Классификация литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:46, реферат

Описание работы

Литра – литер произведения, созданные специально для юных читателей, а также вошедшие в круг их чтения из устно-поэтического народного творчества и литературы для взрослых. Для детей от 3 до 4 лет.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 58.40 Кб (Скачать)

В стихотворении  «Железная дорога» (1864) Некрасов, согласно своим демократическим убеждениям, показывает детям и траги­ческую сторону жизни. Умершие от нечеловеческих условий труда строители железной дороги воскресают, чтобы поведать генераль­скому сыну Ване, как они

...надрывались  под зноем и холодом, С вечно  согнутой спиной, Жили в землянках,  боролися с голодом. Мёрзли и мокли, болели цингой.

«Чудо картина» народного единения, сплочения вокруг Сим­вола Веры предстает в стихотворении  «Накануне Светлого празд­ника» (1873). Люди, идущие с пучками горящей соломы к церкви на призывный звон колокола, их просветленные лица — все это рождает мысль о том, что есть еще что-то высшее, что может объединить более, чем «привычка к труду благородная»: 

Народная масса Сдвигалась, росла. Чудесная, дети, Картина была!..

В стихах Некрасова, которые он не предназначал специально маленьким читателям, тоже встречаются  образы детей — в детях он видел  надежду на лучшее будущее, но их судьба часто трево­жила и огорчала поэта. Глубокая вера в гений народа, в великие душевные возможности его — в стихотворении «Школьник» (1856): 

Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь... Не стыдися! что за дело? Это многих славный путь.

Но «Плач детей» (1860) — стихотворение, исполненное  скор­би и гнева. Поэт обращается к современникам: 

Равнодушно слушая проклятья В битве с жизнью гибнущих людей. — Из-за них вы слышите ли, братья, Тихий плач и жалобы детей?

В некрасовские времена труд детей нещадно эксплуатировался нарождающимся капитализмом, и протест  поэта имел конкрет­ный смысл. Дети, лишенные детства, измученные непосильным фабричным трудом, — показывая их, Некрасов надеется на ду­шевный отклик читателей-сограждан: 

«Где уж нам, измученным в неволе, Ликовать, резвиться  и скакать! Если б нас теперь пустили  в поле, Мы в траву попадали бы — спать».

В поэме «Крестьянские  дети» (1861) светлая атмосфера кре­стьянского детства поначалу противопоставляется жизни «бало­ванных деток», не ведающих тех простых радостей, что доступны крестьянскому ребенку. Встреченный поэтом в лесу «в студеную зимнюю пору» шестилетний возница не вызывает, как измученные фабричные дети, щемящего чувства. Но, размышляя о судьбе Ванюши, Некрасов считает себя обя­занным обернуть и «другой стороною медаль»: 
 
 
 
 
 
 

48.Деятельность  Жуковского в литературе  для детей.

У  В.А Жуковского способности к сочинительству проявились рано. В восемь лет он написал  две пьесы из истории Древнего Рима - для постановки силами детей  на домашней «сцене». Мальчику было дано прекрасное воспитание и образование, что в соединении с талантом позволило  ему легко взойти на русский Парнас. У Жуковского мало оригинальных произведений; большая часть - это переводы и  переложения произведений, чем-то затронувших  его воображение. Особенно известны в детском чтении - «Людмила», «Светлана», «Ивиковы журавли», «Кубок», «Рыбак», «Лесной царь». Стихотворение «Лесной царь» - перевод баллады И.В Гёте, адресованный Великой княгине Александре Федоровне, будущей императрице. Молодая немка изучала русский язык и Жуковский использовал перевод в учебных целях.

Фольклорная основа баллады - северное поверье об эльфах, похищающих детей для увеличения своего народа.

Немецкая баллада  страшнее русской; Ж. смягчил суровость  тона, устранил возможность эротического восприятия читателем мотива любви  короля эльфов к ребенку. Для русского поэта характерно сентиментально-романтическое  понимание красоты и смерти. Тайна  лесной встречи остается тайной у  обоих поэтов. У Гёте она ужасная, давящая, касается и героев, и читателя. В трактовке Жуковского это тайна  прекрасной смерти, подобной сну или  предельному очарованию фантазией.

Ж. значительно  развил принятую в литературе рубежа 18 - 19 вв. традицию волшебных сказок. Самую страшную сказку - «Тюльпанное  дерево» - он написал в 18445 году в  Германии. Она имеет немецкое происхождение.

