Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 10:08, курсовая работа
Поэта Сергея Есенина подарила нам сама народная жизнь, народная Русь: "рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб". С ранних лет его окружал мир песен, сказаний, преданий и народно-поэтических образов. Сергей рос у бабушки Аграфены Панкратьевны Есениной, затем в доме деда Титова. Бабушка рассказывала любимому внуку сказки, дед часто напевал ему народные песни.
Возговорит лютый ханище:
«Ой ли, черти, куролесники.
Отешите череп батыря
Что ль на чашу на сивушную…»
«Когда наступила весна, отправился Святослав к порогам. И напал на него Куря, князь печенежский, и убили Святослава, и взяли голову его, и сделали чашу из черепа, оковав его, и пили из него». (Повесть временных лет).
В поэме Есенина нет
тех многочисленных князей, которым
немалое место уделено в «
С другой стороны, в «Песне» Есенина встречаются картины и мотивы, которых нет в «Повести» (молитва к Сыну Господнему, спор идолища черного с Господом Богом).
Не являясь переработкой всей древнерусской повести, «Песня» Есенина имеет отношение только к одному ее эпизоду - рассказу о подвиге Евпатия Коловрата.
Литературоведы полагают, что, работая над «Песнью о Евпатии Коловрате», Сергей Есенин, наряду с «Повестью», использовал народно-исторические рассказы, легенды, предания, которые мог слышать в родном рязанском краю. Любопытно, что Есенин демократизирует образ героя: у него он не княжеский дружинник, а человек из народа, кузнец-силач, который встал на защиту «Зарайской сторонушки».
Между тем, произведение Есенина имеет много перекличек с устно поэтическими произведениями, что дает основание говорить о фольклорных источниках поэмы. П.Ф. Юшин видит основной источник «Песни» не в древнерусской повести, а в фольклорном источнике, прежде всего, в исторических песнях, посвященных событиям татаро-монгольского нашествия. В облике Евпатия Коловрата отчетливо прослеживаются черты былинного героя: автор использует характерное былинное обращение «добрый молодец, свет Евпатий Коловратович», сила героя традиционно гиперболизируется, как и былинных богатырей, Евпатия зовут на помощь бояре. Религиозный аспект «Песни» подчеркивает связь произведения с духовными стихами. Широко используется в «Песне» фольклорная поэтика: метафоры, эпитеты, анафоры, отрицательный параллелизм и т.д.
Как вспоминает писатель И. Розанов, Есенин читал поэму "Песнь о Евпатии Коловрате" на вечере в "Обществе свободной эстетики" в Москве 21 января 1916 года; он выступал вместе с поэтом Н. Клюевым. "Он тоже начал с эпического. Читал об Евпатии Рязанском. Этой былины я никогда потом в печати не видел и потому плохо ее помню. Во всяком случае, тут не было того воинствующего патриотизма, которым отличались некоторые вещи Клюева. Если тут и был патриотизм, то разве только краевой, рязанский".
Лексический строй «Сказания» весьма сложен. Его образуют слова различной природы: есенинские неологизмы (в том числе — потенциальные слова), диалектная, древнерусская, церковнославянская, фольклорная, просторечная и книжная лексика. Эта «маленькая поэма» является одним из наиболее экспериментальных в языковом отношении произведений С. А. Есенина.
Целый ряд слов из «Песни...» отмечен Л.А.Шероновой как неологизмы Есенина. Эти наблюдения, однако, входят в известное противоречие со свидетельством Иванова-Разумника о лексике поэмы Есенина: «В бумагах моих должна была сохраниться запись перевода областных слов, составляющих стержень этой поэмы «эта запись ныне неизвестна»; в словаре Даля значительного числа этих слов не имеется. Из разговоров с Есениным помню, однако, что личного словотворчества в этой его поэме совсем не было»17.
Вывод.
Проанализировав произведение Есенина, можно прийти к выводу, что благодаря воображению поэта Евпатий предстаёт перед нами смелым, доблестным, удалым. Он предостерегает своих товарищей о губительном свойстве «зелена вина». Ему присуще такое человеческое качество, как мудрость. Евпатий Коловрат – завидный жених, да только страсть у него одна - рязанская сторонушка. Он патриот.
Батый кровожаден, груб и жесток. У Есенина он ассоциируется со зверем. Евпатий, напротив, стремиться к миротворчеству, жестокость ему чужда. Во время схватки не меч он вытянул, а «свеча в руках затеплилась».
Художественное воображение
Сергея Есенина наполняет
3. Фольклорные традиции «Песни о Евпатии Коловрате»
Любовь к народным традициям,
к русскому фольклору неразрывно
связана с нравственными
« Говорил Евпатий бражникам:
"Ой ли, други закадычные,
Вы не пейте зелена вина,
Не губите сметку русскую.
Зелено вино - мыслям пагуба,
Телесам оно - что коса траве,
Налетят на вас злые вороги
И развеют вас по соломинке!"»
Фольклорный характер имеет вся поэма о богатыре Евпатии Коловрате. Эпическим стилем описано сражение, когда один бился с тысячей, а два - с тьмою. Затем - потрясающая картина уничтожения города и его жителей.
