Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:40, диссертация
Цель диссертации – изучение тех пластов европейского художественного опыта, который оказал большое влияние на американскую литературу, творческих связей Д.Лондона с писателями и мыслителями Европы, уточнение их роли в его художественных исканиях 1910-1916 гг.
Приводятся новые факты, касающиеся круга чтения молодого Лондона, анализа его библиотеки3, что позволяет полагать: писателю было известно многое из богатства европейской художественной, политической, философской мысли. Суммируя его суждения, рассеянные в переписке, прежде всего, в недавно изданном (1998) трехтомнике, отмечаем, что автор исходил из жизненных впечатлений, а также из опыта американских и европейских писателей, среди которых особую роль играли и такие его современники как Р.Стивенсон, Д.Конрад, Р.Киплинг. Лондон призывал молодых литераторов «без устали работать, создавать произведения полные жизни, огня и обаяния»4. Он настаивал на главенствующей роли содержания. Акцентируется близость Лондона неоромантизму, с одной стороны, и натурализму, - с другой.
В оценке природы и роли натурализма исходим из современных подходов, исключающих его недооценку. При всем своем новаторстве, натурализм не был отрицанием предшествующего литературного развития, о чем свидетельствуют оценки Бальзака, Стендаля, Флобера, Золя.
Характеризуя основы натурализма, его связь с научными достижениями, своеобразие концепции человека и особенности поэтики, подчеркиваем, что многими моментами он был созвучен художественной философии Лондона, стремившегося запечатлеть суровую правду жизни.
Исходя из особенностей национальных вариантов натурализма, отмечается его особая позитивная роль в США в борьбе против апологетики и «лакировки» действительности, которые насаждались, порой, т.н. «традицией утонченности».
Становление писателей-натуралистов в 1890-е гг. (С.Крейн, Х.Гарденд, Ф.Норрис), эстетически близких Д.Лондону, сопровождалось нападками консервативной критики, упрекавшей их в грубости. Лондон, поддерживая натуралистов, писал, что Норрис, горячий поклонник Золя, в романе «Спрут» «глубоко проник в сердца людей, простых и естественных, обреченных на тяжелую жизнь, с горьким гневом сетующих на жестокую несправедливость»5. В письмах Д.Лондона немало слов восхищения стилем Крейна-новеллиста6.
В параграфе подчеркивается, что
Лондон, подобно натуралистам, был
склонен к социологическим
Лондон был близок к Эптону Синклеру, приверженцу социализма, романы которого, с элементами прямолинейной публицистичности и социализма, были исполнены обличительного пафоса и имели огромный успех. Лондон отозвался на роман-бомбу «Джунгли», назвав его «хижиной дяди Тома, рабов наемного капитала» и увидев в романе «пот и кровь, стоны и слезы»7.
Как и Э.Синклер, Д.Лондон разделял идеалы социальной справедливости, а в предисловии к антологии Э.Синклера «Крик о справедливости» выразил свою солидарность с бесчисленным количеством честных людей, стремившихся к высоким целям. Здесь Лондон находился в русле той гуманистической традиции, которую представляли В.Гюго, Э.Золя и Р.Роллан.
В параграфе 2 - «Философские концепции в творчестве писателей Европы и США» - внимание сосредоточено на идеях мыслителей и их воплощении в литературном творчестве. Особое место в Европе в конце XIX – начале XX веков принадлежало философам (Дарвину, Руссо, Спенсеру, Ницше) и представителям социально-экономических учений (например, Марксу). Европейский фактор сыграл немалую роль в формировании жизненной философии Д.Лондона, его общественной позиции и эстетики. При этом он не эклектично аккумулировал заемные идеи, а брал на вооружение то, что соответствовало его реальному жизненному опыту, мировоззрению.
Идеи Ж.-Ж.Руссо, витавшие в воздухе уже сто лет, импонировали многим писателям XIX века, таким, как Г.де Мопассан, Л.Толстой, А.Пушкин. Трактаты и романы Руссо оказали огромное влияние на многие поколения писателей; его философия о назначении и обязанностях человека, об утверждении добродетели, о воспитании детей и роли женщины нашла воплощение в произведениях многих европейских и американских авторов.
Идеи Г.Спенсера вдохновляли Р.Киплинга и Д.Лондона. Начав как последователь Ч.Дарвина, Спенсер углубил его концепцию естественного отбора, распространив на все сферы знаний. Непрерывное развитие, по Спенсеру, базировалось на «динамическом равенстве» и «борьбе за существование» (последнее переносилось на сферу человеческих отношений).
