Изучение зарубежной литературы в школе

Автор: r******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Литература испокон веков играла весомую роль в развитии общества, находясь на стыке искусства и науки. Произведения зарубежной литературы взывали к жизни и поддерживали многие течения искусства, влияли на политические перемены и, благодаря своему величию не утратили актуальность и по сей день. Новые литературные стили помогали человеку вписаться в новую реальность, литературные произведения зачастую опережали события – мы и сейчас, читая труды тысячелетней давности, можем с удивлением отметить, что ничего не изменилось, констатировать цикличность истории.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава I. Проблема изучения зарубежной литературы в основной школе………………………………………………………………………….. 5
§1. Методика обучения зарубежной литературы в школе…………... 6
§2. Анализ программ по литературе…………………………………… 8
Глава II.
……………………………………………………………………………...… 16
Глава III. Система работы……………………………………………..…. 27
Заключение………………………………………………………………..... 29
Список литературы………………………………………………………... 30
Приложение………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

    Толкиен не только был глубоко "почвенным" человеком, не только ученым, не только одаренным творчески. Но одаренным  мистически и мистически грамотным. Ибо не случайно в его творчестве нет никаких реалий, соотносимых с христианским вероучением и культом.

    В мире Толкиена Добро и Зло разведены, и все заповеди соблюдаются неукоснительно. Холодное, липкое, без малейших проблесков милосердия Зло, от которого кровь застывает в жилах (вся черная иерархия во главе с Властелином Мордора - призрачные всадники, умертвия, и пр.). Веселое, мудрое, светлое Добро (Гэндальф, Эльфы, Энты, отважные и добрые люди, хоббиты, гномы, Бомбадилл и т.д.). Очень важно, что у Толкиена Добро никогда не творит зла, даже во имя благих целей. Отвергает Кольцо Всевластия, даже если бы оно и принесло победу над Мордором; не убивает (только в открытых сражениях) никого, даже падшего, злобного, но и жалкого Голлума, даже падшего, но еще ниже, ибо с более высоких высот, - Саурона. И в мире Толкиена любое зло наказуемо. Будь то помысел, слово или деяние. Груз Кольца - расплата за не совсем честное, пусть жизненно оправданное, овладение им. Смерть Боромира - за искушение завладеть Кольцом. Предательство Голлума - за недоверие и жестокие слова Сэма. И палец Фродо - за мимолётное помрачение, искушение стать Властелином. Но расплата - только для тех, кто осознанно сослагается с миром Различения Добра и Зла - с миром Добра. То есть, способен и имеет силы к покаянию. Для других же - необратимое падение.

    Создавал  Миф Средиземья, Толкиен создал еще  один Миф, и во многом здесь - корни  ответа на вопрос: зачем, для чего понадобилось ученому профессору "выдумывать" страну, ее географию, историю, язык, песни, ее существ и т.д. Конечно, затем, чтобы в отдохновении обитать там. И не только в том смысле, в каком писал друг Толкиена и тоже замечательный английский писатель Клайв Льюис. А Льюис признавался, что пишет такие книги, какие всю жизнь, с детства, мечтал читать. Толкиен создавал страну, в которую надеялся "попасть". Не буквально, конечно, в смысле загробного попадания в Средиземье, в Серебряный лес Лориэна, в пещеры энтовых хрустальных вод, в струи волшебных целительных рек... Мы знаем, читали, что "за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (МФ.12.36). Толкиен, разумеется, это ясно помнил и понимал. Но понимал он и то, что нам будут предъявлены не только наши "плохие" помыслы, слова и деяния, Будет не только расплата, но и воздаяние, награда. Христианство - это ведь не мир мрака и страха, но мир света и надежды. Надежды на нетленность духовных сокровищ, обретаeмых в этой жизни.

    Толкиен – это известный английский писатель XX века. Филолог по образованию, он писал отнюдь не простые и не детские произведения. В них заключены глубочайшие философские мысли и идеи, гуманистические и религиозные взгляды.

