Идея патриотизма в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:18, реферат

Описание работы

Роман « Война и мир » создавался с 1863 по 1869 гг. В нем более 600 действующих лиц . Судьбы героев прослеживаются на протяжении 15 лет в мирных условиях и в условиях войны .
Во всей мировой литературе не много книг, которые по богатству содержания и художественной силе могли бы сравниться с « Войной и миром» Л.Н.Толстого . Исторические события громадного значения , самые глубокие основы национальной жизни России , её природа , судьба лучших её людей , народная масса , приведённая в движение ходом истории , богатство нашего прекрасного языка - всё это воплотилось на страницах великой эпопеи . Сам Толстой говорил : « Без ложной скромности, это - как «Илиада», т. е. сравнивал свою книгу с величайшим созданием древнегреческого эпоса.

Содержание

1.Введение.
2.Истинный и ложный патриотизм в романе.
3.Значение Кутузова как предводителя русской армии.
4.Подлинные герои 1812 года.
5.Заключение.

Работа содержит 1 файл

Явление патриотизма в романе Толстого Война и мир..doc

— 200.73 Кб (Скачать)

МОУ  Ловецкая средняя общеобразовательная школа 
 
 

Реферат

по литературе. 

Тема : « Идея патриотизма в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» 
 
 
 
 
 

  
 

                                                 Выполнила: ученица 11 класса Давыдова Анна.

                                             Руководитель: Симакова Л.Г.

                                             Рецензент: Кротова Е.Н. 
 
 
 

                                                              2007г.

План : 
 

1.Введение. 

2.Истинный    и   ложный   патриотизм   в  романе. 

3.Значение   Кутузова как предводителя русской армии. 

4.Подлинные  герои  1812  года. 

5.Заключение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      

                                              
 
 
 

Введение. 

      Роман « Война и мир » создавался   с 1863 по 1869 гг.   В   нем  более   600   действующих   лиц . Судьбы   героев   прослеживаются  на  протяжении  15  лет  в  мирных  условиях  и  в  условиях   войны .

   Во всей мировой литературе не много книг, которые по богатству содержания и художественной силе могли бы сравниться с « Войной и миром» Л.Н.Толстого . Исторические события  громадного  значения ,  самые  глубокие  основы  национальной   жизни  России ,  её  природа ,  судьба  лучших  её людей ,  народная   масса ,  приведённая  в движение  ходом  истории ,  богатство  нашего  прекрасного  языка  -  всё  это   воплотилось  на  страницах  великой  эпопеи .   Сам  Толстой  говорил  :  « Без  ложной  скромности,  это - как   «Илиада»,   т. е.  сравнивал  свою   книгу  с   величайшим  созданием  древнегреческого  эпоса.

  « Война   и   мир »  -  это один  из  самых  увлекательных  и  захватывающих  романов  мировой  литературы.  Действие  его   совершается  то   в  зареве  московского  пожара,  заливающего  трагическим  светом  неисчислимые  толпы  народа,  то  при  восковых  свечах  в   великосветских  салонах ,  в  гостиных  и  кабинетах  Ростовых ,  Безуховых ,  Болконских , Курагиных ,  то   при свете  лучины  в  крестьянской  избе ,  то при  отблесках  партизанского  костра в  зимнем  лесу ,  то  при  свете  солнца ,  освещающего  деревенские  избы  и   барские  особняки ,  поля  сражений  и  поля  посевов ,  города ,  леса ,  деревни ,  дороги  России .

    Необозрим горизонт   огромной  книги,  где  мир  и  жизнь  преодолевают  смерть  и  войну,  где  с   такой  глубиной, с  такой  проницательностью   прослежена  история души   человеческой  -  той  « загадочной  русской  души »  с её   страстями   и   заблуждениями ,  с  неистовой  жаждой  справедливости  и  терпеливой  верой  в добро,  о которой  столько  писали  во  всём  мире   и  до  Толстого  и  после него , но после - уже  со  ссылками на  него,  с  цитатами  из   книги. «  Война  и  мир »   -  книга  предельно  эмоциональная,  горячая , полная  насмешки ,  полемики  и  любви .  Она  создана  « умом  сердца » ,  который  так  высоко   ценил  Толстой   в  людях  и  в  искусстве .  В этом  плане  «  Война  и  мир »  принципиально отлична  от                     « объективной »   исторической  прозы  и  представляет  явление  небывалое  в  жанре   исторического романа .

