Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:46, реферат
Литра – литер произведения, созданные специально для юных читателей, а также вошедшие в круг их чтения из устно-поэтического народного творчества и литературы для взрослых. Для детей от 3 до 4 лет.
тописные сказания и легенды - произведения, составляющие основной круг
чтения ребенка в XV-XVII веках. Процессы и характер адаптации этих жан-
ров для детей. Учебные книги (азбуки, азбуковники, буквари) как родона-
чальники детской книги. Космография и шестодневы – образцы для позд-
нейших создателей научно-познавательной литературы для детей. Светские
(потешные) книги в детском чтении: переводы басен Эзопа, притч и басен
из «Панчатантры» (сборник «Стефан и Ихнилат»), «Сказание о славном ви-
тязе, о Бове-королевиче», «Повесть о Еруслане Лазаревиче». Савватий, Си-
меон Полоцкий, Карион Истомин как первые русские детские поэты.
Детская книга в XVIII веке. Ее тематическое и жанровое разнообра-
зие. Дидактические рассуждения в форме писем и бесед взрослых с деть-
ми. Оригинальная и переводная проза в истории детской литературы XVIII
столетия. Формирование жанров рассказа и повести для детей.
Влияние лубочной литературы и народного театра на развитие лите-
ратуры для детей.
Школьный театр и школьная драма. А.Т.Болотов как создатель пер-
вых драматургических произведений для детей («Несчастные сироты»
(1780)). Пересказы (М.Д.Чулков «Пересмешник, или Словенские сказки»,
В.А.Левшин «Русские сказки», С.В.Друковцов «Бабушкины сказки») и об-
работки («Сказки русские» П.Тимофеева, «Забавный рассказчик» Е.Хомя-
кова) народных сказок как один из путей формирования жанра русской ли-
тературной сказки. Взаимодействие фольклора и литературы в стихотвор-
ных (И.И.Дмитриев «Причудница», Н.М.Карамзин «Илья Муромец»,
А.Х.Востоков «Полим и Селина, Ип.Ф.Богданович «Душенька») и прозаи-
ческих (Екатерина II «Сказка о царевиче Хлоре», «Сказка о царевиче Фе-
вее», Н.М.Карамзин «Прекрасная царевна и счастливый карла») сказках.
Влияние сентиментализма. Смешение античных, средневековых, европей-
ских, славянских мотивов, деталей светского и простонародного быта.
Стремление подчеркнуть национальный колорит.
Зарождение детской журналистики. Журнал Н.И.Новикова «Детское
чтение
для сердца и разума» (1785-1789).
Его структура
и содержание.
8.Детская
литература и детское
чтение 18 века. — Несмотря на более чем вековое
существование Д. литературы, по вопросу
о задачах Д. чтения и литературы существуют
самые разнообразные мнения. Руссо называет
чтение бичом детского возраста и делает
исключение только для Робинзона и отчасти
для древних классиков. Из русских писателей Белинский говорит, что страсть к чтению
в детях не должна радовать нас: она развивает
в Д. фантазию на счет других способностей
духа, а это может сделать из ребенка бесполезного
мечтателя. Сказки в особенности не могут быть
терпимы, кроме тех, сущность которых в
здоровой идее. Ребенку нужно дать в руки
естественноисторические атласы, где
главную роль играют картинки, а текст
— служебную; затем — книги с картинками,
путешествия или простые описания земель;
далее — исторические соч. и биографии.
С 12—14-летнего возраста можно давать повести
и романы, которые должны быть высокохудожественными
произведениями. Писарев считает Д. литературу
ложной и ненужной и предлагает вместо
Д. книг произведения лучших беллетристов,
описания путешественников, исторические
сочинения и популярные статьи по естествознанию.
— Около мнений названных писателей группируются
и возражения позднейших противников
Д. чтения и Д. литературы, из которых одни
находят Д. чтение вредным, другие — бесполезным,
а третьи советуют как можно ранее приобщать
детей к общей сокровищнице человеческого
духа.
Большинство педагогов, однако, правильно
организованному чтению книг детьми придают
высокое значение. Гербарт считает чтение необходимым
и почти незаменимым вспомогательным
средством воспитания. Того же мнения держатся Бенеке,
Розенкранц, К. Шмидт и мн. др. Защитники
Д. литерат. указывают на присутствие вредного
для детей элемента в общей литературе
и недоступность ее для детского понимания.
