Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:06, курсовая работа
В.Г. Белинский наглядно показал, что духовный крах Н.В.Гоголя закономерно обусловил катастрофу великого художника: «когда человек весь отдается лжи, его оставляют ум и талант». [10, 96]Еще в начале 1840-х годов критик сформулировал свои «понятия» о русской литературе, как о самой «содержательной», самой «общественной» литературе мира. В «Письме к Гоголю» он снова возвращается к этому вопросу. Отсутствие элементарных демократических свобод в николаевской России приводило к тому, что литература была единственной ареной общественной деятельности. «Только в одной литературе, – пишет Белинский, – несмотря на татарскую цензуру, есть еще жизнь и движение вперед». Поэтому народ, по словам критика, справедливо видит в русских писателях своих единственных вождей и защитников. Белинский указывает на громадный нравственный авторитет русского писателя. Он говорит о том, сколь почитаемо в народе «титло поэта», которое так уронил Гоголь своей последней книгой.
Цель данной работы: проанализировать публицистическое наследие В.Г.Белинского, направленное на осмысление личности и творчества Н.В.Гоголя.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Раннее творчество Н.В Гоголя в оценке В.Г.Белинского………6
Глава 2. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» в литературно-критической оценке В.Г.Белинского…………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………...24
Список литературы……………………………………………………….26
В.Г.Белинский наглядно показал, что духовный крах Гоголя закономерно обусловил катастрофу великого художника: «когда человек весь отдается лжи, его оставляют ум и талант». [21, 103] Еще в начале 1840-х годов критик сформулирован свои «понятия» о русской литературе, как о самой «содержательной», самой «общественной» литературе мира» В «Письме к Гоголю» он снова возвращается к этому вопросу. Отсутствие элементарных демократических свобод в николаевской России приводило к тому, что литература была единственной ареной общественной деятельности.
Письмо В.Г.Белинского к Н.В.Гоголю с огромной силой отразило политические настроения крестьянских масс России, их страстный протест против крепостного права и ненависть к своим вековым угнетателям. Накал социальных противоречий внутри страны в конце 1840-х годов, участившиеся крестьянские волнения, нарастание революционных событий на Западе всполошили правительство Николая I. Оно усилило полицейский террор и цензурный гнет. Беспощадным карам подвергалось малейшее проявление свободной демократической мысли.
Таким
образом, мы видим, что отношение
Белинского к Гоголю резко меняется.
Он не отрекается от своих прежних
статей и продолжает бороться за Гоголя.
Белинский верит, что Гоголь сможет
исправить допущенную ошибку и напишет
новое творение, которое напомнило
бы его прежние.
Заключение.
Творчество Гоголя знаменует собой величайшую после Пушкина веху в развитии русской литературы. Критический, обличительный характер гоголевского реализма был выражением ее идейной зрелости и способности ставить главные, коренные вопросы общественной жизни России. Освободительные идеи, питавшие деятельность Фонвизина и Радищева, Грибоедова и Пушкина, были той традицией русской литературы, которую Гоголь продолжил и обогатил своими гениальными произведениями.
Творческий путь Гоголя был необычайно сложен и противоречив. Он создал произведения, в которых с потрясающей силой разоблачал феодально-крепостнический строи России и в них очень близко подошел к народной точке зрения. Однако писатель был далек от мысли о необходимости решительного, революционного преобразования этого строя. Гоголь ненавидел уродливый мир крепостников и царских чиновников. В то же время он часто пугался выводов, естественно и закономерно вытекавших из его произведений, – выводов, которые делали его читатели. Гоголю, гениальному художнику-реалисту, была свойственна узость идейного кругозора, на что не раз указывали Белинский и Чернышевский.
В этом была трагедия великого писателя. Но каковы бы ни были заблуждения Гоголя на последнем этапе его жизни, он сыграл колоссальную роль в истории русской литературы и освободительного движения в России.
Все
сочинения Гоголя посвящены исключительно
изображению мира русской жизни,
у него нет соперников в искусстве
воспроизводить ее во всей ее истинности.
Он ничего не смягчает, не украшает вследствие
любви к идеалам или каких-
Гоголь первый взглянул смело и прямо на русскую действительность, и если к этому присовокупить его глубокий юмор, его бесконечную иронию, то ясно будет, почему ему еще долго не быть понятным и что обществу легче полюбить его, чем понять.
