Лингвистические особенности английского каламбура

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 19:51, курсовая работа

Описание работы

Несмотря на обилие работ, посвященных частным аспектам каламбура, в лингвистике практически отсутствуют исследования содержательных характеристик этого приема.
Данная проблема является частью более широкой задачи – изучение содержательных характеристик этого приема.
Широкое использование каламбура в ряде литературных жанров, агностическое отношение многих исследователей к каламбуру, зачисленному ими в список “непереводимых” явлений, диктует необходимость разработки этого приема с одного языка на другой. Тема актуальна и в плане изучения проблемы в создании образности перевода.

Содержание

Введение
Общая теория каламбура
Основные направления в изучении каламбура
Определение каламбура и его классификации
Информативные и контекстуальные характеристики каламбура
Информативная структура каламбура
Переменные компоненты каламбура
Перевод английского каламбура
Пути поиска соответствий при передаче каламбуров
Прием компенсации как способ передачи английского каламбура
Книга Льюиса Кэрролла “ Алиса в Стране Чудес” как предмет анализа ученых и переводчиков
Анализ работ некоторых переводчиков в подходе к передаче наиболее интересных каламбуров
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

моя работа.doc

— 334.00 Кб (Скачать)

 

1.3 Информативные  и контекстуальные характеристики  каламбура

1.3.1 Информативная  структура каламбура

Каламбур, как и любой стилистический прием, является носителем определенной информации. Его информативная структура представляет собой сложное образование. В состав каламбура входят, по крайней мере, две языковые единицы, имеющие в свою очередь сложную семантическую структуру, элементы которой в определенной степени влияют на формирование содержания всего приема.   

С другой стороны, нельзя игнорировать тот факт, что каламбур входит в  состав текста, содержание которого может  внести значительные коррективы в его  информативный объем. Таким образом, анализ информативной структуры каламбура предполагает изучение его в двух аспектах:

а) выделение составляющих информативной  структуры каламбура как целостного многокомпонентного образования;

б) установление взаимосвязи и взаимного  влияния каламбура и текста, элементом которого он является.

Описание информативной структуры  каламбура в данном исследовании базируется на основе имеющихся теорий семантической структуры слова  и различных речевых явлений. При этом принималось во внимание особенности каламбура и цели данного исследования.

В семантической структуре каламбура  выделяется четыре постоянных и два  переменных компонента:

а) предметно-логическая;

б) экспрессивно-стилистическая;

в) ассоциативно-образная;

г) функциональная;

д) фоновая

е) социально-локальная.

В основе создания любого каламбура  лежит предметно-логическая информация, в качестве которой могут служить:

а) экстралингвистическая действительность;

б) языковой материал.

Предметно-логическая информация –  это фактическая тема каламбура, события, факты, которые легли в основу создания этого приема и явились толчком к его появлению.

Так, назначение мистера Онслоу заместителем министра по вопросам колоний явилось  темой следующего каламбура, опубликованного  в журнале “Punch”. “The new under-secretary to the colonies! Onslow appointed! Hum! Did business go very fast? That we must get On-slow?”

В любом языке имеется определенный набор языковых средств для создания каламбуров. В том случае, когда  этот прием создается не для описания экстралингвистической ситуации, его предметно-логической основой является сам языковой материал.

Так, возможность обыграть значения слов – омонимов school 1) школа; 2) стая явилась причиной возникновения следующей каламбурной загадки: ”what animals are well-educated? – Fish, because they go round in schools” (Rosenbloom).

Помимо предметно-логической, приведенные выше каламбуры несут  экспрессивно-стилистическую информацию. Этот вид информации отражает авторское  эмоционально-оценочное отношение  к предмету или экспрессивно-познавательную установку данного речевого оформления мысли.

В каламбуре из журнала  “Punch” четко прослеживается негативное отношение автора к ситуации в министерстве и к назначению Онслоу. Эта информация и содержит основу экспрессивно-стилистического компонента приема.

Что же касается каламбуров-загадок, то в них выражено отношение автора не к экстралингвистическим фактам, а к возможностям языка.

Если ассоциативно-образная информация является окказиональным компонентом  семантической структуры слова, то в содержании каламбура – это постоянный компонент.

Форма каламбура совмещает, по крайней мере, два смысловых  плана. Это обеспечивается возможностью использования единиц языка в  прямом и переносном смысле, что  приводит к “совмещенному видению  картин” и является основной образной информацией. Краткая и емкая форма каламбура из журнала “Punch” основывается на образном использовании языковых средств. Именно ассоциативно-образный компонент придает содержанию приема убедительный и яркий характер.