Необходимыми качествами Д. литературы
они считают ясность изложения, точность,
правдивость и логичность выводов и строгую
соразмерность научного материала. Вместе
с тем Д. книги должны быть нравственно
чисты и свободны от избытка благочестия
и морали, особенно в виде рассуждений.
Наконец, все предназначенное для детей
должно быть интересно и изложено простым
и понятным языком. Значение сказок более
всего подвергалось обсуждению. Против
них были и некоторые из защитников Д.
литер., находя их если не вредными, то
по крайней мере бесполезными (Бенеке,
Бэн). Гербарт, Розенкранц и др. советуют
обращаться прежде всего к сказкам и народным
сказаниям или произведениям, возникшим
во времена младенчества цивилизации.
Первобытность изображаемой в них жизни
и простодушие изображения совершенно
соответствуют чувствам ребенка. Поэтому
следует признать воспитательное значение,
по крайней мере, за народными сказками. Д. литература
в России начинается произведениями Екатерины
II (преимущественно сказками) и журналом
Новикова: "Детское чтение". Такие
издания, как "Зрелище природы и художеств"
(1784—89), а также переводные повести Жанлис,
Мармонтеля, Геснера и др., предназначались
более для взрослых. Со второго десятилетия
XIX в. появляются книги, имеющие целью ознакомить
детей с природой. Таковы "Детский музеум"
(1815 и след.), "Бюффон для юношества".
(1814), "Прогулка с детьми по России",
"Беседы с детьми о сельском хозяйстве,
мануфактуре и т. д.". Вместе с тем издаются
и нравоучительные соч.: "Диалоги древних
исторических личностей с целью поучения
нравственности", "Эзоповы басни",
"Собрание детских повестей, басен и
сказок Кампе" (1820). С конца 30 гг. Д. литература
принимает национальный характер, что
особенно заметно на тогдашних Д. журналах,
в которых участвовали Бенедиктов, Лермонтов,
Баратынский, Языков, Дмитриев и др. Издается
ряд сочинений, знакомящих и с жизнью простого
народа, и с народным творчеством. Последней
цели отвечали сказка Даля, "Конек Горбунок"
Ершова, "Рассказы дедушки Иринея"
кн. Одоевского и др. В это же время стали
усиленно популяризовать историю, географию
и естественные науки. С половины 50-х годов
и Д. литературу охватило реальное направление.
Большинство издаваемых Д. книг давало
в удобной, легкой форме сведения по истории,
географии и естествоведению. Особенно
на этом поприще потрудился М. Б. Чистяков,
написавший целый ряд статей исторических,
географических и естественнонаучных,
отдельно и в своем известном "Журнале
для детей". В повестях самого Чистякова
и особенно подражавшей ему Макаровой
слишком выступает сантиментально-дидактический
элемент, характеризующий повести прежнего
времени. Современная Д. литература, знакомя
с историческими, географическими, естественнонаучными
знаниями, в то же время не чужда романтического
и религиозно-эпического элемента. Более
известные современные писатели для детей:
Авенариус, Анненская, Кот-Мурлыка, Засодимский,
Круглов, Мунт-Валуева, В. Острогорский,
Петрушевский, Павлович, Разин и др. Важнейшим
явлением в Д. литературе были Детские
журналы. "Детское чтение" Н. И. Новикова
давало по преимуществу нравоучительные
повести и статьи исторические и географические.
За ним следовали с 1800 г. — "Сокращенная
библиотека" и "Утренняя заря";
с 1804 г. — "Веселый и забавный друг детей"
С. Смирнова; с 1807 г. — "Друг юношества"
Невзорова. Все они были наполнены большею
частью переводными произведениями, пригодными
только для старшего возраста. С 1809 г. —
"Друг детей" Ильина; с 1813 г. — "Журнал
для детей"; с 1821 г. — "Новое детское
чтение" С. Глинки; с 1826 г. — "Д. собеседник"
Греча, толковавший более всего о грамматике;
с 1827 г. — "Новая детская библиотека"
Федорова, с 1836 г. — "Журн. для чтения
воспитанникам военно-учебных заведений",
в котором вначале приняли участие Жуковский,
Пушкин, Дмитриев, Кольцов, Венедиктов,
Ершов и др.; с 1843 г. — "Звездочка"
Ишимовой и "Лучи"; с 1847 г. — "Новая
библиотека для воспитания", наполненная
большею частью переводн. произведениями.
