Классический период римской литературы. Творчество Катулла.

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

Принадлежа ныне всем временам и народам. По был сыном своего времени. Он отвергал многое из американской действитель¬ности 20—40-х гг.—и разделял многие ее иллюзии. Всю жизнь мечтая отдаться «единственной страсти» — чистой поэзии, он был вынужден выступать в роли литературного поденщика. Художник, которого многие западные литературоведы считают представителем интуитивистского направления в искусстве, он понял, что творчество помимо
всего прочего есть труд, и, постигая через «литературную инженерию» природу и закономерности Поэзии, создал по-своему стройную эстетическую теорию. В своих обще¬ственных симпатиях писатель был ретрограден: высокомерно от¬зывался о «толпе» и считал рабство «основой наших институтов». По не строил утопические проекты, не лелеял мечты о лучшем бу¬дущем; его романтическое, скорректированное рационализмом творчество не устремлялось и в прошлое. По был чужд неистреби¬мый оптимизм трансценденталистов, полагавших духовное силой, которая исправит испорченный мир. Он не обладал гражданским темпераментом и доверял только поэзии, только искусству, заложив тем самым основы трагической традиции в американской литературе.

Работа содержит 1 файл

Контрошка по Литре 2 курс).docx

— 47.56 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1)Классический период римской литературы. Творчество Катулла. 

Классический  период римской литературы. 

Через сто лет после того, как Ливий Андроник выступил с драмой, составленной по греческому образцу, Римская литература вступает в новый фазис, который и следует считать вторым её периодом. Внешними границами его служит с одной стороны начало эпохи Гракхов (621 г. Рима, 133 г. до н. э.), с другой — начало эпохи Цицерона (673-81). Литература VI столетия города стремилась исключительно к перенесению на Римскую почву всего того, что по условиям тогдашнего развития могло быть взято из греческой литературы, и к проявлению, по её образцам, собственного творчества. В литературе VII столетия, с самого её начала, мы видим, наоборот, стремление, не прекращая изучения греческой литературы, быть по возможности национальной не только по содержанию, но и по форме.

На первый план выступает сатира, совершенно римский вид литературы, доведенный впоследствии до широкого и разнообразного развития. Родоначальником этой сатиры, как особого литературного вида, был Гай Луцилий (умер в 651 г. Рима, 103 г. до н. э.). Смелость, с какой он нападал на порчу современных нравов в лице главнейших лиц республики, ещё в древности сравнивали со смелостью древней аттической комедии. Возможной такая смелость, за подобие которой Невий столетием раньше поплатился тюрьмой и ссылкой, стала вследствие перемены политических обстоятельств, произведенной демократическим движением эпохи Гракхов, так что сатира Луцилия является знамением нового времени в Римской Литературе.

Эта новое  время очень ярко сказалось и  в комедии VII столетия. Вместо греко-подражательной комедии предыдущего столетия, комедии плаща, является комедия Тоги, с латинскими именами действующих лиц, с римским костюмом, с латинскими местами действия: все это в предшествовавшем столетии, при строгости аристократической театральной цензуры, было невозможно.

Представителями этой национальной комедии были Титиний, Атта и Афраний, наполнившие своей деятельностью первую половину и часть второй VII столетия. Движение в сторону национальной комедии пошло ещё дальше. Комедия Тоги, национальная по содержанию, составлялась всё-таки по форме греческих комедий. Во 2-й половине VII столетия выступают на сцену Ателланы, совершенно оригинальная комедия характерных масок, под которыми представлялись постоянно определенные типы (дурака, обжоры, честолюбивого, но недалекого старика, ученого шарлатана), к которым прибавлялись ещё маски чудовищ, смешившие и пугавшие публику более грубым способом, чем маски характерных человеческих типов. Это была чисто народная комедия, оскского происхождения по своему названию (Ателла — город Кампании). Она получила литературную обработку в пьесах Помпония и Новия, шедших, в качестве дивертисмента, после трагедий и бывших в большой моде вплоть до VIII столетия, когда их сменил новый театральный вид — мим, родоначальник нашего балета, единственный вид драматического представления, в котором участвовали и женщины.

VII столетие Рима отличается также необыкновенным напряжением в развитии прозаической литературы, а именно в области истории и красноречия. Особенно сильный толчок дан был красноречию бурной эпохой борьбы демократии с олигархией, начатой Гракхами и продолжавшейся до самого падения республики. Ораторы, следовавшие непосредственно за Катоном, были многочисленны, но не оставили ярких следов в своем искусстве, хотя, в лице Г. Лелия и Сципиона Африканского Младшего, и приблизили его к греческому изяществу.

