Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2011 в 23:02, контрольная работа
Постмодернизм как движение в литературе, искусстве, философии, а позднее - практически во всех гуманитарных дисциплинах возникает на Западе в конце 60-х - начале 70-х годов. Этот термин объединяет широкий спектр разнообразных культурных процессов, таких, например, как поиски синтеза между “высоким модернизмом” и массовой культурой, критическое отношение ко всякого рода глобальным идеологиям и утопиям, внимание к маргинальным социальным группам и культурным практикам (вообще - децентрализация культуры), отказ от модернистского и авангардистского культа новизны - постмодернистский текст никогда не скрывает своей цитатной природы, оперируя уже известными эстетическими языками и моделями.
Что касается постмодернизма и проблемы его понимания, то одни исследователи этого явления конца XX века указывают на ряд генетико-типологических трудностей в попытках дать точное определение данному феномену культуры и сводят толкование этого понятия к общим фразам типа "специфический способ мировосприятия", "специфическое явление в философии, эстетике и литературной критике", "общеэстетический феномен культуры", другие апеллируя к работам в этой области западных ученых, дают определение, близкое к значению латинского "post", то есть практически сводят его к обобщению опыта авангардистской литературы XX века, третьи исходят из эпистемологического родства постмодерна и модерна, определяя постмодернизм как экзотическую повседневную форму эзотерического модернизма, а четвертые (в том числе и автор этих строк) склонны к бинарному пониманию постмодернизма и выделению в нем двух параллельных ветвей, которые условно можно было бы обозначить как "постмодернизм" (в кавычках) и постмодернизм (без кавычек). Данное разграничение представляется нам личностной, общечеловеческой, а не узко профессиональной проблемой, проблемой смыслового мира, а не суммы приемов. По нашему мнению, "постмодернизм" характеризуется отсутствием движения, либо движением в тупик, где провозглашаются "смерть истории", "исчерпанность культуры", "мировая бессмыслица", превращение литературы в пародию, в гримасу Такие допущения воскрешают в памяти искусство футуристического отрицания в начале нынешнего века и связанные с ним генетически авангардные, пост- и трансавангардные течения с их "к черту культуру", с их "не верю" в истины разума и морали, в науку, в Бога и т.п. Постмодернизм с такой родословной, если иметь в виду оппозицию "аполлоновское" - "дионисийское", можно было бы обозначить как "низкий постмодернизм" с дионисийским преобладанием в нем формы над содержанием.
Постмодернизм же, без кавычек, достаточно четко вписывается в систему "аполлоновских координат", таких как гармоничность, авторитет образцов, искусство как средство познания, многоуровневая организация текста и т.д. Таким образом, это движение, стремление к сотворению, к диалогу, к реконструкции, к воссозданию всего, что выше собственной индивидуальности, к парадоксальности и смыслу, помноженному на приоритет содержания над формой, усиленной классическими тенденциями. Различие между "низким" и "высоким" постмодернизмом определяется ориентацией поэтов на разные течения в поэзии начала века. В первом случае это авангард, во втором - собственно модернизм (символизм, акмеизм, имажинизм). Дискуссия о постмодернизме, длящаяся уже не один десяток лет, сама по себе говорит о неоднозначности и глубине этого понятия. Поэтому, выделяя бинарность постмодернизма как явления культуры в целом и постмодернистского литературного произведения в частности, мы имеем в виду, прежде всего соединение и гармоническое сочетание "высокого" и "низкого", "светлого" и "темного" постмодернизма как воплощение того равновесия и взаимодополнения, которое характеризует конец XX века как время "тоталитарного плюрализма". Послесовременная эпоха, основные показатели которой - усталость от научно-технического прогресса, его отрицание, отказ от политических унификации, осуждение тоталитаризма, приоритет общечеловеческих ценностей, языковой и стилевой плюрализм, - рождает поэзию-комплекс, цельно и масштабно выражающую современные эмоции и идеи, другими словами, поэзию как картину времени в натуральную величину, в виде мозаики пространств, которые нельзя урезать, сжать или сократить, как впрочем и увеличить, приукрасить хотя бы на один мозаичный кубик, как нельзя уменьшить или увеличить время.