В мире баллад и  сказок Ж. всегда присутствует тайно - прекрасная или страшная; в плен этой тайны и попадает душа героя (и читателя), переживающая чувства, доселе ей незнакомые. Баллады оканчиваются почти всегда трагически - в отличие  от сказок, требующих победы героя  над силами зла. Некоторые сказки-поэмы  написаны редким сегодня стихотворным размером - русским гекзаметром (сочетает стопы дактиля и хорея), который  несколько утяжеляет повествование, зато придает торжественность и  убедительность фантастическому смыслу: «Ундина», «Сказка о царе Берендее…»

В круг чтения младших  детей вошли - «Три пояса» - единств. сказка в прозе, «Кот в сапогах» (перевод ск. Ш. Перро), «Спящая царевна» (по мотивам ск.братьев Гримм «Царевна-шиповник»), «Сказка об Иване-царевиче и Сером волке».

«Спящая царевна» написана тем же четырехстопным хореем, что и пушкинская «Сказка о  царе Салтане…», а сюжет дает основания для сопоставления с другой пушкинской поэмой - «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях». В отличие от Пушкина, стремившегося выразить народный идеал, Ж. подчинил свою сказку духу высшего света. Героя - царь Матвей, царевна и царский сын - воплощают дворцовые каноны облика и поведения. Конфликт ослаблен: причиной трехсотлетнего сна царевны была оплошность царя Матвея, нарушившего требования этикета: он не пригласил 12-ю чародейку - ей не хватило золотого блюда. Речь повествователя и героев отличается тщательной выверенностью, хотя по своему строю и синтаксису близка к народной речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

47.Сказки  А.С Пушкина как  цикл.

А.С. Пушкин (1799-1837) получил воспитание и образование, ориентированные на европейскую  культуру, в большей степени - на французское Просвещение. Пушкин постоянно кого-то слушал и записывал сказки, пословицы, поговорки и песни. Няня его была реальной теткой и интересной собеседницей - со здравым смыслом, чувством юмора, добрым нравом. Пережив увлечения разными литературными стилями - классицизмом, романтизмом, усвоив язык и жанры, поэт пошел дальше и открыл более широкую сферу реализма. Одновременно с этим он совершал реформу литературного языка, положив в основу речь современной ему книжной поэзии. Со временем стал нормой разговорного языка. Идеал человека - герой обыкновенный, т.е. человека, чей ум и нравственность образованы желанием прожить свою жизнь с чувством внутренней свободы и чистой совестью, исполнить все, что назначено судьбою не более и не менее. Условие народности литературного произведения - выражение в нем национального духа.

ТЕМА ДЕТСТВА

Детство им воспринималось драматически. Неразрешимое противоречие детства состоит в том, что  детская невинность оказывается  в плену грешной жизни взрослых. Вся система взрослой жизни направлена против детской души.

Еще детство  героев пролетает будто в один миг (царевич в «Гвидоне» вымахал за часы).

В ребенке языческое  начало идеально слито с христианским духом, ему ведомы тайны жизни  и смерти, язык природы; он сам- воплощение тайны бытия.

Пушкин отказывался  сотрудничать в детских журналах и никогда не писал специально для детей.

СКАЗКИ

Это был один из любимых жанров Пушкина. Простонародные сказки Арины Родионовны он ставил в один ряд с «высокими» литературными  жанрами.

В круг детского чтения почти сразу после выхода в свет вошли «Сказка о Попе и Балде» (1831), « Сказка о царе Салтане и…т.д»(1831), « С.о рыбаке и рыбке»(1833), «С. о мертвой царевне и 7 богатырях» (1833), «Сказка о золотом петушке»( 1834). Сказка- баллада «Жених»- (1825) и сказка отрывок о медведе «Как весенней теплою порою…» (1830) читаются обычно подростками и взрослыми.

Внимание! Сказки предназначены взрослым, написаны они  в пору творческого расцвета Пушкина, одновременно с самыми глубокими  и серьезными его произведениями, а это значит, что содержание сказок столь же глубоко и серьезно. В 30-х годах его занимала тема дома: вопросы природы, общества, истории  освещались с позиции «домашнего»  человека. Поэт использовал особую жанровую форму стихотворной «простонародной» сказки, чтобы включить и народную т.з. на эти вопросы.

В сентябре 1834 –план  издания цикла сказок, где расположил их по идеи - дает ключ к пониманию, как  общего замысла цикла, так и все  по отдельности сказок.

Пушкинские сказки, вошедшие в круг чтения детей, делятся  на сказки-поэмы ( о царевне Лебеди, о мертвой царевне) и сказки-новеллы ( о попе, о золотой рыбке, о золотом петушке). Сказки- поэмы заканчиваются счастливо, сказки-новеллы- справедливо, но несчастливо. Добро и зло в ск.-поэмах однозначно, положит. и отриц. герои не вызывают сомнений, а в ск.- новеллах отриц. герои побеждаются силами, несущими или добро или зло. В которые поэмы - внимание сосредоточено на семье, соц. Статус не играет значения. Царь –Салтан, князь Гвидон, царица- мать изображаются как обыкновенные люди с «чувствами добрыми».

