Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:18, реферат
Роман « Война и мир » создавался с 1863 по 1869 гг. В нем более 600 действующих лиц . Судьбы героев прослеживаются на протяжении 15 лет в мирных условиях и в условиях войны .
Во всей мировой литературе не много книг, которые по богатству содержания и художественной силе могли бы сравниться с « Войной и миром» Л.Н.Толстого . Исторические события громадного значения , самые глубокие основы национальной жизни России , её природа , судьба лучших её людей , народная масса , приведённая в движение ходом истории , богатство нашего прекрасного языка - всё это воплотилось на страницах великой эпопеи . Сам Толстой говорил : « Без ложной скромности, это - как «Илиада», т. е. сравнивал свою книгу с величайшим созданием древнегреческого эпоса.
1.Введение.
2.Истинный и ложный патриотизм в романе.
3.Значение Кутузова как предводителя русской армии.
4.Подлинные герои 1812 года.
5.Заключение.
Подлинные
герои 1812 года.
В годину тяжких испытаний для Отечества « делом народным » , всеобщим становится защита Родины . Все герои , « главные » и « второстепенные » , исторические и вымышленные , проверяются с этой стороны : одушевлены ли они всенародным чувством , готовы ли на подвиг , на высокую жертву и самоотвержение .
В этом коренное отличие русской армии от армии французской. Солдаты Наполеона, измученные бесконечными войнами и длительными переходами, были истощены и физически, и морально. Значительную часть французской армии составляли наёмники и солдаты из покорённых государств, которые не могли сражаться с полной самоотдачей.
Для России же эта война была освободительной, а значит священной. Русские все, как один, встали на защиту своего Отечества и готовы были отстаивать свою независимость любой ценой.
Таким образом, единство французской армии было основано на корысти, выгоде, это было единство захватчиков. Единство же русских людей основано на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущим на ней. Это различие сыграло очень важную роль в Отечественной войне.
В столь тяжёлое для страны время у русских людей резко обострилось чувство патриотизма. Купец Ферапонтов никогда не славился особой щедростью, скорее наоборот. Но когда он узнал, что французы подступают к Смоленску, то решил сжечь свой дом и свою лавку, а всё продовольствие раздать людям : « Тащи все, ребята! Не доставайся дьяволам! - закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу…». Ферапонтов хорошо выразил народное настроение : «Решилась! Расея!»
Покидая Смоленск, люди ничего не хотели оставлять врагу. Они сжигали свои дома, пшеничные поля, сено - лишь бы они не достались французам.
Княжна Катишь, кузина Пьера Безухова, в августе 1812 года явилась к нему в кабинет, поскольку до сих пор продолжала жить в его доме. Пьер объяснил ей, что французы не придут, но княжна ответила: «Я об одном прошу… Прикажите свезти меня в Петербург: какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу».
Пьер пытался внушить ей, что опасности нет (это было ещё до Бородинского сражения), но княжна отвечала: «Я вашему Наполеону не покорюсь». И уехала на другой день к вечеру.
Переломным моментом в Отечественной войне стало сражение под Бородином. Здесь патриотизм русской армии проявился особенно ярко.
Пьер Безухов отдает свои деньги , продает имение, чтобы экипировать полк . И что заставляет его , обеспеченного аристократа , идти в самое пекло Бородинской битвы ? Все то же чувство обеспокоенности за судьбу своей страны , желание помочь в общем горе . Простые русские солдаты сыграли решающую роль в моральном обновлении Пьера Безухова. Только в тесном общении с простыми людьми он понял, что цель жизни в самой жизни: « Пока есть жизнь, есть и счастье ». Уже на Бородинском поле, ещё до встречи с Каратаевым, у Пьера Безухова зарождается идея быть ближе к народу: "Солдатом быть, просто солдатом!" .Он вдумывается в смысл кратких, не совсем понятных ему слов : «…Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят. »
Толстому даже на заключительных стадиях работы над романом не понадобилось большего числа образов собственно из народной среды. В любви к Родине, патриотическом чувстве равны и князь Андрей Болконский, и простые солдаты его полка . Но князь Андрей не только одушевлён всеобщим чувством , он также умеет сказать о нём , анализировать его , понимает общий ход дел . Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить . Сами многочисленные участники величественного события действуют по тому же чувству , и даже не бессознательно , - просто они очень немногословны . « Солдаты в моём батальоне, поверите ли , не стали водку пить : не такой день , говорят » , - вот что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина .
