Автор: r******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 17:38, курсовая работа
Литература испокон веков играла весомую роль в развитии общества, находясь на стыке искусства и науки. Произведения зарубежной литературы взывали к жизни и поддерживали многие течения искусства, влияли на политические перемены и, благодаря своему величию не утратили актуальность и по сей день. Новые литературные стили помогали человеку вписаться в новую реальность, литературные произведения зачастую опережали события – мы и сейчас, читая труды тысячелетней давности, можем с удивлением отметить, что ничего не изменилось, констатировать цикличность истории.
Введение………………………………………………………………………. 3
Глава I. Проблема изучения зарубежной литературы в основной школе………………………………………………………………………….. 5
§1. Методика обучения зарубежной литературы в школе…………... 6
§2. Анализ программ по литературе…………………………………… 8
Глава II.
……………………………………………………………………………...… 16
Глава III. Система работы……………………………………………..…. 27
Заключение………………………………………………………………..... 29
Список литературы………………………………………………………... 30
Приложение………………………………………
Толкиен не только был глубоко "почвенным" человеком, не только ученым, не только одаренным творчески. Но одаренным мистически и мистически грамотным. Ибо не случайно в его творчестве нет никаких реалий, соотносимых с христианским вероучением и культом.
В мире Толкиена Добро и Зло разведены, и все заповеди соблюдаются неукоснительно. Холодное, липкое, без малейших проблесков милосердия Зло, от которого кровь застывает в жилах (вся черная иерархия во главе с Властелином Мордора - призрачные всадники, умертвия, и пр.). Веселое, мудрое, светлое Добро (Гэндальф, Эльфы, Энты, отважные и добрые люди, хоббиты, гномы, Бомбадилл и т.д.). Очень важно, что у Толкиена Добро никогда не творит зла, даже во имя благих целей. Отвергает Кольцо Всевластия, даже если бы оно и принесло победу над Мордором; не убивает (только в открытых сражениях) никого, даже падшего, злобного, но и жалкого Голлума, даже падшего, но еще ниже, ибо с более высоких высот, - Саурона. И в мире Толкиена любое зло наказуемо. Будь то помысел, слово или деяние. Груз Кольца - расплата за не совсем честное, пусть жизненно оправданное, овладение им. Смерть Боромира - за искушение завладеть Кольцом. Предательство Голлума - за недоверие и жестокие слова Сэма. И палец Фродо - за мимолётное помрачение, искушение стать Властелином. Но расплата - только для тех, кто осознанно сослагается с миром Различения Добра и Зла - с миром Добра. То есть, способен и имеет силы к покаянию. Для других же - необратимое падение.
Создавал Миф Средиземья, Толкиен создал еще один Миф, и во многом здесь - корни ответа на вопрос: зачем, для чего понадобилось ученому профессору "выдумывать" страну, ее географию, историю, язык, песни, ее существ и т.д. Конечно, затем, чтобы в отдохновении обитать там. И не только в том смысле, в каком писал друг Толкиена и тоже замечательный английский писатель Клайв Льюис. А Льюис признавался, что пишет такие книги, какие всю жизнь, с детства, мечтал читать. Толкиен создавал страну, в которую надеялся "попасть". Не буквально, конечно, в смысле загробного попадания в Средиземье, в Серебряный лес Лориэна, в пещеры энтовых хрустальных вод, в струи волшебных целительных рек... Мы знаем, читали, что "за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (МФ.12.36). Толкиен, разумеется, это ясно помнил и понимал. Но понимал он и то, что нам будут предъявлены не только наши "плохие" помыслы, слова и деяния, Будет не только расплата, но и воздаяние, награда. Христианство - это ведь не мир мрака и страха, но мир света и надежды. Надежды на нетленность духовных сокровищ, обретаeмых в этой жизни.
Толкиен – это известный английский писатель XX века. Филолог по образованию, он писал отнюдь не простые и не детские произведения. В них заключены глубочайшие философские мысли и идеи, гуманистические и религиозные взгляды.