    Однако  писатель изложил их в такой форме, чтобы они были легки для понимания  и доступны именно молодёжи. Ему удалось донести свои мысли до молодых людей нескольких поколений всего мира лучше, чем любому другому писателю.

    Джон  Рональд Руэл Толкиен родился  в 3 января 1892 года в городе 
Блумфонтейне, столице южноафриканской Оранжевой Республики. Там он прожил три года и затем, после смерти отца, переселился с матерью в Англию, в Стрэдфорд-на-Эйвоне.. Об Африке у Толкиена остались крайне отрывочные и размытые воспоминания, но до конца жизни южные страны ассоциировались у него с «безграничной вельдой, тяжким зноем и жухлой высокой травой». Эти ассоциации легко можно проследить в произведениях автора. Например, для героев «Властелина колец» в южных странах нещадно светит солнце, «туч там почти никогда нет, а люди с чёрными лицами страшно свирепые».

    Мать  писателя считала, что дети должны расти у реки или озера, среди деревьев и зелени. Это одна из причин, почему природа занимает огромное место в работах Толкиена, она является для него главным жизнетворным началом. Природа всегда связана с гармонией.

    Мать  автора, Мейбл Толкиен, вскоре после их приезда в Англию обратилась в католичество и воспитывала Джона и его брата в религиозном ключе. Трудно переоценить воздействие религии на творчество Толкиена. Все его произведения просто пронизаны христианскими идеями. После смерти Мейбл в 1904 году воспитанием Джона занялся её духовник, отец Френсис Морган, который тоже оказал значительное влияние на формирование личности писателя.

    Основным  моментом, заставившим Толкиена начать писать, была его любовь к языкам. Ещё в свою бытность учеником самой престижной школы Бирмингема, он с увлечением изучал готский, древнеанглийский, древнеисландский, финский языки. Через языки он изучал и мифологию скандинавских стран, Британии. И, конечно, всё это оставило заметный отпечаток на его мировоззрении.

    Сначала Толкиен лишь переводил различные  поэтические тексты и предания, потом  сам начал писать стихи, и, в конце концов, пришёл к тому, что начал создавать британский псевдоэпос. Первое произведение Толкиена (не считая стихов), написанное им во время учёбы в Оксфордском университете называлось «Книга утраченных сказаний» и представляло собой некое собрание сочинённых автором и стилизованных под народное творчество легенд и преданий. Позже (в 20-х годах) эта книга была сокращена, отредактирована, после чего приобрела большую цельность и литературность, и издана, как «Сильмариллион». И всё-таки «даже беглый анализ этого текста позволяет заметить, что составляющие его легенды написаны как бы в разном темпе, словно собраны из разных источников или рассказаны разными сказителями на разном художественном уровне».

    Постепенно  древнейшая псевдоистория Британии превращается в историю совершенно отдельного мира. Однако этот мир во многом похож на наш. Он, собственно, и есть аллегорическое отражение нашего. В нём действуют те же законы совести, чести, добра. С течением времени мир Толкиена всё расширяется, обрастает деталями, становится всё более реальным и всё более наполняется философским содержанием.

    Закончив  обучение, Толкиен стал преподавателем в том же университете и всю  жизнь занимался филологией, что, прежде всего, повлияло на круг его литературных пристрастий и образ мышления. Различные события в жизни писателя отображаются и в его мире. Его первая и самая главная в жизни любовь превратилась в легенду о Берене и Лютиэнь. И отнюдь не случайно то, что после длительной паузы в работе новые главы «Властелина колец» были написаны в 1945 году. Да и сам Толкиен говорил: «Мой Сэм Скромби целиком срисован с тех рядовых войны 14-го года, моих сотоварищей, до которых мне по человеческому счёту было куда как далеко». Известная книга Толкиена «Хоббит» была придумана писателем, когда он рассказывал сказки своим детям. Но и она прекрасно вписалась в его мир, представляя собой лишь иной, упрощённый ракурс изображения.

