Лингвистические особенности английского каламбура

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на обилие работ, посвященных частным аспектам каламбура, в лингвистике практически отсутствуют исследования содержательных характеристик этого приема.
Данная проблема является частью более широкой задачи – изучение содержательных характеристик этого приема.
Широкое использование каламбура в ряде литературных жанров, агностическое отношение многих исследователей к каламбуру, зачисленному ими в список “непереводимых” явлений, диктует необходимость разработки этого приема с одного языка на другой. Тема актуальна и в плане изучения проблемы в создании образности перевода.

Содержание

Введение
Общая теория каламбура
Основные направления в изучении каламбура
Определение каламбура и его классификации
Информативные и контекстуальные характеристики каламбура
Информативная структура каламбура
Переменные компоненты каламбура
Перевод английского каламбура
Пути поиска соответствий при передаче каламбуров
Прием компенсации как способ передачи английского каламбура
Книга Льюиса Кэрролла “ Алиса в Стране Чудес” как предмет анализа ученых и переводчиков
Анализ работ некоторых переводчиков в подходе к передаче наиболее интересных каламбуров
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

моя работа.doc

— 334.00 Кб (Скачать)

Принципы перевода, лежащие  в основе данного исследования таковы:

 

а) переводимость;

б) взаимосвязь формы  и содержания;

в) необходимость сохранения в переводе соотношения между  частью и целым, свойственным тексту оригинала.

Основываясь на этих принципах, процесс перевода рассматривается как процесс “поиска решений, отвечающего определенному набору варьирующих функциональных критериев”.

Исходной точкой данного  процесса является семантика элементов  ядра каламбура иностранного языка  и место его расположения. При этом опорой для создания каламбура в переводе могут служить:

а) семантика обоих  элементов ядра;

б) семантика одного из элементов ядра;

в) новая семантическая  основа.

Использование семантики  обоих элементов довольно редкий случай в переводческой практике, поскольку он предполагает наличие в языка перевода параллелей элементам иностранного языка. При совпадении условий реализации элементов ядра в каламбур перевод осуществляется практически на уровне слова.

Так, ядро каламбуров, построенных  на полисемии слова dear:

    1. дорогой, уважаемый;
    2. дорогой, много стоящий, имеет лексические параллели во многих  языках, и легко воспроизводится без потерь информации.

Это же относится к  каламбурам, построенным на разложении устойчивых словосочетаний, имеющихся в обоих языках to live under the name - “жить под именем”; to lose one's patience -  “потерять терпение”.

В том случае, когда  элементы ядра не имеют эквивалентов в языке перевода, переводчики  создают каламбур на одном из элементов ядра, подстроив к нему другой, совпадающий с первым по форме, но не соответствующий по значению.

Такому решению предшествует тщательный анализ оригинала, в ходе которого устанавливается возможность  изменения семантики одного из элементов.

При этом необходимо учитывать, что в отдельных случаях существуют ведущие элементы ядра, семантика которых не должна изменяться. Так, в каламбуре Льюиса Кэрролла "Mine is a long and a sad tale! Said the Mouse... It is a long tail, certainly", said Alice... "but why do you call it sad?" построенном на омонимии слов -"tale - tail"   ведущим элементом является слово tail - “хвост”, поскольку последующий рассказ Мыши построен в виде фигурного стихотворения, в форме хвоста. Большинство переводчиков этого произведения сохранили этот элемент каламбура, избрав при этом свой собственный путь.

П. Соловьева использовала сходно звучащее слово “хвастунья - хвастунья”, Н. Демурова “прохвост - про хвост”, Б Заходер обыграл устойчивое словосочетание “Этой страшной истории с хвостиком - тысяча лет”.

Естественно, замена компонента повлекла за собой необходимость  внесения изменения во все семантико-стилистическое пространство каламбура. Однако все  эти изменения оправданы, так  как они позволяют сохранить  главное - функциональную нагрузку приема иностранного языка.

В случае невозможности  использования даже одного из элементов  ядра каламбура иностранного языка  прием языка перевода может создаваться  на полностью измененной семантической  основе.

Это происходит в тех  случаях, когда функциональная информация доминирует над конкретным предметно-логическим содержанием. При этом поиск ведется прежде всего среди лексики, находящейся в видо-родовых отношений с элементами ядра.

Так, каламбуры Льюиса Кэрролла "We called him Tortoise because he taught us" в переводе Н. Демуровой приобретает следующий вид: “Мы звали его Спрутиком, потому что он всегда ходил с прутиком”.

Использовав название другого  морского животного, переводчица сохранила  особенности приема, основанного  на авторской этимологии, -одно из самых распространенных приемов создания каламбура в детских произведениях.

Анализ каждого предложения, входящего в текст каламбура, показывает, что произведенная замена не затронула нити повествования, и  позволила сохранить все ведущие  и качественные компоненты приема.

