Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 13:06, курсовая работа
В.Г. Белинский наглядно показал, что духовный крах Н.В.Гоголя закономерно обусловил катастрофу великого художника: «когда человек весь отдается лжи, его оставляют ум и талант». [10, 96]Еще в начале 1840-х годов критик сформулировал свои «понятия» о русской литературе, как о самой «содержательной», самой «общественной» литературе мира. В «Письме к Гоголю» он снова возвращается к этому вопросу. Отсутствие элементарных демократических свобод в николаевской России приводило к тому, что литература была единственной ареной общественной деятельности. «Только в одной литературе, – пишет Белинский, – несмотря на татарскую цензуру, есть еще жизнь и движение вперед». Поэтому народ, по словам критика, справедливо видит в русских писателях своих единственных вождей и защитников. Белинский указывает на громадный нравственный авторитет русского писателя. Он говорит о том, сколь почитаемо в народе «титло поэта», которое так уронил Гоголь своей последней книгой.
Цель данной работы: проанализировать публицистическое наследие В.Г.Белинского, направленное на осмысление личности и творчества Н.В.Гоголя.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Раннее творчество Н.В Гоголя в оценке В.Г.Белинского………6
Глава 2. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» в литературно-критической оценке В.Г.Белинского…………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………...24
Список литературы……………………………………………………….26
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. А. БУНИНА
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ
Личность и творчество Н.В.Гоголя в литературно-критической оценке
В.Г.
Белинского
Выполнила:
Студентка 3 курса (Ж-31)
дневной формы обучения
Левыкина
Н.О.
Научный руководитель:
к.ф.н., ассистент
Крицына
Е.Ю.
Елец-2011
Содержание:
Введение………………………………………………
Глава 1. Раннее творчество Н.В Гоголя в оценке В.Г.Белинского………6
Глава
2. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» в литературно-критической
оценке В.Г.Белинского…………………………………………
Заключение…………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
В.Г.Белинский написал около двадцати статей и рецензии, специально посвященных Н.В.Гоголю. К его имени, к его художественным образам он обращается почти в каждой своей статье. Н.В.Гоголь был самым любимым писателем Белинского. «Вы у нас теперь один, – писал он Гоголю в 1842 году, – и мое нравственное существование, моя любовь к творчеству тесно связаны с вашею судьбою: не будь вас – и прощай для меня настоящее и будущее в художественной жизни моего отечества». [14, 200]
Обобщая художественный опыт Пушкина, Лермонтова и прежде всего Гоголя, Белинский создал учение о критическом реализме, являющееся высшим достижением мировой эстетической мысли XIX века.
В.Г.Белинский часто отмечал глубокую преемственную связь между Н.В.Гоголем и А.С.Пушкиным. Но в Н.В.Гоголе он видел следующий этап в историческом развитии русской литературы, художника, острее поставившего коренные вопросы действительности, «более поэта социального». Именно с Н.В.Гоголем В.Г.Белинский связывал торжество критического реализма в России. Ф.В.Булгарин, имея желание унизить новую, гоголевскую школу, назвал ее «натуральной». Это определение было подхвачено и совершенно по-иному истолковано В.Г.Белинским. Н.В.Гоголь был, по мнению критика, «отцом», «главой и основателем» натуральной школы, из которой выросла плеяда великих русских писателей: Герцен, Некрасов, Тургенев, Гончаров, Салтыков-Щедрин. В.Г.Белинский стал глашатаем и вождем этой школы.
Для В.Г. Белинского натуральная школа была не просто литературным течением, но крупным существенным явлением, возникновение которого было обусловлено глубоким кризисом русской крепостнической действительности.
Борьба В.Г.Белинского за Н.В.Гоголя и натуральную школу была борьбой за литературу больших и глубоких идей, за литературу, которая всесторонне отвечала бы на вопросы жизни и содействовала революционному преобразованию России.
В 1840-е годы имена В.Г.Белинского и Н.В.Гоголя оказались в самом центре общественно-литературной борьбы. В полемике реакционной критики с натуральной школой обнаружилось отчетливое стремление доказать, что новое направление якобы не вызвано потребностями русской действительности и не имеет никаких исторических корней в русской литературе.
В середине 1840-х годов стати уже отчетливо обнаруживаться признаки надвигающегося на Гоголя идейного кризиса. Его предвестниками явились фальшивые нотки христианского смирения, все чаще начавшие проскальзывать в письмах, а также выражение недовольства своими великими произведениями. В июле 1845 года Гоголь пишет А.О. Смирновой-Россет, что он не любит своих «сочинений, доселе бывших и напечатанных, и особенно «Мертвых душ». [15, 204]
Страшной болью отозвалась эта книга в сердце В.Г.Белинского. «Выбранные места из переписки с друзьями» усиливали лагерь реакции. Гнев В.Г.Белинского был тем больший, что на этой книге стояло имя самого любимого его писателя, заслуги которого перед народом он так высоко ценил. Едва сдерживая клокотавший гнев, он откликнулся на нее большой статьей, появившейся в февральском номере журнала «Современник» за 1847 год. Критик сурово осудил Н.В.Гоголя за его «странную» книгу, в которой великий обличитель уступил место «смиренномудрому советодателю». Он высмеял проповеднический тон писателя, вскрыл реакционный смысл его рассуждений о вреде просвещения для крестьян, о том, как надлежит помещику обращаться с крепостными, и т. д. [14, 206]
В.Г. Белинский наглядно показал, что духовный крах Н.В.Гоголя закономерно обусловил катастрофу великого художника: «когда человек весь отдается лжи, его оставляют ум и талант». [10, 96]Еще в начале 1840-х годов критик сформулировал свои «понятия» о русской литературе, как о самой «содержательной», самой «общественной» литературе мира. В «Письме к Гоголю» он снова возвращается к этому вопросу. Отсутствие элементарных демократических свобод в николаевской России приводило к тому, что литература была единственной ареной общественной деятельности. «Только в одной литературе, – пишет Белинский, – несмотря на татарскую цензуру, есть еще жизнь и движение вперед».[4, 108] Поэтому народ, по словам критика, справедливо видит в русских писателях своих единственных вождей и защитников. Белинский указывает на громадный нравственный авторитет русского писателя. Он говорит о том, сколь почитаемо в народе «титло поэта», которое так уронил Гоголь своей последней книгой. [10,96]
Цель данной работы: проанализировать публицистическое наследие В.Г.Белинского, направленное на осмысление личности и творчества Н.В.Гоголя.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1.
