Классификация литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:46, реферат

Описание работы

Литра – литер произведения, созданные специально для юных читателей, а также вошедшие в круг их чтения из устно-поэтического народного творчества и литературы для взрослых. Для детей от 3 до 4 лет.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 58.40 Кб (Скачать)

тописные сказания и легенды - произведения, составляющие основной круг

чтения  ребенка в XV-XVII веках. Процессы и характер адаптации этих жан-

ров для детей. Учебные  книги  (азбуки,  азбуковники, буквари)  как родона-

чальники детской книги. Космография и шестодневы – образцы для позд-

нейших создателей научно-познавательной литературы для детей. Светские

(потешные) книги в детском  чтении: переводы  басен Эзопа, притч  и басен

из  «Панчатантры» (сборник «Стефан и Ихнилат»), «Сказание о славном ви-

тязе, о Бове-королевиче», «Повесть о Еруслане Лазаревиче». Савватий, Си-

меон Полоцкий, Карион Истомин как первые русские детские поэты.

Детская книга в XVIII  веке. Ее тематическое и жанровое разнообра-

зие. Дидактические рассуждения в форме писем и бесед взрослых с деть-

ми. Оригинальная и переводная проза в истории  детской литературы XVIII

столетия. Формирование жанров рассказа и повести  для детей.

Влияние лубочной литературы и народного театра на развитие лите-

ратуры для детей. 

Школьный  театр и школьная драма.  А.Т.Болотов как создатель пер-

вых драматургических произведений для детей («Несчастные сироты»

(1780)). Пересказы  (М.Д.Чулков  «Пересмешник, или Словенские сказки»,

В.А.Левшин  «Русские сказки», С.В.Друковцов  «Бабушкины сказки») и об-

работки («Сказки русские» П.Тимофеева, «Забавный рассказчик» Е.Хомя-

кова) народных сказок как один из путей формирования жанра русской ли-

тературной сказки. Взаимодействие фольклора и литературы в стихотвор-

ных  (И.И.Дмитриев  «Причудница»,  Н.М.Карамзин  «Илья Муромец»,

А.Х.Востоков  «Полим и Селина, Ип.Ф.Богданович  «Душенька») и прозаи-

ческих  (Екатерина II «Сказка о царевиче Хлоре», «Сказка о царевиче Фе-

вее»,  Н.М.Карамзин  «Прекрасная царевна и счастливый карла»)  сказках.

Влияние сентиментализма. Смешение античных, средневековых, европей-

ских,  славянских мотивов,  деталей светского и простонародного быта.

Стремление  подчеркнуть национальный колорит. 

Зарождение  детской журналистики.  Журнал Н.И.Новикова  «Детское

чтение  для сердца и разума» (1785-1789). Его структура  и содержание. 
 
 
 

