Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:46, реферат
Литра – литер произведения, созданные специально для юных читателей, а также вошедшие в круг их чтения из устно-поэтического народного творчества и литературы для взрослых. Для детей от 3 до 4 лет.
В стихотворении
«Железная дорога» (1864) Некрасов, согласно
своим демократическим
...надрывались под зноем и холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом. Мёрзли и мокли, болели цингой.
«Чудо картина»
народного единения, сплочения вокруг
Символа Веры предстает в стихотворении
«Накануне Светлого праздника» (1873).
Люди, идущие с пучками горящей соломы
к церкви на призывный звон колокола, их
просветленные лица — все это рождает
мысль о том, что есть еще что-то высшее,
что может объединить более, чем «привычка
к труду благородная»:
Народная масса Сдвигалась, росла. Чудесная, дети, Картина была!..
В стихах Некрасова,
которые он не предназначал специально
маленьким читателям, тоже встречаются
образы детей — в детях он видел
надежду на лучшее будущее, но их судьба
часто тревожила и огорчала поэта.
Глубокая вера в гений народа, в великие
душевные возможности его — в стихотворении
«Школьник» (1856):
Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь... Не стыдися! что за дело? Это многих славный путь.
Но «Плач детей»
(1860) — стихотворение, исполненное
скорби и гнева. Поэт обращается к современникам:
Равнодушно слушая проклятья В битве с жизнью гибнущих людей. — Из-за них вы слышите ли, братья, Тихий плач и жалобы детей?
В некрасовские
времена труд детей нещадно эксплуатировался
нарождающимся капитализмом, и протест
поэта имел конкретный смысл. Дети,
лишенные детства, измученные непосильным
фабричным трудом, — показывая их, Некрасов
надеется на душевный отклик читателей-сограждан:
«Где уж нам, измученным в неволе, Ликовать, резвиться и скакать! Если б нас теперь пустили в поле, Мы в траву попадали бы — спать».
В поэме «Крестьянские
дети» (1861) светлая атмосфера кре
48.Деятельность Жуковского в литературе для детей.
У В.А Жуковского способности к сочинительству проявились рано. В восемь лет он написал две пьесы из истории Древнего Рима - для постановки силами детей на домашней «сцене». Мальчику было дано прекрасное воспитание и образование, что в соединении с талантом позволило ему легко взойти на русский Парнас. У Жуковского мало оригинальных произведений; большая часть - это переводы и переложения произведений, чем-то затронувших его воображение. Особенно известны в детском чтении - «Людмила», «Светлана», «Ивиковы журавли», «Кубок», «Рыбак», «Лесной царь». Стихотворение «Лесной царь» - перевод баллады И.В Гёте, адресованный Великой княгине Александре Федоровне, будущей императрице. Молодая немка изучала русский язык и Жуковский использовал перевод в учебных целях.
Фольклорная основа баллады - северное поверье об эльфах, похищающих детей для увеличения своего народа.
Немецкая баллада страшнее русской; Ж. смягчил суровость тона, устранил возможность эротического восприятия читателем мотива любви короля эльфов к ребенку. Для русского поэта характерно сентиментально-романтическое понимание красоты и смерти. Тайна лесной встречи остается тайной у обоих поэтов. У Гёте она ужасная, давящая, касается и героев, и читателя. В трактовке Жуковского это тайна прекрасной смерти, подобной сну или предельному очарованию фантазией.
Ж. значительно развил принятую в литературе рубежа 18 - 19 вв. традицию волшебных сказок. Самую страшную сказку - «Тюльпанное дерево» - он написал в 18445 году в Германии. Она имеет немецкое происхождение.
В мире баллад и
сказок Ж. всегда присутствует тайно -
прекрасная или страшная; в плен
этой тайны и попадает душа героя
(и читателя), переживающая чувства,
доселе ей незнакомые. Баллады оканчиваются
почти всегда трагически - в отличие
от сказок, требующих победы героя
над силами зла. Некоторые сказки-поэмы
написаны редким сегодня стихотворным
размером - русским гекзаметром (сочетает
стопы дактиля и хорея), который
несколько утяжеляет
В круг чтения младших детей вошли - «Три пояса» - единств. сказка в прозе, «Кот в сапогах» (перевод ск. Ш. Перро), «Спящая царевна» (по мотивам ск.братьев Гримм «Царевна-шиповник»), «Сказка об Иване-царевиче и Сером волке».
