Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:18, реферат
Роман « Война и мир » создавался с 1863 по 1869 гг. В нем более 600 действующих лиц . Судьбы героев прослеживаются на протяжении 15 лет в мирных условиях и в условиях войны .
Во всей мировой литературе не много книг, которые по богатству содержания и художественной силе могли бы сравниться с « Войной и миром» Л.Н.Толстого . Исторические события громадного значения , самые глубокие основы национальной жизни России , её природа , судьба лучших её людей , народная масса , приведённая в движение ходом истории , богатство нашего прекрасного языка - всё это воплотилось на страницах великой эпопеи . Сам Толстой говорил : « Без ложной скромности, это - как «Илиада», т. е. сравнивал свою книгу с величайшим созданием древнегреческого эпоса.
1.Введение.
2.Истинный и ложный патриотизм в романе.
3.Значение Кутузова как предводителя русской армии.
4.Подлинные герои 1812 года.
5.Заключение.
МОУ
Ловецкая средняя общеобразовательная
школа
Реферат
по литературе.
Тема : «
Идея патриотизма в романе Л.Н.Толстого
«Война и мир»
План
:
1.Введение.
2.Истинный
и ложный патриотизм
в романе.
3.Значение Кутузова
как предводителя русской армии.
4.Подлинные
герои 1812 года.
5.Заключение.
Введение.
Роман « Война и мир » создавался с 1863 по 1869 гг. В нем более 600 действующих лиц . Судьбы героев прослеживаются на протяжении 15 лет в мирных условиях и в условиях войны .
Во всей мировой литературе не много книг, которые по богатству содержания и художественной силе могли бы сравниться с « Войной и миром» Л.Н.Толстого . Исторические события громадного значения , самые глубокие основы национальной жизни России , её природа , судьба лучших её людей , народная масса , приведённая в движение ходом истории , богатство нашего прекрасного языка - всё это воплотилось на страницах великой эпопеи . Сам Толстой говорил : « Без ложной скромности, это - как «Илиада», т. е. сравнивал свою книгу с величайшим созданием древнегреческого эпоса.
« Война и мир » - это один из самых увлекательных и захватывающих романов мировой литературы. Действие его совершается то в зареве московского пожара, заливающего трагическим светом неисчислимые толпы народа, то при восковых свечах в великосветских салонах , в гостиных и кабинетах Ростовых , Безуховых , Болконских , Курагиных , то при свете лучины в крестьянской избе , то при отблесках партизанского костра в зимнем лесу , то при свете солнца , освещающего деревенские избы и барские особняки , поля сражений и поля посевов , города , леса , деревни , дороги России .
Необозрим горизонт огромной книги, где мир и жизнь преодолевают смерть и войну, где с такой глубиной, с такой проницательностью прослежена история души человеческой - той « загадочной русской души » с её страстями и заблуждениями , с неистовой жаждой справедливости и терпеливой верой в добро, о которой столько писали во всём мире и до Толстого и после него , но после - уже со ссылками на него, с цитатами из книги. « Война и мир » - книга предельно эмоциональная, горячая , полная насмешки , полемики и любви . Она создана « умом сердца » , который так высоко ценил Толстой в людях и в искусстве . В этом плане « Война и мир » принципиально отлична от « объективной » исторической прозы и представляет явление небывалое в жанре исторического романа .
Это великая книга жизни, где рассказ об отдельных людях, о самых глубоких , скрытых от внешнего взгляда движениях их души соединяется, « сопрягается» с повествованием и размышлением о судьбах поколений , народов, всего мира . Толстой стремился к целостному отображению истории и жизни , для себя единственною целью считал правду , ибо « одна низкая истина дороже для нас тьмы возвышающих обманов» . Шолохов сказал как-то , что писать правду нелегко, но этим не ограничивается писательское предназначение , - сложнее писать истину . Истина же - в глубинном постижении народного характера .
Толстой писал войну без приукрас, и так же, в свойственной ему манере, он описывал народный патриотизм. Именно любовь к Родине, способность пожертвовать ради неё всем самым ценным, в том числе и жизнью, так ярко раскрыл автор в своём романе. В «Войне и мире» мы можем увидеть настоящих героев, истинных защитников земли Русской.
Многих героев романа «Война и мир» можно назвать образцами для подражания, и это особенно важно именно сейчас, когда подрастающему поколению просто необходимы новые нравственные идеалы. В свое время советская идеология с её духовными ценностями была сломлена, а новая, к сожалению, так и не создалась.
Лишённая нравственных ориентиров, молодёжь пошла по иному пути развития и сейчас у неё другие ценности, как то: деньги, влияние, престиж. О патриотизме сейчас многие даже не задумываются. Если раньше служение Отечеству было священным долгом каждого гражданина, то сегодня ребята идут в армию только если не удастся «откосить».
Да, взгляды на патриотизм у нынешних подростков коренным образом отличаются от тех, что были в советские времена. Но это можно и нужно изменить! И нет лучшего помощника в этом деле, чем классическая русская литература. Во все времена литературные произведения оказывали большое влияние на умы молодёжи, и я считаю, что это самый действенный способ «достучаться» до подростков. Именно проверенные временем книги помогают нам сформировать свою систему ценностей, привносят первые представления о добре и зле, прививают нравственно-духовные идеалы.
Роман «Война
и мир» идеально подходит для этих целей.
На фоне нынешней безнравственности и
бездуховности эта книга остаётся настоящим
памятником народного патриотизма.
Истинный
и ложный патриотизм
в романе.
Отечественная война 1812 года со стороны России была освободительной, Россия отстаивала свою независимость , русские люди защищали свое Отечество . Естественно , поэтому автор затрагивает в своем романе проблему патриотизма , но рассматривает ее неоднозначно .