8.Детская литература и детское чтение 18 века. — Несмотря на более чем вековое существование Д. литературы, по вопросу о задачах Д. чтения и литературы существуют самые разнообразные мнения. Руссо называет чтение бичом детского возраста и делает исключение только для Робинзона и отчасти для древних классиков. Из русских писателей Белинский говорит, что страсть к чтению в детях не должна радовать нас: она развивает в Д. фантазию на счет других способностей духа, а это может сделать из ребенка бесполезного мечтателя. Сказки в особенности не могут быть терпимы, кроме тех, сущность которых в здоровой идее. Ребенку нужно дать в руки естественноисторические атласы, где главную роль играют картинки, а текст — служебную; затем — книги с картинками, путешествия или простые описания земель; далее — исторические соч. и биографии. С 12—14-летнего возраста можно давать повести и романы, которые должны быть высокохудожественными произведениями. Писарев считает Д. литературу ложной и ненужной и предлагает вместо Д. книг произведения лучших беллетристов, описания путешественников, исторические сочинения и популярные статьи по естествознанию. — Около мнений названных писателей группируются и возражения позднейших противников Д. чтения и Д. литературы, из которых одни находят Д. чтение вредным, другие — бесполезным, а третьи советуют как можно ранее приобщать детей к общей сокровищнице человеческого духа. 
Большинство педагогов, однако, правильно организованному чтению книг детьми придают высокое значение. 
Гербарт считает чтение необходимым и почти незаменимым вспомогательным средством воспитания. Того же мнения держатся Бенеке, Розенкранц, К. Шмидт и мн. др. Защитники Д. литерат. указывают на присутствие вредного для детей элемента в общей литературе и недоступность ее для детского понимания. Необходимыми качествами Д. литературы они считают ясность изложения, точность, правдивость и логичность выводов и строгую соразмерность научного материала. Вместе с тем Д. книги должны быть нравственно чисты и свободны от избытка благочестия и морали, особенно в виде рассуждений. Наконец, все предназначенное для детей должно быть интересно и изложено простым и понятным языком. Значение сказок более всего подвергалось обсуждению. Против них были и некоторые из защитников Д. литер., находя их если не вредными, то по крайней мере бесполезными (Бенеке, Бэн). Гербарт, Розенкранц и др. советуют обращаться прежде всего к сказкам и народным сказаниям или произведениям, возникшим во времена младенчества цивилизации. Первобытность изображаемой в них жизни и простодушие изображения совершенно соответствуют чувствам ребенка. Поэтому следует признать воспитательное значение, по крайней мере, за народными сказками. Д. литература в России начинается произведениями Екатерины II (преимущественно сказками) и журналом Новикова: "Детское чтение". Такие издания, как "Зрелище природы и художеств" (1784—89), а также переводные повести Жанлис, Мармонтеля, Геснера и др., предназначались более для взрослых. Со второго десятилетия XIX в. появляются книги, имеющие целью ознакомить детей с природой. Таковы "Детский музеум" (1815 и след.), "Бюффон для юношества". (1814), "Прогулка с детьми по России", "Беседы с детьми о сельском хозяйстве, мануфактуре и т. д.". Вместе с тем издаются и нравоучительные соч.: "Диалоги древних исторических личностей с целью поучения нравственности", "Эзоповы басни", "Собрание детских повестей, басен и сказок Кампе" (1820). С конца 30 гг. Д. литература принимает национальный характер, что особенно заметно на тогдашних Д. журналах, в которых участвовали Бенедиктов, Лермонтов, Баратынский, Языков, Дмитриев и др. Издается ряд сочинений, знакомящих и с жизнью простого народа, и с народным творчеством. Последней цели отвечали сказка Даля, "Конек Горбунок" Ершова, "Рассказы дедушки Иринея" кн. Одоевского и др. В это же время стали усиленно популяризовать историю, географию и естественные науки. С половины 50-х годов и Д. литературу охватило реальное направление. Большинство издаваемых Д. книг давало в удобной, легкой форме сведения по истории, географии и естествоведению. Особенно на этом поприще потрудился М. Б. Чистяков, написавший целый ряд статей исторических, географических и естественнонаучных, отдельно и в своем известном "Журнале для детей". В повестях самого Чистякова и особенно подражавшей ему Макаровой слишком выступает сантиментально-дидактический элемент, характеризующий повести прежнего времени. Современная Д. литература, знакомя с историческими, географическими, естественнонаучными знаниями, в то же время не чужда романтического и религиозно-эпического элемента. Более известные современные писатели для детей: Авенариус, Анненская, Кот-Мурлыка, Засодимский, Круглов, Мунт-Валуева, В. Острогорский, Петрушевский, Павлович, Разин и др. Важнейшим явлением в Д. литературе были Детские журналы. "Детское чтение" Н. И. Новикова давало по преимуществу нравоучительные повести и статьи исторические и географические. За ним следовали с 1800 г. — "Сокращенная библиотека" и "Утренняя заря"; с 1804 г. — "Веселый и забавный друг детей" С. Смирнова; с 1807 г. — "Друг юношества" Невзорова. Все они были наполнены большею частью переводными произведениями, пригодными только для старшего возраста. С 1809 г. — "Друг детей" Ильина; с 1813 г. — "Журнал для детей"; с 1821 г. — "Новое детское чтение" С. Глинки; с 1826 г. — "Д. собеседник" Греча, толковавший более всего о грамматике; с 1827 г. — "Новая детская библиотека" Федорова, с 1836 г. — "Журн. для чтения воспитанникам военно-учебных заведений", в котором вначале приняли участие Жуковский, Пушкин, Дмитриев, Кольцов, Венедиктов, Ершов и др.; с 1843 г. — "Звездочка" Ишимовой и "Лучи"; с 1847 г. — "Новая библиотека для воспитания", наполненная большею частью переводн. произведениями. С 1851 г. по 1866 г. М. Чистяков издавал "Журнал для детей", послуживший образцом для многих последующих журналов, напр. для "Подснежника" В. Майкова (с 1858 г.) и "Рассвета" Кремпина (с 1859 г.). В 1857 г. появляется "Час досуга", журнал забав и игр; в 1859 г. — первый иллюстрированный Д. журнал "Калейдоскоп", а за ним и "Иллюстрированный живописный Д. сборник" (с 1862 г.). С 1864 г. — "Семейные вечера", с 1865 г. — "Д. чтение" под ред. Головачева (всего 12 кн.); с 1869 г. возобновл. под. ред. А. Н. Острогорского; с 1870 г. — "Семья и школа" Симашко. Теперь у нас издаются "Досуг и дело", "Д. чтение", "Задушевное слово", "Игрушечка", "Мир Божий", "Родник", "Семейная библиотека" — в СПб., и "Д. отдых", "Д. помощь", "Малютка" — в Москве. 
 