«Спящая царевна»
написана тем же четырехстопным хореем,
что и пушкинская «Сказка о
царе Салтане…», а сюжет дает основания
для сопоставления с другой пушкинской
поэмой - «Сказкой о мертвой царевне и
семи богатырях». В отличие от Пушкина,
стремившегося выразить народный идеал,
Ж. подчинил свою сказку духу высшего света.
Героя - царь Матвей, царевна и царский
сын - воплощают дворцовые каноны облика
и поведения. Конфликт ослаблен: причиной
трехсотлетнего сна царевны была оплошность
царя Матвея, нарушившего требования этикета:
он не пригласил 12-ю чародейку - ей не хватило
золотого блюда. Речь повествователя и
героев отличается тщательной выверенностью,
хотя по своему строю и синтаксису близка
к народной речи.
47.Сказки А.С Пушкина как цикл.
А.С. Пушкин (1799-1837) получил воспитание и образование, ориентированные на европейскую культуру, в большей степени - на французское Просвещение. Пушкин постоянно кого-то слушал и записывал сказки, пословицы, поговорки и песни. Няня его была реальной теткой и интересной собеседницей - со здравым смыслом, чувством юмора, добрым нравом. Пережив увлечения разными литературными стилями - классицизмом, романтизмом, усвоив язык и жанры, поэт пошел дальше и открыл более широкую сферу реализма. Одновременно с этим он совершал реформу литературного языка, положив в основу речь современной ему книжной поэзии. Со временем стал нормой разговорного языка. Идеал человека - герой обыкновенный, т.е. человека, чей ум и нравственность образованы желанием прожить свою жизнь с чувством внутренней свободы и чистой совестью, исполнить все, что назначено судьбою не более и не менее. Условие народности литературного произведения - выражение в нем национального духа.
ТЕМА ДЕТСТВА
Детство им воспринималось
драматически. Неразрешимое противоречие
детства состоит в том, что
детская невинность оказывается
в плену грешной жизни
Еще детство героев пролетает будто в один миг (царевич в «Гвидоне» вымахал за часы).
В ребенке языческое начало идеально слито с христианским духом, ему ведомы тайны жизни и смерти, язык природы; он сам- воплощение тайны бытия.
Пушкин отказывался сотрудничать в детских журналах и никогда не писал специально для детей.
СКАЗКИ
Это был один из любимых жанров Пушкина. Простонародные сказки Арины Родионовны он ставил в один ряд с «высокими» литературными жанрами.
В круг детского чтения почти сразу после выхода в свет вошли «Сказка о Попе и Балде» (1831), « Сказка о царе Салтане и…т.д»(1831), « С.о рыбаке и рыбке»(1833), «С. о мертвой царевне и 7 богатырях» (1833), «Сказка о золотом петушке»( 1834). Сказка- баллада «Жених»- (1825) и сказка отрывок о медведе «Как весенней теплою порою…» (1830) читаются обычно подростками и взрослыми.
Внимание! Сказки предназначены взрослым, написаны они в пору творческого расцвета Пушкина, одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями, а это значит, что содержание сказок столь же глубоко и серьезно. В 30-х годах его занимала тема дома: вопросы природы, общества, истории освещались с позиции «домашнего» человека. Поэт использовал особую жанровую форму стихотворной «простонародной» сказки, чтобы включить и народную т.з. на эти вопросы.
В сентябре 1834 –план издания цикла сказок, где расположил их по идеи - дает ключ к пониманию, как общего замысла цикла, так и все по отдельности сказок.
Пушкинские сказки, вошедшие в круг чтения детей, делятся на сказки-поэмы ( о царевне Лебеди, о мертвой царевне) и сказки-новеллы ( о попе, о золотой рыбке, о золотом петушке). Сказки- поэмы заканчиваются счастливо, сказки-новеллы- справедливо, но несчастливо. Добро и зло в ск.-поэмах однозначно, положит. и отриц. герои не вызывают сомнений, а в ск.- новеллах отриц. герои побеждаются силами, несущими или добро или зло. В которые поэмы - внимание сосредоточено на семье, соц. Статус не играет значения. Царь –Салтан, князь Гвидон, царица- мать изображаются как обыкновенные люди с «чувствами добрыми».
В с.-новеллах герои сталкиваются с непобедимыми законами мира, кот. выше, сильнее чел. желаний. Поп, старуха, царь Дадо изображены с социальной стороны, но вместе с тем подчеркнута их личная, психологически- мотивированная слабость. Поп- жалкий старик с «толоконным лбом», старуха- сварливая жадная женщина, царь Дадон- глупец с грузом страшных грехов на совести. Конечное поражение героев объясняется их стремлением возвыситься над другими, подчинить чью-то силу.
