Автор: l**********@ya.ru, 25 Ноября 2011 в 11:42, реферат
Во все времена привлекали прозаиков и поэтов темы, не связанные с конкретным временем и социальными условиями. Среди них на первом месте тема любви и «милого идеала» - женщины. Идеал женщины для каждого писателя свой: для Петрарки - Лаура, для Шекспира - «смуглая леди», которую он любил не за красоту, а за естественность , искренность, чистоту души. Неизмеримых высот в любовной лирике достиг А.С. Пушкин, рано познавший «науку страсти нежной», создал возвышенно- прекрасные женские образы в своих поэтических шедеврах: «Я вас любил», «Мадонна», «Я помню чудное мгновение», и т.д.
1.Введение (Поиски женского идеала)………………………………….3
2.Героини Достоевского…………………………………………………6
3.Героини в системе образов……………………………………………15
4.Красота в понимании Достоевского………………………………….21
5.Список литературы…………………………………………………….23
Страсть по Достоевскому – высокое чувство, позволяющее человеку стать лучше и чище. Под влиянием страсти Рогожин открывает духовную личность в образе Настасьи Филипповны. Князь Мышкин говорит, что если бы не Настасья Филипповна, то Рогожин бы стал таким же, как его отец, который умер от голода на мешке с деньгами. Позже сам Свидригайлов сознает, насколько несоизмерим светлый мир Дуни с миром таких, как он сам или Лужин, только и способных на то, чтобы предложить «выгодную сделку».
Особое внимание писателя всегда привлекали люди, охваченные одной идеей, страстью, мыслью. Страсть у него захватывает всего человека, заставляя раствориться в своих чувствах. Купец Рогожин перестает думать о своих торговых делах. Но вместе с тем страсть – чувство болезненное, доводящее героев до безрассудных поступков. Ревность толкает их на преступление: Рогожин преследует князя Мышкина.
Отношение же самой Настасьи Филипповны к этим двоим мужчинам противоречиво: она любит и уважает князя как настоящего человека, но она увлечена Рогожиным, хотя достаточно часто груба и резка с ним. но истинная её трагедия не в противоречивости чувств, а скорее в противоречивости нравственных установок. С одной стороны, многие поступки этой героини свидетельствуют о ее высоких нравственных качествах – честности и доброте, она говорит, что «ни в чём не виновата» и «не такая»; а с другой стороны – стремится вырваться из замкнутого круга, думая «уйду в прачки», тем самым признавая свою виновность и порочность. Но сделать решительный шаг у нее так и не хватает смелости и духовных сил. Ёе трагедия – «трагедия внутренней разорванности».
Интересно также и то, что общей чертой героев Достоевского в их отношениях с женскими образами является тяга к ущербному и порочному. Преимущество Настасьи Филипповны перед Аглаей состоит в некоторой её ущербности, ущербна и Катерина Ивановна, так как оказалось опутана сплетней. Понимание ущербности героини становится предварением любви. Любовь же начинается только после того, как за порочностью и ущербностью героинь герои видят высокие нравственные качества.
Восприятие красоты Достоевским весьма не однозначно. По мнению писателя, каждый человек может иметь в душе одновременно два идеала – «Мадонны» - высокий, духовный; «содомский» - низкий, греховный, связанный с красотой телесной, чувственной. выход из этой ситуации Достоевский видел в следовании идеалу высокому, нравственному. Интересно рассмотреть его представления о красоте человека в связи с этой концепцией. Красавицы играют важную роль в романах именно из-за этого качества. Но красота не всегда является силой позитивной. Красота покупается и продается, что провоцирует конфликт нескольких персонажей в романе «Идиот».
Для Достоевского истинной красотой является, однако, лишь та, которая отражает высокую духовность героини. Например, Авдотья Романовна – единство добра и красоты, у нее «глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые». Сонечка изображена в романе как идеал, как Мадонна, что особенно ярко раскрывается в ее отношениях с Родионом. В сознании же самого Раскольникова двойственное восприятие Сони: она для него то женщина с улицы, то воплощение этической высоты – «Мадонна».
Но приходится признать, что неизмеримо художественно убедительнее в творчестве Достоевского заложена иная структура связи добра и красоты – их дисгармоничность.
Страдание выражает прекрасное лицо Настасьи Филипповны.
Таким образом, для Достоевского существует красота разного достоинства: красота истинная, положительная, духовная (Дуня) и красота ложная, внешняя. Для писателя, несомненно, важно внутреннее наполнение красоты внешней, поэтому лишь красота этическая, красота положительная может стать красотой истинной, идеальной.
