Иосиф Бродский как представитель постмодернизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 23:02, контрольная работа

Описание работы

Постмодернизм как движение в литературе, искусстве, философии, а позднее - практически во всех гуманитарных дисциплинах возникает на Западе в конце 60-х - начале 70-х годов. Этот термин объединяет широкий спектр разнообразных культурных процессов, таких, например, как поиски синтеза между “высоким модернизмом” и массовой культурой, критическое отношение ко всякого рода глобальным идеологиям и утопиям, внимание к маргинальным социальным группам и культурным практикам (вообще - децентрализация культуры), отказ от модернистского и авангардистского культа новизны - постмодернистский текст никогда не скрывает своей цитатной природы, оперируя уже известными эстетическими языками и моделями.

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ по литре.docx

— 53.01 Кб (Скачать)

       Усиление  давления на инакомыслящих после  подавления “пражской весны” 1968 г. побуждает поэта в 1972 г. эмигрировать в США. Первоначально по приглашению  Карло Проффера Бродский поселяется в Анн-Арборе (штат Мичиган), совершенствует свой английский язык. Получает место  “поэта при университете” в Мичиганском  университете.

       С 1980 г. Бродский — гражданин США. Живет  в Нью-Йорке. Каждую весну ведет  курс в Колледже Моунт-Холиок в Саунт-Хэдли  в Массачусетсе. Путешествует. Постепенно интегрируете» в художественную жизнь США, становится русско-американским писателем. Бродский воссоздает состояние психологической комы, в котором пребывает человек, оказавшийся в полной пустоте. Воспринимая у Хайдеггера представление о языке как “доме бытия”, видит в себе как в поэте “средство существования языка”. В США прозревает Империю обезличенных масс. Владычеству безликой “атомизированной” массы противопоставляет апофеоз частиц” — свободных индивидуальностей, носителей полноты человеческих потенций. Литературу оценивает как высшую цель “нашего вида”, ибо она стимулирует превращение человека из общественного животного в личность.

       В 1981 г. Бродский удостоен “премии гениев”  Макартура, в 1986-м — национальной премии литературных критиков, в 1987-м  — Нобелевской премии по литературе; в 1992 г, становится пятым поэтом-лауреатом  Библиотеки Конгресса США в Вашингтоне.

       С 1987 г. писателя начинают публиковать  в СССР. К настоящему времени вышло  двенадцать книг его стихотворений, двухтомное и четырехтомное собрания сочинений, не считая многочисленныхпубликаций в периодических изданиях. В ночь на 28 января 1996 г. Бродский скончался  от инфаркта. Тело писателя нашло временное  пристанище при церкви Святой Троицы (сев. оконечность Манхэттена в Нью-Йорке). 21 июня 1997 г. Бродский перезахоронен  в Венеции, на острове-кладбище Сан-Микель.

       “Двадцать сонетов…” написаны Иосифом Бродским через два года после его эмиграции  из СССР, когда потрясение, вызванное  утратой всех привычных связей и  новым, эмигрантским статусом, несколько  улеглось, появилась возможность  увидеть мир, более отстраненно  взглянуть на свое прошлое и на свою любовную драму, послужившую одной  из причин эмиграции. Хотя время далеко еще не затянуло раны и не раз  еще Бродский вскрикнет, пронзенный болью и тоской (”Ниоткуда с  любовью…”, “Барбизон террас”, “Квинтет”  и др.), он пытается утешить себя тем, что в его жизни была настоящая  любовь, о какой слагают стихи  и можно говорить строками Пушкина, а это дано не многим. Подлинность, сила чувств — показатель подлинности  самой жизни, которой живет человек. И Бродский не хочет от них отказываться, все новыми и новыми стихотворениями  рубцуя рану разрыва (”Стихи к Б. М.”  будут появляться вплоть до 1982 г.). Мысленно отождествляя себя с лирическим героем пушкинского “Я вас любил…”, поэт, однако, стесняется предстать в глазах читателя столь неправдоподобно  идеальным, защищается иронией и  самоиронией, подтрунивает над собой, целомудренно уводя главное в  подтекст. Да и достаточно уязвимая позиция “брошенного” диктует свой этикет поведения.