    Это  великая   книга  жизни,  где  рассказ  об  отдельных  людях,  о  самых  глубоких ,  скрытых  от внешнего   взгляда  движениях  их  души  соединяется,                  « сопрягается» с  повествованием  и  размышлением  о   судьбах  поколений ,  народов,  всего мира .  Толстой   стремился  к  целостному  отображению  истории  и  жизни ,   для  себя   единственною целью  считал  правду ,  ибо  « одна  низкая  истина  дороже  для  нас  тьмы   возвышающих  обманов» .  Шолохов  сказал  как-то ,  что писать  правду  нелегко,  но  этим  не  ограничивается  писательское  предназначение ,  -   сложнее  писать  истину  .   Истина  же  -  в  глубинном  постижении  народного  характера  .

   Толстой  писал  войну  без  приукрас, и так же, в  свойственной  ему манере, он описывал  народный  патриотизм. Именно любовь к Родине, способность пожертвовать ради неё  всем самым ценным, в том числе и жизнью, так ярко раскрыл автор  в своём романе. В «Войне и мире» мы можем увидеть настоящих  героев, истинных защитников земли Русской.

  Многих героев романа «Война и мир» можно назвать образцами для подражания, и это особенно важно именно сейчас, когда подрастающему поколению  просто необходимы новые нравственные идеалы. В свое время советская идеология с её духовными ценностями была сломлена, а новая, к сожалению,  так и не создалась.

  Лишённая нравственных ориентиров, молодёжь пошла по иному пути  развития и сейчас у неё другие ценности, как то: деньги, влияние, престиж. О патриотизме сейчас многие даже не задумываются. Если раньше служение Отечеству было священным долгом каждого гражданина, то сегодня ребята идут в армию только если не удастся «откосить».

  Да, взгляды на патриотизм у нынешних подростков коренным образом отличаются от тех, что были в советские  времена. Но это можно и нужно изменить! И нет лучшего помощника в этом деле, чем классическая русская литература. Во все времена литературные произведения оказывали большое влияние на умы  молодёжи, и  я считаю, что это самый действенный способ «достучаться» до подростков. Именно проверенные временем книги помогают нам сформировать свою систему ценностей, привносят первые представления о добре и зле, прививают нравственно-духовные идеалы.

  Роман «Война и мир» идеально подходит для этих целей. На фоне нынешней безнравственности и бездуховности эта книга остаётся настоящим памятником народного патриотизма. 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Истинный и ложный патриотизм в романе. 

  Отечественная  война   1812  года со стороны России была освободительной,  Россия   отстаивала   свою  независимость ,   русские  люди  защищали   свое   Отечество  .  Естественно ,   поэтому   автор  затрагивает  в  своем  романе  проблему   патриотизма ,   но   рассматривает   ее  неоднозначно  .

  Писатель  изображает  патриотизм  истинный  и патриотизм ложный .   Настоящий патриотизм  -   это   прежде  всего   священный   долг ,  подвиг  во имя  Отечества ,  умение  в  решающую  для Родины  минуту  подняться  над  личным ,  проникнуться  чувством  ответственности    за  судьбу  народа  .

  Ложный   патриотизм - это  чувство ,   отталкивающее  своей   фальшью ,   эгоизмом   и лицемерием .  В  « Войне  и  мире  »  великолепно  показано ,  насколько  пуста  и  ничтожна  и  умственная , и  нравственная  жизнь  Курагиных  и  Карагиных .  Очень наигранно ведут   себя   светские  вельможи   на  обеде  в  честь   Багратиона : при  чтении   стихов   о   войне   «  все   встали  ,  чувствуя ,   что  обед   был  важнее   стихов  ». 

    Лжепатриотическая   атмосфера   царит   в   салоне  Анны   Павловны   Шерер,    Элен      Безуховой    и   в   других    петербургских    салонах  ;  «...спокойная,   роскошная ,  озабоченная   только   призраками  ,  отражениями    жизни ,   петербургская   жизнь  шла  по - старому! ;   и  из - за  хода   этой   жизни  надо  было  делать  большие  усилия ,  чтобы  сознавать  опасность  и  то  трудное положение ,  в  котором  находился  русский  народ .  Те  же  были  выходы ,  балы ,  тот  же  французский  театр ,  те  же  интересы  дворов ,  те  же  интересы  службы  и  интриги .   Только   в   самых   высших  кругах   делались  усилия  для   того ,  чтобы   напоминать   трудность   настоящего   положения  »  . Действительно, вышеупомянутые    персонажи   были   далеки  от   осознания   общероссийских   проблем ,  от понимания   великой беды  своего народа.   
Лжепатриотизм   проявляет   и   граф   Растопчин ,   который   расклеивает   по   Москве   глупые   «  афишки  »  ,   призывает   жителей   города  не  оставлять столицы,  а затем ,  спасаясь  от  народного  гнева ,  сознательно  отправляет  на  смерть безвинного   сына купца  Верещагина .  Подлость  и предательство сочетаются  с  самомнением ,  надутостью :  « Ему  не  только  казалось , что он управлял внешними действиями   жителей  Москвы ,  но  ему  казалось ,  что  он  руководит  их  настроением   посредством   своих   воззваний   и   афиш ,   писанных тем   ерническим   языком ,   который  в  своей  среде презирает  народ   и  которого он не понимает ,   когда  слышит   его   сверху  » .