Рассмотреть ранние
2.
Показать отношение В.Г.
3.
Проанализировать статьи В.Г.
4.
Обозначить тенденции
Предмет исследования: публицистика В.Г.Белинского, раскрывающая особенности личности и творчества Н.В.Гоголя
Данная
курсовая состоит из следующих разделов:
введения, двух глав, заключения, библиографического
списка, насчитывающего 23 наименования.
Глава 1. Раннее творчество Н.В.Гоголя в оценке В.Г.Белинского.
Пожалуй, ни один из великих русских писателей XIX века не вызвал вокруг своего творчества столь ожесточенной идейной борьбы, как Н.В.Гоголь. Эта борьба началась после выхода в свет первых его произведений и продолжалась с неослабевающей силой на протяжении многих десятилетий после его смерти.
В.Г.Белинский справедливо отмечал, что к таланту Н.В.Гоголя "никто не был равнодушен: его или любили восторженно, или ненавидели".[8, 252]
Он первый увидел новаторское значение произведений Н.В.Гоголя, проницательно раскрыл их глубокое идейное содержание и на материале этих произведений решал наиболее злободневные проблемы современности.
Отличительный характер повестей Н.В.Гоголя составляют – простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния. Причина всех этих качеств заключается в одном источнике: Гоголь – поэт, поэт жизни действительной.
Вот
что писал В.Г.Белинский о
Отличительными чертами характера произведений Н.В.Гоголя являются простота вымысла, совершенная истина жизни, народность, оригинальность – все это черты общие. Есть и индивидуальная черта. Это комическое одушевление, побеждаемое чувством грусти и уныния.
Совершенная истина жизни в повестях Н.В.Гоголя тесно соединяется с простотою вымысла. Он не льстит жизни, но и не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в ней прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и ее безобразия. В том и другом случае он верен жизни до последней степени. «Она у него настоящий портрет, в котором все схвачено с удивительным сходством, начиная от экспрессии оригинала до веснушек лица его; начиная от гардероба Ивана Никифоровича до русских мужиков, идущих по Невскому проспекту, в сапогах, запачканных известью; от колоссальной физиономии богатыря Бульбы, который не боялся ничего в свете, с люлькою в зубах и саблею в руках, до стоического философа Хомы, который не боялся ничего в свете, даже чертей и ведьм, когда у него люлька в зубах и рюмка в руках». [8, 26]
Повести Н.В. Гоголя народны в высочайшей степени. С детства ему знакома жизнь малороссийская, но народность его поэзии не ограничивается одною Малороссиею. В.Г.Белинский отмечает: «В его «Записках сумасшедшего», в его «Невском проспекте» нет ни одного хохла, все русские и вдобавок еще немцы; а каково изображены им эти русские и эти немцы! Каков Шиллер и Гофман! Гоголь нимало не думает о народности, и она сама напрашивается к нему, тогда как многие из всех сил гоняются за нею и ловят – одну тривиальность». [2, 98]
Почти то же самое можно сказать и об оригинальности: как и народность, она есть необходимое условие истинного таланта.
Один из самых отличительных признаков творческой оригинальности или, лучше сказать, самого творчества состоит в этом типизме, если можно так выразиться, который есть гербовая печать автора. У истинного таланта каждое лицо – тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец.
Но есть еще другая оригинальность. Такая оригинальность у Гоголя состоит в комическом одушевлении, всегда побеждаемом чувством глубокой грусти. В этом отношении русская поговорка: «начал во здравие, а свел за упокой» может быть девизом его повестей. В самом деле, какое чувство остается у вас, когда пересмотрите вы все эти картины жизни, пустой, ничтожной, во всей ее наготе, во всем ее чудовищном безобразии, когда досыта нахохочетесь, наругаетесь над нею? «Возьмите «Записки сумасшедшего», этот уродливый гротеск, эту странную, прихотливую грезу художника, эту добродушную насмешку над жизнию и человеком, жалкою жизнию, жалким человеком, эту карикатуру, в которой такая бездна поэзии, такая бездна философии, эту психическую историю болезни, изложенную в поэтической форме, удивительную по своей истине и глубокости, достойную кисти Шекспира: вы еще смеетесь над простаком, но уже ваш смех растворен горечью; это смех над сумасшедшим, которого бред и смешит и возбуждает сострадание» – пишет В.Г.Белинский. [1, 159]
У Н.В.Гоголя и комизм или юмор имеет особенный характер. Юмор у него чисто русский, спокойный, простодушный, в котором автор как бы прикидывается простачком. «Гоголь с важностию говорит о бекеше Ивана Ивановича, и иной простак не шутя подумает, что автор и в самом деле в отчаянии оттого, что у него нет такой прекрасной бекеши». [1, 159]