Использование антонимов в современной поэзии (на примере поэзии В. С. Высоцкого)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования определила постановку следующих задач:
1. Разработка теоретической базы, терминологии, практически востребованной в ходе анализа антонимов.
2. Извлечение методом сплошной выборки из поэтических произведений В.С.Высоцкого антонимичных сочетаний.
3. Выработка способов анализа и критериев классификации антонимов в поэтических произведениях В.С.Высоцкого.
4. Определение места антонимов номинаций в системе поэтических произведений В.С.Высоцкого и описание фрагмента языковой картины мира поэта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ С. 1-2
I ГЛАВА. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ АНТОНИМОВ С. 3-13
II ГЛАВА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНТОНИМОВ В ПОЭЗИИ В.С.ВЫСОЦКОГО С. 14-20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ С. 22.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСОВИК!!.doc

— 103.00 Кб (Скачать)

Причины такого странного на первый взгляд отождествления «верха» и «низа» в поэзии Высоцкого  связаны с его пониманием «там»  и «здесь». Человек желает выбраться  из срединного «здесь» куда угодно:

Мне так бы хотелось, хотелось бы мне

Когда-нибудь, как-нибудь выйти из дома

И вдруг оказаться  вверху, в глубине,

Внутри и снаружи, где все по-другому.

В данной системе  преодоление рассматривается как  выход за пределы земного мира – либо это подъем вверх, либо это не менее опасный и трудный спуск вниз.

Одной из важнейших  черт, характеризующих авторское  сознание Высоцкого, является ирония. Ироническое отношение реализуется  весьма многообразно: с помощью гротеска, парадокса, пародии, остроумия, гиперболы, контраста. Наиболее яркими, значимыми и постоянными чертами лирического героя Высоцкого можно назвать неоднозначность и противоречивость образа, его внутреннюю и внешнюю конфликтность, многообразие проявлений человеческой сущности, несводимость понятия «положительный герой» к одностороннему, догматическому содержанию.

В сущности, все основные механизмы жизни сводятся к борьбе хаоса и космоса, закона и беззакония, отвечающим деструктивному и конструктивному  началам, причем творчество связано  как с тем, так и с другим.

Феномен В.С.Высоцкого — умение остро столкнуть друг с другом противоположные позиции и тем самым выйти на новую глубину видения, исследовать проблему под новым углом зрения, попытаться выявить сущность противоречия и найти выход - привлекал к себе современников, привлекает исследователей его творчества и в наше время. На сегодняшний день существуют десятки исследовательских работ, посвященных творчеству В.С.Высоцкого. Например, Л.А.Новиков предложил к рассмотрению концепцию противоречия как самостоятельного поэтического приема. Исследователь пытался раскрыть специфику реализации контраста и противоречия на идейно-эстетическом, композиционном и речевом уровнях текста, разработать классификацию композиционных контрастов и противоречий в соответствии с количественной и качественной определенностью представленных в поэтических произведениях

художественных  образов и особенностями психологических состояний центральных антонимичных героев, выявить и описать языковые средства выражения контраста и противоречия, показать реализацию контраста и противоречия в произведениях В.С.Высоцкого, в связи с чем дать целостный анализ художественных текстов, построенных по различным композиционно-речевым типам исследуемых приемов. В результате сделан вывод, что контраст и противоречие передаются при помощи различных языковых средств: лексических, морфологических, синтаксических и других. Известно, что важнейшим лексическим средством выражения указанных поэтических приемов является антонимия как наиболее адекватный знаково-языковой способ отражения понятий «противоположность», «противопоставление» и «противоречие». Но комплексное исследование категории противоположности в текстах В.С.Высоцкого оставалось за пределами внимания ученых. В данном исследовании предпринимается попытка посредством выявления и терминирования новой единицы - антонимичной номинации - исследовать аспект творчества поэта, связанный с разными лексико-синтаксическими способами выражения противоположности. Изучение антонимичных номинаций на материале текстов В.С.Высоцкого обусловлено особенностями авторской манеры: ориентация на непосредственное общение автора с аудиторией, что требует максимальной экспрессивности и эмоциональности, резко критическое, подчас переходящее в иронию, отношение к традиционным формам выражения мысли, максимализм лирического героя.

В.С.Высоцкий искал  новое слово, пытался использовать нереализованные возможности языка. Характер его поэтического языка  позволяет судить о мировоззрении  поэта, одновременно романтическом  и трагическом.

