Есенин. Фольклор

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Поэта Сергея Есенина подарила нам сама народная жизнь, народная Русь: "рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб". С ранних лет его окружал мир песен, сказаний, преданий и народно-поэтических образов. Сергей рос у бабушки Аграфены Панкратьевны Есениной, затем в доме деда Титова. Бабушка рассказывала любимому внуку сказки, дед часто напевал ему народные песни.

Работа содержит 1 файл

Есенин часть 1.docx

— 59.93 Кб (Скачать)

Возговорит лютый ханище:

«Ой ли, черти, куролесники.

Отешите череп батыря

Что ль на чашу на сивушную…»

«Когда  наступила  весна,  отправился  Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь  печенежский,  и  убили  Святослава,  и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав  его,  и  пили  из  него». (Повесть временных лет).

В поэме Есенина нет  тех многочисленных князей, которым  немалое место уделено в «Повести», нет в ней описания боя рязанцев с татарами, картин разорения рязанской земли, не рассказано о восстановлении жизни после опустошительных разрушений татар.

С другой стороны, в «Песне»  Есенина встречаются картины  и мотивы, которых нет в «Повести» (молитва к Сыну Господнему, спор идолища черного с Господом Богом).

Не являясь переработкой всей древнерусской повести, «Песня»  Есенина имеет отношение только к одному ее эпизоду - рассказу о  подвиге Евпатия Коловрата.

Литературоведы полагают, что, работая над «Песнью о  Евпатии Коловрате», Сергей Есенин, наряду с «Повестью», использовал народно-исторические рассказы, легенды, предания, которые мог слышать в родном рязанском краю. Любопытно, что Есенин демократизирует образ героя: у него он не княжеский дружинник, а человек из народа, кузнец-силач, который встал на защиту «Зарайской сторонушки».

Между тем, произведение Есенина  имеет много перекличек с устно  поэтическими произведениями, что дает основание говорить о фольклорных  источниках поэмы. П.Ф. Юшин видит основной источник «Песни» не в древнерусской  повести, а в фольклорном источнике, прежде всего, в исторических песнях, посвященных событиям татаро-монгольского  нашествия. В облике Евпатия Коловрата отчетливо прослеживаются черты былинного героя: автор использует характерное былинное обращение «добрый молодец, свет Евпатий Коловратович», сила героя традиционно гиперболизируется, как и былинных богатырей, Евпатия зовут на помощь бояре. Религиозный аспект «Песни» подчеркивает связь произведения с духовными стихами. Широко используется в «Песне» фольклорная поэтика: метафоры, эпитеты, анафоры, отрицательный параллелизм и т.д.

Как вспоминает писатель И. Розанов, Есенин читал поэму "Песнь  о Евпатии Коловрате" на вечере в "Обществе свободной эстетики" в Москве 21 января 1916 года; он выступал вместе с поэтом Н. Клюевым. "Он тоже начал с эпического. Читал об Евпатии Рязанском. Этой былины я никогда потом в печати не видел и потому плохо ее помню. Во всяком случае, тут не было того воинствующего патриотизма, которым отличались некоторые вещи Клюева. Если тут и был патриотизм, то разве только краевой, рязанский".

Лексический строй «Сказания» весьма сложен. Его образуют слова различной природы: есенинские неологизмы (в том числе — потенциальные слова), диалектная, древнерусская, церковнославянская, фольклорная, просторечная и книжная лексика. Эта «маленькая поэма» является одним из наиболее экспериментальных в языковом отношении произведений С. А. Есенина.

Целый ряд слов из «Песни...»  отмечен Л.А.Шероновой как неологизмы Есенина. Эти наблюдения, однако, входят в известное противоречие со свидетельством Иванова-Разумника о лексике поэмы Есенина: «В бумагах моих должна была сохраниться запись перевода областных слов, составляющих стержень этой поэмы «эта запись ныне неизвестна»; в словаре Даля значительного числа этих слов не имеется. Из разговоров с Есениным помню, однако, что личного словотворчества в этой его поэме совсем не было»17.

Вывод.

 Проанализировав произведение Есенина, можно прийти к выводу, что благодаря воображению поэта Евпатий предстаёт перед нами смелым, доблестным, удалым. Он предостерегает своих товарищей о губительном свойстве «зелена вина». Ему присуще такое человеческое качество, как мудрость. Евпатий Коловрат – завидный жених, да только страсть у него одна - рязанская сторонушка. Он патриот.

 Батый кровожаден, груб  и жесток. У Есенина он ассоциируется  со зверем. Евпатий, напротив, стремиться к миротворчеству, жестокость ему чужда. Во время схватки не меч он вытянул, а «свеча в руках затеплилась».

 Художественное воображение  Сергея Есенина наполняет народное  предание идейным смыслом: Жестокость  порождает зверя, нелюдя, а Вера возрождает, дарит бессмертие. И голос поэта звучит назиданием для потомков, предание не содержит такой идеи, это продукт поэтического воображения Есенина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Фольклорные традиции «Песни о Евпатии Коловрате»

Любовь к народным традициям, к русскому фольклору неразрывно связана с нравственными идеалами поэта — любовью к родине, к  простому народу, с понятием о чести, достоинстве, долге.

« Говорил Евпатий бражникам:

          "Ой ли, други закадычные,

          Вы не пейте зелена вина,

          Не губите сметку русскую.

          Зелено вино - мыслям пагуба,

          Телесам оно - что коса траве,

          Налетят на вас злые вороги

          И развеют вас по соломинке!"»

Фольклорный характер имеет  вся поэма о богатыре Евпатии Коловрате. Эпическим стилем описано сражение, когда один бился с тысячей, а два - с тьмою. Затем - потрясающая картина уничтожения города и его жителей.