Однако писатель изложил их в такой форме, чтобы они были легки для понимания и доступны именно молодёжи. Ему удалось донести свои мысли до молодых людей нескольких поколений всего мира лучше, чем любому другому писателю.
Джон
Рональд Руэл Толкиен родился
в 3 января 1892 года в городе
Блумфонтейне, столице южноафриканской
Оранжевой Республики. Там он прожил три
года и затем, после смерти отца, переселился
с матерью в Англию, в Стрэдфорд-на-Эйвоне..
Об Африке у Толкиена остались крайне
отрывочные и размытые воспоминания, но
до конца жизни южные страны ассоциировались
у него с «безграничной вельдой, тяжким
зноем и жухлой высокой травой». Эти ассоциации
легко можно проследить в произведениях
автора. Например, для героев «Властелина
колец» в южных странах нещадно светит
солнце, «туч там почти никогда нет, а люди
с чёрными лицами страшно свирепые».
Мать писателя считала, что дети должны расти у реки или озера, среди деревьев и зелени. Это одна из причин, почему природа занимает огромное место в работах Толкиена, она является для него главным жизнетворным началом. Природа всегда связана с гармонией.
Мать автора, Мейбл Толкиен, вскоре после их приезда в Англию обратилась в католичество и воспитывала Джона и его брата в религиозном ключе. Трудно переоценить воздействие религии на творчество Толкиена. Все его произведения просто пронизаны христианскими идеями. После смерти Мейбл в 1904 году воспитанием Джона занялся её духовник, отец Френсис Морган, который тоже оказал значительное влияние на формирование личности писателя.
Основным моментом, заставившим Толкиена начать писать, была его любовь к языкам. Ещё в свою бытность учеником самой престижной школы Бирмингема, он с увлечением изучал готский, древнеанглийский, древнеисландский, финский языки. Через языки он изучал и мифологию скандинавских стран, Британии. И, конечно, всё это оставило заметный отпечаток на его мировоззрении.
Сначала Толкиен лишь переводил различные поэтические тексты и предания, потом сам начал писать стихи, и, в конце концов, пришёл к тому, что начал создавать британский псевдоэпос. Первое произведение Толкиена (не считая стихов), написанное им во время учёбы в Оксфордском университете называлось «Книга утраченных сказаний» и представляло собой некое собрание сочинённых автором и стилизованных под народное творчество легенд и преданий. Позже (в 20-х годах) эта книга была сокращена, отредактирована, после чего приобрела большую цельность и литературность, и издана, как «Сильмариллион». И всё-таки «даже беглый анализ этого текста позволяет заметить, что составляющие его легенды написаны как бы в разном темпе, словно собраны из разных источников или рассказаны разными сказителями на разном художественном уровне».
Постепенно древнейшая псевдоистория Британии превращается в историю совершенно отдельного мира. Однако этот мир во многом похож на наш. Он, собственно, и есть аллегорическое отражение нашего. В нём действуют те же законы совести, чести, добра. С течением времени мир Толкиена всё расширяется, обрастает деталями, становится всё более реальным и всё более наполняется философским содержанием.
Закончив обучение, Толкиен стал преподавателем в том же университете и всю жизнь занимался филологией, что, прежде всего, повлияло на круг его литературных пристрастий и образ мышления. Различные события в жизни писателя отображаются и в его мире. Его первая и самая главная в жизни любовь превратилась в легенду о Берене и Лютиэнь. И отнюдь не случайно то, что после длительной паузы в работе новые главы «Властелина колец» были написаны в 1945 году. Да и сам Толкиен говорил: «Мой Сэм Скромби целиком срисован с тех рядовых войны 14-го года, моих сотоварищей, до которых мне по человеческому счёту было куда как далеко». Известная книга Толкиена «Хоббит» была придумана писателем, когда он рассказывал сказки своим детям. Но и она прекрасно вписалась в его мир, представляя собой лишь иной, упрощённый ракурс изображения.
