Джек Лондон

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:40, диссертация

Описание работы

Цель диссертации – изучение тех пластов европейского художественного опыта, который оказал большое влияние на американскую литературу, творческих связей Д.Лондона с писателями и мыслителями Европы, уточнение их роли в его художественных исканиях 1910-1916 гг.

Работа содержит 1 файл

Cheban.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

Подчеркивается своеобразие  романа: ужасающие сцены тюремных издевательств, натуралистические  подробности, с какими выписаны отдельные  эпизоды (в тринадцати главах даны подробные описания страшных пыток узников) перемежаются с картинами перемещения героя во времени, когда его душа отрывается от тела во время истязания «смирительной рубашкой» (таких глав семь, это ,своего рода, вставные элементы).

Автор ставил целью обнажить бесчеловечность тюремного режима и лицемерия проповеди «не  убий» в обществе, где существует смертная казнь. Лондон стоит у истоков  тюремной темы в литературе США: она  получила воплощение в романах Э.Синклера «Бостон», С.Льюиса «Энн Виккерс», в творчестве ряда писателей, ставших жертвой маккартистских гонений (А.Мальц, А.Бесси).

В данном параграфе отмечается тот факт, что одним из первых в литературе к тюремной теме обратился  В.Гюго в повести «Последний день приговоренного к смерти» (1829). История её создания (как и произведений Д.Лондона) носила документальный характер. По мысли Гюго, эта подсказанная жизнью повесть должна была явиться публицистическим произведением за отмену смертной казни. Смысл «Последнего дня …» заключался для автора в принципиальном осуждении казни, преступного насилия, совершаемого королевской властью над человеком.

Характерно, что Ч.Диккенс  в романах 1850-х годов также  создавал полотна большой обличительной  силы, например, роман «Холодный  дом», где в центре внимания – канцелярский суд Англии, с его сложной бюрократической машиной, подкупами, бесконечной волокитой.

Эту тему не могли обойти русские авторы; в частности, Ф.Достоевский, который лишь однажды изобразил  изнутри жизнь народа – в «Записках  из мертвого дома» (1861). Больше писатель к широкой панораме подобного рода не возвращался. Примечательно, что «Мертвый дом» был воспринят как документальный очерк. Этот документализм чувствуется во всем: в подробном описании каторжного быта (от бани до развлечений), в обрисовке различных характеров обитателей мертвого дома. Если для последующих очерковых произведений (например, «Сахалин» В.Дорошевича), заключенные оставались лишь внешними объектами изучения, то у Достоевского рассказчик-повествователь в определенной мере слит с каторжным миром, он сам его частица.

Все перечисленные произведения данной темы оставляют отпечаток  грусти, безнадежности, невозможности  появления позитивных изменений  в обществе.

Одной из ведущих тем  в творчестве писателей Америки  и Европы стала тема судьбы творческой личности, художника в обществе. В данном параграфе отмечается, что многие крупнейшие писатели к. XIX – нач. XX вв. испытали на себе жестокие удары издательской политики (Фуллер, Гарленд, Твен, Синклер, Крейн, Льюис, Лондон, Киплинг, Гауптман). Кумир Д.Лондона Р.Киплинг в романе «Свет погас» (1891) утверждает, что настоящий художник ответствен лишь перед своим талантом, данным ему Богом. Две ипостаси художника, по Киплингу10, - боговдохновенность, озаренность свыше и мастерское владение ремеслом, техникой.

В параграфе подчеркивается, что новыми героями становятся люди творчества (писатели, музыканты, деятели  искусства), а объектом их внимания – сама их художественная деятельность.

Эта тема волнует и  Гауптмана: в драме «Михаэль Крамер» конфликт не только между творческими личностями и миром бездуховности, что само по себе таит трагедию, но и между самими художниками, которые идут разными путями и, порой, во имя добра творят зло.

Теме судьбы творческой личности посвятили свои произведения многие писатели: Золя «Творчество», Роллан «Жан Кристоф», Ибсен «Строитель Сольнес», Г.Манн «Смерть в Венеции», др. Эта европейская традиция не прошла мимо внимания Д.Лондона, в своем романе «Мартин Иден» (1909), отчетливо автобиографическом, предмет изображения не столько конкретный писательский труд, сколько психология писателя, его противостояние обществу мещан и буржуа. В «Мартине Идене», одном из наиболее художественно совершенных романов писателя, пророчески предсказавшем его собственную судьбу, продолжается полемика Д.Лондона с ницшеанством (что было замечено его современниками)11. Это социальный роман, но, кроме «атаки на буржуазию и на все, за что она стоит»12, по замыслу Лондона, должна была содержаться и другая важная тема: крушение идеалов Мартина являлось развенчанием его индивидуализма. Жена Д.Лондона Чармиан приводит такую запись: «Мартин Иден» и «Морской волк» - атака на ницшеанскую философию, которую не поняли даже социалисты»13.

