Автор: l**********@ya.ru, 25 Ноября 2011 в 11:42, реферат
Во все времена привлекали прозаиков и поэтов темы, не связанные с конкретным временем и социальными условиями. Среди них на первом месте тема любви и «милого идеала» - женщины. Идеал женщины для каждого писателя свой: для Петрарки - Лаура, для Шекспира - «смуглая леди», которую он любил не за красоту, а за естественность , искренность, чистоту души. Неизмеримых высот в любовной лирике достиг А.С. Пушкин, рано познавший «науку страсти нежной», создал возвышенно- прекрасные женские образы в своих поэтических шедеврах: «Я вас любил», «Мадонна», «Я помню чудное мгновение», и т.д.
1.Введение (Поиски женского идеала)………………………………….3
2.Героини Достоевского…………………………………………………6
3.Героини в системе образов……………………………………………15
4.Красота в понимании Достоевского………………………………….21
5.Список литературы…………………………………………………….23
Когда речь заходит о Соне, все вокруг преображается. Достоевский пишет: «из толпы, не слышно и робко, протеснилась девушка, и странно было её внезапное появление…среди нищеты, лохмотьев, смерти и отчаянья». Но тут же вставляет описания одежды Сони, и мы понимаем, что ничего странного в её появлении не было: «Она была тоже в лохмотьях; наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила». И только после этого идет характеристика самой Сони: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».
Благодаря Сониной терпеливой любви и кротости и отец, и мачеха перед смертью пытаются искупить свою вину перед ней.
От искренней, самоотверженной Сони исходит тихий свет, который невольно притягивает к ней людей, делая их лучше и чище.
Соня обладает удивительным нравственным чутьем на доброту и правду, редким умением видеть в людях прежде всего их лучшие качества.
Для Сони каждый человек – творение Божье, и жизнь его во власти Создателя, перед которым он сам несет ответственность за то, достойно ли ее прожил.
Чему перенесенные страдания научили Соню? В этом хрупком теле они выковали мощный дух, наделили героиню особой мудростью. Именно теперь мы понимаем смысл ее имени: София (греч.) – мудрая. Они сделали ее характер сильным, стойким, научили, говоря словами молитвы старцев Оптиной пустыни (а сам Достоевский бывал там), «молиться, верить, терпеть, любить и прощать».
Жизнь самой Сони, несмотря на ее внешнюю простоту и будничность, наполнится ощущением счастья. Достоевский тонко вводит в роман тему любви.
Образ
Сони выписан Достоевским с
А.П. Белик отмечает в книге «Художественные образы Ф.М. Достоевского», приходится, признать, что неизмеримо художественно убедительнее в творчестве Достоевского воплощена иная структура связи добра и красоты – их дисгармоничность. Например, страдание выражает прекрасное лицо Настасьи Филипповны.
Портрет Дуни: «была замечательно хороша собою - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная… лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы были у нее темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и иногда, необыкновенно добрые. Рот у ней был немного мал». Очень подробное описание. Почти такое же описание дается и Настасьи Филипповны: «необыкновенной красоты женщина… была в черном шелковом платье; волосы, по-видимому, темно-русые, были убраны просто, по-домашнему; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна…». Все эпитеты, выбранные Достоевским, не показывают человека, а рассказывают о нем: «Как будто необъятная гордость и презрение, почти ненависть были в этом мире, и в то же время что-то доверчивое, что-то удивительно простодушное».