9.История  развития отечественной  детской периодической  печати. На сегодняшний  день количество самых разнообразных  печатных СМИ, выходящих в одной  только нашей стране, поистине может  быть названо астрономическим. Представители практически любой профессии или круга интересов имеют свои периодические издания: есть журналы, рассчитанные на мужчин или женщин, на детей и подростков, есть журналы об образовании и карьере, о всевозможных видах увлечений и развлечений — от компьютерных игр до создания авторских кукол, есть журналы для стоматологов, бухгалтеров, профессиональных и непрофессиональных фотографов, существует даже журнал, посвященный вопросам похоронной индустрии, и только люди, имеющие отношение к литературе и литературному творчеству, лишены соответствующего их интересам издания. Конечно, по-прежнему выходят так называемые толстые литературные журналы, попасть в которые молодым авторам почти нереально, а разные литературные объединения или группы людей периодически выпускают за свой счет сборники как статей, так и художественных текстов.

Современные СМИ классифицируются по следующим  критериям:

  - по форме собственности  (государственные,  частные, корпоративные);

- по широте распространения (центральные и региональные);

   - по стилю  (серьезные, бульварные  или массовые, желтые или скандальные);

  - по периодичности  (газеты: ежедневные  и ежнедельники);

- по жанрам (общественно-политические, отраслевые, рекламные);

- по способу передачи  и мощности  радио- и телесигнала.1

 Однако  ни один  из вышеприведенных критериев   не является уникальным для  всех СМИ. К тому же искусственное  усложнение порождает путаницу. Потому предлагается следующий  вариант, в котором  все предельно обобщено.

   Средства  массовой  информации делятся печатные  и электронные версии:

Печатные: Газеты, Журналы, Альманахи и т.д.Электронные: Радио, Телевидение, Интернет и т.д.Информационные агентства. Газета — печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием не реже одного раза в месяц. Название "газета" произошло от наименования мелкой итальянской монеты в XVI веке — итал. gazzetta (гасета). Газеты делятся:по принципу территориального распространения и охвату аудитории — общенациональные, региональные (республиканские, областные. краевые), местные (городские, районные), внутрикорпоративные (обращённые к сотрудникам определённой организации);по тематике — деловые, общеполитические, отраслевые, рекламно-информационные, развлекательные, смешанные;по периодичности — ежедневные (утренние или вечерние) и еженедельные;