С 1851 г. по 1866 г. М. Чистяков издавал "Журнал
для детей", послуживший образцом для
многих последующих журналов, напр. для
"Подснежника" В. Майкова (с 1858 г.)
и "Рассвета" Кремпина (с 1859 г.). В 1857
г. появляется "Час досуга", журнал
забав и игр; в 1859 г. — первый иллюстрированный
Д. журнал "Калейдоскоп", а за ним
и "Иллюстрированный живописный Д. сборник"
(с 1862 г.). С 1864 г. — "Семейные вечера",
с 1865 г. — "Д. чтение" под ред. Головачева
(всего 12 кн.); с 1869 г. возобновл. под. ред.
А. Н. Острогорского; с 1870 г. — "Семья
и школа" Симашко. Теперь у нас издаются
"Досуг и дело", "Д. чтение", "Задушевное
слово", "Игрушечка", "Мир Божий",
"Родник", "Семейная библиотека"
— в СПб., и "Д. отдых", "Д. помощь",
"Малютка" — в Москве.
9.История развития отечественной детской периодической печати. На сегодняшний день количество самых разнообразных печатных СМИ, выходящих в одной только нашей стране, поистине может быть названо астрономическим. Представители практически любой профессии или круга интересов имеют свои периодические издания: есть журналы, рассчитанные на мужчин или женщин, на детей и подростков, есть журналы об образовании и карьере, о всевозможных видах увлечений и развлечений — от компьютерных игр до создания авторских кукол, есть журналы для стоматологов, бухгалтеров, профессиональных и непрофессиональных фотографов, существует даже журнал, посвященный вопросам похоронной индустрии, и только люди, имеющие отношение к литературе и литературному творчеству, лишены соответствующего их интересам издания. Конечно, по-прежнему выходят так называемые толстые литературные журналы, попасть в которые молодым авторам почти нереально, а разные литературные объединения или группы людей периодически выпускают за свой счет сборники как статей, так и художественных текстов.
Современные СМИ классифицируются по следующим критериям:
- по форме собственности (государственные, частные, корпоративные);
- по широте распространения (центральные и региональные);
- по стилю (серьезные, бульварные или массовые, желтые или скандальные);
- по периодичности (газеты: ежедневные и ежнедельники);
- по жанрам (общественно-политические, отраслевые, рекламные);
- по способу передачи и мощности радио- и телесигнала.1
Однако ни один
из вышеприведенных критериев
не является уникальным для
всех СМИ. К тому же
Средства массовой информации делятся печатные и электронные версии:
Печатные: Газеты, Журналы, Альманахи и т.д.Электронные: Радио, Телевидение, Интернет и т.д.Информационные агентства. Газета — печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием не реже одного раза в месяц. Название "газета" произошло от наименования мелкой итальянской монеты в XVI веке — итал. gazzetta (гасета). Газеты делятся:по принципу территориального распространения и охвату аудитории — общенациональные, региональные (республиканские, областные. краевые), местные (городские, районные), внутрикорпоративные (обращённые к сотрудникам определённой организации);по тематике — деловые, общеполитические, отраслевые, рекламно-информационные, развлекательные, смешанные;по периодичности — ежедневные (утренние или вечерние) и еженедельные;
11.Особенности
литературного процесса
в области детской
книги первой половины
XIX века в России. Новые подходы к пониманию
человеческой личности нашли своё отражение
и в литературе, адресованной детям. "Становление
детской литературы как художественного
явления, - пишет Л. В. Долженко, - приходится
на первую половину XIX века и связано с
признанием того, что в психологии ребёнка
преобладает эмоциональная сфера".