Параграф 2 - «Фантастика Д.Лондона: новаторство, традиции, научно-философская основа» - предваряет сжатый обзор теоретической литературы, посвященной истории развития жанра фантастики. Отмечается, что Д.Лондон и здесь опирался не только на национальную (Э.По), но и европейскую традицию: О.де Бальзак («Шагреневая кожа»), О.Уайльд («Портрет Дориана Грея»), Г.Уэллс («Человек-невидимка», «Машина времени», «Война миров»), Ж.Верн («Таинственный остров», «Путешествие к центру Земли»), Р.Стивенсон («Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»), др.

Произведения Лондона, относящиеся к «чистой» фантастике или сочетающие достоверное с фантастическим элементом, составляют весомый, но недостаточно изученный пласт его сочинений, относящихся, в основном, к позднему этапу творчества. Эти произведения, отмеченные лондоновской изобретательностью и силой воображения, неправомерно характеризовать,  как «развлекательные». С жанровой точки зрения, в них выделяются социально-фантастические, научно-фантастические, автобиографически-фантастические, анималистико-фантастические: рассказы, повести, романы.

В этих произведениях  автор развивает научно-фантастическую традицию европейской литературы, восходящую к Свифту, к произведениям романтиков, сформировавшуюся как жанр к нач. XX в. в творчестве Ж.Верна, Г.Уэллса, романы которого вызывали пристальный интерес Лондона.

При этом акцентируется, что он, человек, живо интересующийся и достаточно эрудированный, как  многие его современники (Золя, Уэллс, Метерлинк), следил за научными достижениями, провидел (это становится очевидным по отношению к романам Уэллса) такие открытия, как использование энергии атома, изобретение лазера, бактериологические войны, полеты в космос, т.д.

В параграфе подчеркивается, что важным фактором, способствовавшим обогащению жизненной философии  и художественной методологии позднего Лондона, стало его знакомство с новейшими тенденциями психологии и, в частности, психиатрии. Этот аспект в лондоноведении освещен недостаточно. В 1912 г. Лондон стал штудировать З.Фрейда, а в 1914 г. – К.Юнга, труд которого «Психология бессознательного» считал выдающимся. О значении фрейдизма и юнгианства он отзывался таким образом: «Я стою перед входом в новый мир, столь удивительный, что мне даже страшно в него войти»14. Нужно отметить то обстоятельство, что, хотя некоторые герои позднего Лондона переживают острые психологические коллизии, воплотить новые теории во всей полноте в художественную ткань, видимо, автор не успел. Отсутствие в этих произведениях привычных джеклондоновских героев мешало по достоинству оценивать его фантастику, которая многогранна, тематически разнообразна, шире, чем просто «игра воображения»; в аллегорических, гротескных, символических образах (а они широко использовались в европейской литературе у А.Франса, Г.Манна, Б.Шоу, др.) Лондон выражает важные стороны своего мировидения.

Воссоздается образ  доисторического человека, его становление  и первые шаги на Земле (повесть «До  Адама»); открыта возможность добычи энергона из сгустков солнечных лучей (рассказ «Голиаф»); происходит обнаружение  состава, делающего людей невидимыми (рассказ «Тень и вспышка»); изобретаются лучи, позволяющие уничтожать на расстоянии взрывчатые вещества (рассказ «Враг всего мира»); смертельная болезнь опустошает население Земли (повесть «Алая чума»). Следя за открытиями в психологии, Лондон высказывал догадки о возможности «переселения душ» (роман «Смирительная рубашка»).

Рисуя картины эпидемий, войн, Лондон, не беспочвенный фантазер, стремящийся поразить воображение  читателя, - он, гуманист, встревожен грозными опасностями, подстерегающими людей, такими, как техногенные и экологические катастрофы, опустошения в результате неконтролируемого развития военной техники, в т.ч. бактериологического оружия. Время показало, что многие догадки Лондона, как и Г.Уэллса, Ж.Верна, подтвердились.

Приводятся примеры, подтверждающие, что некоторые предвидения, сюжетные «ходы» Лондона, его убеждение относительно ответственности ученых за свои изобретения (эту тему успешно осваивал Г.Уэллс), получают отзвук, дальнейшее развитие в произведениях европейцев (А.Кларк, С.Лем) и американцев (А.Азимов, Р.Брэбери, К.Воннегут, др.). Время лишь подтверждает живую актуальность ряда произведений Лондона, планировавшего написать роман о путешествии в космос с помощью энергии радиоактивного распада. Подчеркивается и тот факт, что знакомство с творчеством Э.Ренана стимулировало у Лондона появление замысла романа об Иисусе Христе, реализовать который он не успел.

Как и многие европейские  писатели, Лондон работал в автобиографическом жанре. Его «Джон ячменное зерно» (1913) – с одной стороны, рассказ о себе, с другой, - сплав разнородных элементов, сочетание лирических отступлений философского, фантастического характера, аллегорических образов, авторских монологов и диалогов с Джоном, Курносой, Белой Логикой.

Исследование фантастики убеждает, что обращение европейских писателей и Лондона к произведениям подобной тематики было неслучайным: его диктовало время, развитие науки и техники, медицины, химии, психологии. В условной форме авторы отзывались на проблемы, актуальные для общества, на футурологические запросы, все острее волновавшие современников.

