Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 16:46, реферат
Литра – литер произведения, созданные специально для юных читателей, а также вошедшие в круг их чтения из устно-поэтического народного творчества и литературы для взрослых. Для детей от 3 до 4 лет.
1.Детская литература как учебная дисциплина. Дет. Литра – литер произведения, созданные специально для юных читателей, а также вошедшие в круг их чтения из устно-поэтического народного творчества и литературы для взрослых. Для детей от 3 до 4 лет.
Дет лит-ре присущи те качества, которые есть и у художественной. Но все же это искусство конкретной направленности. Д.л. связана с педагогикой., призвана учитывать возрастные особенности, возможности и потребности маленьких читателей. Органичное слияние законов искусства и педагогических потребностей – главная черта д. л.
Д. л. как орудие познания жизни, она раздвигает перед юными читателями границы мира, помогает его осваивать, т.е. литература обогащает духовно, способствует самопознанию, самосовершенствованию, помогает понять свое предназначение в мире.
Задача дет лит: Каждая историческая эпоха ставит свои задачи. Древнерусская литература: «ради научения», как можно быстрее воспитать в религиозном духе людей, послушных княжеской власти. Начало 18 века: воспитать молодых людей, поддерживающих реформы Петра 1. 19 век: воспитывать активных борцов с крепостническим строем (по Чернышевскому и Добролюбову).
Для д.л. существует отбор тем. Учитывается следующее: 1) насколько тема актуальна для данного времени;2) доступна ли тема ребенку в этом возрасте; 3) отвечает ли тема решению воспитательно-образовательных задач.
Сюжет – напряженно-динамичный, много интересных событий, приключений, много всего таинственного. Чем меньше возраст читателя, тем меньше его интерес к описанию природы, психологии героя. Герой – двигатель сюжета. Главный герой – сверстник читателя, этот герой рисует этот мир таким, каким ребенок его представляет. Герой-сверстник заслуживает со стороны ребенка большего сопереживания.
Язык – грамматически правильный, без архаизмов, провинциализмов, простые предложения. Сентиментальный стиль исключается. Образец- народная русская сказка, которая разговаривает с читателем на равных. Недопустим варварский стиль.
Одна из особенностей д.л.- ее промежуточное положение между узколокальными литературами и классической, «высокой» литературой. Другая особенность – специфика диалога, писатель выстраивает диалог с воображаемым читателем с учетом различия уровней этического и эстетического восприятия. Д.л. консервативна, дисциплина творческого процесса обусловливает канонический способ художественного мышления.
Основные функции дет лит-ры как искусства слова: 1)воспитательная; 2) образовательная; 3) воспитание эстетического вкуса; 4) геденестическая(наслаждение); 5) риторическая, ребенок начинает творить, становится соавтором.
Древнерусская литература. «Ради научения», как можно быстрее воспитать человека религиозного, послушного княжеской власти. Начало 18 века: воспитать молодых людей, поддерживающих реформы Петра 1. 19 век: воспитывать активных борцов с крепостническим строем (по Чернышевскому и Добролюбову). В 18 веке Татищев выделил 4 возрастные группы: 1) стан младенчества (рождение-12 лет); 2) стан юношества (12-25 лет); 3) мужество (25-50 лет); 4) старость (после 50 лет). Даль: 1) детство (до 14 лет) 2) юношество (14-15 лет) 3) отрочество. Современная педагогика: 1) дошкольный возраст(3-7 лет); 2) младший школьный возраст(7-12 лет); 3) подростковый возраст (12-16 лет); 4) юношеский возраст (15-18 лет).
Жанровая система: практически все жанры художественной литературы. 17 в – адаптация античной литературы, басни Эзопа, мифы, перерабатывались исторические повести о взятии Азова. 18 век- сказки, сентиментальные повести.