Поэтому детская литература ставит перед
собой новые задачи: отныне она обращается
не только к разуму маленького читателя,
но и к его чувствам. Меняется само представление
о читателе, он рассматривается уже не
только как объект воспитания, но и как
формирующаяся личность, а потому открытое
поучение постепенно отходит на второй
план. Начинается осмысление особенностей
детской психологии, предпринимаются
попытки понять, как ребёнок познаёт мир,
каков круг его интересов, что близко его
сердцу и способно вызвать сочувствие,
а что, напротив, вызывает протест и неприятие.Неудивительно,
что создатели первых по-настоящему художественных
произведений для детей обращаются к устному
народному творчеству, произведения которого
начинают собирать и серьёзно изучать
именно в XIX в. В 30-е годы XIX века выходят
в свет и сказки А. С. Пушкина, ставшие позже
классикой жанра литературной сказки,
тогда же великий поэт формулирует знаменитое
"Сказка ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам урок!".В середине XIX в. намечается
ещё одна тенденция развития детской литературы:
её героями становятся сами дети, а писатели
обращаются к осмыслению внутренней жизни
маленького человека и утверждают самоценность
личности ребёнка. Впервые тема детства
звучит по-новому в одноимённой повести
Л. Н. Толстого, а её исследование продолжает
С. Т. Аксаков в повести "Детские годы
Багрова-внука". В целом детская литература
в XIX в. развивается параллельно с развитием
представлений о личности ребёнка и его
психологии, и к концу века она окончательно
оформляется как самостоятельное явление,
обладающее уникальной художественной
и культурной ценностью.
50.Поэзия Некрасова для детей. Жанры. Сюжет. Герои.
Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877) Сын богатого помещика, Некрасов предпочел самостоятельно зарабатывать на хлеб, нежели жить за счет рабского труда крестьян. Представления о жизни сложились у поэта в те ранние его годы, когда он столкнулся с суровыми сторонами российской действительности, на себе изведав их тяготы.В духовном развитии Некрасова решающую роль сыграло общение с Белинским, первым угадавшим его истинное призвание.
Некрасов придавал большое значение воспитанию детей в духе гуманистических идеалов и служения народу. С 1864 по 1873 год он написал семь стихотворений для детей, которые предполагал издать отдельной книгой. В 1870 году появилось самое, пожалуй, известное детское стихотворение Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы» (1870).
Дети, я вам расскажу про Мазая.Каждое лето домой приезжая,Я по неделе гощу у него.Нравится мне деревенька его...<...>Вся она тонет в зелёных садах;Домики в ней на высоких столбах...Прекрасны картины природы, возникающие в неторопливом рассказе Мазая, вобравшие в себя наблюдения самого поэта — страстного охотника:Вечером пеночка нежно поёт,Словно как в бочку пустую удод Ухает; сыч разлетается к ночи,Рожки точёны, рисованы очи.В «Дедушке Мазае...» — довольно большом стихотворении, способном утомить ребенка, — происходит постоянное переключение внимания: то возникнет некий Кузя. «сломавший у ружьишка курок», и поэтому он «спичек таскает с собой коробок», то еще один «зверолов» — стал он так «зябок руками», что носит с собой на охоту «горшок с угольками». И композиционно-ритмическое построение стихотворения также предполагает дать возможность ребенку передохнуть, может быть, даже засмеяться, когда он услышит, как дедушка Мазай описывает в стиле народной прибаутки конец заячьего путешествия в его лодке:
И во весь дух
Пошли зайчишки, А чур зимой
А я им: «у-ух!
Живей, зверишки! Прицелюсь — бух!
Смотри, косой, И ляжешь... Ууу-х!..»
Некрасов придавал
особенное значение дидактизму в
детской книге. И чему бы ни были
посвящены его стихи для детей
— дидактичность в них
Дидактический элемент есть, и в «Дедушке Мазае...». Есть он и в веселом стихотворении «Генерал Топтыгин», и в страшном стихотворении «Железная дорога», и в последнем по времени написания оптимистичном стихотворении детского цикла «Накануне Светлого праздника».
В «Генерале Топтыгине» (1867) дидактизм приобретает политический колорит, поэт употребляет здесь даже сатирические краски для, казалось бы, просто смешной истории: от подвыпивших кучеpa и поводыря укатил на тройке медведь, оставленный ими «на часок» у дверей кабачка.