Автор: l**********@ya.ru, 25 Ноября 2011 в 11:42, реферат
Во все времена привлекали прозаиков и поэтов темы, не связанные с конкретным временем и социальными условиями. Среди них на первом месте тема любви и «милого идеала» - женщины. Идеал женщины для каждого писателя свой: для Петрарки - Лаура, для Шекспира - «смуглая леди», которую он любил не за красоту, а за естественность , искренность, чистоту души. Неизмеримых высот в любовной лирике достиг А.С. Пушкин, рано познавший «науку страсти нежной», создал возвышенно- прекрасные женские образы в своих поэтических шедеврах: «Я вас любил», «Мадонна», «Я помню чудное мгновение», и т.д.
1.Введение (Поиски женского идеала)………………………………….3
2.Героини Достоевского…………………………………………………6
3.Героини в системе образов……………………………………………15
4.Красота в понимании Достоевского………………………………….21
5.Список литературы…………………………………………………….23
Управление образования Дзержинского района
МОУ СОШ
№36
Экзаменационная работа
(реферат)
«Героини Достоевского
в произведениях
«Преступление и
наказание» и « Идиот»
»
ученица 11 «А» класса
1.Введение (Поиски
женского идеала)………………………………….
2.Героини Достоевского……………………
3.Героини в системе образов……………………………………………15
4.Красота в понимании Достоевского………………………………….21
5.Список литературы……………………………
Поиски женского идеала
Особое место в русской классической литературе играют, занимают, несут особую смысловую нагрузку женские образы. О вечно женственном в Росси говорил В.С. Соловьев. Вся наша литература явно указывает, что женские образы становятся выразителями очень важных черт российского национального характера.
Во все времена привлекали прозаиков и поэтов темы, не связанные с конкретным временем и социальными условиями. Среди них на первом месте тема любви и «милого идеала» - женщины. Идеал женщины для каждого писателя свой: для Петрарки - Лаура, для Шекспира - «смуглая леди», которую он любил не за красоту, а за естественность , искренность, чистоту души. Неизмеримых высот в любовной лирике достиг А.С. Пушкин, рано познавший «науку страсти нежной», создал возвышенно- прекрасные женские образы в своих поэтических шедеврах: «Я вас любил», «Мадонна», «Я помню чудное мгновение», и т.д. В этих стихах запечатлены образы любимых женщин: Н.Н. Гончаровой, А. Керн. А.С. Пушкин боготворил свою жену, для него она Мадонна, «чистейшей прелести чистейший образец». С образом А. Керн навсегда вошло в русскую литературу яркое, как солнце, определение «гений чистой красоты».С огромной нежностью и любовью Пушкин создает и др. женский образ Татьяны («Евгений Онегин»). Этот образ стал подлинным открытием А.С. Пушкина-художника. Это была первая истинно русская героиня, русская во всем. В образе Татьяны Пушкин воплотил лучшие черты русской женщины: умение преданно и беззаветно любить, сохранять верность данному слову. Татьяна- идеал женщины вместивший и частицу собственной души поэта « Я так люблю Татьяну милую мою». Победа Татьяны над Онегиным- победа идеала над действительностью. Таков нравственный урок романа, дающий широкую дорогу отечественной литературе. Незабываемы женские образы Л.Н. Толстого. И среди них - образ Наташи Ростовой- любимой писателя. Этот образ имеет реальный прототип Татьяну Андреевну Берс_ Кузьминскую. Наташа- самовоплощение жизни, вот в чем секрет очарования этого женского образа. Образ Наташи отражает своеобразие облика и черт русской женщины, наделенной такими чертами, как женственность натуры, преданность, сила и задатки к подвигу. Наслаждение жизнью- природой, охотой, играми, любовью- всегда составляло естественную потребность великого художника. В романе он дарит это мировосприятия своей любимице. Лев Толстой был влюблен во все самобытно-русское, несущее черты народности. И этой любовью он щедро наградил свою героиню. Поэтому образ Наташи ярко выражает этический и эстетический идеал автора. Насколько тогда дерзновенна смелость Ф.М. Достоевского, заявившего обществу, что идеалом женщины для него является «вечная Сонечка», девушка легкого поведения, вынужденная торговать своим телом и воплощая в себе все «человеческое страдание». Этого автора всегда занимала проблема красоты. Но красоты трагической, надломленной жизнью. И, естественно, подобный мотив получает отражение именно в женских образах. Про персонажей Достоевского мы знаем очень мало, они выступают для нас из мрака лишь некоторыми своими чертами, как люди без прошлого, скрывая и недоговаривая многое важное и существенное. Отсюда возникло издавна бытующее представление о тайне, которую хранят в себе многие персонажи Достоевского.