Творчество Катулла.

Катулл  жил в I веке до н.э. Рим всего сто  лет как стал великой державой. Все честолюбивые люди с окраин империи  стремились в Рим. Катулл приехал  в столицу из Вероны, жители которой  еще не обладали правами римского гражданства. Отец Катулла был знатным  и богатым и хотел, чтобы сын  получил хорошее образование  и присмотрел в Риме жену - тогда  дети бы их были уже римскими гражданами и имели бы доступ к политической карьере, о чем тогда мечтали  во всех знатных домах.  
В Риме Катулл вел привольную жизнь, благо отец снабдил сына и деньгами, и связями, он был знаком со многими знатными людьми Рима, в том числе и с Цезарем.  
Катулл сразу стал посетителем дома наместника Галлии - Метелла и даже стал любовником его жены Клодии, которую в стихах стал называть Лесбией.  
Исследователи установили, что лучшие стихи о любви к Лесбии написаны Катуллом не в годы их отношений, а гораздо позже. На закате жизни Катулл как бы вспыхнул, вспомнив дни горячей любви - и переплавил этой вспышкой воспоминание в прекрасные стихи.  

      Будем, Лесбия, жить. Любя друг друга!  
      Пусть ворчат старики - за весь их ропот  
      Мы одной не дадим монетки медной!  
      Пусть заходят и вновь восходят солнца, -  
      Помни только лишь день погаснет краткий,  
      Бесконечную ночь нам спать придется.  
      Дай же тысячу сто мне поцелуев,  
      Снова тысячу дай и снова сотню,  
      И до тысячи вновь и снова до ста,  
      А когда мы дойдем до многих тысяч,  
      Перепутаем счет, чтоб мы не знали,  
      Чтобы сглазить не мог нас злой завистник,  
      Зная, сколько с тобой мы целовались.
       
       
      Среди стихотворений Катулла наиболее прославлены те, которые описывают блаженство и горести его романа с Лесбией. Датировать большинство из них не представляется возможным, но многие явно написаны прежде прочих. Одно из наиболее ранних (51), переложение любовного стихотворения гречанки Сафо с Лесбоса (отсюда псевдоним Лесбии), передает изумление поэта перед тем человеком, который в состоянии спокойно взирать на Лесбию и рассудительно беседовать с ней: сам он погружается при виде нее в полное смятение. К ранним стихотворениям относится и страстное прославление жизни и любви: «vivamus, mea Lesbia, atque amemus» («будем, Лесбия, жить, любя друг друга», 5). Другие стихотворения изображают Лесбию забавляющейся с ручным воробьем (2), ее горе по поводу смерти этого любимца (3), муки Катулла из-за неверности Лесбии (58), наполняющие его противоречивые чувства, «odi et amo» («ненавижу и люблю») (85), горечь и отчаяние поэта (11; 8; 76). Многие из коротких стихотворений Катулла обращены к друзьям или же метят во врагов, ибо Катулл оказался равно талантлив в любви и ненависти. С друзьями он задушевен и нередко игрив: одного он шутливо упрекает в скрытности в любовных делах (6), другого радостно приветствует по возвращении из Испании (9), третьему шлет забавное приглашение на обед (13). Врагов Катулл высмеивает и поносит беспощадно, даже Юлий Цезарь не избежал его нападок, хотя в конце концов Катулл с ним, похоже, помирился. В коротких стихотворениях Катулл попеременно бывает и страстным, и непристойным, и изящным, и остроумным, и проникновенным, но повсюду он производит впечатление полной естественности. Из больших произведений особенно интересны три. В блистательной экзотической поэме (63) описывается судьба Аттиса, юного афинянина, который приплыл в Малую Азию и там, в припадке религиозного исступления, себя оскопил; завершающие поэму три строки от первого лица позволяют предположить, что эта история имела для Катулла некое символическое значение. Еще одно произведение (64) сам Катулл, вероятно, оценивал как свой шедевр: это красивый, искусно сложенный эпиллий (поэма на мифологический сюжет) в духе александрийской школы, посвященный бракосочетанию Пелея и Фетиды, со вставной новеллой о расставании Тесея с Ариадной. В другом большом стихотворении (68), написанном высоким слогом, но несколько бессвязно (быть может, на самом деле это не единое стихотворение), Катулл откликается на просьбу друга прислать ему стихотворное утешение и рассказывает о своем собственном горе, вызванном смертью брата и разочарованием в Лесбии. Тем самым Катулл, едва ли не случайно, создал первую латинскую любовную элегию, это своеобразное соединение учености и страсти, которую следом за ним развивал Проперций. Место смерти брата – окрестности Трои – вероятно, навело поэта на мысль обратиться к мифу о Лаодамии и Протесилае. В безжалостно погубленной любви Лаодамии к Протесилаю, который первым из греков погиб под Троей, Катулл видит прообраз того, что довелось испытать ему самому. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