Писатель изображает патриотизм истинный и патриотизм ложный . Настоящий патриотизм - это прежде всего священный долг , подвиг во имя Отечества , умение в решающую для Родины минуту подняться над личным , проникнуться чувством ответственности за судьбу народа .
Ложный патриотизм - это чувство , отталкивающее своей фальшью , эгоизмом и лицемерием . В « Войне и мире » великолепно показано , насколько пуста и ничтожна и умственная , и нравственная жизнь Курагиных и Карагиных . Очень наигранно ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона : при чтении стихов о войне « все встали , чувствуя , что обед был важнее стихов ».
Лжепатриотическая
атмосфера царит в
салоне Анны Павловны
Шерер, Элен Безуховой
и в других петербургских
салонах ; «...спокойная, роскошная
, озабоченная только
призраками , отражениями
жизни , петербургская жизнь
шла по - старому! ; и из - за
хода этой жизни надо
было делать большие усилия
, чтобы сознавать опасность
и то трудное положение , в
котором находился русский народ
. Те же были выходы , балы
, тот же французский театр
, те же интересы дворов ,
те же интересы службы и
интриги . Только в
самых высших кругах делались
усилия для того , чтобы
напоминать трудность настоящего
положения » . Действительно, вышеупомянутые
персонажи были далеки
от осознания общероссийских
проблем , от понимания великой
беды своего народа.
Лжепатриотизм проявляет
и граф Растопчин ,
который расклеивает по
Москве глупые « афишки
» , призывает жителей
города не оставлять столицы,
а затем , спасаясь от народного
гнева , сознательно отправляет
на смерть безвинного сына купца
Верещагина . Подлость и предательство
сочетаются с самомнением ,
надутостью : « Ему не только
казалось , что он управлял внешними
действиями жителей Москвы ,
но ему казалось , что он
руководит их настроением
посредством своих воззваний
и афиш , писанных тем
ерническим языком , который
в своей среде презирает народ
и которого он не понимает ,
когда слышит его сверху
» .
Таким лжепатриотом является в романе Берг , который в минуту всеобщего смятения ищет случая поживиться и озабочен покупкой шифоньерочки и туалета « с аглицким секретом » . Ему и в голову не приходит , что сейчас стыдно думать о шифоньерочках . Таков , наконец , Друбецкой , который , подобно другим штабным офицерам , думает о наградах и продвижении по службе , желает « устроить себе наилучшее положение , особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии».
Накануне Бородинской битвы Пьер заметил на лицах офицеров оживление. Он понимал, что «причина возбуждения, выражавшегося на некоторых из этих лиц, лежала больше в вопросах личного успеха, и у него не выходило из головы то другое выражение возбуждения, которое он видел на других лицах и которое говорило о вопросах не личных, а общих , вопросах жизни и смерти . »
Все они - лжепатриоты . В то время, как простые солдаты отдавали свои жизни, защищая Россию, московская элита ела вместо французских блюд русские щи и перестала употреблять в разговоре французские слова. Можно ли сопоставить эти «жертвы» с жертвами солдат? Думаю, ответ очевиден.
С. П. Бычков
писал: "По мысли Толстого, чем ближе
дворяне стоят к народу, тем острее и ярче
их патриотические чувства, богаче и содержательнее
их духовная жизнь. И, напротив, чем дальше
они от народа, тем суше и черствее их души,
тем непривлекательнее их моральные принципы".
Значение Кутузова
как предводителя русской армии.
Кутузов в « Войне и мире » явился настоящим историческим и художественным открытием Толстого . Именно он, а не Александр I, сыграл важную роль в победе над французами. Российский император представлен в романе слабым, тщеславным человеком , который верил австрийцам больше , чем Кутузову , и своими распоряжениями немало мешал ему .
Рисуя образ Кутузова, Толстой не побоялся показать его старческую слабость. « В длинном сюртуке на огромном толщиной теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим , белым глазом на оплывшем лице » - таков был Кутузов перед Бородином. Опустившись на колени перед иконой, он потом «долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости ». Эта многократно подчёркнутая Толстым физическая немощность главнокомандующего только усиливает впечатление духовной мощи, исходящей от него. «Сегодня , перед сражением, он преклоняет колени перед иконой - так же, как люди, которых он завтра пошлёт в бой. » Эта немаловажная деталь также указывает на близость Кутузова к народу, одухотворённость его тем самым « народным чувством » , которое так ценил Толстой.
Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актёрство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис "Рыцари Лебедя". Он не хотел казаться великим человеком -- он был им.
Кутузов возвеличивается в нашем сознании как полководец , умеющий подчинять все мысли и действия народному чувству .
Во время Бородинской битвы, от исхода которой многое зависело для русских, Кутузов « не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему ». В этой кажущейся пассивности проявляются глубокий ум полководца, его мудрость. Сказанное подтверждают и проницательные суждения Андрея Болконского: «Он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, -- это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое ». Кутузов знал, что « решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти ». Сплоченность с народом, единение с простыми людьми делают Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека.
Кутузов в романе -- выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. О себе он не думает. Поэтому на совете в Филях для него существует один вопрос : «Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сражение, или отдать Москву без сражения? » И даже зная, что его будут обвинять во всех смертных грехах, Кутузов принял решение об отступлении. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне « дедушки » Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши.
С. П. Бычков писал: "Толстой, с присущей ему огромной проницательностью художника, правильно угадал и великолепно запечатлел главные черты характера великого русского полководца Кутузова: его глубокие патриотические чувства, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к солдату".
Информация о работе Идея патриотизма в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"