Б. Заходер образовал  иную этимологию, построенную на слове  “Питон”, предварительно связав его  с придуманным “змеиным” рядом:

“морской змей - удав - питон - питонцы”. “Он был Питон! Ведь мы его питонцы”. В его перевод внесено больше изменений по сравнению с переводом Н. Демуровой, но главное - функционально адекватная информация приема сохранена.

Несмотря на различие семантики каламбура языка перевода в трех приведенных выше переводах, поиск функциональных эквивалентов шел аналогичным путем. Причем, в создании подобных эквивалентов большую помощь переводчику оказывает метод трансформации.

Так, при переводе каламбура, построенного на обыгрывании значения слов "whiting" - мерлан (Льюиса Кэрролла), восемь из одиннадцати переводчиков пошли по пути полной замены ядра каламбура ИЯ. Каламбурные  трансформацией  приводили  к  различным  лексико-семантическим типам этого приема:

а) авторская этимология “треска —> трещит и трескается” (В. Сирии);

“треска —> толку мало, а треску много” (Н. Демурова).

б) звуковое сходство и авторская этимология: “сардинка играет под сардинку” (Б. Заходер), “линь —> лини —> лени вы —> ленивы” (А, Щербаков).

Поскольку предметно-логической основой каламбура является языковой материал, его замена не влечет за собой  искажения замысла автора, но позволяет сохранить все остальные компоненты информативной структуры приема, а главное - его функциональные характеристики

В тех случаях, когда  предметно-логическое содержание доминирует над функциональной информацией  каламбура или невозможно создать каламбур на частично или полностью измененной основе, содержание приема передается в некаламбурной форме. Поскольку в каламбуре совмещается два смысловых плана, тесно связанных со структурой текста и дальнейшим развитием сюжета, необходимо нейтрализовать один план, сохранив при этом основные компоненты содержания приема. Здесь встречается наибольшее количество типичных переводческих ошибок, связанных с буквальной передачей семантики обоих элементов ядра иностранного языка, что приводит не только нарушению норм иностранного языка, но и к созданию бессмысленного контекста на месте утраченного приема.

 

2.2 Прием компенсации как способ передачи английского каламбура

Безусловно, изменения  семантической основы каламбура   ИЯ, передача его содержания в некаламбурной форме влекут за собой определенные потери.

Однако в арсенале переводчика  имеется надежное средство их возмещения - прием компенсации, один из способов достижения эквивалентности перевода на уровне всего текста. Несмотря на длительное использование этого приема в переводческой практике, системные разработки в теории перевода он еще не получил.

Существуют, например, различные точки  зрения относительно средств, используемые с целью компенсации, и выбора места создания этого приема в  переводе. В данном исследовании компенсации рассматривается, как замена непереданного элемента подлинника аналогичным или иным элементом, восполняющим потерю информации и способным оказать аналогичное (сходное) воздействие на читателя.

Выбор средств и места компенсации диктуется прежде всего, особенностями идейно-художественного характера подлинника, а затем уже условиями текста перевода. Компенсацию аналогичным приемом с известной долей условности можно назвать полной.

Применение же приемов иного  рода чаще всего компенсирует потерю лишь частично.

Анализ случаев использования  различных случаев компенсации  приводит к выводу о необходимости  установить ограничение при использовании  каламбуров:

  1. Каламбур должен естественно входить во всю систему стилистических и образных средств перевода, подчиняется главной цели всего произведения и не искажать идейно-художественный характер подлинника.
  2. Структурно-семантические особенности каламбура ПЯ должны отражать особенности каламбуров оригинала.
  3. Каламбур должен создаваться только в речи персонажей, использующих этот прием.
  4. Каламбур может создаваться только в типичной для него ситуации.
  5. Каламбур не должен компенсироваться стилистическим приемом, чуждым или мало свойственным оригиналу.
  6. При создании каламбура необходимо учитывать социальные особенности читателей, для которых данное произведение предназначается. Создание компенсирующего каламбура прямо противоположно процессу нейтрализации, вынужденному “сглаживанию” двуплановости каламбурных контекстов.

При вынужденной нейтрализации  двупланового текста, вызванной различиями в системах иностранного языка и языка перевода, он трансформируется в одноплановый, т.е. каламбурный контекст    —> нейтральный (некаламбурный). Прием компенсации предполагает обратный порядок: нейтральный контекст —> каламбурный.

В качестве удачного случая создания каламбура приведем отрывок из перевода пьесы Шекспира “Двенадцатая ночь”, выполненного Э. Линецкой. Для создания компенсации переводчица избрала  диалог служанки Мэри и сэра Тоби. В  речи этих персонажей, отличающихся чувством юмора и остроумием, каламбур    в


Информация о работе Лингвистические особенности английского каламбура