Изучение зарубежной литературы в школе

Автор: r******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Литература испокон веков играла весомую роль в развитии общества, находясь на стыке искусства и науки. Произведения зарубежной литературы взывали к жизни и поддерживали многие течения искусства, влияли на политические перемены и, благодаря своему величию не утратили актуальность и по сей день. Новые литературные стили помогали человеку вписаться в новую реальность, литературные произведения зачастую опережали события – мы и сейчас, читая труды тысячелетней давности, можем с удивлением отметить, что ничего не изменилось, констатировать цикличность истории.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава I. Проблема изучения зарубежной литературы в основной школе………………………………………………………………………….. 5
§1. Методика обучения зарубежной литературы в школе…………... 6
§2. Анализ программ по литературе…………………………………… 8
Глава II.
……………………………………………………………………………...… 16
Глава III. Система работы……………………………………………..…. 27
Заключение………………………………………………………………..... 29
Список литературы………………………………………………………... 30
Приложение………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

    Осуществлению этого замысла помешала первая мировая  война. Как и многие другие, Толкиен  оказался на фронте. В чем-то ему  повезло. Он достаточно быстро попал в госпиталь с сыпняком, долго болел. Друзья писали ему письма в госпиталь. Друзья, которые не вернулись с войны.

    "Книга  утраченных сказаний" представляла  из себя развернутую историю  о том, как некий человек  по имени Оттор Вэльфре, впоследствии  отец Генгиста и Горзы, во время своих плаваний натолкнулся на отдаленный остров, на котором в Доме Потерянных Игр обитал последний эльф - хранитель традиции. Он и передал Оттору Вэльфре "Книгу утраченных сказаний" - древнее знание о предыстории Земли, заодно дав ему эльфийское имя Эриол, что буквально означает "Грезящий в одиночку".

    В 1937 г. Родился "Хоббит". В принципе, родился именно как детская сказка, без мистики и философских  потуг. Он был напечатан и принес успех. На волне этого успеха Толкиен  пытался предложить издателю "Книгу утраченных сказаний", но ЭТО мягко отклонили, порекомендовав написать что-нибудь попроще. Так началась работа над "Властелином колец".

    Если  мы внимательно перечитаем "Хоббита", мы увидим там очень мало какой  бы, то ни было эпики. Но в работе над его продолжением, или, вернее, расширением этого сотворенного мира, Профессор, естественно, использовал в качестве фона, или фундамента, свои многолетние разработки из "Книги утраченных сказаний". Таким образом, вышло, что хотя "Властелин" совсем не задумывался как мост между "Хоббитом" и "Книгой утраченных сказаний", на самом деле он им стал, а Средиземье трансформировалась из "мифологического прамира Англии" в то, что сам Толкиен часто называл "вторичным миром". Для англичанина все Толкиенские описания очень живы и узнаваемы Он сочинял про Англию и для Англии. Нельзя, однако, сказать, что Толкиен принадлежит только Х1Х веку. В его творчестве достаточно много образов века ХХ - нового времени, которое он недопонимал и боялся. Отсюда - ощущение надвигающейся тьмы, продиктованное атмосферой, царящей в обществе между первой и Второй мировыми войнами. Отсюда - страх перед Машиной (считается, что Толкиен был очевидцем первой танковой атаки на р. Сомм, что потом проявилось и в описании механических драконов (не вошедшем в окончательный текст), и в "промышленном перевороте" в Хоббитании, во время которого машины разрушают окружающую среду, не руководствуясь ничем иным, кроме амбиций и наживы. Нетипичен для человека Х1Х века и образ женщины-воина.

     "Властелин" писался долго, и многое в этом романе становится понятнее, если мы вспомним, когда он писался. Великое противостояние Добра и Зла рождалось во время Второй мировой войны. Конечно, Толкиен продолжал воздерживаться от прямых аллегорий, однако, к примеру, в "Белокаменном Гондоре" и именах его защитников, которые, как казалось Толкиену, звучали несколько по-славянски, отчасти угадывается пропущенный через сознание писателя отголосок Сталинградской битвы.

