Идея патриотизма в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:18, реферат

Описание работы

Роман « Война и мир » создавался с 1863 по 1869 гг. В нем более 600 действующих лиц . Судьбы героев прослеживаются на протяжении 15 лет в мирных условиях и в условиях войны .
Во всей мировой литературе не много книг, которые по богатству содержания и художественной силе могли бы сравниться с « Войной и миром» Л.Н.Толстого . Исторические события громадного значения , самые глубокие основы национальной жизни России , её природа , судьба лучших её людей , народная масса , приведённая в движение ходом истории , богатство нашего прекрасного языка - всё это воплотилось на страницах великой эпопеи . Сам Толстой говорил : « Без ложной скромности, это - как «Илиада», т. е. сравнивал свою книгу с величайшим созданием древнегреческого эпоса.

Содержание

1.Введение.
2.Истинный и ложный патриотизм в романе.
3.Значение Кутузова как предводителя русской армии.
4.Подлинные герои 1812 года.
5.Заключение.

Работа содержит 1 файл

Явление патриотизма в романе Толстого Война и мир..doc

— 200.73 Кб (Скачать)

  Подлинные герои 1812 года. 

  В годину тяжких   испытаний  для Отечества   «  делом  народным  » ,  всеобщим  становится   защита Родины  .  Все  герои ,   «  главные  »    и   «  второстепенные  » ,  исторические и   вымышленные , проверяются   с этой  стороны : одушевлены  ли  они   всенародным  чувством , готовы   ли на подвиг , на   высокую  жертву  и  самоотвержение .

  В этом коренное  отличие русской   армии  от армии  французской. Солдаты  Наполеона,  измученные   бесконечными   войнами и  длительными   переходами, были  истощены   и   физически,   и морально.  Значительную часть  французской армии   составляли   наёмники  и   солдаты  из  покорённых   государств,  которые   не  могли   сражаться с  полной  самоотдачей.

   Для   России же эта война была освободительной, а значит священной. Русские все, как один, встали на защиту своего Отечества и готовы были отстаивать свою независимость  любой  ценой.

  Таким образом, единство   французской армии было основано на корысти, выгоде, это  было единство захватчиков. Единство же русских  людей основано на ненависти   к захватчикам, на любви и привязанности  к родной земле и людям, живущим  на  ней. Это различие   сыграло очень  важную  роль  в   Отечественной войне.

  В столь тяжёлое для  страны  время у русских   людей резко обострилось чувство патриотизма. Купец  Ферапонтов  никогда не славился особой щедростью, скорее наоборот. Но когда он узнал, что французы подступают к Смоленску, то решил сжечь свой дом и свою лавку, а всё продовольствие раздать людям :           « Тащи   все,  ребята!   Не   доставайся  дьяволам! - закричал он, сам хватая мешки    и выкидывая их на улицу…». Ферапонтов  хорошо  выразил  народное настроение : «Решилась!  Расея!»

  Покидая Смоленск, люди ничего не хотели оставлять врагу. Они сжигали свои дома, пшеничные поля, сено - лишь бы они не достались французам.

  Княжна Катишь, кузина Пьера Безухова, в августе 1812 года явилась  к нему в кабинет,  поскольку  до  сих  пор  продолжала жить  в его доме. Пьер  объяснил  ей,   что французы  не  придут,  но княжна ответила: «Я об одном прошу… Прикажите свезти  меня  в  Петербург:  какая  я  ни  есть,  а   я   под   бонапартовской   властью жить  не  могу».

  Пьер пытался внушить ей, что опасности нет (это было ещё до Бородинского сражения), но княжна отвечала: «Я вашему Наполеону не покорюсь». И уехала на другой день к вечеру.

  Переломным  моментом   в  Отечественной   войне   стало сражение под Бородином.  Здесь патриотизм русской  армии  проявился особенно ярко.

  Пьер   Безухов  отдает свои деньги ,   продает   имение,   чтобы   экипировать   полк .  И   что   заставляет   его  ,    обеспеченного   аристократа ,   идти  в   самое   пекло   Бородинской   битвы  ?   Все   то   же   чувство   обеспокоенности   за   судьбу   своей   страны ,   желание   помочь   в   общем   горе . Простые  русские   солдаты  сыграли решающую  роль в   моральном обновлении   Пьера Безухова. Только в тесном общении   с   простыми  людьми   он   понял,   что цель жизни в самой жизни:           « Пока есть жизнь, есть и счастье  ». Уже на Бородинском поле, ещё до встречи с Каратаевым, у Пьера Безухова зарождается идея быть ближе к народу: "Солдатом быть, просто солдатом!" .Он  вдумывается в смысл кратких, не совсем понятных  ему слов : «…Всем народом навалиться  хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят. »

  Толстому   даже  на  заключительных   стадиях  работы над романом  не  понадобилось  большего  числа  образов  собственно  из  народной  среды.  В  любви  к  Родине,  патриотическом  чувстве  равны   и князь  Андрей  Болконский,   и простые солдаты  его  полка .  Но  князь  Андрей  не  только  одушевлён  всеобщим  чувством ,  он   также  умеет  сказать  о  нём ,  анализировать  его ,  понимает  общий  ход  дел  .  Настроение всего войска перед  Бородинским  сражением  именно  он  в  состоянии  оценить  и  определить .  Сами  многочисленные  участники  величественного  события  действуют  по  тому  же  чувству ,  и  даже  не  бессознательно ,  -  просто  они  очень  немногословны .  «  Солдаты  в  моём  батальоне,  поверите  ли ,  не  стали  водку   пить  :  не  такой  день ,  говорят  »  ,   -   вот   что  слышит  князь  Андрей    про  солдат  от  батальонного  командира  Тимохина .