2)Творчество Гете. Роман «Страдание юного Вертера» 

    Творчество  Гете. 

Гете  Иоганн Вольфганг  (1749-1832) - немецкий поэт и мыслитель. Художественное и научное творчество Гете занимает уникальное положение в культуре рубежа XVIII-XIX вв. Характерной его особенностью является стремление к универсальному, цельному знанию, понимание и видение мира как совокупности живых форм, органически развивающихся на всех уровнях бытия, где нет, считал мыслитель, ничего "устойчивого, ничего покоящегося, законченного", где все, напротив, "зыблется в непрестанном движении". Познание мира возможно, если "держаться во всем естественности и видеть вещи такими, каковы они на самом деле", т.е. "жить в идее", изучать явления в пластической цельности (а не отвлеченно на основе дискурсивного знания), преодолевая дуализмы между Богом и миром, языком и вещью, субъективным переживанием и внешним событием. Природа и человеческое познание находятся в глубоком соответствии (видимого и видящего, света солнц и лаза), поэтому познание природы человеком, по мнению Гете, есть вместе с тем самопознание природы через человека. Утверждая, с одной стороны, полнейшее совпадение, тождество внутреннего и внешнего, видимого и невидимого, сущности и явления, Гете, с другой стороны, переживает природу как сокровенность, как тайну, которая, считает он, постигается человеком лишь в отблесках, отражениях, пронизывающих весь мир природы и нравственности.

Все творчество Гете было поставлено на службу высшей цели: показать, на что способен, что  может человек, как ему мыслить  и действовать, чтобы "очеловечивались  вещи, а не овеществлялись люди". Гетевский пафос деятельности противостоит филистерскому примирению с действительностью.

Начал с бунтарства «Бури и натиска» сентиментального романа «Страдания молодого Вертера» (1774). Через период веймарского классицизма, проникнутого стихийным материализмом античности («Римские элегии», 1790), отмеченного антифеодальными и тираноборческими (драма «Эгмонт», 1788) тенденциями, Гете шел к реалистическому осмыслению проблем художественного творчества, взаимоотношений человека и общества (автобиографическая книга «Поэзия и правда», издана 1811–1833; романы «Годы учения Вильгельма Мейстера», 1795–1796, и «Годы странствий Вильгельма Мейстера», 1821–1829), пантеистическому наслаждению полнотой жизненных переживаний (сборник лирических стихов «Западно-восточный диван», 1814–1819). Творчество Гете отразило важнейшие тенденции и противоречия эпохи. В итоговом философском сочинении – трагедии «Фауст» (1808–1832), насыщенной научной мыслью своего времени, Гете воплотил поиски смысла жизни, находя его в деянии. Автор трудов «Опыт о метаморфозе растений» (1790), «Учение о цвете» (1810). Подобно Гете-художнику, Гете-натуралист охватывал природу и все живое (включая человека) как единое целое. На темы произведений Гете писали музыку Л. Бетховен, Ш. Гуно. 
 
 
 
 
 
 
 

    Роман «Страдание юного Вертера».

В мае 1772 Гете отправляется на юридическую практику в город Вецлар, где он намеревался изучать деятельность высшего апелляционного суда Священной Римской империи. В Вецларе Гете знакомится с невестой секретаря ганноверского посольства И.К. Кестнера Шарлоттой Буфф, в которую страстно влюбляется. После безнадежных любовных терзаний Гете принимает решение покинуть город. В сентябре он неожиданно для всех уезжает из Вецлара, отослав прощальное письмо Шарлотте. Вскоре Гете из письма к нему Кестнера узнает, что в Вецларе застрелился секретарь брауншвейгского посольства Ф. Иерузалем, который был влюблен в жену своего друга, В день самоубийства Иерузалем одолжил у Кестнера пистолеты.