«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…» может быть названа сказкой исполнения желаний. Уже в начальном эпизоде три девицы загадывают заветные желания, которые без промедления исполняются. Мечты трех девиц еще не выходят за пределы возможного в обычном мире. Мечты о чудесной белке, о морских витязях, о царевне Лебеди, кажется, не имеют никакого права на исполнение в этом мире. Все дело в том, что князь Гвидон не обычный перец: он богатырь с рождения, наделен даром говорить с природой и жить среди чудес. Чудесный ребенок «растет не по дням, а по часам», уже после дня в бочке, он начинает разговаривать с волною, молит её - а она и..«И послушалась волна..».
Гвидон - воплощение пушкинское образа- Поэта; поэтому и княжество его на чудном острове Буяне, где только и могут быть «дива дивные». Град- народная утопия всеобщего довольства и благополучия, здесь воплощаются любые фантазии. Главный лирический мотив связан с «грустью- тоскою» разлученных отца и сына. Апофеоз радости звучит в конце сказки, когда царь вдруг как чудо получает и жену, и сына, и невестку- диво, а те волшебные чудеса, что видел по дороге- были только «присказками» к настоящей сказке счастливой семьи. В дальнейшем П. изображает счастье как большой дом.
Центральный образ- царевна Лебедь, «чистейший прелести чистейший образец», что явился Пушкину в его невесте Наталье Николаевне. В ней соединились черты белой лебедушки- невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницы. Лебедь- выражение идеи о том, что поэзий повелевает кросота, она есть высший смысл поэзии.
Играются 2 свадьбы. Первый по расчету- сына хотел, второй - по страстной любви Гвидона. Прочная основа брака - не любовная страсть, а более широкое чувство. Для романтич. Произведений характерно двоемирие. Здесь реализуется на реалистичном уровне: не как противопоставление пошлого обыденного мира и мира фантастического, а как гармоничное соединение этих миров, как слиянии Семьи и Поэзии.
«СКАЗКА О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ …» продолжает тему семьи, но уже в драматическом ключе. Здесь тоже 2 свадьбы, но еще 3 смерти. Кроме того царевна воскресает силой любви! Вывод: всякий раз речь идет о беспредельной силе человеческих страстей. Следовательно, главный лирический мотив - сильные чувства, страсти (однако в их домашнем, семейном значении).
Традиционный сказочный зачин «В некотором царстве- государстве жили-были царь с царицей..» развернут в целую романтическую балладу о любви и смерти царицы- матери, предваряющую сказку о мертвой царевне. Прием сказки - в сказке играет здесь особую, сложную роль.
После того как «дочка царская пропала» сюжет будет разветвляться, чего не бывает в народной сказке. Действие развивается параллельно. Читатель оказывается то в лесном тереме, то в царицыных покоях.
Религиозные мотивы
приобретают важное идейное и
композиционное значение. Вопросы жизни
и смерти, добра и зла, внешней
красоты и духовного
Истоки истинной красоты таятся в любви.
Назначение истиной красоты- приводить людские души в состояние внутренней гармонии, побежать зло одним своим присутствием. По народным представлениям настоящая красавица- та, на которой дом держится.
Злодейство и красота несовместимы. Красота- внутреннее совершенство, жизнь, исполненная добра- истинная красота, внешняя- отражение внутренней гармонии.
46. Творчество Л.Н. Толстого для детей.
Главный персонаж детских рассказов Толстого - крестьянский ребенок («Филипок», «Старый дед и внучек», «Котенок», «Девочка и грибы», «Пожар»). Крестьянские дети в рассказах писателя умны, догадливы, чутки, отзывчивы, настойчивы, трудолюбивы. Эти качества детей писатель раскрывает в их поступках, в действиях, отношении к окружающим. Один из привлекательных образов - любознательный, настойчивый мальчик Филипок (рассказ «Филипок»). Малыш преодолевает все трудности и достигает цели - его принимают в школу учиться. Толстой не прощает человеку такие недостатки, как лень, обман. В рассказе «Лгун» он наказывает лгунишку, погубившего своей ложью все стадо овец. В рассказе «Воробей и ласточки» наказанным остается воробей, захвативший гнездо ласточки. Стайка ласточек, поддерживая родную им птичку, замуровывает воробья в гнезде.