Использование каламбура, как и любого стилистического приема, имеет конкретное назначение и подчинено определенной цели. Сведения о назначении этого приема и составляют основу его функциональной информации.

Функциональные характеристики каламбура  неоднократно описывались исследователями, но не существует их единой классификации.

Это, видимо, объясняется тем, что  исчерпывающей классификации стилистических функций в литературе пока нет.

Тем не менее, наблюдения над особенностями  информативной природы каламбура  свидетельствует о ее полифункциональности, то есть в ней могут быть совмещены сведения о разнообразных функциях одного и того же приема.

К наиболее типичным видам функциональной информации относят эстетический компонент, входящий в содержание любого каламбура, а также характеризующий, типизирующий, индивидуализирующий, аппелятивный и валюнтативный компоненты.

В произведениях для детей обязательным компонентом функциональной информации является образовательный так как  каламбур для ребенка - своеобразная умственная гимнастика, развивающая его мыслительные способности, культуру речи, воспитывающая чутье языка.

В приведенном выше каламбуре из журнала "Punch" функциональная информация содержит постоянный компонент - эстетическую информацию, цель которой - доставить читателю эстетическое наслаждение. Однако не менее важной является и информация, характеризующая мистера Онслоу и ситуацию в министерстве (характеризующий компонент).

Помимо этого, функция каламбура — привлечь читателя к описываемым событиям и заставить его не только посмеяться над ними, но и изменить их ход (аппеллятивный и волюнтативный компоненты).

 

1.3.2 Переменные компоненты.

Социолокальная информация, содержащаяся в каламбуре, может указывать  на социальную, территориальную, профессиональную, возрастную и пр. коммуникации. Носителем этого вида информации являются элементы ядра каламбура. Они могут включать единицы разных словарных пластов английского языка: американизмы, диалектизмы, термины, просторечия, профессионализмы и т.д.

Каламбур может нести  также социолокальную информацию об отправителе и получателе речи (то есть об авторе и потенциальных читателях).

Известно, что при создании произведения писатель должен учитывать  обобщенные социальные характеристики будущего реципиента.

Следовательно, можно утверждать, что и при создании каламбура в него заранее закладывается информация, обусловленная многими историческими и социальными факторами.

Фоновая информация

В последнее десятилетие внимание лингвистов привлекает так называемый фоновый компонент семантической  структуры языковых единиц. Наличие такого компонента в семантической структуре одного из элементов ядра каламбура вносит фоновую информацию, получили широкое распространение в английском языке, особенно в газетном стиле, где они составляют 60% общей выборки.

С точки зрения принадлежности фонового компонента к той или иной категории культурных сведений каламбуры подразделяются на два вида:

а) каламбуры, опирающиеся на факты, составляющие основной фонд сведения социальной культуры общества;

б) каламбуры, содержание которых связано с текущими событиями и явлениями массовой культуры.

К первому виду относится следующий  каламбур, построенный на обыгрывании  имени жены Шекспира. В нем содержится фоновая информация о широко известных  обстоятельствах брака знаменитого  английского драматурга. "And, though he tried to marry someone else, she prevailed without need for eloquence. As St. Dedalus puts. Whoever has her Will, Ann hath a way (A. Burgess).

Вторая категория фоновых каламбуров отличается недолговечностью фоновых  знаний, входящих в их информативную структуру.

Каламбуры подобного рода строятся на именах государственных и общественных деятелей разного ранга, и содержат фоновые знания, долговечность которых  зависит от той роли, которую эти  лица играли в общественной текучесть политической жизни страны, и важности событий, отраженных в каламбуре.

Так, в связи с уходом министра обороны Великобритании Нотта  в отставку вовремя фолклендкского конфликта в газете "Morning star" была напечатана карикатура с каламбурной надписью: "Falkland Debate. Good grief. Does that mean not guilty or Nott guilty?"

Для  нынешнего  читателя,  интересующегося  политическими  событиями, понимание подобных каламбуров не составляет труда. Однако с течением времени фоновые знания, необходимые  для их адекватного декодирования, могут сохраниться лишь в памяти узкого круга читателей.

Оригинальные фоновые  каламбуры, несущие большой объем  разнообразной информации и отличающиеся острой сатирической направленностью, превратятся в безобидные шутки. Таким образом, с уходом в прошлое событий, являвшихся причиной каламбура, как бы исчезает его экстралингвистическая предметно-логическая основа.

