Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:45, курсовая работа
Цель исследования определила постановку следующих задач:
1. Разработка теоретической базы, терминологии, практически востребованной в ходе анализа антонимов.
2. Извлечение методом сплошной выборки из поэтических произведений В.С.Высоцкого антонимичных сочетаний.
3. Выработка способов анализа и критериев классификации антонимов в поэтических произведениях В.С.Высоцкого.
4. Определение места антонимов номинаций в системе поэтических произведений В.С.Высоцкого и описание фрагмента языковой картины мира поэта.
ВВЕДЕНИЕ С. 1-2
I ГЛАВА. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ АНТОНИМОВ С. 3-13
II ГЛАВА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНТОНИМОВ В ПОЭЗИИ В.С.ВЫСОЦКОГО С. 14-20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ С. 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ С. 22.
Причины такого странного на первый взгляд отождествления «верха» и «низа» в поэзии Высоцкого связаны с его пониманием «там» и «здесь». Человек желает выбраться из срединного «здесь» куда угодно:
Мне так бы хотелось, хотелось бы мне
Когда-нибудь, как-нибудь выйти из дома
И вдруг оказаться вверху, в глубине,
Внутри и снаружи, где все по-другому.
В данной системе
преодоление рассматривается
Одной из важнейших
черт, характеризующих авторское
сознание Высоцкого, является ирония.
Ироническое отношение
В сущности, все основные механизмы жизни сводятся к борьбе хаоса и космоса, закона и беззакония, отвечающим деструктивному и конструктивному началам, причем творчество связано как с тем, так и с другим.
Феномен В.С.Высоцкого — умение остро столкнуть друг с другом противоположные позиции и тем самым выйти на новую глубину видения, исследовать проблему под новым углом зрения, попытаться выявить сущность противоречия и найти выход - привлекал к себе современников, привлекает исследователей его творчества и в наше время. На сегодняшний день существуют десятки исследовательских работ, посвященных творчеству В.С.Высоцкого. Например, Л.А.Новиков предложил к рассмотрению концепцию противоречия как самостоятельного поэтического приема. Исследователь пытался раскрыть специфику реализации контраста и противоречия на идейно-эстетическом, композиционном и речевом уровнях текста, разработать классификацию композиционных контрастов и противоречий в соответствии с количественной и качественной определенностью представленных в поэтических произведениях
художественных
образов и особенностями
В.С.Высоцкий искал
новое слово, пытался использовать
нереализованные возможности
Поэтические образы, созданные В.С.Высоцким, чаще всего построены на
противопоставлениях,
лирический герой отражает человека
в момент разрешения противоречий.
Заостренная конфликтность
Большинство героев песен поэта - это люди, остро ощущающие разлад с жизнью, выпадающие из нее и жаждущие вновь обрести единение с миром. В этих случаях жизнь предстает в виде альтернативы, образуемой полярными ситуациями, а промежуточная зона выключена из рассмотрения и тем самым из сферы оценки.
Наиболее частотные антиномии поэтического мира В.С.Высоцкого:
- воля/ неволя («Бодайбо», 1961, «Серебряные струны», 1962, «Зэка Васильев и Петров зэка», 1962, «Не уводите меня из весны!», 1962, «За меня невеста отрыдает честно...», 1963 и др.);
- снаружи/ снутри («Татуировка», 1961);
- дни/ ночи («Серебряные струны», 1962);
- сейчас/ тогда («Я теперь на девок крепкий!», 1964, «Братские могилы, 1965);
- здесь/ там («Ребята, напишите мне письмо!», 1964);
- я (мы)/ ты (они): («Нейтральная полоса», 1965, «У нас вчера с позавчера...», 1967);
- свой/ чужой («В куски разлетелась корона», 1965, «Так оно и есть...», 1964, «Чужая колея», 1972);
- коньки/ санки («Песня про конькобежца на короткие дистанции, которого заставили бежать на длинную», 1966);
- плачь/ смейся («Москва – Одесса», 1967);
- валюта/ не доллары («Поездка в город», 1969);
- эта/ другая (жизнь) («Песенка о переселении душ», 1969);
- сын/ дочь («Человек за бортом», 1969);
- низ/ верх («Песня микрофона», 1971);
- как я/ не за мной («Чужая колея», 1972);
- здравствуй/ до свидания («Не состоялось», 1972);
- звенят/ хриплю
(голосом) («Я к вам пишу», 1972).
Одним из важнейших
экстралингвистических
В.С.Высоцкий был
человеком, остро чувствующим время,
человека. Его душа жаждала правды,
искренности в отношениях с людьми.
Поэт осознавал распавшуюся связь
времен как трагедию и искал способы
восстановить эту связь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Теоретическая значимость исследования состоит в разработке методики анализа противоположности в произведениях одного автора, В.С.Высоцкого, что может быть распространено на тексты других художников слова и способствовать развитию в этом плане, расширению знаний об антонимии с позиций современной лингвистики.
Новизна работы заключается в комплексном анализе поэзии Высоцкого в аспекте выражения противоположности.
В творчестве В.С.Высоцкого нашло отражение романтическое стремление соединить в единое целое трагически разорванные представления о мире и человеке, поэтому изучение антонимии на материале его произведений представляется перспективным.
Изучение антонимии на
материале текстов Высоцкого обусловлено
особенностями авторской манеры: ориентация
на непосредственное общение автора с
аудиторией, что требует максимальной
экспрессивности и эмоциональности, резко
критическое, подчас переходящее в иронию,
отношение к традиционным формам выражения
мысли, максимализм лирического героя.
В.С.Высоцкий искал новое слово, пытался
использовать нереализованные возможности
языка. Характер его поэтического языка
позволяет судить о мировоззрении поэта,
одновременно романтическом и трагическом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов.
2. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка.
3. Высоцкий B.C. Собрание сочинений в 5-ти тт.// Составл. и коммент. С.Жильцова. - Тула: Тулица, 1993-1995(97). Т. 1, Т. 2.
4.Вологова Т.С. Антонимичные номинации в поэзии В.С. Высоцкого : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.01. - Санкт-Петербург, 2005.
5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
6. Мечковская, Н. Б. Концепты "начало" и "конец": тождество, антонимия, асимметричность.
7. Новиков Л. А. Антонимия в русском языке. М., 1993.
8. Рудник Н.М. Проблемы трагического в поэзии В.С.Высоцкого. М., 1994.
9. Фомина М. И. Современный русский язык: Лексикология.- М.: Наука, 2000.
10. Флоренский П.А. Антиномия языка // Вопр. языкознания. 1988. №6.
Информация о работе Использование антонимов в современной поэзии (на примере поэзии В. С. Высоцкого)