Тем не менее, хотя львиная доля книг Толкиена посвящена его волшебному, виртуальному миру, есть и отдельные произведения. Несмотря на то, что их немного, они тоже очень интересны с философской точки зрения и помогают понять автора. Лучше всего рассмотреть два из них: «Кузнец из Большого Вуттона» и «Лист работы Мелкина».
Долгая жизнь автора закончилась в 1973 году. В то время он был уже известен, но, тем не менее, эта известность была только прологом к его посмертной славе. Всё вышеизложенное помогает проникнуть в суть философской системы Толкиена, сделать её ближе и доступнее.
Писательский дар автора помогает читателю проникнуться идеями добра, всепрощения, верности долгу. Каждый может осознать себя способным двигать прогресс, однако Толкиен не даёт забыть, что прогресс это не самоцель и не стоит ради него приносить жертвы. Особенно не стоит приносить в жертву природу. Цель никогда не оправдывает средства. Прочтя «Властелин колец» глубже начинаешь понимать природу человека, его душу. Это произведение формирует некоторое мировоззрение относительно добра, зла и место каждого в их вечной борьбе. Таким образом, «Властелин колец» - это глубочайшее, сложное произведение, интересное и с философской, и с литературной точек зрения, и просто, как занимательная книга. Любой найдёт для себя что-нибудь на страницах этого произведения.
Толкиен – один из интереснейших английских, да и общемировых писателей XX века и его работы, как мне кажется, ещё долгое время будут будоражить умы людей всех возрастов и, конечно, особенно молодёжи.
Собственно в жанре фэнтэзи существуют три основных направления, часто, впрочем, перемешивающиеся между собой. Первое из них - героическое фэнтэзи, или так называемые "романы меча и колдовства". Это самое старое направление и его первоисточниками я назвал бы греческие мифы. Признанные мастера героического фэнтези - писатели Роберт Говард и Майкл Муркок.
Отцом-основателем как эпического, так и приключенческо-игрового фэнтези можно по праву считать великого английского писателя и ученого Джона Рональда Руэла Толкиена. Его эпопея "Властелин Колец" и "Сильмариллион", прогремевшая в 50'е - 60'е годы в Великобритании и Соединенных Штатах, представляет из себя не столько книгу Фэнтези, сколько труд в области креативной мифологии.
Если основная тема героического фэнтези - то, что Вечный Герой настолько могуч, что никто ему поперек дороги встать, не способен, то игровое фэнтези заявляет, что настоящего успеха может добиться только отряд, состоящий из нескольких человек/существ, желательно отличающихся друг от друга как можно сильнее. Находясь в близком родстве со сказкой о чудесных слугах (каждый из которых обладал какой-то уникальной способностью - вытягиваться, дуть как ураган, поднимать непомерные тяжести и т.п.), это в то же время очень американская по своей сути тема. Игровое Фэнтези утверждает, что, работая вместе, дополняя один другого, совершенно разные персонажи могут, в конце концов, придти к взаимопониманию и дружбе.
Один из необходимых аспектов большинства фантастических эпосов, отсутствующий у Толкиена - пророчество, которое должно быть исполнено. Если для написания книги в жанре игрового фэнтези не нужно особенно вдаваться в историю; достаточно упомянуть, для примера, что "когда-то здесь обитал могущественный маг", то в эпическом фэнтези это не так -- мага нужно назвать по имени-отчеству, объяснить, в каких отношениях он состоял с богами и окружающими народами, какими подвигами прославился, и что из этого вышло. Герои эпического фэнтези имеют за собой всю историю своего мира, в той или иной степени влияющую на их поступки. В сущности каждый фантастический эпос - это описание кульминации долгого и сложного исторического процесса. Фэнтези вообще - это описание миров, подобных нашему, миров с работающей в них магией; миров с четкой границей между Тьмой и Светом.