    Тем не менее, хотя львиная доля книг Толкиена посвящена его волшебному, виртуальному миру, есть и отдельные произведения. Несмотря на то, что их немного, они тоже очень интересны с философской точки зрения и помогают понять автора. Лучше всего рассмотреть два из них: «Кузнец из Большого Вуттона» и «Лист работы Мелкина».

    Долгая  жизнь автора закончилась в 1973 году. В то время он был уже известен, но, тем не менее, эта известность была только прологом к его посмертной славе. Всё вышеизложенное помогает проникнуть в суть философской системы Толкиена, сделать её ближе и доступнее.

    Писательский  дар автора помогает читателю проникнуться идеями добра, всепрощения, верности долгу. Каждый может осознать себя способным двигать прогресс, однако Толкиен не даёт забыть, что прогресс это не самоцель и не стоит ради него приносить жертвы. Особенно не стоит приносить в жертву природу. Цель никогда не оправдывает средства. Прочтя «Властелин колец» глубже начинаешь понимать природу человека, его душу. Это произведение формирует некоторое мировоззрение относительно добра, зла и место каждого в их вечной борьбе. Таким образом, «Властелин колец» - это глубочайшее, сложное произведение, интересное и с философской, и с литературной точек зрения, и просто, как занимательная книга. Любой найдёт для себя что-нибудь на страницах этого произведения.

    Толкиен – один из интереснейших английских, да и общемировых писателей XX века и его работы, как мне кажется, ещё долгое время будут будоражить умы людей всех возрастов и, конечно, особенно молодёжи.

    Собственно  в жанре фэнтэзи существуют три  основных направления, часто, впрочем, перемешивающиеся между собой. Первое из них - героическое фэнтэзи, или так называемые "романы меча и колдовства". Это самое старое направление и его первоисточниками я назвал бы греческие мифы. Признанные мастера героического фэнтези - писатели Роберт Говард и Майкл Муркок.

    Отцом-основателем  как эпического, так и приключенческо-игрового фэнтези можно по праву считать великого английского писателя и ученого Джона Рональда Руэла Толкиена. Его эпопея "Властелин Колец" и "Сильмариллион", прогремевшая в 50'е - 60'е годы в Великобритании и Соединенных Штатах, представляет из себя не столько книгу Фэнтези, сколько труд в области креативной мифологии.

    Если  основная тема героического фэнтези - то, что Вечный Герой настолько могуч, что никто ему поперек дороги встать, не способен, то игровое фэнтези заявляет, что настоящего успеха может добиться только отряд, состоящий из нескольких человек/существ, желательно отличающихся друг от друга как можно сильнее. Находясь в близком родстве со сказкой о чудесных слугах (каждый из которых обладал какой-то уникальной способностью - вытягиваться, дуть как ураган, поднимать непомерные тяжести и т.п.), это в то же время очень американская по своей сути тема. Игровое Фэнтези утверждает, что, работая вместе, дополняя один другого, совершенно разные персонажи могут, в конце концов, придти к взаимопониманию и дружбе.

    Один  из необходимых аспектов большинства  фантастических эпосов, отсутствующий  у Толкиена - пророчество, которое  должно быть исполнено. Если для написания книги в жанре игрового фэнтези не нужно особенно вдаваться в историю; достаточно упомянуть, для примера, что "когда-то здесь обитал могущественный маг", то в эпическом фэнтези это не так -- мага нужно назвать по имени-отчеству, объяснить, в каких отношениях он состоял с богами и окружающими народами, какими подвигами прославился, и что из этого вышло. Герои эпического фэнтези имеют за собой всю историю своего мира, в той или иной степени влияющую на их поступки. В сущности каждый фантастический эпос - это описание кульминации долгого и сложного исторического процесса. Фэнтези вообще - это описание миров, подобных нашему, миров с работающей в них магией; миров с четкой границей между Тьмой и Светом.