Тематическая направленность. Тема определялась государством . Одна из главных тем дет книги- религия. 16-17 век – появление светских мотивов. Темы – прославление грамоты, воспитание интереса к знаниям, героические черты русского народа. 18 век- возникают тематические барьеры между взрослой и детской литературой. Начало 19 века- романтики внесли в д.л. литературу для детей, ориентированную на фольклорную детскую сказку. Конец 19 века – Добролюбов одобрял знакомство детей с теми проблемами, которые волнуют общество (крепостничество). 20 век- обилие различных неправильностей, неологизмов и т.д. Ещё один компонент д.л.- творчество детей. «Старая» д.л. развивалась на почве ручкой классической культуры, «новая»- начало ее относиться к предоктябрьскому времени. Д.л. проходит свой путь развития, согласованный с общим литературным процессом. В истории литературы для детей также выделяется средневековый Ренессанс, барокко и т д . Вместе с тем это особый путь развития, цель которого- создание литературы, отвечающей запросам читателей.
Для
д.л. существует отбор тем. Учитывается
следующее: 1) насколько тема актуальна
для данного времени;2) доступна ли тема
ребенку в этом возрасте; 3) отвечает ли
тема решению воспитательно-образовательных
задач.
3.Древнеруссквя
литература для
детей. Начало русской литературы,
одной из самых древних литератур Европы,
восходит ко второй половине X века. Её
возникновение тесно связано с приходом
Христианства на Русь (988г.), а потому она
была ориентирована на утверждение христианских
основ жизни.
За первые три века развития письменности
наряду с большим количеством переводной
литературы, распространявшейся в то время
на Руси, появляется такая оригинальная
литература как летописи. Наиболее известные
из них «ПВЛ», «Слово о полку Игореве»,
«Житие Бориса и Глеба», «Поучения Владимира
Мономаха» и др.
Древнерусский книжник рассказывал лишь о том, что по его представлениям, реально происходило. Тратить дарованные Богом время и силы на пустые, «неполезные» истории о вымышленных происшествиях он считал греховным.
Из летописей, в частности из «Повести временных лет», мы узнаем о том, что большое значение придавалось обучению детей грамоте. Ведь для развития культуры, обслуживания княжеского двора, укрепления власти необходимы были грамотные люди
Первые дошедшие до нас сведения о детском чтении восходят к концу X – началу XI века. В «Сказании о Борисе и Глебе» с трогательной простотой рассказывается о том, с каким интересом читали книги малолетние сыновья князя Владимира Борис и Глеб. Однако, специальных книг ни для Бориса и Глеба, ни для других детей не было. Дети читали те же книги, что и взрослые. Но не все, а только те, которые отвечали их возрастным особенностям и интересам. Поэтому, в результате продолжительного отбора в круг чтения детей вошли Поучения, Жития и летописные сказания.
Поучения – один из самых древних и популярных жанров. Они широкое распространение получили в Византии, откуда и проникли на Русь, вместе с первыми произведениями письменности. Они затрагивали самые сокровенные уголки души человека. Что они из себя представляли? Многоопытные люди на закате жизни дают наставление молодому поколению.
Жития святых пользовались
самой большой популярностью
в Древней Руси. Широкое распространение
они имели не только в X-XI веках, но
и позже. Один из современников Ломоносова
рассказывая о его детстве, пишет,
что «охочь он был читать в церкви псалмы,
по здешнему обычаю, Жития святых».
Жития создавали образ положительного
героя, соответствующего официальному
идеалу того времени. Часто Жития создавались
по прямому указанию церковных властей.
В них много фантастических и приключенческих
элементов, рассказов о чудесах, которые
так нравятся детям. Смирение, кротость,
набожность, покорность судьбе – воспеваются
в них.
Дети находили в них сведения об окружающем мире, знакомились с некоторыми событиями истории, замечательными людьми.