Итак, мы выделили героинь, которые в романах выражают тему «Мадонны» (Соня). Красавицы Достоевского либо обладают красотой истинной, то есть красивы как внешне, так и внутренне, духовно (Дуня), либо красотой ложной, то есть, обладая незаурядной внешностью, страдают «внутренней разорванностью» (Грушенька, Настасья Филипповна, Катерина Ивановна, Аглая). Женщины последнего типа являются «падшими», что, в свою очередь, делает их исключительными (Сонечка, Грушенька, Настасья Филипповна). Эти женщины по-своему ущербны, унижены и оскорблены. Но особенно ярко эти категории – «униженности» и «оскорблённости» - отражены автором в женских образах, которые мы называем «юродивыми» (Лизавета и Лизавета Смердящая). Героиня русской классической прозы несет идеал милосердия, сострадательной любви, самопожертвования, потому что, русская литература наполненная христианским светом твердо знала: «Бог есть»,любовь. Именно любовь в бога несет русский писатель в своем сердце.
Женские образы, помогая нам лучше узнать «людей энергии», их внутренний мир, в то же время не придаток к мужским. Достоевский очень точно и внимательно прослеживает линию жизни своих героинь, до мельчайших подробностей описывает их одежду, портрет, дом, характер и т.д. То есть, внимательный к «мелочам», писатель видит человека «насквозь». С писателем можно соглашаться или не соглашаться, но нельзя не признать, что поиски женского идеала в литературе и в самой жизни – явление закономерное и вечное, как вечны и жизнь, и литература.
Однако,
в галерее женских типов, созданных
русскими писателями XIX века, образы, смело
вписанные Достоевским обладают
неумирающей привлекательной
Красота в понимании Достоевского
Восприятие красоты Достоевским весьма не однозначно. По мнению писателя, каждый человек может иметь в душе одновременно два идеала – «Мадонны» - высокий, духовный; «содомский» - низкий, греховный, связанный с красотой телесной, чувственной. Выход из этой ситуации Достоевский видел в следовании идеалу высокому, нравственному. Интересно рассмотреть его представления о красоте человека в связи с этой концепцией. Красавицы играют важную роль в романах именно из-за этого качества. Но красота не всегда является силой позитивной. Красота покупается и продается, что провоцирует конфликт нескольких персонажей в романе «Идиот».
Для Достоевского истинной красотой является, однако, лишь та, которая отражает высокую духовность героини. Например, Авдотья Романовна – единство добра и красоты, у нее «глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые». Сонечка изображена в романе как идеал, как Мадонна, что особенно ярко раскрывается в ее отношениях с Родионом. В сознании же самого Раскольникова двойственное восприятие Сони: она для него то женщина с улицы, то воплощение этической высоты – «Мадонна».
Но приходится признать, что неизмеримо художественно убедительнее в творчестве Достоевского заложена иная структура связи добра и красоты – их дисгармоничность.
Страдание выражает прекрасное лицо Настасьи Филипповны.
Таким образом, для Достоевского существует красота разного достоинства: красота истинная, положительная, духовная (Дуня) и красота ложная, внешняя. Для писателя, несомненно, важно внутреннее наполнение красоты внешней, поэтому лишь красота этическая, красота положительная может стать красотой истинной, идеальной.
Итак, мы выделили героинь, которые в романах выражают тему «Мадонны» (Соня). Красавицы Достоевского либо обладают красотой истинной, то есть, красивы как внешне, так и внутренне, духовно (Дуня), либо красотой ложной, то есть, обладая незаурядной внешностью, страдают «внутренней разорванностью» ( Настасья Филипповна, Катерина Ивановна, Аглая). Женщины последнего типа являются «падшими», что, в свою очередь, делает их исключительными (Сонечка, Настасья Филипповна). Эти женщины по-своему ущербны, унижены и оскорблены.
Женские образы, помогая нам лучше узнать «людей энергии», их внутренний мир, в то же время не придаток к мужским. Достоевский очень точно и внимательно прослеживает линию жизни своих героинь, до мельчайших подробностей описывает их одежду, портрет, дом, характер и т.д. То есть, внимательный к «мелочам», писатель видит человека «насквозь». С Федором Михайловичем можно соглашаться или не соглашаться, но нельзя не признать, что поиски женского идеала в литературе и в самой жизни – явление закономерное и вечное, как вечны и жизнь, и литература.
Однако,
в галерее женских типов, созданных
русскими писателями XIX века, образы, смело
вписанные Достоевским обладают неумирающей
привлекательной силой.
1.С. М. Соловьев, «Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского», М: советский писатель,1979г.
2.И.Я. Волгин, «Последний год Достоевского: исторические записки»,
М: советский писатель,1991г.
3.Я. Торопчина «Поиски женского идеала в творчестве Л.Н. Толстого»
М: литература,1991г.
4.М.С. Альтман
«Достоевский по вехам имен»,
Информация о работе Героини Достоевского в произведениях «Преступление и наказание» и « Идиот»