С образом Сони «вечной Сонечке» соотноситься идеал христианской жертвы, образ блудницы Сони напоминает о евангельской Марии Магдалине. Став жертвою чужого разврата, но сама не развращенная душевно и тяжело страдающая, она ищет себе утешения в религии, в чтении Евангилея. В религиозно-нравственных порывах Сони много добра. Соня сама невольная жертва и преступница, добровольно взявшая на себя крест пойти вместе с Раскольниковым на каторгу. Путь Сони – это путь христианки, это путь к Христу как идеалу, это жизнь во Христе. Верующий человек живет, соизмеряя каждый свой поступок, слово, мысль правдой Божией. Соня и Дуня- соотносятся с сестрами Лазаря, благодаря которым Христос воскрешает Лазаря. Фраза «их воскресила любовь…» выражает одну из главных христианских идей, лежащих в основе идеологий романа.Можно считать Соню выразительницей православных воззрений Достоевского, можно – просто «добрым Ангелом» и спасительницей Раскольникова. Робкая, кроткая Соня для нас, читателей, так же как и Раскольникова, незаметно, устремленностью своей души и жизни приводит к осознанию важных вечных истин. Соня учит жить «не всяко, но в духе»: любить людей такими, каковы они есть, и прощать их, видеть в каждом человеке творение Божие и доверять промыслу Божию; понимать, что, живя так, человек не только внутренне изменяется сам, но и вольно или невольно светом своей любви преображает все вокруг себя; осознавать, что чем выше духовно человек, тем большие нравственные требования он должен предъявлять к себе; что после битвы Добра и Зла – душа человека и исход ее зависит от нравственного выбора самого человека, что этот «Вечный Бой» длится до последнего часа его жизни; что страдания, переживаемые им, служат уроки любви, добра и правды и способствуют совершенствованию его духовной природы, и наконец, мудро учит понимать жизнь в ее непрерывном развитии, обновлении и гармонии.
Болезненность – важная черта героинь Достоевского, которая характеризует их как своеобразные и духовно богатые личности. Например, болезненные черты в характере Настасьи Филипповны как бы обостряют, подчеркивают ее красоту. Этой чертой писатель наделяет не только красавиц. У смиренной Сони было «худенькое, совсем худенькое и бледное личико». У Катерины Ивановны «глаза блестели как в лихорадке и болезненное впечатление производило то чахоточное и взволнованное лицо…»
В романе «Преступление и наказание» очень мало говориться о Лизавете, сводной сестре старухи-процентщицы, но категория болезненности применена в полной мере, хотя не столько в плане внешнего вида, сколько в плане болезненности умственной.
Однако,
встречаются красавицы и
«Всех трех девиц Епанчиных также можно отнести к этому типу: они были «барышни здоровые, цветущие, рослые, с удивительными плечами…». Среди них особенно выделяется Аглая Епанчина. Аглая Епанчина – сама как ребенок, очень характерное явление для своей среды и для своего времени. Она избалована в семье, но все же смутно сознает ограниченность и пустоту жизни своей среды и хочет «бежать из дому», «изменить свое социальное положение» и «пользу приносить».
Вероятнее всего, болезненность является той чертой, которая должна вызывать особый интерес или симпатию к героиням Достоевского.
Особенно важно для писателя – построение речи, так как оно способно показать не только внутренний мир героя, раскрыть его идеи, душевное состояние, отношение к другим людям, но и показать какие-то иные черты, характеризующие личность (умственное развитие, степень образования, социальное положение). Например, Сонина речь подчеркивает ее набожность, смиренность перед богом, верность религиозным принципам.
В речах Катерины Ивановны звучат: возмущение поведением окружающих; крик отчаяния, крик человека, которому «некуда больше идти», и внезапно вскипающее тщеславие, стремление подняться в собственных глазах и в глазах слушателей на недосягаемую для них высоту. Дунина манера говорить подтверждает ее искренность, большое чувство такта, благородство, желание рассудить беспристрастно, уважение к человеку, гордость и чувство собственного достоинства.
Народный
колорит речи выражает отношение автора
к герою. Он заявлял, что народу свойственно
незлобие, смирение, кротость. Ничего подобного
нет у Настасьи Филипповны.
Необходимо отметить, что портрет не всегда дается в авторском повествовании – особенно когда приходиться описывать людей необыкновенной внешности, - писатель прибегает к помощи других героев.
Соню описывает Раскольников, когда приходит к ней домой: «… вдруг краска бросилась в ее бледное лицо, и даже слезы выступили на глазах…». глазами Разумихина мы видим Дуню: «… как же шла улыбка к этому лицу, как же шел к ней смех, веселый, молодой, беззаветный…».
Внешность Настасьи Филипповны описывает князь Мышкин.
Но из-за этого портрет не получается субъективным и часто приобретает социальную характеристику. В атмосфере бедности живут такие героини Достоевского, как Сонечка, Катерина Ивановна Мармеладова, а Настасью Филипповну, девиц Епанчиных и других окружает простор и богатство.