Будущий
профессор филологии родился 3 января
1891 г. В Южной Африке. Мальчику не
подходил климат, и когда ему было 5 или
6 лет, мать с детьми вернулась в Англию.
От того периода осталось впечатавшееся
в подсознание неприятие жары и "киплинговская"
традиция воспитания - нести "бремя
белых". Именно оттого в Средиземье
тоже присутствует очень четкое разделение
людей на потомков трех первых домов, сражавшихся
в Первую эпоху на стороне Света, и прочих,
"меньших людей".
Возвращение домой
было достаточно тяжелым. Дело в том, что
родственники матери Профессора считали
ее брак мезальянсом и относились к ней
и ее семье очень негативно. Стремясь найти
опору в жизни, она погрузилась в религию,
приняла католичество, что в протестантской
Англии было достаточно своеобразным
шагом. Детям она также дала соответствующее
воспитание, и всю свою жизнь Толкиен был
глубоко религиозным человеком. Так как
церковь отнеслась к ней значительно лучше,
чем родня, воспитание детей после своей
смерти она поручила своему исповеднику
отцу Фрэнсису, очень сильной и неординарной
личности. Именно он развил у Толкиена
интерес к филологии, за что тот был ему
впоследствии очень благодарен. Толкиен
учился с радостью и очень быстро перешел
от усвоения материала к его творческому
осмыслению, пытаясь создавать на базе
известных ему свои собственные языки
и алфавиты.
В
колледж Толкиен, однако, поступил лишь
со второй попытки, и причиной тому была
влюбленность. Мэри Эдит жила в одном пансионе
с ним. Она собиралась стать музыкантом
и была человеком, очень творчески одаренным.
Они часто совершали вдвоем велосипедные
прогулки и во время одной из таких прогулок
она танцевала для него в зарослях болиголова
- эпизод, который потом в несколько измененном
и переосмысленном виде вошел в легенду
о Берене и Лютиэнь. Когда обо всем этом
узнал отец Фрэнсис, он долго вправлял
юноше мозги и, в конце концов, взял с него
честное слово, что до достижения совершеннолетия,
то есть до 21 года, Толкиен не будет с ней
встречаться, занимаясь исключительно
учебой, и даже не напишет ей ни строки.
Обещание было выполнено. Толкиен стал
студентом, а в ночь совершеннолетия написал
ей громадное письмо. Вскоре пришел ответ.
Его простили за молчание, но Мэри Эдит
сообщила, что она уже помолвлена. Толкиен
немедленно отправился к ней, и кольцо
было возвращено владельцу. Позднее Рональд
и Мэри сочетались браком, в котором жили
действительно долго и счастливо - как
Берен и Лютиэнь, история любви которых
есть, собственно, отражение истории любви
Профессора. И на могиле, где он и жена
похоронены рядом, так и написано: "Джон
Рональд Руэл Толкиен (Берен) и Мэри Эдит
Толкиен (Лютиэнь)". Так что не случайно
история Берена и Лютиэнь - одна из лучших
и наиболее светлых в его творчестве. Толкиен,
кстати, не раз возвращался к ней, и существует
четыре варианта этой баллады: два в прозе,
два в стихах, из них два подлиннее, два
покороче.
Во время учебы у
Толкиена и группы его друзей, таких же
патриотических настроенных английских
юношей-филологов, возникла следующая
идея. Невзирая на величие Англии, она
не имеет своего мифологического эпоса
вроде того, который есть у кельтов, финнов
или скандинавов. Даже у немцев есть свой
эпос, хотя их Нибелунги есть перепев скандинавской
саги о Вёльсунгах. А в Англии нет и этого,
ибо даже король Артур есть эпос древних
бриттов и во многом вторичен по отношению
к рыцарскому роману континентальной
Европы. Неужели наша страна не заслуживает
того, чтобы у нее был СВОЙ ЭПОС? Так, может,
стоит создать его?