Наиболее известно «Житие Александра Невского». Оно было написано в конце XIII века, человеком, который вероятно лично знал князя. В первых строках идет сопоставление в описании Александра Невского с героями Библии. «Воистину так: без божия повеления не было бы княжения его. Но и ростом он был выше других людей, и голос его – как труба в народе, лицо же его – как лицо Иосифа… Сила же его была частью силы Самсона. И дал ему бог премудрость Соломона, а храбрость его – как у царя римского Веспасиана…».
В центре произведения два великих сражения русских: со шведами на Неве и с немецкими рыцарями на Чудском озере. Александр Невский представлен мужественным воином, умелым полководцем, глубоко верующим человеком, поэтому и небесные силы приходят ему на помощь. Князь Александр – реальная историческая личность, причисленная к лику святых. Должны были происходить связанные с его именем чудеса, и такое чудо автор нам описывает. «Было же тогда чудо дивное, достойное памяти. Когда положено было святое тело его (Александра Невского) в гроб Севастьян эконом и Кирилл митрополит хотели разжать ему руку, чтобы вложить в нее духовную грамоту. Он же сам, как живой, протянул руку и взял грамоту из рук митрополита. И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его».
Дети воспитывались не только на Поучениях и Житиях, но и на летописных сказаниях, которые чаще передавались устно из поколения в поколение.
Из всего вышеизложенного
мы можем сделать вывод, что начиная с
появления письменности и до первой половины
XV века специальных произведений для детей
на Руси не было.
4. Малые жанры устного народного творчества.
Прибаутки
и небылицыПервое
знакомство ребёнка с искусством слова
начинается с фольклорных произведений.
Мы уже говорили о том, что первыми в жизнь
маленького человека входят колыбельные,
а затем и другие формы устного народного
творчества. Как правило, в начале жизни
ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора,
доступными его восприятию.
В повседневной жизни общение с ребёнком
часто сопровождается прибаутками.
Это небольшие весёлые произведения или
высказывания, нередко в стихотворной
форме
Небылицы очень близки к прибауткам, но предлагают ребёнку уже не просто забавную, но откровенно нелепую, невозможную ситуацию (отсюда и название - "небылицы"). В основе небылицы - парадокс, её мир вывернут наизнанку. Сопоставив его с реальным положением вещей и убедившись, что "так не бывает", ребёнок учится ориентироваться в действительности, различать реальность и вымысел, возможное и невозможное
Считалки и загадкиПодрастающий ребёнок становится не только объектом всевозможных игр, но и их активным участником. В это время он знакомится с ещё одним фольклорным жанром - считалками. Открывая игру и раздавая всем её участникам определённые роли, считалка организует сам процесс игры и учит детей общаться друг с другом в заданной ситуации, подчиняться установленным правилам. Пословицы и поговорки В отличие от загадок, пословицы предлагают не вопрос, а ответ, готовую формулу поведения. Это афористические, образные и логически законченные изречения с поучительным смыслом: "Без труда не выловишь и рыбку из пруда", "Что посеешь, то и пожнёшь" и т.д. В пословицах находят отражение едва ли не все сферы человеческой жизни и нормы морали, актуальные во все времена. При этом нужно отметить, что пословица не утверждает возвышенные идеалы, а несёт в себе практический опыт - выводы, сделанные в процессе приспособления к реальной жизни. В целом пословицы и поговорки развивают образное мышление и учат развивающегося ребёнка за внешней стороной явлений видеть самую суть.
Одна из
центральных задач педагогики раннего
детства -изучение ранних проявлений
интеллектуальной жизни, а также поиск
эффективных методов и приемов подхода
к малышу, позволяющих установить с ним
двусторонний контакт.
2. Периодизация истории русской литературы для детей. Устное народное творчество и мифы – истоки детской литературы. От-
сутствие специальной литературы для детей до второй половины XV века.
Осознание недостаточности ресурсов традиционной крестьянской педаго-
гики как толчок к возникновению русской детской литературы. 5
Развитие детской литературы в XV-XVII веках. Поучения, жития, ле-