    Многие  называют Толкиена отцом фэнтези. Это  не совсем так. Толкиен во многом стал одним из основателей жанра героической фэнтези, но отнюдь не единственным и не самым первым. К их числу относятся и Р. Говард ("Конан"), и Д. Эддисон ("Змей Уроборос"), и многие другие - например, романы Пола Андерсена, которые появились почти одновременно с "Властелином". Но Толкиен, пожалуй, зародил новую традицию, характеризуемую двумя моментами. Во-первых, созданный им мир, в который он вложил всю свою жизнь, поразил окружающих глубиной проработанности - тем, что я называл в свое время проникновением в мир. Другая заслуга Толкиена - в том, что он сумел создать действительно свой мир, отличный от прежних традиций. Если романы Пола Андерсона привязаны к конкретным реалиям европейской мифологии, и мир Роберта Говарда также ложится на географию Земли, ибо, по сути, описывает ее мифологическое прошлое, то мир Толкиена ни историей, ни особенностями карты не похож на Европу любого периода.

    Средиземье - это как планета. Со своей биографией, географией, историей, культурой. Читаешь, и понятно, что попавшее на страницы книг - это только часть того, что знает об этом мире автор.

    А теперь о том, какие всходы дали семена этого дерева, упавшие на российскую почву. "Хоббит" впервые вышел  в русском переводе Н. Рахмановой в 1976 г. Он выглядел как очень красивая и необычная детская сказка, с которой многие начали свое знакомство с творчеством Профессора. Как раз в это время научная фантастика, наконец, стала считаться в нашей стране серьезным жанром, начали появляться клубы любителей фантастики, и их члены очень скоро обнаружили, что "Хоббит" имеет продолжение. Следует также отметить, что к таким клубам (как и к туризму или авторской песне) тяготели люди неформального склада, достаточно часто по мироощущению близкие к хиппи.

      Хотя первая версия первой книги "Властелина" - "Хранители" вышла в 1982 г., приблизительно до 1989 г. Творчество Толкиена во многом рассматривалось просто как один из образцов жанра фэнтези. Те, кто им заинтересовался, продолжение "Хранителей" читали уже по-английски. Книги эти здесь были редкостью, и достать их было трудно. Поэтому в 80-х Толкиен у нас был известен, в основном, среди гуманитарной интеллигенции. И если проводить попытку периодизации Толкиенизма в СССР и России, это время можно назвать нулевым этапом.  
        Первый этап - это конец 80-х - начало 90-х, когда перестройка и последующий распад СССР создали условия для развития неформального мышления и неформальных движений, а на рынке появилось достаточно большое количество переводов Толкиена, выплеснувших его творчество в молодежную среду.

    Мир Толкиена был очень притягателен и в него очень хотелось поиграть. Одно дело - читать, а другое - почувствовать  себя героем в столь детально разработанном  мире. И в 1990 г. под Красноярском состоялись первые Хоббитские Игры (ХИ-90), на которых около сотни поклонников Профессора пытались разыграть действо на местности. Игра очень понравилась, и ее решили проводить ежегодно. Так сошлись Толкиенизм и ролевые игры.

    Фэнтези как жанр.

    Произведения  Дж. Р. Р. Токиена чаще всего относят к жанру фэнтези, а самого писателя считают родоначальником упомянутого жанра, хотя это не совсем верно. Но не поддаётся сомнению то, что книги этого писателя открыли жанр фэнтези для мировой литературы, спровоцировали появления целой волны литературы нового направления. В настоящее время книги жанра фэнтези являются одними из самых читаемых среди всех возрастных категорий.

    Фэнтези – вид фантастической литературы (или литературы о необычайном), основанном на сюжетном допущении иррационального характера. Это допущение не имеет логической мотивировки в тексте, предполагая существование фактов и явлений, не поддающихся, в отличие от научной фантастики, рациональному объяснению. В фантастическом мире всё возможно: боги, демоны, добрые и злые волшебники, говорящие животные и предметы, мифологические и легендарные существа, таинственные двойники, вампиры, приведения, встреча человека с дьяволом. Предпосылки фэнтези – в архаическом мифе и фольклорной волшебной сказке, в европейском рыцарском романе и героических песнях, а также в творчестве романтиков 19 в. и оккультно-мистической литературе второй половины19 – начала 20 веков.