  Таким   лжепатриотом   является  в  романе   Берг ,   который    в   минуту  всеобщего   смятения   ищет   случая   поживиться   и   озабочен   покупкой  шифоньерочки   и   туалета   « с  аглицким   секретом » .   Ему   и   в   голову   не   приходит ,  что  сейчас   стыдно   думать   о   шифоньерочках .   Таков ,   наконец ,  Друбецкой ,  который ,   подобно   другим   штабным   офицерам ,   думает  о  наградах   и   продвижении   по   службе ,   желает   «  устроить   себе   наилучшее   положение ,   особенно   положение   адъютанта   при   важном   лице, казавшееся   ему   особенно   заманчивым   в    армии».

    Накануне   Бородинской   битвы   Пьер    заметил    на    лицах    офицеров оживление. Он понимал, что «причина  возбуждения,  выражавшегося на некоторых из этих лиц, лежала больше в вопросах личного успеха, и у него           не выходило из головы то другое выражение возбуждения, которое он видел на других лицах и  которое  говорило о  вопросах не  личных, а общих , вопросах   жизни и смерти . »

  Все они - лжепатриоты . В то время,  как  простые  солдаты отдавали             свои  жизни, защищая  Россию, московская  элита  ела вместо  французских       блюд  русские  щи и  перестала  употреблять  в  разговоре  французские  слова.  Можно  ли  сопоставить   эти  «жертвы»  с  жертвами   солдат?  Думаю,  ответ  очевиден.

  С. П. Бычков писал: "По мысли Толстого, чем ближе дворяне стоят к народу, тем острее и ярче их патриотические чувства, богаче и содержательнее их духовная жизнь. И, напротив, чем дальше они от народа, тем суше и черствее их души, тем непривлекательнее их моральные принципы".  

                     Значение Кутузова как предводителя русской армии. 

  Кутузов  в  « Войне  и  мире »  явился  настоящим  историческим  и  художественным  открытием  Толстого . Именно  он,  а  не  Александр I,  сыграл важную роль в победе над французами. Российский  император представлен в  романе  слабым,  тщеславным человеком ,  который верил  австрийцам  больше ,  чем  Кутузову , и   своими  распоряжениями  немало мешал  ему .

  Рисуя образ Кутузова, Толстой не побоялся  показать  его старческую слабость.    « В длинном   сюртуке на огромном толщиной  теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим , белым глазом на оплывшем лице » - таков был  Кутузов перед Бородином. Опустившись на колени перед иконой, он потом «долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости ». Эта многократно подчёркнутая Толстым физическая немощность главнокомандующего только усиливает впечатление духовной мощи, исходящей  от него. «Сегодня , перед сражением, он  преклоняет колени перед  иконой - так же, как люди, которых он завтра пошлёт в бой. » Эта  немаловажная  деталь  также  указывает  на  близость Кутузова  к  народу,  одухотворённость  его  тем  самым   « народным  чувством » , которое  так  ценил  Толстой.

  Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актёрство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис "Рыцари Лебедя". Он не хотел казаться великим человеком -- он был им.

  Кутузов  возвеличивается в  нашем сознании как  полководец ,  умеющий  подчинять  все  мысли  и  действия  народному  чувству . 

  Во время Бородинской битвы, от исхода которой многое   зависело для русских, Кутузов   « не делал никаких распоряжений, а только соглашался или   не соглашался на то, что предлагали  ему ». В этой кажущейся пассивности проявляются глубокий ум полководца, его мудрость. Сказанное подтверждают и проницательные суждения Андрея   Болконского: «Он  всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, -- это неизбежный   ход событий, и он умеет видеть их, умеет  понимать   их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое ». Кутузов знал, что          « решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не  место,  на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он  следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти ». Сплоченность с народом,   единение с простыми людьми делают Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека.

  Кутузов  в романе -- выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ,  и действует сообразно этому. О себе он не думает.  Поэтому  на  совете  в  Филях  для него существует один   вопрос : «Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сражение, или  отдать Москву без сражения? » И  даже зная, что его будут обвинять во  всех смертных грехах, Кутузов принял решение об отступлении. Правота Кутузова  в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне « дедушки » Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши.

  С. П. Бычков писал: "Толстой, с присущей ему огромной проницательностью художника, правильно угадал и великолепно запечатлел главные черты характера великого русского полководца Кутузова: его глубокие патриотические чувства, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к солдату".

Информация о работе Идея патриотизма в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"