В параграфе внимание сосредоточено на том, что Киплинг в «Книгах джунглей» (1894, 1895) решает проблему соотношения «природного» и «культурного», основываясь не на взглядах Руссо, а на идейных позициях Ч.Дарвина, Г.Спенсера, даже Ф.Ницше.
Проводится параллель романов Киплинга с произведениями Д.Лондона (анималистская тема трансформируется, в «северных рассказах» действие перенесено на сферу человеческих отношений).
Отмечается и тот факт, что Лондон брал уроки стиля у Киплинга. В статье «Черты литературного развития» (1900) Лондон высказывает небезынтересный взгляд на мастерство Киплинга: в XX век, торопливый век технического прогресса, требуется сжатость, немногословная передача сути явлений, и, изложив главное, писатель должен оставлять место воображению читателя, давать возможность самому нарисовать картину. Стиль Киплинга Лондон считает полностью отвечающим указанной задаче8.
В параграфе отмечается и тот факт, что если Руссо был человеколюбцем, обнаружившим в первобытной дикости изначальную доброту людей, то Ф.Ницше видел уже в античности разгул темных первозданных страстей.
Неоднозначное отношение вызывает Ницше своей философией в к. XIX – нач. XX веков в кругах передовой общественности. Идея «сверхчеловека» нашла воплощение в произведениях европейских, в том числе и русских, а также американских писателей.
Имеет место сравнительный анализ и в итоге развенчание персонажей ницшеанского типа в романах Т.Манна, А.Камю, Д.Лондона, Л.Толстого, Ф.Достоевского, в драматургии Х.Ибсена и К.Гамсуна.
В этом ключе представлен анализ хрестоматийного романа Д.Лондона «Морской волк» (1904), а также мало известный роман «Бюро убийств» (1910).
В параграфе 3 - «Европейские писатели и Д.Лондон в аспекте социально-политических идей» - подчеркивается, что становление Лондона-писателя падает на последнее десятилетие XIX века, отмеченное в США обострением социальных противоречий, подъемом рабочего и фермерского движения, когда приобрели популярность радикальные идеи и теории, связанные с перестройкой общества и понятием о социальной справедливости.
Д.Лондон, которому были особенно близки проблемы людей труда, озабоченного растущим контрастом богатства и нищеты, проштудировал «Капитал» К.Маркса, сочинения его последователей (В.Либкнехта, П.Лафарга, А.Бебеля), иллюстрирующих классовый антагонизм в обществе (статья «Как я стал социалистом»). Но, разделяя некоторые положения «Капитала», Лондон воспринимал концепцию классовой борьбы Маркса через призму идей Спенсера, чьи эволюционистские теории борьбы за существование, перенесенные в общественную среду, обладали особой привлекательностью. Лондон характеризовал его книгу «Философия стиля» как оказавшую сильное влияние на него как литератора.
Здесь подчеркивается, что
среди факторов, способствовавших формированию
социалистических убеждений Лондона,
- плодотворное общение с русской
революционеркой Анной
Социально-политические процессы, происходящие в разных странах, не оставили равнодушными и других писателей «первого ряда». Каждый из них по-своему относился к идее преобразования общества.
В параграфе представлена характеристика творчества европейских писателей в этом ключе. Одни из них приветствовали революцию в России (Шоу, Уэллс), другие – мечтали об обществе справедливости, установленном только мирной перестройкой (Золя, Франс). Реализации этой темы у Золя посвящена тетралогия «Четыре Евангелия». Ч.Диккенс, как и Золя, в «Тяжелых временах» придерживается идеи мирного разрешения острейших противоречий современности. В.Гюго стоит на стороне социальной революции и революции духа (роман «Отверженные»). Социалист «не по Марксу» Б.Шоу, не приемлющий лицемерия, в своих ранних пьесах «Дом вдовца» и «Профессия миссис Уоррен» сочувствовал беднякам, жертвам эксплуатации, осуждал ту аморальность, которая была неотделима от жажды наживы. Г.Уэллс также разделял социалистические идеи в эволюционном варианте, полагал, что достойное будущее достижимо мирным путем, усилиями ученых. Одной из первых в английской литературе Э.Гаскелл подняла тему острого социального конфликта (роман «Мери Бартон», рассказы, повести).