    Герой фэнтези сражается с чудовищами, встречающимися у него на пути, сталкивается с разнообразными препятствиями, напоминая  героя мифа.

    Миры  фэнтези обычно лишены географической и временной конкретности – события  происходят в условной реальности, чаще всего – в параллельном мире, похожем на наш. Время фэнтези  похоже на время мифологическое, развивающееся  циклично, как и сам мир, последовательно проходящий этапы гармоничного и хаотического существования, перетекающие один в другой. Важен для фэнтези художественный опыт Средневековья, эстетика рыцарских романов, основанных на легендах об Артуре. Прошлое, жизнь в котором определялась, по мнению авторов фэнтези, рыцарским кодексом чести, возвышенными, благородными подвигами, идеализируется. Будущее же ассоциируется с уходом из мира магии, со скучной повседневностью. Для фэнтези важен и романтический принцип двоемирия, противопоставления мечты и реальности и романтический герой. Герой обречен, совершать квест – путь, представляющий собой не только перемещение в пространстве с определённой целью, сколько путь в пространстве души в поисках себя. Как самостоятельное направление фэнтези стала оформляться в творчестве У. Морриса в конце 19 в. – его произведения написаны под влиянием кельтских саг, средневековой готической литературы, видений, литературной сказки.

     
  
 

     
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава III. Система работы 

    Реализацию  курсовой работы в основной школе мы представляем себе в двух направлениях:

  1. Дополнение к основной программе по литературе, с целью лучшего понимания школьниками произведений Джона Рональда Руэла Толкиена.
  2. Система уроков по внеклассному чтению, с целью формирования у учащихся цельного, полного осмысления произведений Джона Рональда Руэла Толкиена.
 

    1. 

    2. Система уроков по внеклассному  чтению: 

  1. Английская  литература 19 века.
  2. Биография и творчество Джона Рональда Руэла Толкиена.
  3. Сказочная повесть Джона Рональда Руэла Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» (жанр, история, композиция).
  4. I и II поединки Бильбо Бэггинса.
  5. III, IV и V поединки Бильбо Бэггинса.
  6. Урок-игра по сказочной повести Джона Рональда Руэла Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Во  введении нашей курсовой работы была поставлена цель: выявить необходимость в изучении зарубежной литературы в школе.

    В результате работы цель была реализована  через задачи, т.е. были проанализированы литературоведческие исследования, определены основные понятия работы; описаны существующие подходы к изучению зарубежной литературы в основной школе; выявлены особенности изучения творчества зарубежных авторов на примере творчества  Джона Рональда Руэла Толкиена и его произведения «Хоббит, или Туда и обратно».

    Также нами была проанализирована учебная  программа. Из которой мы увидели, что  на изучение зарубежной литературы, отводится  очень мало времени. Зарубежная литература изучается в школьной программе  поверхностно. А это не позволяет  сформировать у школьников целостного представления о мировой литературе в целом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы:

    1. http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/about/genisar.shtml
    2. http://www.bestreferat.ru/referat-68040.html
    3. http://enrof.net/biblioteka/pages/fantasy/klassifikacia.html
    4. http://www.screen.ru/school/tolkien/Doc11.htm
    5. http://kymiry-xx-veka.narod.ru/tolkien/tolkien.htm
    6. Михальская Н. П. Зарубежная литература. 5 – 7 кл.: Учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, гимназий и лицеев. – М.: Дрофа, 2001.
    7. Михальская Н. П. История английской литературы: Учебник для гуманитарных факультетов вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 516с.
    8. Уайт М. Толкиен: Биография. – М.: Издательство Эксмо, 2002. – 320с.
    9. http://orthodoxkuban.com.ru/pub/tol.htm
    10. ttp://www.reader.vspu.ac.ru/
    11. Зарубежная литература. Пособие для факультативных занятий ст. классов ср. школы. Изд. 2-е., испр. – М.: Просвещение, 1975. – 320с.
    12. http://www.ucheba.ru/referats/608.html

    13. Программно-методические  материалы. Литература 5-11 классы. Сост. Т.А. Каманова – 5-е изд., стереотип.  М.: Дрофа, 2002 – 320с.

Информация о работе Изучение зарубежной литературы в школе