Не совиный ух защурился,
И не волчья пасть оскалилась, -
То Батый с холма Чурилкова
Показал орде на зарево.
Автор любит свою землю, ее людей, воинов, ему кровно близки страдания рязанцев. Но «Поэма» насыщена и общерусским патриотизмом, недаром ее передавали от поколения к поколению. Жила она в памяти народной и в устной редакции.
« Щебетнули звезды месяцу:
"Ой ты, желтое ягнятище!
Ты не мни траву небесную,
Перестань бодаться с тучами.»
В теме природы значительное место занимают образы животных:
«Не совиный ух защурился,
И не волчья пасть оскалилась, -
То Батый с холма Чурилкова
Показал орде на зарево.».
Ведущим принципом в ранней лирике Есенина становится принцип растительных уподоблений. Его метафоры-олицетворения строятся на основе символической связи между деревом (растением) и человеком. Это рождает «психологический параллелизм» многих есенинских строк:
«Не березки-белоличушки
Из-под гоноби подрублены -
Полегли соколья-дружники
Под татарскими насечками.»
В «Песни» встречается ряд географических названий, связанных с Рязанщиной. Например, «за поемами Улыбыша» — в бассейне Оки есть река Улыбушевка и село Улыбушево. В «Песни» много диалектных слов и выражений, в том числе местных, рязанских.
Но фольклоризм Есенина не сводится только к обращению к фольклорным темам, мотивам, образам, языку. Фольклоризм Есенина значительно глубже, его можно понять, учитывая влияние на лирику Есенина всего народно-поэтического мироощущения в целом. Поэт воспринял фольклорную этико-эстетическую систему, народный взгляд органично входил в его лирику, способствуя обогащению его авторского, индивидуального начала.
Тема природы в ранней лирике Есенина, как и во всем его последующем творчестве, тесно соприкасается с темой родины, России. Здесь также отчетливо слышатся народно-поэтические истоки
«На рязанскую сторонушку»,
… … ….
«На полях рязанских светится
Березняк при блеске месяца,».
К теме природы-родины своеобразно примыкает мотив пути:
«Освещая путь-дороженьку
От Олышан до Швивой Заводи.».
Заключение
"Песнь о Евпатии Коловрате" написана Есениным под влиянием известного памятника древнерусской литературы "Повесть о разорении Батыем Рязани в 1237 г.", в одном из эпизодов которой рассказывается о богатырском подвиге рязанского воеводы Евпатия Коловрата.
«Песнь о Евпатии Коловрате» не пользуется особой популярностью, но для любителей поэзии она представляет интерес. Тем более что произведение относится к раннему периоду творчества Сергея Есенина. Да и образ Евпатия Коловрата знаком, пожалуй, только жителям Рязани. Почему-то в истории земли Русской его обходят стороной.
Литература
Дудин А.А.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
«СКАЗАНИЯ О ЕВПАТИИ КОЛОВРАТЕ…» С. А. ЕСЕНИНА*
Творчество С. А. Есенина: Вопросы изучения и преподавания: Межвуз. сб. науч. тр. Рязань, 2003
Сергей Есенин и русская школа: Книга материалов Международной научно-практической конференции. Рязань, 2003
Есенин и русская поэзия XX—XXI вв.: Традиции и новаторство. Рязань, 2004
В.С. Черняевкий. Три эпохи встреч (1915-1925) / С.А. Есенин в воспоминаниях современников в 2 т., т.1, М., «Художественная литература», 1986. С. 220
[2] И. Рахилло. Московские встречи, М., 1961. С. 44-46
[3] Б.В. Двинянинов. «Слово о полку Игореве» в юношеской лирике С.А. Есенина/С.А. Есенин. Эволюция творчества. Мастерство. Рязань, 1979. С.69
[4] П.Ф. Юшин. Поэма С.Есенина о Евпатии Коловрате. «Известия АН СССР», серия литературы и языка, т. 24, вып. 1, 1965 . С. 20
[5] Там же. С. 22
[6] Учебник русской истории с
рисунками, картами, таблицами
и вопросами для повторения. Элементарный
курс для средних учебных
[7] Учебник русской истории с
приложением родословной и
[8] Л. Бельская. К вопросу о
первой поэме Сергея Есенина//
[9] П.Ф. Юшин. Поэма С.Есенина о Евпатии Коловрате. «Известия АН СССР», серия литературы и языка, т. 24, вып. 1, 1965 г. С.24
[10] Л. Бельская. К вопросу о
первой поэме Сергея Есенина//
[11] ПСС, т.2.,М., «Наука»-«Голос», 1997. С. 179
[12] Памятники литературы Древней Руси. Х-начало XII века. М., 1978. С.88
1
2
3 Лихачев Д. С. Повести о Николе Заразском.— ТОДРЛ, т. 7, М.—Л., с. 258.
4
5
6
7
8 Есенин С. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 5. М., 1962. С.11, 23.
9 Прокушев, 1971: 134.
10 Иванов-Разумник, 1995: 64.
11
12
13
14
15
16
17 Там же, с.69.