«Человек есть тайна. Надо разгадать её», - писал Достоевский в 1838 году, когда ему было семнадцать лет, и, по существу, ту же задачу он продолжил решать до конца творческого пути, когда писал, что в искусстве основное – «найти человека в человеке».
Именно своей смелостью и привлек меня Достоевский, и это обусловило выбор темы.
Материалами исследования послужили
романы Федора Михайловича:
«Преступление и наказание» (1866год)
«Идиот»
(1868год)
Из первого романа я выделила трех героинь - Мармеладова Катерина Ивановна, Сонечка и Дуня.
Из
второго выделили двух героинь - Настасью
Филипповну и Аглаю
Епанчину.
Героини Достоевского
«Достоевского интересовал не определенный человек, индивидуальность, а лишь тот тип человека, которого можно назвать человеком Достоевского». Принадлежность к этому типу объединяет всех его героев, поэтому их общей чертой является своеобразное подобие. То же подобие можно выделить и при анализе женских образов в романах Достоевского. Но женские образы имеют и другую важную функцию: помогают раскрытию мужских образов, «людей энергии», людей, по словам автора, с «бешенной засевшей внутри энергией» поэтому важны отношения героинь к любви и, следовательно, необходимо проследить взаимоотношения их с героями и между собой.
В романе «Преступление и
«Не то, не то!» - догадывается она. «Совсем, совсем, совсем тут другие причины!» - с мучением, почти в бреду, подтверждает Раскольников. Вся жизнь Сони – самопожертвование. Своей верой в светлые идеалы, готовностью принять страдание ради спасения других она возвышает героя до себя. Она – «блудница», но она и святая, гуманных, христианских принципов, которые были так дороги Достоевскому.
И не случайно именно Соня
всего одной своей фразой
«Это человек – то вошь!» - восклицает она. В этом «вопле» все: и любовь к человеку и дикая, нестерпимая и беспомощная боль за него!
Автор показывает, что для женщины возможны несколько путей в жизни, но ни один из них, по его мнению, не ведет к счастью. Судьбы Дуни Раскольника, Сони Мармеладовой, ее матери Катерины Ивановны – своеобразное обобщение судьбы женщины, которой грозит брак с нелюбимым человеком, насилие или проституция, даже брак по любви, вызывавшим много надежд, в условиях нищенской жизни приводит к болезни, а затем и смерти. Наиболее важен в романе образ Сони Мармеладовой. Можно сказать, что в ней воплощен нравственный идеал автора. Соня готова страдать, только бы не отказаться от идеи «всеобщего счастья». Эта девушка противопоставляет рассуждениям Раскольникова о сильной личности ощущение общей виновности людей за творимое в мире зло. Она проповедует идеи смирения, всепрощения, считает, что единственный путь к счастью и покою – страдание.