          Не совиный ух защурился,

          И не волчья пасть оскалилась, -

          То Батый с холма Чурилкова

          Показал орде на зарево.

Автор любит свою землю, ее людей, воинов, ему кровно близки страдания рязанцев. Но «Поэма» насыщена и общерусским патриотизмом, недаром ее передавали от поколения к поколению. Жила она в памяти народной и в устной редакции.

         « Щебетнули звезды месяцу:

          "Ой ты, желтое ягнятище!

          Ты не мни траву небесную,

          Перестань бодаться с тучами.»       

       В теме природы значительное место занимают образы животных:

        «Не совиный ух защурился,

          И не волчья пасть оскалилась, -

          То Батый с холма Чурилкова

          Показал орде на зарево.».

Ведущим принципом в ранней лирике Есенина становится принцип  растительных уподоблений. Его метафоры-олицетворения  строятся на основе символической связи  между деревом (растением) и человеком. Это рождает «психологический параллелизм» многих есенинских строк:

          «Не березки-белоличушки

          Из-под гоноби подрублены -

          Полегли соколья-дружники

          Под татарскими насечками.»

В «Песни» встречается  ряд географических названий, связанных  с Рязанщиной. Например, «за поемами  Улыбыша» — в бассейне Оки есть река Улыбушевка и село Улыбушево.  В «Песни» много диалектных слов и выражений, в том числе местных, рязанских.

Но фольклоризм Есенина не сводится только к обращению к фольклорным темам, мотивам, образам, языку. Фольклоризм Есенина значительно глубже, его можно понять, учитывая влияние на лирику Есенина всего народно-поэтического мироощущения в целом. Поэт воспринял фольклорную этико-эстетическую систему, народный взгляд органично входил в его лирику, способствуя обогащению его авторского, индивидуального начала.

Тема природы в ранней лирике Есенина, как и во всем его  последующем творчестве, тесно соприкасается  с темой родины, России. Здесь  также отчетливо слышатся народно-поэтические истоки

         «На рязанскую сторонушку»,

…   …    ….

       «На полях рязанских светится

          Березняк при блеске месяца,».

К теме природы-родины своеобразно примыкает мотив пути:

          «Освещая путь-дороженьку

          От Олышан до Швивой Заводи.».

 

Заключение

"Песнь о Евпатии Коловрате" написана Есениным под влиянием известного памятника древнерусской литературы "Повесть о разорении Батыем Рязани в 1237 г.", в одном из эпизодов которой рассказывается о богатырском подвиге рязанского воеводы Евпатия Коловрата.

«Песнь о Евпатии Коловрате» не пользуется особой популярностью, но для любителей поэзии она представляет интерес. Тем более что произведение относится к раннему периоду творчества Сергея Есенина. Да и образ Евпатия Коловрата знаком, пожалуй, только жителям Рязани. Почему-то в истории земли Русской его обходят стороной.

 

 

Литература

Дудин А.А.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

«СКАЗАНИЯ О ЕВПАТИИ  КОЛОВРАТЕ…» С. А. ЕСЕНИНА*

 

Творчество С. А. Есенина: Вопросы изучения и преподавания: Межвуз. сб. науч. тр. Рязань, 2003

Сергей Есенин и русская  школа: Книга материалов Международной  научно-практической конференции. Рязань, 2003

Есенин и русская поэзия XX—XXI вв.: Традиции и новаторство. Рязань, 2004

В.С. Черняевкий. Три эпохи встреч (1915-1925) / С.А. Есенин в воспоминаниях современников в 2 т., т.1, М., «Художественная литература», 1986. С. 220

[2] И. Рахилло. Московские встречи, М., 1961. С. 44-46

[3] Б.В. Двинянинов. «Слово о полку Игореве» в юношеской лирике С.А. Есенина/С.А. Есенин. Эволюция творчества. Мастерство. Рязань, 1979. С.69

[4] П.Ф. Юшин. Поэма С.Есенина о  Евпатии Коловрате. «Известия АН СССР», серия литературы и языка, т. 24, вып. 1, 1965 . С. 20

[5] Там же. С. 22

[6] Учебник русской истории с  рисунками, картами, таблицами  и вопросами для повторения. Элементарный  курс для средних учебных заведений  и городских училищ. /Сост. М. Острогорский. СПб, 1909. С.32

[7] Учебник русской истории с  приложением родословной и хронологической  таблиц и указателя личных  имен.// Сост. К. Елпатьевский, 10-е изд., СПб, 1906 С. 62

[8] Л. Бельская. К вопросу о  первой поэме Сергея Есенина//Русская  литература,№3, 1966. С.207-209

[9] П.Ф. Юшин. Поэма С.Есенина о  Евпатии Коловрате. «Известия АН СССР», серия литературы и языка, т. 24, вып. 1, 1965 г. С.24

[10] Л. Бельская. К вопросу о  первой поэме Сергея Есенина//Русская  литература,№3, 1966. С.207-209

[11] ПСС, т.2.,М., «Наука»-«Голос», 1997. С. 179

[12] Памятники литературы Древней  Руси. Х-начало XII века. М., 1978. С.88

 

1

2

3 Лихачев Д. С. Повести о Николе Заразском.— ТОДРЛ, т. 7, М.—Л., с. 258.

4

5

6

7

8 Есенин С. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 5. М., 1962. С.11, 23.

9 Прокушев, 1971: 134.

10 Иванов-Разумник, 1995: 64.

11

12

13

14

15

16

17 Там же, с.69.


Информация о работе Есенин. Фольклор