В Заключении формулируются главные выводы по проделанному исследованию. Подчеркивается, что не только опора на жизненный опыт, но использование достижений европейской философской и художественной мысли стимулировали плодотворные творческие искания Лондона, представленные во всей их сложности. Прослеживается процесс перемен в тематике, жанровой системе на его писательском пути.

Особое внимание уделено  серьезному, взвешенному подходу  к характеристике позднего периода творчества Лондона и преемственности европейских традиций.

Все это позволяет  углубить представления о Д.Лондоне  как писательской индивидуальности, о характере историко-литературного  процесса в США в свете европейско-американских литературных связей, которые представляют интересную и богатую область, нуждающуюся в дополнительном изучении.

Приложение  №1- «Джек Лондон в русской критике начала XX века» - помогает осмыслить значительную роль писателя для нашей страны. Акцентируется то факт, что такие личности, как Ф.Купер, Э.По, М.Твен, Д.Лондон получили признание за океаном раньше, чем на родине.

Что касается Лондона, то он был очень любим в России. Успех его произведений был предопределен  рядом обстоятельств: это оригинальность его таланта, демократизм, притягательность самого героя, новизна тематики, искусство стихосложения.

Рецепция русских писателей  в США и американских в России в XIX – нач. XX веков исследовалась в ряде работ не только литературоведов, но и историков (А.Старцев, А.Николюкин, Н.Болховитинов, В.Либман, др.). огромный вклад в развитие русско-американских связей внесли Ф.Каржавин, писатель и путешественник, составивший интересные заметки об Америке; критик Н.Полевой, популяризатор Ф.Купера; а также А.Елистратова, А.Ващенко, В.Шейнкер и др.

Приложение  №2 - «Статья Д.Лондона о романе М.Горького «Фома Гордеев» - позволяет понять во всей полноте отношение Лондона к русской литературе вообще и к М.Горькому, писателю, особо им выделенному, в частности.

Список работ  автора по теме диссертации

  1. Чебан О.И. Американское лондоноведение последних десятилетий: тенденции и проблемы // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Аспирантские тетради, № 28 (63). – С.-П., 2008. – С. 391-395 (0,3 п.л.)
  2. Чебан О.И. Из истории освоения в критике наследия Д.Лондона // Вестник МГОПУ им. М.А.Шолохова / Серия филологическая, № 12. – М., 2006. – С. 52-56. (0,3 п.л.)
  3. Чебан О.И. Джек Лондон в зеркале американской критики // США – Канада: экономика, политика, культура, №5. – М., 2007. – С. 91-100. (0,8 п.л.)
  4. Чебан О.И. Нравственная проблематика в романе Джека Лондона «Маленькая хозяйка большого дома» // Шестые международные Виноградовские чтения. Актуальные проблемы изучения русской и зарубежной литературы. – М.: МГПУ, 2002. - С. 93-96. (0,3 п.л.)
  5. Чебан О.И. Своеобразие типологии женских образов в «северных» рассказах Джека Лондона // Художественные искания русских и зарубежных писателей: вопросы поэтики. – М.: МГПУ, 2002. С. 198-205. (0,6 п.л.)
  6. Чебан О.И. Проблемы мечты и реальности в художественной концепции романа Джека Лондона «Лунная долина» // Сборник работ молодых ученых МГПУ. - Вып. Х. – М., 2002. - С.94-99. (0,4 п.л.)
  7. Чебан О.И. Роман Джека Лондона «Смирительная рубашка»: поиск в позднем творчестве писателя // Сборник работ молодых ученых МГПУ. Вып. XI. – М., 2002. – С. 128-134. (0,5 п.л.)
  8. Чебан О.И. Роман Джека Лондона «Железная пята»: к вопросу о связях писателя с рабочим движением // Сборник работ молодых ученых МГПУ. Вып. XII. – М., 2002. – C. 82-86. (0,3 п.л.)
  9. Чебан О.И. Новеллистика в позднем творчестве Джека Лондона: особенности проблематики и поэтики // Сборник работ молодых ученых МГПУ. Вып. XVII. – М., 2004. – C. 132-139. (0,6 п.л.)
  10. Чебан О.И. Анималистика в позднем творчестве Джека Лондона // Сборник работ молодых ученых МГПУ. Вып. XVIII. – М., 2004. – C. 125-131. (0,5 п.л.)
  11. Чебан О.И. Фантастическая тема в позднем творчестве Д.Лондона // Сборник статей молодых ученых МГПУ. Вып. XIX. – М., 2004. – C. 167-175. (0,7 п.л.)
  12. Чебан О.И. Проблема героя в романе Лондона «Время не ждет» // Сборник молодых ученых МГПУ. Вып. XX. – М., 2006. - С. 150-154. (0,3 п.л.)
  13. Чебан О.И. Джек Лондон и некоторые вопросы развития русско-американских литературных отношений. – УРАО: Андреевские чтения, 2008. (в печати).

1 The Letters of Jack London. In 3 vols. Ed. By E.Labor, R.Leitz, M. Shepard.- Stanford, 1988.

Информация о работе Джек Лондон