  Андрей  Болконский  выражает уверенность в  необходимой  и  неизбежной  победе    :  «  ...  что бы  там  ни  было ,  что  бы   не  путали  там  вверху ,  мы  выиграем сражение   завтра  .  Завтра  ,  что  бы  там  ни  было ,  мы  выиграем  сражение  !  »  И дальше  :  «  французы   разорили  мой  дом  и  идут  разорять  Москву,  и  оскорбили  и  оскорбляют  меня всякую  секунду  .  Они  враги  мои ,  они  преступники  все ,  по моим  понятиям .  И  так  же думает  Тимохин  и  всё  армия .   Надо  их  казнить  .   Ежели  они  враги  мои  ,  то  не  могут  быть  друзьями ,  как бы  они  там  не  разговаривали  в  Тильзите  .  »

  Истинный героизм  на поле боя проявила батарея Раевского. Недаром французы позже прозвали её la fatale redoute, что значит «роковой редут» . «Курганная батарея» приняла на себя главный удар французской армии. Солдаты Раевского  не падали духом даже в самые тяжёлые моменты сражения: «Солдаты и офицеры батареи выполняют  свой  долг;  всё  время  все  заняты: подносят снаряды, заряжают орудия, делают это с щегольством;  всё  время  оживлены,  все шутят: над Пьером,  над собой, над  гранатой. И это не  легковесность, а проявление стойкости, выносливости » .    « Да, вот он, мой герой! » - такими  словами  встречает  Раевского  Кутузов после сражения .

  По мнению Толстого, сила, называемая духом войска определила нравственный исход сражения. Наполеон приказал направить двести орудий на русских - ему доложили, что приказ выполнен, «но что  русские всё так же стоят.

    - Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят, - сказал адъютант. »

  Вот  с  этого   момента  и  Наполеон,  и  вся  его армия  постепенно  начали испытывать  «чувство  ужаса  перед  тем  врагом,  который,  потеряв  половину войска, стоял  так  же  грозно  в  конце,  как  и  в  начале  сражения».

    Кутузов,  который после выигранного сражения   отступает  от Москвы  ,  чтобы спасти оставшуюся  армию ,  уверен ,  что  заставит  французов  « лошадиное  мясо  жрать ,  как  турок  »    .  Дело ,  как  мы  знаем  ,   не  ограничилось  лошадиным  мясом  -  были  и  вороны , и дикий, сводящий с ума  голод. 

  Приказ об оставлении Москвы её жители приняли как должное . Москвичи не   желали   покориться   Наполеону  .   Они   были   убеждены  :  «  Под  управлением   французов   нельзя   было   быть  »  . Вот   почему   они  « просто  и  истинно »   делали   «  то великое   дело ,   которое   спасло   Россию  »  .

  Даже Жюли Карагина - Друбецкая со своими штрафами за французские слова, со своими сплетнями,  поклонниками, ужимками - со  всей своей фальшью, даже      она становится искренней, когда объясняет, почему решила уехать из Москвы :    « Я еду, потому… ну потому, что все едут, и потом я не Иоанна д'Арк, и не амазонка…»

  Даже в её птичьей голове есть твёрдое убеждение: остаться можно для того, чтобы бороться, а не можешь бороться - уезжай.  Другого выхода нет.

  Настоящий же патриотизм  проявляют при оставлении Москвы Ростовы. Петя   Ростов   рвется   на   фронт ,   потому что  «  Отечество  в опасности  » .Даже  старая  служанка Ростовых, Мавра Кузьминишна, не желая оставаться безучастной, отдаёт свои накопленные деньги  незнакомому офицеру, похожему на её господ. А положительные    черты   Наташи  Ростовой   с  особенной  яркостью  раскрываются  в  тот  момент ,  когда  она ,  одушевлённая  патриотическим  чувством ,  заставляет  сбросить  с  подвод  семейное  добро  и  взять  раненых . Она не думала о том, что эти вещи - единственное достояние семьи, ведь Ростовы были разорены. В тот момент думать о себе ей казалось дико и неестественно. 

   Точно  так же  скромная ,  необщительная ,  замкнутая  в  своём  душевном  мире  Марья  Болконская  вдруг  преображается  и  неизмеримо  вырастает  в  наших  глазах ,  когда  она  гневно  отвергает  предложение  своей  компаньонки ,  француженки  Бурьен ,  остаться и просить защиты у французского генерала. Княжна Марья чувствует себя представительницей своего покойного отца и князя Андрея, и она собирается уезжать .