    Будущий профессор филологии родился 3 января 1891 г. В Южной Африке. Мальчику не подходил климат, и когда ему было 5 или 6 лет, мать с детьми вернулась в Англию. От того периода осталось впечатавшееся в подсознание неприятие жары и "киплинговская" традиция воспитания - нести "бремя белых". Именно оттого в Средиземье тоже присутствует очень четкое разделение людей на потомков трех первых домов, сражавшихся в Первую эпоху на стороне Света, и прочих, "меньших людей".  
        Возвращение домой было достаточно тяжелым. Дело в том, что родственники матери Профессора считали ее брак мезальянсом и относились к ней и ее семье очень негативно. Стремясь найти опору в жизни, она погрузилась в религию, приняла католичество, что в протестантской Англии было достаточно своеобразным шагом. Детям она также дала соответствующее воспитание, и всю свою жизнь Толкиен был глубоко религиозным человеком. Так как церковь отнеслась к ней значительно лучше, чем родня, воспитание детей после своей смерти она поручила своему исповеднику отцу Фрэнсису, очень сильной и неординарной личности. Именно он развил у Толкиена интерес к филологии, за что тот был ему впоследствии очень благодарен. Толкиен учился с радостью и очень быстро перешел от усвоения материала к его творческому осмыслению, пытаясь создавать на базе известных ему свои собственные языки и алфавиты.

    В колледж Толкиен, однако, поступил лишь со второй попытки, и причиной тому была влюбленность. Мэри Эдит жила в одном пансионе с ним. Она собиралась стать музыкантом и была человеком, очень творчески одаренным. Они часто совершали вдвоем велосипедные прогулки и во время одной из таких прогулок она танцевала для него в зарослях болиголова - эпизод, который потом в несколько измененном и переосмысленном виде вошел в легенду о Берене и Лютиэнь. Когда обо всем этом узнал отец Фрэнсис, он долго вправлял юноше мозги и, в конце концов, взял с него честное слово, что до достижения совершеннолетия, то есть до 21 года, Толкиен не будет с ней встречаться, занимаясь исключительно учебой, и даже не напишет ей ни строки. Обещание было выполнено. Толкиен стал студентом, а в ночь совершеннолетия написал ей громадное письмо. Вскоре пришел ответ. Его простили за молчание, но Мэри Эдит сообщила, что она уже помолвлена. Толкиен немедленно отправился к ней, и кольцо было возвращено владельцу. Позднее Рональд и Мэри сочетались браком, в котором жили действительно долго и счастливо - как Берен и Лютиэнь, история любви которых есть, собственно, отражение истории любви Профессора. И на могиле, где он и жена похоронены рядом, так и написано: "Джон Рональд Руэл Толкиен (Берен) и Мэри Эдит Толкиен (Лютиэнь)". Так что не случайно история Берена и Лютиэнь - одна из лучших и наиболее светлых в его творчестве. Толкиен, кстати, не раз возвращался к ней, и существует четыре варианта этой баллады: два в прозе, два в стихах, из них два подлиннее, два покороче.  
       Во время учебы у Толкиена и группы его друзей, таких же патриотических настроенных английских юношей-филологов, возникла следующая идея. Невзирая на величие Англии, она не имеет своего мифологического эпоса вроде того, который есть у кельтов, финнов или скандинавов. Даже у немцев есть свой эпос, хотя их Нибелунги есть перепев скандинавской саги о Вёльсунгах. А в Англии нет и этого, ибо даже король Артур есть эпос древних бриттов и во многом вторичен по отношению к рыцарскому роману континентальной Европы. Неужели наша страна не заслуживает того, чтобы у нее был СВОЙ ЭПОС? Так, может, стоит создать его?

Информация о работе Изучение зарубежной литературы в школе