Изучение контекстуальных  характеристик каламбура преследовало две основные цели:

Во-первых, установить роль того или иного элемента в структуре всего художественного произведения. Иерархия ценностей каждой детали должна устанавливаться для того, что определить, можно ли пожертвовать при переводе тем или иным элементом содержания и в какой степени.

Во-вторых, в случае возможности изменить конкретное содержание ради сохранения каламбура необходимо уточнит глубину текстового пространства приема, в котором должны вноситься эти изменения.

Учитывая характер взаимосвязи  каламбура и текста произведения, а также роль этого прима в  развитии структурно-семантической организации произведения, контекстуальные каламбуры можно подразделить на два основных вида:

а) доминантные,

б) ограниченного действия.

В зависимости от того, вводят ли каламбуры  последующий за ними контекст   или   резюмируют   содержание   предшествующего,   они подразделяются на интродуктивные и резюмирующие.

Доминантные каламбуры играют ведущую  роль в формировании главенствующей темы произведения. Они служат ключом к пониманию авторского замысла  и в предельно сжатой форме  отражают ведущий мотив произведения.

Сфера  семантико-стилистического  распространения  каламбура ограниченного  действия может варьироваться от базисного контекста до субъекта (глава, параграф).

Так, содержание следующего каламбура  Шекспира легко выводится из  его  микроконтекста,  а сфера его  семантико-стилистического распространения этим окружением и ограничивается: “Angelo... Elbow is your name? Why dost thou not speak, Elbow? - Pompey. He cannot, sir; he's out at elbow."

В других случаях содержание каламбура может оказывать влияние на больший по пространственной характеристике контекст.

Причем, он может либо резюмировать содержание предшествующего  каламбуру контекста (резюмирующие каламбуры) "They occupied their time for two or three hundred years, in building Roman roads and having Roman baths. This was called the Roman occupation" (W. Sellar and R. Yestman), либо вводить последующий за ними контекст (интродуктивные каламбуры) -"Crawling at you feet", said the Gnat... you say observe a bread-and-butter-fly. Its wings are thin slices of bread-and-butter, its body is a crust, and its head is a lump of sugar..." (L. Carroll).

2 ПЕРЕВОД АНГЛИЙСКОГО  КАЛАМБУРА

2.1Пути  поиска  соответствий  при  передаче  каламбуров

Сказанное о природе  каламбуров может в некоторой  степени выявить тy pa6oтy, которая предстоит переводчику, и то, в чем заключается ее основная трудность. В отличие от перевода обычного текста, при котором его содержание (в том числе образы, коннотации, фон, авторский стиль) нужно влить в новую языковую форму, здесь, при переводе каламбура, перевыражению подлежит и сама форма подлинника—фонетическая и/или графическая. Более того, нередко приходится даже менять содержание на новое, если невозможно сохранить старое, гак как план выражения может оказался важнее плана содержания. Нетрудно понять, что добиться при этом верного перевода, ,не меняя при этом и форму, удается сравнительно редко, так как между обыгрываемыми словами (фразеологизмами) иностранного языка и соотносительными единицами языка перевода должны существовать не просто эквивалентные отношения, но полная эквивалентность с охватом двух(или более)значений. Однако даже при таком положении не всегда можно рассчитывать на стопроцентно удачный перевод: между эквивалентами часто совсем неожиданно обнаруживаются незаметные при других обстоятельствах рахождения—в сочетаемости, частотности или употребительности, в стилистической окраске или эмоциональном заряде, в наборе синонимов или антонимов, в этимологии или словообразовательных возможностях. А иногда даже незначительного с виду отличия достаточно, чтобы помешать правильному воспроизведению игры слов на языке перевода и заставить переводчика искать для этого новые пути.

Вывод из сказанного один: абсолютно  точного перевода (то есть передачи содержания и формы), к которому мы стремимся как к идеалу  при переводе каламбура, можно добиться скорее в виде исключения; как правило же, здесь не обходится без потерь. Вот почему переводчик должен в первую очередь задать себе вопрос: чем жертвовать? Передать содержание, отказавшись от игры слов, или же сохранить каламбур за счет замены образа, отклонения от точного значения, даже вообще сосредоточиться только на игре, полностью абстрагировавшись от содержания?

Решение этого вопроса  зависит от ряда обстоятельств, но в первую очередь от требований контекста, главным образом, широкого контекста, а нередко и всего произведения в целом. И уже во вторую очередь учитываются “каламбурные возможности” языка перевода по сравнению с иностранным языком и лексические данные самих единиц.

Информация о работе Лингвистические особенности английского каламбура