Достоевский писал: «Красота
Образ Настасьи Филипповны
Писатель говорит о своей
Настасья Филипповна – олицетворение прекрасного, призванного украсить и осветить человеческую жизнь. Но судьба ее трагична. Именно Мышкин, человек тонко чувствующий, рассматривая ее портрет, замечает «странное и невыносимое» сочетание страдания и гордости. Это страдание, по мнению автора, порождено «хаосом» и «безобразием» окружающей действительности. Соблазнитель героини. Афанасий Иванович Тоцкий, совершенно искренне считает себя ее благодетелем, ведь он поступил с ней благородно : подыскал вместе с генералом Епанчиным «порядочного жениха» и обеспечил достаточным приданым. Не только Тоцкий , но и Епанчин, и Ганя Иволгин считают, что поступают с Настасьей Филипповной «благородно». С их точки зрения, неблагородно и неблагодарно поступает она сама, не желая смириться с положением содержанки, отказаться от нелепых претензий героиня же сознает свое нравственное превосходство, она презирает мнимую порядочность людей «из общества», мечтает начать новую жизнь. Но тот обман, жертвой которого она стала в ранней юности, надломил ее душу. В героине живет постоянное сомнение в искренности людей. В этом образе ярко раскрывается и еще одно противоречие психологии «униженных и оскорбленных». Хотя князь Мышкин и говорит, что она «не виновата» в своей судьбе, но Настасья Филипповна убеждена в другом. Она потеряла веру в себя и «всею совестью своею верит, напротив, что она … виновна». В душе героини борются сознание своей нравственной чистоты и восприятие себя как существо погибшее, «самое порочное». Отсюда и насмешка над собственными страданиями. Настасья Филипповна отталкивает протянутую ей князем Мышкиным руку помощи, хотя и понимает, что он в нее «с одного взгляда поверил». Принять предложение князя – для героини, значит, поверить не только в себя, но и в то, что в мире есть подлинная доброта, душевная красота, которых она ранее не встречала. Боясь новых разочарований, Настасья Филипповна не находит в себе сил для этого. Отказывая Мышкину, героиня понимает, что его благородная жертва бессмысленна, что это не изменит ее судьбу. Она уходит с Рогожиным и … трагически погибает. Ф.М.Достоевский в образах князя Мышкина и Настасьи Филипповны противопоставляет друг другу два качества человеческой натуры, показывает борьбу гордости и смирения. По мысли автора, несчастье героини в том, что она «горда». Именно гордость мешает ей довериться князю, забыть свое прошлое, найти путь к новой жизни, «лучшему человеку». Все эти человеческие качества и создают обаятельный образ Настасьи Филипповны.
Социальное положение героинь разное. «Некуда идти» Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для её честолюбивой натуры противоречие между прошлой, обеспеченной и богатой жизнью и бедной, нищенской настоящей. С этой героиней связана идея - вернее болезненная мания – самоутверждения. Чем безнадежнее её положение, тем безудержнее эта мания.
Соня вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и её малолетних детей. Идея самопожертвования, отказа от себя, воплощенная в образе Сони, поднимает её до символа всего страдания человеческого. Для Ф.М. Достоевского страдание сливается с любовью. Соня олицетворение любви к людям, именно поэтому она сохранила нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила её жизнь.
Дуня – Молодая провинциалка, которая тоже продает себя, разница лишь в том, что делает это под предлогом свадьбы (ради брата). Великую силу, высоту души Дуни показывает нам Достоевский. В эпизоде, когда Сведригайлов сначала уговаривает, потом умоляет, а под конец просто ее шантажирует. В ответ на его угрозу она достает револьвер, но не стреляет, а выбрасывает его. Героиня Достоевского, героиня русской литературы –русская женщина жертвой может стать, а палачом - нет.
Настасья Филипповна хоть и живет в богатстве, но также продает себя Рогожину за сто тысяч. В романе все виноваты друг перед другом и подвергаются нравственному суду.
Отмечена некоторая закономерность в однообразии зрительных образов Достоевского. Тоже однообразие отмечено в портретах героинь.
В портретах героинь не отражается вся их сущность, а дается описание лишь первого впечатления, характерных основных черт. У красавиц обычно сверкающие глаза. У Катерины Ивановны большие черные горящие глаза на бледном лице. Особо подчеркиваются глаза Сони и Дуни. У Настасьи Филипповны глаза «сверкали на толпу как раскаленные угли», у Аглаи глаза «сверкали ярким и сухим блеском».
Описание Катерины Ивановны
Информация о работе Героини Достоевского в произведениях «Преступление и наказание» и « Идиот»