Андрей Болконский выражает уверенность в необходимой и неизбежной победе : « ... что бы там ни было , что бы не путали там вверху , мы выиграем сражение завтра . Завтра , что бы там ни было , мы выиграем сражение ! » И дальше : « французы разорили мой дом и идут разорять Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду . Они враги мои , они преступники все , по моим понятиям . И так же думает Тимохин и всё армия . Надо их казнить . Ежели они враги мои , то не могут быть друзьями , как бы они там не разговаривали в Тильзите . »
Истинный героизм на поле боя проявила батарея Раевского. Недаром французы позже прозвали её la fatale redoute, что значит «роковой редут» . «Курганная батарея» приняла на себя главный удар французской армии. Солдаты Раевского не падали духом даже в самые тяжёлые моменты сражения: «Солдаты и офицеры батареи выполняют свой долг; всё время все заняты: подносят снаряды, заряжают орудия, делают это с щегольством; всё время оживлены, все шутят: над Пьером, над собой, над гранатой. И это не легковесность, а проявление стойкости, выносливости » . « Да, вот он, мой герой! » - такими словами встречает Раевского Кутузов после сражения .
По мнению Толстого, сила, называемая духом войска определила нравственный исход сражения. Наполеон приказал направить двести орудий на русских - ему доложили, что приказ выполнен, «но что русские всё так же стоят.
- Наш огонь рядами вырывает их, а они стоят, - сказал адъютант. »
Вот с этого момента и Наполеон, и вся его армия постепенно начали испытывать «чувство ужаса перед тем врагом, который, потеряв половину войска, стоял так же грозно в конце, как и в начале сражения».
Кутузов, который после выигранного сражения отступает от Москвы , чтобы спасти оставшуюся армию , уверен , что заставит французов « лошадиное мясо жрать , как турок » . Дело , как мы знаем , не ограничилось лошадиным мясом - были и вороны , и дикий, сводящий с ума голод.
Приказ об оставлении Москвы её жители приняли как должное . Москвичи не желали покориться Наполеону . Они были убеждены : « Под управлением французов нельзя было быть » . Вот почему они « просто и истинно » делали « то великое дело , которое спасло Россию » .
Даже Жюли Карагина - Друбецкая со своими штрафами за французские слова, со своими сплетнями, поклонниками, ужимками - со всей своей фальшью, даже она становится искренней, когда объясняет, почему решила уехать из Москвы : « Я еду, потому… ну потому, что все едут, и потом я не Иоанна д'Арк, и не амазонка…»
Даже в её птичьей голове есть твёрдое убеждение: остаться можно для того, чтобы бороться, а не можешь бороться - уезжай. Другого выхода нет.
Настоящий же патриотизм проявляют при оставлении Москвы Ростовы. Петя Ростов рвется на фронт , потому что « Отечество в опасности » .Даже старая служанка Ростовых, Мавра Кузьминишна, не желая оставаться безучастной, отдаёт свои накопленные деньги незнакомому офицеру, похожему на её господ. А положительные черты Наташи Ростовой с особенной яркостью раскрываются в тот момент , когда она , одушевлённая патриотическим чувством , заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненых . Она не думала о том, что эти вещи - единственное достояние семьи, ведь Ростовы были разорены. В тот момент думать о себе ей казалось дико и неестественно.
Точно так же скромная , необщительная , замкнутая в своём душевном мире Марья Болконская вдруг преображается и неизмеримо вырастает в наших глазах , когда она гневно отвергает предложение своей компаньонки , француженки Бурьен , остаться и просить защиты у французского генерала. Княжна Марья чувствует себя представительницей своего покойного отца и князя Андрея, и она собирается уезжать .