       Бродский  отнюдь не стремится распахнуть душу настежь, тем более вывернуть  ее наизнанку, использует языковую маску  паясничающего циника, всему знающего цену, рапирой иронии наносящего превентивный удар и праздному любопытству, и  возможным насмешкам. Можно сказать, что форма выражения у Бродского  намеренно противоречит достаточно болезненным вещам, о которых  идет речь. Через год поэт скажет: “Странно думать, что выжил, но это  случилось…” Раскрывая нечто для него крайне важное, Бродский одновременно скрывает его, набрасывает пародийно-ироническую кисею. Как бы и не о себе самом говорит поэт, а о том, как все бывает в жизни, в человеческой судьбе, себя же будто вынося в скобки, “попутно” и “между прочим” сообщая о пережитом крушении любви. Все это очень напоминает Цветаеву с ее отвергающей жалость гордыней: “— Не похоронив — смеяться! (И похоронив — смеюсь.)” 452, с. 365. Только Бродский предпочитает не романтический дискурс, а иронический. Излюбленный им прием отстранения и самоотстранения реализует себя по-новому — через пародийно-ироническое цитирование. О своем Бродский предпочитает говорить на “чужом” языке, чувствуя себя в этом случае гораздо раскованнее, защищеннее. Но “чужое” деконструируется, оказываясь оболочкой, скрывающей незаимствованные переживания. Из деконструированных элементов литературы прошлого (Данте, Шиллер, Пушкин, Достоевский, Маяковский), сопрягаемых с прозаизированной разговорно-просторечной речью, включающей нецензурную лексику, Бродский создает собственный текст. Основное средство деконструкции — пародирование. Поэт приходит к цитатно-пародийному языку, имеющему одновременно раскрепощающую и защищающую функции.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баевский В.С. История русской поэзии. 1730-1980 гг. М.: Новая школа, 1996.
  2. Баранников А.В., Калганова Т.А., Рыбченкова Л.М. Русская литература ХХ века. Хрестоматия 11 класс. - М.: Просвещение, 1993.
  3. Бродский И. Вершины великого треугольника // Звезда. - М., 1996. - № 1. - С. 225 - 226.
  4. Бродский о Цветаевой: интервью, эссе. М.. 1997. - С. 76.
  5. Вайль П., Генис А. В окрестностях Бродского. // ж. "Литературное обозрение",1990г., № 8.
  6. Вайль П., Генис А. В окрестностях Бродского // Литературное обозрение. - М., 1990. - № 8. - С. 25.
  7. Глэд Джон Беседы в изгнании. Русское литературное зарубежье. - М.: Книжная палата, 1991.
  8. Гордин Я. "Дело Бродского: история одной расправы." // ж. "Нева", 1989г., № 2.
  9. Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов. - М.: Советский писатель, 1990.
  10. Лиотар Ж.-Ф. Заметки о смыслах "пост" // Иностранная литература. - М..,1994. - № 1. - С. 59.
  11.          Лурье С. Свобода последнего слова. // ж. "Звезда", 1990г., № 8.
  12. Прищепа В.П., Прищепа В.А. Литература русского зарубежья. Учебное пособие. - Абакан, 1994.
  13.            Расторгуев А. Интуиция абсолюта в поэзии Иосифа Бродского. // ж. "Звезда", 1993г., № 1.
  14. Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник. - М., 1996. - С. 259.
  15.           Якимчук Н. "Я работал, я писал стихи." Дело Иосифа Бродского. // ж. "Юность", 1989, №2.

Для подготовки данной работы были использованы материалы  с сайта http://www.ed.vseved.ru/

Информация о работе Иосиф Бродский как представитель постмодернизма