1. Вступление
          2. Определение лирического отступления
          3. Лирические отступления и их роль в поэме Гоголя «Мертвые души»
          4. Заключение
          5. Используемая литература
          6.  

1. Вступление.

   «Обилие»  лирических отступлений в столь  важных, возможно центральных произведениях  писателей – Пушкина, Гоголя, Толстого и Шолохова объясняется и многими  общими чертами, и некоторыми различиями.

   Так, возможность  лирических отступлений заявлена и  Пушкиным и Гоголем в жанре. А.С. Пушкин особо подчеркивает соединение эпического и лирического жанров. Его роман в стихах – не только повествование о жизни героев, но и лирическое произведение, наполненное  авторской индивидуальностью.

     То  же происходит и в прозаической «поэме» (именно так определяет Гоголь свое творение) «Мертвые души». Ведь на самом  деле это не только история чичиковской  авантюры, а песня о России, глубоко личные размышления и переживания Гоголя.

     У каждого художника есть произведение, которое он считает главным делом  своей жизни, - произведение, в которое  он вложил самые заветные, сокровенные  думы, все свое сердце. Таким главным  делом жизни Гоголя явились «Мертвые души».

     Лирические  отступления служат расширению художественного  пространства, созданию целостности  образа: от бытовых деталей обобщения, до масштабных, наполненных философским. Лирические отступления не уводят от главной цели, а лишь еще более  углубляют ее. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Определение лирического отступления.

     Во многих литературоведческих источниках указано, что лирические картины связаны с личностью автора. А с чем же еще? Многолетняя традиция упорствует, что «лирические отступления в поэме» - авторские отступления. Однако никак не объясняется тот факт, что эти отступления уж слишком «далеко отступают». Как раз разобраться в этом я и попыталась, сравнив статьи различных литературоведческих словарей и источников, сопоставив данные и пытаясь выбрать одно наиболее точное определение. В конце концов, у меня постепенно создалась общая картина, дающее читателю вполне ясное представление о тех самых лирических (авторских) отступлениях.

     В «Кратком словаре литературоведческих  понятий и терминов» я нашла  следующее:

     «Авторские  отступления (лирические отступления) – высказывания лирического, философского, и т.п. характера, в которых с  наибольшей ясностью выражается авторская  позиция, а иногда – личность реального  автора. В композиции произведения авторские отступления играют существенную роль. Они принадлежат к внесюжетным элементам и, как правило, слабо связаны с основным действием. Большое количество авторских отступлений мы находим в «Евгении Онегине» Пушкина, «Мертвых душах» Гоголя и т.п. Есть произведения, в которых авторские отступления практически отсутствуют. Авторские отступления являются формой создания образа автора…»

     В «Толковом словаре слов и выражений» этот термин трактуется так:

     Лирические  отступления – 

  1. Прямое значение. Вставка в изложении, сочинении, реферате, докладе, отклоняющаяся от основной темы.
  2. Переносное значение. Вообще отступление, отходы от речи, мысли.

         Определение лирических отступлений можно встретить  и в статьях, посвященных частным  вопросам – например анализу своеобразия  лирических отступлений в определенном произведении. Так И.Лаврова предлагает следующее определение:

         Лирические  отступления – внесюжетный элемент, который позволяет автору, обратится к читателям со страниц своего произведения непосредственно, а не от лица кого-либо из действующих персонажей.

         Говоря  о лирических отступлениях непосредственно,  нельзя не упомянуть о лирике как об особом роде литературы, особенности которого обнаруживают себя в лирических отступлениях. Лирическое произведение – произведение, в котором выражаются мысли и чувства автора, вызванные различными явлениями жизни. Наряду с лирическими произведениями, существуют драматические и этические.

         В книге А.Н.Горшкова «Русская словесность» лирика определяется как «род художественной словесности, основным признаком которого считается изображение духовной жизни человека, мира его идей, чувств, отображенных в душевном состоянии, субъективном переживании поэта как личности, во всем сказывается его индивидуальная оценка, проявляется авторское «я».