В параграфе подчеркивается, что в творчестве многих писателей нашли отражение идеи утопического социализма; жанр утопии в конце XIX – нач. XX вв. приобретает большую популярность. Речь идет о романах У.Д.Хоуэллса «Путешественник из Альтрурии», «Через игольное ушко», через 10 лет Лондон обратится к жанру утопии, в «Железной пяте», произведении трагической тональности.
Роман Э.Беллами «Взгляд назад» вызвал резонанс в международном масштабе. У Беллами отчетливо проявилась характерная особенность, отличавшая утопии американского стиля: деловитость, конкретность в описании общества социальной справедливости. Автор романа полемизировал с популярным английским писателем-социалистом У.Моррисом (роман «Вести ниоткуда»). В 1890-е гг. появились утопии Стоуна, Шиндлера, в которых поддерживались, развивались, обогащались идеи Беллами, с другой стороны, - увидели свет романы (К.Вильбрандт, Р.Р.Михаэлис, Г.Уэллс, др.), в которых будущее представало в крайне негативном виде, порой, как общество бесхозяйственности, лени, хаоса.
Социалистические увлечения А.Франса оказываются недолгими; в «Острове пингвинов», исходя из политического опыта, он в ироническом ключе изображает социалистических лидеров, объявивших себя поборниками «общественной справедливости». Как и другие писатели Франции (например, Р.Роллан в «Драмах революции»), Франс поднимает острые нравственные проблемы («Боги жаждут», «Восстание ангелов»).
Преемственность социалистических идей ощутима в творчестве бельгийца Э.Верхарна (стих. «Восстание», драма «Зори»). В духе эстетики натурализма написаны драмы Г.Гауптмана «Перед восходом солнца», «Ткачи», где автор обращается к актуальной теме – конфликту труда и капитала.
В параграфе подчеркивается особенность, общая для литературы данного периода: в какой бы мере все перечисленные авторы не были привержены идеям социализма, каждое произведение поднимает острые нравственные проблемы, связанные с революционным насилием, террором и кровопролитием, которые, бесспорно, вызывают осуждение.
Глава вторая - «Европейские литературные тенденции в США» - включает два параграфа. В ней раскрываются обширные литературные связи, характеризующие жанровую, сюжетно-тематическую преемственность европейского и американского художественного развития.
Параграф 1 - «Сюжетно-тематическая преемственность: европейские писатели – Д.Лондон» - представляет собой анализ некоторых тем, созвучных творчеству как Д.Лондона, так и Р.Киплинга, Ч.Диккенса, в частности. Речь идет о теме бродяжничества (подчас к ней обращались многие европейские авторы, испытавшие нужду и лишения), тюремной теме и теме судьбы творческой личности, художника в обществе.
В ранних произведениях Ч.Диккенса («Приключения Оливера Твиста» (1838), «Жизнь и приключения Николаса Никльби» (1839)) добро торжествует над злом; автор аппелирует к совести читателей, комическая стихия его романов сливается с решением проблем, глубоко волновавшим современников Диккенса. Среди этих проблем на первом плане – положение бедняков, состояние школьного образования, судьба ребенка в современном автору обществе.
Д.Лондон в сборнике рассказов «Дорога» (материалом послужили юношеские скитания по штатам страны) раскрывает тему бродяжничества многосторонне. Уже в «северных рассказах» немало героев, которые покидают «порочную» цивилизацию, едут на Аляску, где живут жизнью, близкой к природе. Стремление к бродяжничеству объясняется моральными факторами. Не одна нужда побуждает людей оставить дом; в них самих заложено стремление к переменам, новым впечатлениям. Таков один из мотивов, развитых в сборнике «Дорога».
Также отмечается, что у автора немало рассказов, характеризующихся социальной несправедливостью («Держись!», «Быки», «Сцапали»).
В параграфе анализируется материал «Людей бездны» (1903), социологического исследования Д.Лондона. С ужасающими, натуралистическими подробностями описывает автор обитателей лондонского «дна», создает типологию образов бродяг, сочувствует им и тем, кто живет на грани нищенства, обвиняет правительство Англии в равнодушии к жизни своих граждан, поднимает насущные социальные вопросы.
Тема бродяжничества в этом параграфе плавно «перетекает» в тюремную. В этом ключе дается анализ романа Д.Лондона «Смирительная рубашка», который был написан также на фактическом материале.