Своих любимых героев Ф. Достоевский наделяет такими качествами, которые, по его мнению, делали персонажей его романов людьми своеобразными и даже исключительными. Одно из таких качеств – эксцентричность, или странность, чудаковатость. Это свойство героев писатель выражает во многом и в странности их поступков, но особенно в отношениях, связывающих их друг с другом. Странные отношения соединяют Раскольникова и Соню, Мышкина и Настасью Филипповну. Например, Раскольникова все поражало в Соне: во-первых, что Лизавета имела какую-то связь с Соней; во-вторых, у Сони был Новый завет Лизаветы; в-третьих, что она руководствуется не разумом, а сердцем и религиозной верой.
«Комната
Сони походила … на сарай и имела
вид весьма неправильного
В отношениях членов семьи Мармеладовых больше всего удивляет равнодушие, всеобщее раздражение, злоба, злое любопытство, разъединенность.
Разумихин и Дуня – это не Мармеладовы: они почти не упоминают о Боге, их гуманизм чисто земной, - тем не менее их отношение к преступлению Родиона столь же непоколебимо отрицательное, как и у Сони, хотя Авдотья Романовна по первоначальному замыслу Достоевского должна балы сделаться единомышленницей брата. Но в окончательном варианте Дуня чуть не с первых минут встречи вступает с братом в спор. Линия отношений брата и сестры Раскольниковых – одна из самых сложных а романе «Преступление и наказание». Горячая любовь молодой провинциалки к старшему брату, умному, мыслящему студенту, не подлежит сомнению.
Исследователи выделяют и другую характерную черту в отношениях между героями: отношения чуждости – близости. Ярче всего она проявляется в отношениях Родиона и Сони. Герой нуждается в ней, он ищет в ней опору и поддержку. Но, когда пытается объяснить ей свои внутренние переживания, чувствует, что Соня его не понимает. Таким образом, она ему нужна и близка и одновременно, далека и чужда.
Считается, что Достоевский выразил свою эстетическую позицию в образе князя Мышкина, и особенно в его отношении к Настасье Филипповне. Увидев ее портрет, князь был потрясен и очарован: «Удивительное лицо! ...и уверен, что судьба ее не из обыкновенных. Лицо веселое, а ведь она ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две косточки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Всё было бы спасено».
Ни Тоцкий, ни Ганя не задумываются над тем, что стоит за этой красотой, является ли эта красота внутренним наполнением души Настасьи Филипповны. Князь же стремиться понять, разгадать эту красоту: «Ему хотелось разгадать что-то, скрывавшееся в этом лице и поразившее его давеча. Давешнее впечатление почти не оставляло его, и теперь он спешил как бы что-то вновь проверить. Это необыкновенное по своей красоте и еще по чему-то лицо сильнее еще поразило его теперь… эта ослепляющая красота была даже невыносима, красота бледного лица, чуть не впалых щек и горевших глаз, страшная красота». позже князь говорит о ее лице, что в нем «страдания много». мы еще раз убеждаемся в том, что для Достоевского, как и для князя Мышкина, важна не только внешняя красота, но и ее наполненность, сущность.
Власть денег у писателя – психолога – неизбежность, юмор исчезает, остаются ужас и насилие, с которыми ничто не может совладать. Мучительность всего происходящего (между Настасьей Филипповной и Рогожиным, Соней и другими, Дуней и Лужиным…) в том, что их отношения подсчитаны. И у каждой пары своя цена. героини пытаются перевести эти отношения на язык человеческих чувств, но не получается, так как нет любви.
Деньги огрубляют человеческую душу, если они даже не владеют ею изнутри, они для других, извне, закрывают доступ к ней, создавая взаимную подозрительность и недоверчивость.
Большое
внимание при развитии отношений
между своими героями Достоевский
уделяет такому чувству, как страсть.
В его романах страсть
Рогожин воспринимает Настасью Филипповну как существо продажное. Но позднее, когда Рогожин убеждается в том, что деньги не играют никакой роли в их отношениях с Настасьей Филипповной, начинает уважать эту женщину. Вспыхнула страсть у Свидригайлова к Дуне – и была в этой страсти еще не осознанная тяга к чему то неведомому, что неизмеримо выше пошлости привычной ему среды и чему он сам еще не находил определения.
Информация о работе Героини Достоевского в произведениях «Преступление и наказание» и « Идиот»