         Изображение состояния души, переживания приобретает  признаки художественного образа, что  позволяет говорить об образе –  переживании в лирике. Так называемое «авторское я» в лирике нельзя отождествлять  с личностью поэта, с поэтом во плоти и крови. «Я» в лирике – всегда обобщенный и в большей  или меньшей степени отделенный от личности поэта, хотя и порожденной поэтом, образ. При всей субъективности лирики героям лирического произведения выступает не поэт, автор в своей жизненной, так сказать, бытовой реальности. А лирический герой – образ, который создается выраженными в произведении переживанием, душевным состоянием. Мыслями, чувствами, оценками».

         Итак, ознакомившись с рядом определений  лирических отступлений, обратившись  к особенностям лирики как рода литературы, мы уже можем выделить как общие  черты определений, так и их отличия. Одним из самых ярких признаков  лирических отступлений является то, что лирические отступления существуют обычно параллельно всему произведению, не связаны с ним сюжетно и  отражают мир переживаний и мыслей автора, а не героев.

         Лирические  отступления поэмы «Мертвые души»  абсолютно подходят под основополагающий признак всех лирических отступлений. Как мы уже отметили, основополагающим признаком лирических отступлений является ярко выраженная авторская индивидуальность, основанная на личном опыте автора. Что, как правило, и указывается в большинстве нами прочитанных определений. Сформулируем рабочее определение понятия «лирические отступления». Лирические отступления – высказывания лирического, драматического, этического, любовного, пейзажного, гражданского и т.п. характера, в которых главным образом выражается авторская позиция. Его мнения, точка зрения, а порой – его реальная личность. Носителем переживания выступает «я» писателя, для которого необязательно буквальное совпадение с биографическим опытом автора, вызванное различными явлениями жизни, но и знания, полученные им от других людей, или, к примеру, из книг. Лирическому отступлению свойственна особая взволнованность, напряженность чувств, художественная емкость и выразительность. Это обуславливает его склонность к ритмически организованной, акцентированной форме, порой приуславливая наличие жесткого плана в произведении. Лирические отступления способны передать самые сложные и тонкие оттенки душевного состояния человека и обладают исключительной силой воздействия на читателя, особенно усиливающейся с жизненным опытом.

         Итак, рассматривая своеобразие лирических отступлений, мы должны не только обратиться к традиционному освещению тематики и проблематики собственно отступлений, но и к «лиричности» самой поэмы, которая обусловлена тем, что  центральным героем произведения является условный автор, его типизированный образ.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Лирические  отступления и  их роль в поэме  Гоголя «Мертвые души».

     На  первый взгляд кажется, что в поэме  Гоголя лирические отступления образуют самостоятельный сюжетный план, параллельный повествовательному. На самом же деле они органически связаны с  повествовательным планом, и их из него исключить невозможно.

     В лирических отступлениях, внутренне  связанных между собой, выражено то душевное смятение, которое охватывает автора при виде царящего всюду неустройства, прослеживаются изменения этого душевного смятения.

     Первые  лирические строчки появляются в  третьей главе. Перед взором художника  уже прошли Манилов, Коробочка, понемногу  начал проясняться Чичиков, обнаружилась духовная нищета правящих слоев России, и именно после этого появляются пронзенные грустью слова о том, как веселое может мигом обратиться в печальное. В пятой главе, посвященной  «историческому» человеку Ноздреву, его приятелям Поцелуеву и  Кувшинникову, прозвучат слова, полные глубокой тоски по светлому явлению, которое хотя бы раз, но мелькнуло  в жизни человека, обреченного  существовать в мире пошлости и дикости, моральной неопрятности и распущенности.

     Начиная с пятой главы, лирическая струя  наполняется огромным содержанием. Это происходит потому, что тема народа переплетается с темой  России, ее будущего, точнее, сливается  с нею воедино. Отчетливо возникает  противопоставление народной России миру собакевичей, маниловых, плюшкиных, чичиковых. Как бы своеобразным введением к теме этой народной России и является окончание главы, содержащее рассуждение о народе, полном «творящих способностей души».