Поэтические образы, созданные В.С.Высоцким, чаще всего  построены на

противопоставлениях, лирический герой отражает человека в момент разрешения противоречий. Заостренная конфликтность лирического  сюжета отчетливо проявляется уже  в начале творческого пути поэта и становится важнейшей категорией его поэтического мира: «Пока вы здесь в ванночке с кафелем...» (1961), «Татуировка» (1961), «Ленинградская блокада» (1961), «Серебряные струны» (1962), «Песня про Сережку Фомина» (1963), «Формулировка» (1964), «Нейтральная полоса» (1965), «Песня про конькобежца на короткие дистанции, которого заставили бежать на длинную» (1966), «Москва - Одесса» (1967), «Две песни об одном воздушном бое»(1968), «Человек за бортом» (1969), «Бег иноходца» (1970), «Певец у микрофона» (1971), «Чужая колея» (1972), «Напрасно я лицо свое разбил...» (1976), «Притча о правде» (1977) и многие другие. П.Флоренский считал антиномию проявлением истинного знания. «Для установления антиномии в тексте не обязательно, чтобы была выраженная вербально антиномическая формула. В тексте она может быть непосредственно не сформулирована, но чаще подразумевается и может быть определена в процессе анализа на основе выделения смысловых противоположностей, взаимоисключающих, но предполагающих друг друга и составляющих нечто третье, выводимое из данных противоположностей». В поэтических текстах средством синтетики и центрации являются семантические антиномии, которые формируются по горизонтали и вертикали, а также выявляются в их общих отношениях. В поэтическом тексте возникает особая сгущенность противоположностей, включающая не только лексические, но и синтаксические связи предложения и текста в целом: «... противоположности направлены друг к другу, дополняют друг друга, образуя некую семантическую ось текста».

Большинство героев песен поэта - это люди, остро ощущающие  разлад с жизнью, выпадающие из нее  и жаждущие вновь обрести единение с миром. В этих случаях жизнь  предстает в виде альтернативы, образуемой полярными ситуациями, а промежуточная зона выключена из рассмотрения и тем самым из сферы оценки.

Наиболее частотные  антиномии поэтического мира В.С.Высоцкого:

- воля/ неволя («Бодайбо», 1961, «Серебряные струны», 1962, «Зэка  Васильев и Петров зэка», 1962, «Не  уводите меня из весны!», 1962, «За  меня невеста отрыдает честно...», 1963 и др.);

- снаружи/ снутри («Татуировка», 1961);

- дни/ ночи («Серебряные струны», 1962);

- сейчас/ тогда («Я  теперь на девок крепкий!», 1964, «Братские могилы, 1965);

- здесь/ там («Ребята,  напишите мне письмо!», 1964);

- я (мы)/ ты (они): («Нейтральная полоса», 1965, «У нас вчера с позавчера...», 1967);

- свой/ чужой («В  куски разлетелась корона», 1965, «Так  оно и есть...», 1964, «Чужая колея», 1972);

- коньки/ санки («Песня про конькобежца на короткие дистанции, которого заставили бежать на длинную», 1966);

- плачь/ смейся («Москва – Одесса», 1967);

- валюта/ не доллары («Поездка в город», 1969);

- эта/ другая (жизнь) («Песенка о переселении душ», 1969);

- сын/ дочь («Человек за бортом», 1969);

- низ/ верх («Песня микрофона», 1971);

- как я/ не за мной («Чужая колея», 1972);

- здравствуй/ до свидания («Не состоялось», 1972);

- звенят/ хриплю (голосом) («Я к вам пишу», 1972). 

Одним из важнейших  экстралингвистических параметров текста является обусловленность его  содержания самой действительностью и отраженность в тексте действительности, времени его написания, национально-культурных представлений, особенности психологии личности автора произведения, связь его произведения с различными религиозными и философскими представлениями.

В.С.Высоцкий был  человеком, остро чувствующим время, человека. Его душа жаждала правды, искренности в отношениях с людьми. Поэт осознавал распавшуюся связь  времен как трагедию и искал способы  восстановить эту связь.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке методики анализа противоположности в произведениях одного автора, В.С.Высоцкого, что может быть распространено на тексты других художников слова и способствовать развитию в этом плане, расширению знаний об антонимии с позиций современной лингвистики.

Новизна работы заключается в комплексном анализе поэзии Высоцкого в аспекте выражения противоположности.

В творчестве В.С.Высоцкого  нашло отражение романтическое  стремление соединить в единое целое  трагически разорванные представления о мире и человеке, поэтому изучение антонимии на материале его произведений представляется перспективным.

Изучение антонимии на материале текстов Высоцкого обусловлено особенностями авторской манеры: ориентация на непосредственное общение автора с аудиторией, что требует максимальной экспрессивности и эмоциональности, резко критическое, подчас переходящее в иронию, отношение к традиционным формам выражения мысли, максимализм лирического героя. В.С.Высоцкий искал новое слово, пытался использовать нереализованные возможности языка. Характер его поэтического языка позволяет судить о мировоззрении поэта, одновременно романтическом и трагическом. 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов.

2. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка.

3. Высоцкий B.C. Собрание сочинений в 5-ти тт.// Составл. и коммент. С.Жильцова. - Тула: Тулица, 1993-1995(97). Т. 1, Т. 2.

4.Вологова Т.С. Антонимичные номинации в поэзии В.С. Высоцкого : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.01. - Санкт-Петербург, 2005.

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.

6. Мечковская, Н. Б. Концепты "начало" и "конец": тождество, антонимия, асимметричность.

7. Новиков Л. А. Антонимия в русском языке. М., 1993.

8. Рудник Н.М. Проблемы трагического в поэзии В.С.Высоцкого. М., 1994.

9. Фомина М. И. Современный русский язык: Лексикология.- М.: Наука, 2000.

10. Флоренский П.А.  Антиномия языка // Вопр. языкознания. 1988. №6.

Информация о работе Использование антонимов в современной поэзии (на примере поэзии В. С. Высоцкого)