Автор: Светлана Масюк, 02 Ноября 2010 в 22:25, курсовая работа
Анализ романа "Коллекционер". Филосовские интересы и особенности данного романа.
Введение…………………………………………………………………….….3
Философские интересы Джона Фаулза……………………………......5
Особенности романа «Коллекционер»………………………..…….…7
Интертекстуальность в романе…………………………………….…12
Заключение…………………………………………………...………….……19
Литература…………………………………………………………………….21
Министерство Образования Республики Беларусь
Белорусский Государственный Университет
Филологический
факультет
Кафедра
и истории зарубежной литературы
Интертекстуальность
в романе Джона Фаулза
«Коллекционер».
Курсовая работа
Студентки 2 курса
Романо-германского отделения
(английская филология)
Масюк Светланы Федоровны
Научный руководитель:
Гинак
Елена Сергеевна
Минск,2008г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Заключение………………………………………………….
Литература……………………………………………………
Введение
«Современный мир и современное
сознание невероятно сложны,
и функция художника состоит
не в том, чтобы усложнять сложное,
но объяснить его».
ДЖОН ФАУЛЗ
В своей работе мы проанализируем роман великого автора Джона Фаулза «Коллекционер». Рассмотрим философские интересы Джона Фаулза, сам роман «Коллекционер» и интертекстуальность романа.
Термин интертекстуальность был введен в 1967 теоретиком постструктурализма Юлией Кристевой. Он обозначает общие свойства текстов, выражающегося в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут многими разнообразными способами явно или неявно ссылаться друг на друга.
Текст производится из других текстов, по отношению к другим текстам. Причем, не только по отношению к прошлым текстам. Писатель конструирует текст с учётом творчества своих предшественников и современников, единомышленников и противников, ориентируясь на определённого, “своего” или “чужого”, враждебного его идеалам читателя, на литературную и общественную ситуацию, на возможную реакцию со стороны критики, ближайших и отдаленных потомков.[13]
К английскому романисту Джону Фаулзу (родился в 1926 году) известность пришла десятилетием позже, чем к другим литераторам его поколения — например, Айрис Мердок, Джону Уэйну или Колину Уилсону. Книги Фаулза получили признание раньше за океаном, чем на родине, и именно в США пытались создать «культ Фаулза», один из тех далеких от истинного понимания творчества писателя критических и писательских мифов, в качестве которых элитарная наука и обыватель от культуры уже использовали Хемингуэя и Кортасара, Борхеса и Беля, Гессе и Кобо Абэ.
В прозе Фаулза явственно отразились такие черты романа XX века, как рост познавательной энергии и социальной активности данного жанра. Под этим обычно понимают более ясное постижение романистом художественной природы романа, осознание им права на эксперимент, а также расширение функции романа как исследования социальной жизни, которое побуждает писателей искать контакт с философией, прямо или косвенно использовать формы документальных жанров. Дж. Фаулз не теряет веры в коммуникативную и воспитательную функции жанра романа. На рубеже 70-х годов писатель посвятил так называемому «кризису романа» эссе с полемическим названием «Умер ли роман?».
Фаулз убеждал, что роман выжил и будет жить, и наступление средств массовой коммуникации не может поколебать его позиции. Роман для Фаулза—способ передачи человеческого опыта, недоступный другим видам искусства, а процесс чтения — неповторимый вид сотворчества. Приуменьшить значение романа, по Фаулзу, значит отказаться от крайне существенного для развития человека и важнейшего для человеческого счастья права—«от права, от власти, от необходимости использовать индивидуальное воображение». [8, 2-5]
В
данной работе определяется особенность
романа «Коллекционер» Джона Фаулза. Выбор
произведения именно этого писателя объясняется
по трем причинам: во-первых, роман весьма
своеобразен и хотелось бы как можно ближе
рассмотреть его структуру, заимствования
из различных литератур того времени;
во-вторых, эта тема никем ранее не исследовалась
и является малоизученной; в-третьих, повышенным
интересом к творчеству Джона Фаулза в
наше время.
1.Философские интересы Джона Фаулза
Философские интересы Дж. Фаулза весьма разнообразные. Среди них — творчество основоположника диалектики Гераклита, подсказавшего Фаулзу идею его программного эстетического трактата «Аристос» (1964), и 3. Фрейд, не ставший комплексом. Обращаясь к наследию К. Маркса, Фаулз толкует и цитирует его достаточно вдумчиво.