     Но  мажорная волна лирического отступления  сменяется вдруг скорбными воспоминаниями о «невозвратимых летах юности». Появление этой проникновенной исповеди в начале шестой главы обусловлено движением сюжета. После того как многое в жизни обернулось «печальной своей действительностью», а впереди читателя ожидает воистину трагическое и страшное – Плюшкин, автор напоминает о юном и светлом восприятии жизни, делавшем мир прекрасным, а человека пытливым, доброжелательным и общительным.

     «Исповедь», предваряющая рассказ о Плюшкине, по существу заключает в сжатом виде его судьбу: рачительное, деятельное хозяйствование, спокойные, ничем не омраченные дни семейного счастья  и оставляющий неизгладимое впечатление  конец. И после того как рассказана эта судьба, а образ Плюшкина встал  перед взором Гоголя в своей опустошенности, душа художника не может не содрогнуться. Испытанное им душевное потрясение вызывает полное гневной горечи и скорби восклицание  о страшном падении человека.

     Седьмая глава начинается также с лирического  отступления – раздумья писателя-гражданина, мужественно взявшего на себя горькую миссию сказать соотечественникам правду о неустроенности родной земли. В этом раздумье вылилось владеющее автором чувство горестного, скорбного негодования против «хозяев» жизни, превративших жизнь в нетерпимый для всякого честного человека ад. Страшно жить в мире коробочек, собакевичей, плюшкиных. Но, тем не менее, автор поэмы гонит прочь набежавшие на чело морщины, «разом и вдруг» окунается «в жизнь со всей ее беззвучной трескотней».

     Между рассказом о «мертвых душах» помещичьей России и следующим за ним рассказом  о «мертвых душах» России чиновников идет отступление о купленных  Чичиковым крестьянах. Здесь впервые  облекаются в плоть и кровь  творцы и носители меткого русского слова, те, кто является истинными  хозяевами русской земли, труженики. Создающие богатства, украшающие землю, приумножающие славу родины. С гордостью говорит Гоголь о ярких талантах людей из народа, о владеющей ими ничем неистребимой жажде воли и счастья.

     Галерея крестьянских образов завершается  у Гоголя образом Абакума Фырова, широкой свободолюбивой натуры, и  с ним, с Фыровым, соотносится  в поэме картина веселья, простора, поэзии труда. Автором найдены точные и емкие слова, организованные интонационно и ритмически так, что это место  в поэме звучит как вдохновенная песня в прозе.

     Именно  эта сфера национальной жизни  дает писателю мужество для свершения  великого подвига: не только показать зло в полном его объеме, но и  выйти на борьбу с ним. Эта сфера  национальной жизни является источником веры Гоголя в светлую судьбу родной земли. Дворовый Попов, Абакум Фыров, Еремей Карякин, Никита Волокита с сыном Антоном предваряют тех крестьян, которые появятся на страницах «Записок охотника» Тургенева, В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова. Это они захотят узнать доподлинно, кому же «весело, вольготно» живется на широких просторах родной Руси.

     Нарисованная  после этого картина мертвенно-бесчувственной жизни чиновников города N столицы вновь перебивается у Гоголя высоким лирическим движением, в котором с большой силой выражены страдания автора, вызванные трагической участью родного народа, чувство страстной и нежной любви к России, ощущение кровной связи с родиной, вера в ее могучие творческие силы, в будущую ее судьбу.

     Правда, «богатырь» еще не родился, но ожиданием  его прихода живет Гоголь, живут  все здоровые силы страны. Образ  «богатыря» еще не ясен автору, как  ясен весь образ будущей Руси, - и  тот и другой скорее символичны, - но их видение вызвано глубокой убежденностью в нетерпимой неустроенности настоящего, верой в необходимость  и неизбежность прихода нового, светлого будущего.

     Лирическое  одушевление, с которым нарисован  образ Руси будущего, рождено страстным  желанием блага родной земле. Оно  определяет и пафос замечательных  слов о дороге.

     Образ дороги проходит через всю поэму  Гоголя. Перед автором, все время  путешествующим вместе с героем, непрестанно  открываются все новые и новые  места, что позволяет ввести в  произведение разнообразные пейзажные  зарисовки.

Информация о работе Лирические отступления в поэме Гоголя "Мертвые души"