В обстановке ожесточенной идейной борьбы, которая развернулась с начала 1840-х годов между славянофилами и прогрессивными силами общества, возглавляемыми Белинским, позиция Гоголя была сложной и противоречивой. Своими гениальными обличительными произведениями он служил делу Белинского, хотя и не разделял его страстных революционных убеждений. Связанный узами личных отношений с деятелями реакционного славянофильского лагеря, Гоголь был чужд их политическим убеждениям и долго сопротивлялся их попыткам использовать его имя в борьбе против Белинского.
В последние четыре года своей жизни Гоголь упорно работал над продолжением «Мертвых душ». Он был убежден, что первая часть поэмы показывает Русь лишь «с одного боку» и не исчерпывает всего ее многообразия. Ему кажется несправедливым изображение лишь отрицательных сторон современной России и представляется необходимым показать то, что есть в ней положительного, могущего оказать благотворное влияние даже на таких людей, как Манилов, Собакевич, Плюшкин, и способствовать их нравственному возрождению.
О своем замысле писатель намекнул уже в конце первой части «Мертвых душ», обещая в последующих частях поэмы показать некоего мужа, «одаренного божескими доблестями», или идеальную русскую девицу, «какой не сыскать нигде в мире». Это намерение сильно встревожило Белинского. И он сразу же указал автору на серьезную опасность, которая его поджидает. «Много, слишком много обещано, – писал критик, – так много, что негде и взять того, чем выполнить обещание, потому что того и нет еще на свете».
На материале творчества Гоголя Белинский поставил вопрос о значении передового мировоззрения для писателя, о великой исторической миссии русской литературы в освободительном движении.
Список литературы:
1. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу. - М., Современник, 1988
2. Белинский В.Г. Собрание сочинений в трех томах. т. II Статьи и рецензии. 1841-1845. - М., 1948
3. Белинский В.Г. Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова или мертвые души. – М., 1842
4. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений – Издательство Академии Наук СССР, М., 1953
5. Белинский В.Г. Похождения Чичикова, или мертвые души. Поэма Н. Гоголя – М., 1987
6. Белинский В.Г. Похождения Чичикова, или мертвые души. Субъективность автора в поэме. – М., 1954
7. Белинский В.Г. Русский дух в "Мертвых душах". Юмор, ирония и сатира в поэме. – М., 1998
8. Белинский В.Г. Собрание сочинений в трех томах. Том III. Статьи и рецензии 1843-1848 – М.,1948
9. Белинский В.Г. Статьи о русской литературе – ВЛАДОС, 2008
10. Бочаров С. «Гоголь в русской критике» - Фортуна Лимитед, 2008
11. Журнал «Золотой Лев» № 63-64. Переписка Гоголя и Белинского в 1847 году
12. Котова А. К. и Полякова М. Я. «Н.В. Гоголь в русской критике (сборник статей)» - М., 2005
13. Литературные мемуары. Гоголь в воспоминаниях современников. – М., 1952
14. Машинский С. Гоголь в оценке русской критики. – М.:Детгиз, 1959
15. Пушкин А.С, Белинский В.Г., Аксаковы С.Т. и И.С., Вяземский П.А. и др. "Гоголь в русской критике" антология – М., 2008
Интернет-ресурсы:
16.
«Молва», 1836, ч. IX, № 8, стр. 209 – 211. "Московские
записки"; http://www.gogol.ru/gogol/
17.
«Отечественные записки», 1842, т. XX, № 1,
отд.V, стр.1 – 52. – http://www.gogol.ru/gogol/
18.
«Отечественные записки», 1842, т. XXV, № 11,
отд. V, стр. 13 – 30. Объяснение на объяснение
по поводу поэмы Гоголя "Мертвые души"; http://www.gogol.ru/gogol/
19.
«Отечественные записки», 1842, т. XXIII, №
8, отд. VI, стр. 46 – 51. Несколько слов о поэме
Гоголя: «Похождения Чичикова или мертвые
души»; http://www.gogol.ru/gogol/
20.
«Современник», 1847, т. I, № 1, отд. 3, стр. 56
– 59. Похождения Чичикова или мертвые
души; http://www.gogol.ru/gogol/
21. «Современник», 1847, т. I, № 2, отд. 3, стр. 103 – 124. Русские романы и романисты. – Гоголь;
http://feb-web.ru/feb/
22.
«Телескоп», 1835, ч. XXVI, № 7 и 8, стр. 392-417 и
536-603. О русской повести и повестях г. Гоголя
("Арабески" и "Миргород"); http://www.gogol.ru/gogol/
23.
«Телескоп», 1836, ч. XXXII, № 5, стр. 120 – 154. О
критике и литературных мнениях "Московского
наблюдателя"; http://www.gogol.ru/gogol/