Творчество Фаулза нельзя представить без учета его связей с экзистенциализмом. Однако в оценке последних необходимы существенные оговорки. Во-первых, с течением времени меняется характер этих влияний — взгляды Фаулза «социологизируются», он переходит от тонкой аналитики «человеческого удела» к проблемам общественной практики и даже политики западного мира. Во-вторых, если экзистенциализм создал экспериментальную художественную систему, Фаулз выдвигает неожиданный для многих западных критиков его творчества тезис: «Нам необходимо вернуться к великой традиции английского романа — к реализму».[7, 220] На вопрос о его представлении об идеальном романе Фаулз называет «Простое сердце» и «Мадам Бовари» Флобера, восхищается простотой и ясностью прозы Дефо. К источникам своих первых экспериментальных романов Фаулз относит не только Кафку, но и вариант реалистического романа воспитания — «Большой Мольн» Алена Фурнье. За уроки мастерства писатель испытывает признательность реалистам Ф. С. Фицджеральду, Г. Грину, И. Во, из английских современников его привлекают М. Дрэббл и Д. Стори. «Я все враждебнее отношусь к людям, которые одержимы стилем и литературной техникой. Мне кажется, мы возвращаемся к содержанию. Стиль — важная задача писателя, но это не единственная его задача. Я не уважаю художника, который добивается совершенства формы и пренебрегает гуманистичностью содержания. Именно поэтому я устаю от притч. Мое стремление быть более реалистичным—не столько вопрос стиля, сколько необходимость быть менее искусственным»,— писал Фаулз в 1971 году.[9, 36]
В интервью газете «Morning Star» в 1979 году он крайне категорично выступал против модного литературного пессимизма, утвердившегося в последние три десятилетия, против идеи бесперспективности человеческого бытия, против беспочвенной сатиризации общечеловеческих ценностей, где бы она ни проявлялась—в «высоколобой» прозе или в откровенно правой писанине К. Эмиса,—собственно, против главных мотивов модернизма.[10, 4]
В интервью 1982 года Фаулз утверждал,
что расценивает
Эволюция Дж. Фаулза и в теории, и в творческой практике связана с укреплением и углублением реалистических тенденций, но слишком просто было бы видеть в ней прямой и ровный путь от экзистенциализма к реализму. Эти две эстетические системы взаимодействуют в его творчестве.
Экзистенциальный мировоззренческий комплекс и отражение реальностей мира по законам гуманизма представляют в прозе Дж. Фаулза сложное единство, достаточно типичное для многих крупных художников современного Запада.
Истоки
характерного для писателя идейно-эстетического
и художественного комплекса взглядов
находим в романе «Коллекционер» (1963).
Этот роман о преступлении - второе по
времени написания, но первое по публикации
произведение, в котором взгляды раннего
Фаулза проявились во всей полноте.
2.Особенности романа «Коллекционер»
«Всякая
эмансипация состоит
в том, что она возвращает
человеческий мир, человеческие
отношения к самому
человеку». К. Маркс[5, 406.]
«Коллекционер» — роман о преступлении. Некий Фредерик Клегг, предпочитающий называть себя Фердинандом — так красивее, мелкий клерк в муниципалитете провинциального городка и коллекционер бабочек, волею случая выигрывает в лотерею 73 с лишним тысячи фунтов. В Лондоне, где Клегг и его родственники наслаждаются неожиданно открывшейся возможностью тратить деньги, герой разыскивает Миранду, предмет его давнего и тайного «обожания», студентку художественного колледжа. Купив старинный коттедж в безлюдном месте, в часе езды от Лондона, отремонтировав и снабдив подвал коттеджа элементарными удобствами, а также обитой железом дверью весом в тонну, Клегг похищает Миранду. Заточение героини длится немногим более двух месяцев и завершается ее смертью. Клегг же готовится принять в своем подвале новую «гостью».
Избирая в качестве героини студентку-художницу, Фаулз вводит в роман весь комплекс философских интересов и настроений современного интеллектуала, широко использует прямые и скрытые литературные аллюзии. Особое значение в романе имеет связь образов героев Мирандой и Калибаном из «Бури» Шекспира: аллегория «Бури» существенна во второй части романа и как контраст мироощущения героев.
Философские идеи романа нацелены на пробуждение в читателе активного внутреннего отклика, на его духовную мобилизацию на защиту подлинно человеческих ценностей, против преступной духовной ограниченности.
Роман Фаулза—настоящая экзистенциальная притча. Элементы условности в построении: замкнутость пространства, относительная уплотненность времени, ограниченное число персонажей, исключительность ситуации, параболичность конфликта - обусловлены природой жанра. Многоступенчатая система средств, создающих атмосферу отчуждения, обретение Мирандой подлинной человеческой сущности накануне смерти убедительно, на наш взгляд, свидетельствуют об экзистенциальной ориентации притчи.
Конфликт романа в целом и каждый из участвующих в нем образов развиваются на двух уровнях—жизненно-конкретном и философско-символическом. В контексте первого столкновения Миранды и Кллега – конфликт преступника и жертвы, который во все времена предрешен социальными антагонизмами. У Фаулза он присутствует в «зеркальном» отражении — Миранда, девушка из относительно состоятельной семьи, и безродный сирота и бедняк Клегг поменялись местами, - но социальная суть происходящего не укрылась от участников этого конфликта. Миранда — Клеггу: «Никому ни до чего нет дела. Что, кроме отчаяния, можно испытать, когда видишь вокруг столько грубости и жестокости? Отчаяние, оттого что совершенно нормальный молодой человек может превратиться в злобное и коварное существо, выиграв кучу денег, и делать то, что ты делаешь со мной»7. По замыслу философского конфликта, психологическая конфронтация Миранды и Клегга воплощает так же и извечное противостояние «The Few and the Many»—избранной духовной элиты и «большинства», под которым Фаулз понимает так называемых «новых людей», с прожорливостью саранчи завоевывающих себе жизненное пространство.
Аккуратный
молодой человек, сирота, сохранивший
признательность воспитавшей
Информация о работе Интертекстуальность в романе Джона Фаулза «Коллекционер»