11.Особенности  литературного процесса  в области детской  книги первой половины  XIX века в России. Новые подходы к пониманию человеческой личности нашли своё отражение и в литературе, адресованной детям. "Становление детской литературы как художественного явления, - пишет Л. В. Долженко, - приходится на первую половину XIX века и связано с признанием того, что в психологии ребёнка преобладает эмоциональная сфера". Поэтому детская литература ставит перед собой новые задачи: отныне она обращается не только к разуму маленького читателя, но и к его чувствам. Меняется само представление о читателе, он рассматривается уже не только как объект воспитания, но и как формирующаяся личность, а потому открытое поучение постепенно отходит на второй план. Начинается осмысление особенностей детской психологии, предпринимаются попытки понять, как ребёнок познаёт мир, каков круг его интересов, что близко его сердцу и способно вызвать сочувствие, а что, напротив, вызывает протест и неприятие.Неудивительно, что создатели первых по-настоящему художественных произведений для детей обращаются к устному народному творчеству, произведения которого начинают собирать и серьёзно изучать именно в XIX в. В 30-е годы XIX века выходят в свет и сказки А. С. Пушкина, ставшие позже классикой жанра литературной сказки, тогда же великий поэт формулирует знаменитое "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!".В середине XIX в. намечается ещё одна тенденция развития детской литературы: её героями становятся сами дети, а писатели обращаются к осмыслению внутренней жизни маленького человека и утверждают самоценность личности ребёнка. Впервые тема детства звучит по-новому в одноимённой повести Л. Н. Толстого, а её исследование продолжает С. Т. Аксаков в повести "Детские годы Багрова-внука". В целом детская литература в XIX в. развивается параллельно с развитием представлений о личности ребёнка и его психологии, и к концу века она окончательно оформляется как самостоятельное явление, обладающее уникальной художественной и культурной ценностью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

50.Поэзия  Некрасова для  детей. Жанры. Сюжет. Герои.

Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877) Сын богатого помещика, Некрасов предпочел самостоятельно зарабатывать на хлеб, нежели жить за счет рабского труда кресть­ян. Представления о жизни сложились у поэта в те ранние его годы, когда он столкнулся с суровыми сторонами российской действительности, на себе изведав их тяготы.В духовном развитии Некрасова решающую роль сыграло об­щение с Белинским, первым угадавшим его истинное призвание.

Некрасов придавал большое зна­чение воспитанию детей в духе гуманистических идеалов и служе­ния народу. С 1864 по 1873 год он написал семь стихотворений для детей, которые предполагал издать отдельной книгой. В 1870 году появилось самое, пожалуй, известное детское стихотворение Не­красова «Дедушка Мазай и зайцы» (1870).

Дети, я вам  расскажу про Мазая.Каждое лето домой приезжая,Я по неделе гощу у него.Нравится мне деревенька его...<...>Вся она тонет в зелёных садах;Домики в ней на высоких столбах...Прекрасны картины природы, возникающие в неторопливом рассказе Мазая, вобравшие в себя наблюдения самого поэта — страстного охотника:Вечером пеночка нежно поёт,Словно как в бочку пустую удод Ухает; сыч разлетается к ночи,Рожки точёны, рисованы очи.В «Дедушке Мазае...» — довольно большом стихотворении, способном утомить ребенка, — происходит по­стоянное переключение внимания: то возникнет некий Кузя. «сломавший у ружьишка курок», и поэтому он «спичек таскает с собой коробок», то еще один «зверолов» — стал он так «зябок руками», что носит с собой на охоту «горшок с угольками». И композиционно-ритмическое построение стихотворения так­же предполагает дать возможность ребенку передохнуть, может быть, даже засмеяться, когда он услышит, как дедушка Мазай описывает в стиле народной прибаутки конец заячьего путеше­ствия в его лодке:

И во весь дух                                  Теперь спасайся,

Пошли зайчишки,              А чур зимой

А я им: «у-ух!                                 Не попадайся!

Живей, зверишки!              Прицелюсь — бух!

Смотри, косой,                   И ляжешь... Ууу-х!..»

Некрасов придавал особенное значение дидактизму в  детской книге. И чему бы ни были посвящены его стихи для детей  — дидактичность в них неизменно  соседствует с поэтичностью. Автор  считал, что таким образом останавливается  внимание маленького читателя на той  или иной нравственной идее, которая  сама по себе ему еще недоступна. Характерны в этом отношении стихотво­рения «Соловьи» (1870) и «Пчелы» (1867

Дидактический элемент есть, и в «Дедушке Мазае...». Есть он и в веселом стихотворе­нии «Генерал Топтыгин», и в страшном стихотворении «Желез­ная дорога», и в последнем по времени написания оптимистич­ном стихотворении детского цикла «Накануне Светлого празд­ника».

В «Генерале  Топтыгине» (1867) дидактизм приобретает  полити­ческий колорит, поэт употребляет  здесь даже сатирические краски для, казалось бы, просто смешной истории: от подвыпивших кучеpa и поводыря укатил на тройке медведь, оставленный ими «на часок» у дверей кабачка.

Информация о работе Классификация литературы