  Толстой прекрасно демонстрирует, что при трагических обстоятельствах люди становятся  лучше,  чем  можно  было  бы подумать. Ни  от княжны  Катишь,  ни  тем      более от Жюли  мы  не ожидали  такого простого и естественного поведения: «Я Наполеону не покорюсь!», а они оказались способны на него.

  В  итоге, когда Наполеон 2 сентября  стоял на Поклонной горе, ожидая депутацию  бояр  с  ключами  от  города, он не мог себе представить, что Москва пуста.

  Большое   значение   писатель придает партизанскому   движению. Вот как Толстой описывает  его стихийный рост: « Прежде  чем   партизанская   война  была  официально принята  нашим правительством, уже тысячи  людей неприятельской   армии   -  отсталые мародеры,  фуражиры  - были истреблены казаками и мужиками, побивавшими  этих людей также бессознательно, как бессознательно  собаки загрызают бешеную собаку ». Скрытой   огонь  народного  патриотического  чувства зажигает ненависть к   врагу  .

    Толстой создаёт яркий образ   неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной   физической силой  и выносливостью. В борьбе   с французами  он проявляет  ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза "со шпажонками", а он на них пошёл с топором: "Пойдём, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами!…». Это перекликается с образом француза-фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой. Тихон и   есть   художественное   воплощение "дубины  народной  войны".  Л.Д. Опульская   писала:  "Тихон -- образ вполне ясный. Он как бы олицетворяет собою ту "дубину народной войны", которая поднялась и со страшной   силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие. Он сам, добровольно, попросился в отряд Василия Денисова".

  Партизаны  «уничтожали Великую   армию по частям», и   таких партизанских отрядов  «различных величин  и характеров были   сотни… Был дьячок , начальник  партии, взявший  в  месяц несколько  сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов.» Были ещё командир  партизанского отряда Денисов, суровый Долохов, мужики Карп и  Влас, отказавшиеся  продавать сено  французам, юный Петя   Ростов  и многие другие.

  Здесь важно отметить ещё одно качество, которое отличает в романе русских людей от французов - человечность: « Бесчеловечен  Наполеон, одним взмахом  руки посылающий на гибель  сотни людей.  Всегда   человечен  Кутузов, стремящийся  и   в  жестокости  войны   сохранить  жизни   людей. »

  К пленным   русские   партизаны относились  снисходительно, «чувство оскорбления и мести сменилось в их душе презрением и  жалостью». Достаточно вспомнить  историю  французского  мальчика  Венсанна  Босса,  которого  кормил  и   Петя Ростов,  и   другие  солдаты. Также  к  партизанам   попали  французский офицер Рамбаль и его денщик   Морель: « Французов накормили, дали им водки,  Рамбаля  отнесли  в  избу… Молодые    солдаты   хохотали   до  упаду,   слушая  песни Мореля,   а  старые, улыбаясь,  поглядывали  на  него.»

  Это естественное - по мысли Толстого - чувство   человечности  поселилось теперь, когда   враг  повержен, в душах простых солдат; в нём и заключено то высшее благородство, которое может проявить победитель.    

  Таким  образом ,  естественная  сила  жизни  и  стихийное  национальное  чувство  Наташи  Ростовой ,  душевная  тонкость  и  гордый  патриотизм  Марии  Болконской ,  сложный  путь   к  народу ,  сознательному  участию  в  исторических  событиях  Андрея  Болконского  и  Пьера  Безухова, героизм русских солдат  и партизан  -     всё  это  показано  с  такой  глубиной   и  силой ,  что ,  будучи  исторически  верным ,  перерастает границы  своего   времени ,  предстаёт перед  нами  как  общенациональное ,  общечеловеческое ,  вечное .

  Исходя  из   этого ,  истинный  патриотизм и героизм  в  понимании  Толстого ,   есть   высшее проявление   нравственной   силы   и   духа   народа  .   Народный патриотизм   является   непобедимой   силой   в   борьбе   с   врагами  .

  Толстой близок  к пониманию  свободы   как  во  всяком  случае  ощущаемой ,  угадываемой  необходимости .  Персонажей ,  участников  войн  1805  и  1812  годов ,  он  делит  на две  категории по  степени осознания  ими  «  высшей  цели  »    ,  т.е.    объективных  закономерностей  исторического  движения  .  Одни ,  приближаясь  к  Кутузову  ,  развиваясь  в  его  направлении ,  угадывают  смысл  совершающихся  событий  и  сознательно   служат  народному  национальному  делу  ;  другие ,  подобно  Наполеону ,  живут  интересами  личного  продвижения  ,  равнодушны  к  общенародным  целям .  Вместе  с  тем ,  по  мысли  Толстого ,  и  те  и  другие  -  орудия  истории  и  подчиняются  её  законам .   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Идея патриотизма в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"