На Гете это известие произвело сильное  впечатление. Он много времени размышляет о самоубийстве, у него возникает  мысль покончить с собой. Но в  это же время Гете переживает новое  увлечение. Предметом его поклонения стала замужняя женщина Максимилиана Брентано, дочь его знакомой. Гете приходится сделать колоссальное усилие над собой, чтобы избавиться от чувства к ней. Весной 1774, полностью отгородившись от внешнего мира, за четыре недели, Гете пишет «Страдания юного Вертера», первое значительное произведение новой немецкой литературы. Роман Гете продолжал традиции сентиментального романа в письмах, получившего распространение во второй половине 18 века (образцовым произведением эпистолярного жанра в то время считался роман Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»). Но если многотомные эпистолярные романы составляла переписка сразу всех героев, то в «Вертере» ведущая роль принадлежит одному человеку. Более того, в «Вертере» описание внутренней жизни одного человека сочетается с картинами обыденной бюргерской жизни. Гете революционным образом соединяет две литературные традиции, ведь романы, описывавшие повседневную жизнь, составляли традицию иную, нежели романы, рассказывавшие историю души. В первом романе Гете бытие «внутреннего человека», его духовное развитие, трагедия его любви и смерти, разворачиваются на фоне повседневной жизни провинциального городка.

Создававшийся в эпоху Просвещения, когда главенство разума над чувством не ставилось  под сомнение, роман Гете стал своего рода откровением. Главной темой  «Вертера» является любовь во всех ее проявлениях. Заглавие романа очевидным  образом отсылало читателей к  литургической формуле, применяемой  к страданиям Иисуса Христа. Любовь простого человека получает в романе религиозное значение, помогает ему  осознать свою индивидуальность, обрести  внутреннюю свободу. Но осознание собственной  индивидуальности, а значит, и определенной ограниченности, и приводит Вертера  к самоубийству: в смерти герой  преодолевает ограниченность физического  мира, ограниченность своей любви, растворяется в бесконечной природе.

Опубликованный  в конце лета 1774 «Вертер» имел феноменальный  успех в Германии и за ее пределами. Роман сразу же был переведен  на многие европейские языки. Его  восторженно приняло новое поколение  европейской молодежи, тем не менее  он вызвал ожесточенную критику со стороны просветителей и церковных  служителей, которые посчитали произведение молодого автора апологией самоубийства. 
 
 

3)Тема  власти прошлого  над настоящим  в творчестве Э.По

Мировоззрение и самый тип сознания Эдгара По характеризуются значительной внутренней противоречивостью. По вырос и сформировался как мыслитель и художник в Виргинии, миновавшей уже к тому времени в своем историческом развитии блистательную полосу «виргинского ренессанса» и вступившей в период глубокого упадка экономической, политической и духовной жизни. Последние двенадцать лет жизни — самое плодотворное время — он провел в Филадельфии, Нью-Йорке и Бостоне, т.е. в самом сердце буржуазной, деловой, коммерческой Америки, чьи политические идеалы, жизненный уклад и нравственные принципы он глубоко презирал и ненавидел. Он и сам был деловым человеком, но в глубине души всегда оставался «виргинским джентльменом», аристократом духа. Звучащие в рассказах По мотивы смерти, упадка, разрушения, деградации личности и страха перед жизнью составляют острый контраст общему духу американской национальной жизни того времени, но вполне согласуются с атмосферой виргинского «декаданса». Ощущение угасания, безнадежности, бесцельности, характерное для современной По Виргинии, окрасило все мироощущение писателя, легло в основу созданного его воображением вневременного и внепространственного мира, в котором бьется в трагическом надрыве охваченная ужасом душа человека. 
 
Среди психологических состояний, особенно привлекавших внимание По-художника, главное место занимает чувство страха: страх перед смертью, страх перед жизнью, страх перед одиночеством, страх перед людьми, страх перед безумием, страх перед знанием. Общепризнанной вершиной психологической новеллистики По является «Падение дома Ашеров» — новелла, рисующая уже не страх перед жизнью или страх перед смертью, но страх перед страхом жизни и смерти, т.е. особо утонченную и смертоносную форму ужаса души, ведущую к разрушению личности. 

    Своеобразие рассказов По 

Как новеллист  По всерьез заявил о себе рассказом  «Рукопись, найденная в бутылке»

(1833), получившим  премию на конкурсе «Сатердей курьер». Один из членов жюри

Информация о работе Классический период римской литературы. Творчество Катулла.