Толстой прекрасно демонстрирует, что при трагических обстоятельствах люди становятся лучше, чем можно было бы подумать. Ни от княжны Катишь, ни тем более от Жюли мы не ожидали такого простого и естественного поведения: «Я Наполеону не покорюсь!», а они оказались способны на него.
В итоге, когда Наполеон 2 сентября стоял на Поклонной горе, ожидая депутацию бояр с ключами от города, он не мог себе представить, что Москва пуста.
Большое значение писатель придает партизанскому движению. Вот как Толстой описывает его стихийный рост: « Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии - отсталые мародеры, фуражиры - были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей также бессознательно, как бессознательно собаки загрызают бешеную собаку ». Скрытой огонь народного патриотического чувства зажигает ненависть к врагу .
Толстой создаёт яркий образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза "со шпажонками", а он на них пошёл с топором: "Пойдём, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами!…». Это перекликается с образом француза-фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой. Тихон и есть художественное воплощение "дубины народной войны". Л.Д. Опульская писала: "Тихон -- образ вполне ясный. Он как бы олицетворяет собою ту "дубину народной войны", которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие. Он сам, добровольно, попросился в отряд Василия Денисова".
Партизаны «уничтожали Великую армию по частям», и таких партизанских отрядов «различных величин и характеров были сотни… Был дьячок , начальник партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов.» Были ещё командир партизанского отряда Денисов, суровый Долохов, мужики Карп и Влас, отказавшиеся продавать сено французам, юный Петя Ростов и многие другие.
Здесь важно отметить ещё одно качество, которое отличает в романе русских людей от французов - человечность: « Бесчеловечен Наполеон, одним взмахом руки посылающий на гибель сотни людей. Всегда человечен Кутузов, стремящийся и в жестокости войны сохранить жизни людей. »
К пленным русские партизаны относились снисходительно, «чувство оскорбления и мести сменилось в их душе презрением и жалостью». Достаточно вспомнить историю французского мальчика Венсанна Босса, которого кормил и Петя Ростов, и другие солдаты. Также к партизанам попали французский офицер Рамбаль и его денщик Морель: « Французов накормили, дали им водки, Рамбаля отнесли в избу… Молодые солдаты хохотали до упаду, слушая песни Мореля, а старые, улыбаясь, поглядывали на него.»
Это естественное - по мысли Толстого - чувство человечности поселилось теперь, когда враг повержен, в душах простых солдат; в нём и заключено то высшее благородство, которое может проявить победитель.
Таким образом , естественная сила жизни и стихийное национальное чувство Наташи Ростовой , душевная тонкость и гордый патриотизм Марии Болконской , сложный путь к народу , сознательному участию в исторических событиях Андрея Болконского и Пьера Безухова, героизм русских солдат и партизан - всё это показано с такой глубиной и силой , что , будучи исторически верным , перерастает границы своего времени , предстаёт перед нами как общенациональное , общечеловеческое , вечное .
Исходя из этого , истинный патриотизм и героизм в понимании Толстого , есть высшее проявление нравственной силы и духа народа . Народный патриотизм является непобедимой силой в борьбе с врагами .
Толстой
близок к пониманию свободы
как во всяком случае ощущаемой
, угадываемой необходимости .
Персонажей , участников войн
1805 и 1812 годов , он делит
на две категории по степени осознания
ими « высшей цели »
, т.е. объективных закономерностей
исторического движения . Одни
, приближаясь к Кутузову
, развиваясь в его направлении
, угадывают смысл совершающихся
событий и сознательно служат
народному национальному делу
; другие , подобно Наполеону
, живут интересами личного
продвижения , равнодушны к
общенародным целям . Вместе
с тем , по мысли Толстого
, и те и другие - орудия
истории и подчиняются её
законам .
Информация о работе Идея патриотизма в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"