В с.-новеллах герои сталкиваются с непобедимыми законами мира, кот. выше, сильнее чел. желаний. Поп, старуха, царь Дадо изображены с социальной стороны, но вместе с тем подчеркнута их личная, психологически- мотивированная слабость. Поп- жалкий старик с «толоконным лбом», старуха- сварливая жадная женщина, царь Дадон- глупец с грузом страшных грехов на совести. Конечное поражение героев объясняется их стремлением возвыситься над другими, подчинить чью-то силу.

«СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…» может быть названа  сказкой исполнения желаний. Уже  в начальном эпизоде три девицы загадывают заветные желания, которые  без промедления исполняются. Мечты  трех девиц еще не выходят за пределы  возможного в обычном мире. Мечты о чудесной белке, о морских витязях, о царевне Лебеди, кажется, не имеют никакого права на исполнение в этом мире. Все дело в том, что князь Гвидон не обычный перец: он богатырь с рождения, наделен даром говорить с природой и жить среди чудес. Чудесный ребенок «растет не по дням, а по часам», уже после дня в бочке, он начинает разговаривать с волною, молит её - а она и..«И послушалась волна..».

Гвидон - воплощение пушкинское образа- Поэта; поэтому и княжество его на чудном острове Буяне, где только и могут быть «дива дивные». Град- народная утопия всеобщего довольства и благополучия, здесь воплощаются любые фантазии. Главный лирический мотив связан с «грустью- тоскою» разлученных отца и сына. Апофеоз радости звучит в конце сказки, когда царь вдруг как чудо получает и жену, и сына, и невестку- диво, а те волшебные чудеса, что видел по дороге- были только «присказками» к настоящей сказке счастливой семьи. В дальнейшем П. изображает счастье как большой дом.

Центральный образ- царевна Лебедь, «чистейший прелести чистейший образец», что явился Пушкину в его невесте Наталье Николаевне. В ней соединились черты белой лебедушки- невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницы. Лебедь- выражение идеи о том, что поэзий повелевает кросота, она есть высший смысл поэзии.

Играются 2 свадьбы. Первый по расчету- сына хотел, второй - по страстной любви Гвидона. Прочная основа брака - не любовная страсть, а более широкое чувство. Для романтич. Произведений характерно двоемирие. Здесь реализуется на реалистичном уровне: не как противопоставление пошлого обыденного мира и мира фантастического, а как гармоничное соединение этих миров, как слиянии Семьи и Поэзии.

«СКАЗКА О МЕРТВОЙ  ЦАРЕВНЕ …» продолжает тему семьи, но уже в драматическом ключе. Здесь тоже 2 свадьбы, но еще 3 смерти. Кроме того царевна воскресает силой любви! Вывод: всякий раз речь идет о беспредельной силе человеческих страстей. Следовательно, главный лирический мотив - сильные чувства, страсти (однако в их домашнем, семейном значении).

Традиционный  сказочный зачин «В некотором  царстве- государстве жили-были царь с царицей..» развернут в целую романтическую балладу о любви и смерти царицы- матери, предваряющую сказку о мертвой царевне. Прием сказки - в сказке играет здесь особую, сложную роль.

После того как  «дочка царская пропала» сюжет будет  разветвляться, чего не бывает в народной сказке. Действие развивается параллельно. Читатель оказывается то в лесном тереме, то в царицыных покоях.

Религиозные мотивы приобретают важное идейное и  композиционное значение. Вопросы жизни  и смерти, добра и зла, внешней  красоты и духовного совершенства освещены Пушкиным с позиции народной веры.

Истоки истинной красоты таятся в любви.

Назначение истиной  красоты- приводить людские души в состояние внутренней гармонии, побежать зло одним своим присутствием. По народным представлениям настоящая красавица- та, на которой дом держится.

Злодейство и  красота несовместимы. Красота- внутреннее совершенство, жизнь, исполненная добра- истинная красота, внешняя- отражение внутренней гармонии.

46. Творчество Л.Н.  Толстого для детей.

Главный персонаж детских рассказов Толстого - крестьянский ребенок («Филипок», «Старый дед и внучек», «Котенок», «Девочка и грибы», «Пожар»). Крестьянские дети в рассказах писателя умны, догадливы, чутки, отзывчивы, настойчивы, трудолюбивы. Эти качества детей писатель раскрывает в их поступках, в действиях, отношении к окружающим. Один из привлекательных образов - любознательный, настойчивый мальчик Филипок (рассказ «Филипок»). Малыш преодолевает все трудности и достигает цели - его принимают в школу учиться. Толстой не прощает человеку такие недостатки, как лень, обман. В рассказе «Лгун» он наказывает лгунишку, погубившего своей ложью все стадо овец. В рассказе «Воробей и ласточки» наказанным остается воробей, захвативший гнездо ласточки. Стайка ласточек, поддерживая родную им птичку, замуровывает воробья в гнезде.

Информация о работе Классификация литературы