Тема
времени как постмодернистской
картины мира разрабатывалась Иосифом
Бродским на протяжении всего творческого
пути и была сформулирована им в
идее "нового историзма", суть которой
в свободном отношении к
Эти приемы и постулаты близки и Бродскому, но скорее не как приемы, а как средства постижения смыслопорождающей материи, потому что его творчество, его жизнь - это движение в культуру по обратной системе отсчета, где ближайшие к нему по времени его учителя - Цветаева, Мандельштам, Ахматова - относятся к I веку; Баратынский, Пушкин - ко II веку, а, скажем. Вергилий и Овидий - к ХХ-ХХ1 векам. Чем глубже, чем отдаленней феномен Вселенной Культуры, к которому стремится поэт, с которым становится единым целым, тем он современней. Установка "высокого" постмодернизма на содержание как материал предполагает и оправдывает движение вспять (от современности к античности) и оно не хаотично, так как в глубинной культуре не может быть неорганизованного материала. В постулировании "нового историзма" Бродский не ставит точку, он в движении к запятой, в движении через запятую, следовательно, в стремлении не к конечному результату, но к Процессу, к созданию собственной структуры. В подобном движении американский литературовед И. Хассан усматривает, в отличие от движения к точке модернистов, саморазрушающие свойства постмодернизма. Возможно. Но Иосиф Бродский в создание собственных структур через движение к запятой видит не синтез различных элементов, не их противостояние, даже не их "тотальный плюрализм", а их глубокую интеграцию, благодаря которой о разрушении не может идти речи, что характеризует "новый историзм" Бродского не как линейный, но как глубинный, у которого не три-четыре параметра измерения, а гораздо больше, возможно бесконечно больше.
В
драме "Мрамор", например, И. Бродский
дал постмодернистскую версию своего
"нового историзма" через собственный
мистический опыт проникновения
в глубинные исторические пласты.
Обращаясь к далекой по времени
культуре (с одной стороны это
II век после нашей эры, с другой
- время античности), поэт видит в
ней мощнейший источник общечеловеческих
ценностей, которые становятся необходимыми
средствами выработки гуманистического
мировоззрения, миропонимания, адекватного
условиям и реалиям конца нынешнего
тысячелетия. Он создает особый исторический
мир, не допускающий однозначного толкования,
в котором гротеск, как особый
тип художественности древней культуры,
доведен до высшей, пиковой формы:
победу над "монстром" башни, детищем
линейной истории, и "монстром" линейного
времени одерживает не просто смех,
но вся человеческая культура, сама
жизнь. Тулий - один из героев пьесы - с
помощью гиперболизованной в
бюсты-образы античных классиков культуры
разрушает реальность, совершает
архетипический спуск и подъем и
подчиняет себе историю, сливаясь со
временем. А в таких поэтических
шедеврах, как "На смерть Жукова",
"Сретенье", "Части речи" и
др. тезис "история стоит на месте"
вполне объясняет новаторство и
архаику жанровой и строфической
систем Бродского, которые представляются
ему способами познания мира через
конденсацию эмоционального, интеллектуального
и языкового опыта. Становится понятным
и резко отрицательное
Таким
образом, сущность поэтической иерархии
"нового историзма" И Бродского
в одновременности
ТРАДИЦИОННАЯ ЛИРИКА ИОСИФА БРОДСКОГО
В
традиционной лирической прозе присутствуют
черты как эпоса, так и лирики.
Соотношение эпического и лирического
может в ней значительно
Постмодернизм
фиксирует явление “смерти
“Перспективы
развития искусства связываются
с его экологизацией, толкуемой
в неоутопическом ключе как антитеза
постапокалипсису технотронной цивилизации.
Интерес к руссоизму, романтизму,
дионисийским мотивам, пристальное
изучение творческого опыта Коро,
Пуссена, де Шовенна, Сезанна, Мане, Сёра,
Гогена, Дега создают почву для
развития лирической струи постмодернизма,
чье кредо — благородство и
серьезность творчества. Эскейпистическая
направленность их новых аркадий
в век “утраченной невинности”
— апофеоз созерцательного
Бродский Иосиф Александрович (1940—1996) — поэт, переводчик, драматург, эссеист, автор литературно-критических работ. Относил себя к “поколению 1956 года”, но не к “детям XX съезда”, а к тем, чья сознательная жизнь началась с потрясения, вызванного подавлением Венгерского восстания. Сформировался в кругу петербургских и московских стихотворцев, группировавшихся вокруг самиздатского журнала “Синтаксис” (ред. А. Гинзбург), где опубликовал первые произведения.
С
шестнадцатилетнего возраста Бродским,
подозреваемым в
Непечатаемого на родине, с 1965 г. Бродского
начинают издавать за границей. В США выходят
его “Стихотворения и поэмы” (1965), “Остановка
в пустыне” (1970), что окончательно перекрывает
поэту дорогу в печать в СССР. Объем написанного
Бродским за 16 лет творческой деятельности
на родине составил четыре тома собранных
М. Хейфицем и В. Марамзиным и изданных
самиздотским способом произведений.
Бродский возрождал в русской поэзии традиции модернизма, привив ей, по словам Рейна, англо-американскую ветвь, скрещивал модернистскую традицию с традицией античной и русской классики.
Прооизведения Бродского 1956— 1972 гг. отразили нонконформизм личности, отстаивающей свою духовную свободу, реализующей свое жизненное предназначение на путях экзистенциализма, своеобразно понятого стоицизма. Взгляд но мир “с точки зрения вечности” позволяет Бродскому разглядеть в СССР “Римскую Империю”.
Информация о работе Иосиф Бродский как представитель постмодернизма