Джек Лондон

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:40, диссертация

Описание работы

Цель диссертации – изучение тех пластов европейского художественного опыта, который оказал большое влияние на американскую литературу, творческих связей Д.Лондона с писателями и мыслителями Европы, уточнение их роли в его художественных исканиях 1910-1916 гг.

Работа содержит 1 файл

Cheban.doc

— 130.00 Кб (Скачать)


На правах рукописи

 

 

 

Чебан Ольга Ивановна

 

Европейские художественные 
традиции и творчество 
Д.Лондона (1910-1916 гг.)

 

Специальность 10.01.03. – литература народов стран зарубежья

(литература Европы)

 

 

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орел-2008 
Общая характеристика работы

Развитие и становление  литературы США, формирование ее самобытности было обусловлено не только усвоением  и обогащением национальных традиций, но и опорой на опыт европейских  писателей. Невозможно оценить художественное новаторство Ф.Купера, не учитывая завоеваний романистики В.Скотта, творчество Ф.Норриса – без осмысления влияния Э.Золя, своеобразие и заслуги Т.Драйзера – вне художественного опыта О.де Бальзака. Преемственно связаны Э.Хемингуэй – Ф.Стендаль и Г.Флобер, У.Фолкнер – А.Камю и Ж.Сартр… В свою очередь, американские художники слова влияли на творчество европейских коллег. Но если русско-американские литературные контакты достаточно глубоко изучены отечественным литературоведением, то проблема специфики преломления европейских традиций в творчестве писателей США исследована недостаточно.

В этом контексте изучение творчества Д.Лондона 1910-1916 гг., его связи с традициями европейской художественной мысли обретают особую актуальность: позволяют глубже осмыслить природу новаторства писателя, его место в мировом литературном процессе, взаимовлияние тенденций Старого и Нового Света.

Цель диссертации – изучение тех пластов европейского художественного опыта, который оказал большое влияние на американскую литературу, творческих связей Д.Лондона с писателями и мыслителями Европы, уточнение их роли в его художественных исканиях 1910-1916 гг.

Актуальность поставленных проблем определяется недостаточной изученностью феномена неизменной популярности Д.Лондона, в частности, у русских читателей. Единство личной биографии и творчества, использование разнообразных повествовательных стратегий, ориентированных на увлекательность, «пограничная зона» массового и немассового, которую обнаруживает позднее творчество писателя, - аспекты, требующие современного прочтения, серьезного уточнения. Исследование роли и влияния европейской литературно-эстетической мысли на творчество Д.Лондона в этой связи чрезвычайно важно.

Значимость исследования обусловлена тем, что недостаточно изучен тот пласт европейской литературы, который сформировался на основе запроса американской литературы на рубеже XIX и XX вв., поскольку она «отбирала» из этого опыта именно то, что было для нее актуальным. Кроме того, несмотря на очевидные достижения российской американистики в изучении наследия Д.Лондона, целый ряд вопросов, связанных с эволюцией писателя и использованием им европейского художественного опыта, нуждается в дополнительном освещении.

Д.Лондон был не просто популярен, но и любим в России, начиная с 1900-х гг.; среди тех, кто отзывался о его творчестве, были М.Волошин, А.Куприн, Л.Андреев, В.Маяковский. Впервые анализируется творчество Лондона в работах О.Мандельштама и Ф.Сологуба. О любви к его произведениям свидетельствуют С.Есенин и А.Грин. А.Фадеев называет его в числе своих учителей. Пафос знаменитого рассказа «Любовь к жизни» во многом созвучен «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого.

Интересны типологические сходства в  творчестве Д.Лондона и автора «Фомы  Гордеева», романа, которому Д.Лондон посвятил рецензию, важную для понимания своей литературно-эстетической позиции.

В 1988 г., Стэнфордский университет  осуществил полное, научно откомментированное издание трёхтомника писем Лондона  под редакцией Э.Лейбора, Р.Лейца и М.Шепарда1. Трудно переоценить значение этих писем Лондона, нуждающихся в специальном исследовании, для понимания его писательской индивидуальности.

 Важным для анализа художественной методологии Лондона становится изучение его круга чтения. Эта проблема находится в поле зрения ряда американских исследователей: как богатые жизненные впечатления, непрерывно пополняемые, так и книги, которые он жадно читал, начиная с юности, питали его творчество. Этому посвятил своё разыскание Дэниэл Майк Хэмилтон, автор книги «Орудия моего труда. Аннотация книг в библиотеке Джека Лондона»2. Эта библиотека содержала почти 15 тыс. книг, из которых было аннотировано около 400; имевших следы целенаправленного чтения писателя - разного рода пометы, выписки, свидетельствующие об активном использовании текстов в творческой работе. Тематика этих книг исключительно многообразна: труды Дарвина, Спенсера, Хаксли, Маркса, специальные работы по разным областям знаний от медицины и астрономии до новых течений в психологии, социологии, тома прозы, поэзии, публицистики.

В ряде других монографий собраны и проанализированы отклики  критики, дана объективная оценка значения Д.Лондона в развитии мировой  литературы в целом (К.Сташ «Американские  мечтатели. Чармиан и Джек Лондон», 1988; Ю.Ласартмей и М.Рудж «О любви Джека Лондона», 1991; Р.Кингманн «Джек Лондон. Полная хронология», 1992; М.Замен «Сидячих мест нет. Противоречивая карьера оратора», 1993; И.Лейбор и Ж.Кэмпбелл Рисман «Джек Лондон. Переработанное издание», 1994; Д.Ауэрбах «Мужской зов. Становление Джека Лондона», 1996; С.Нуренберг «Отклики критиков Джеку Лондону», 1996. Все эти книги, каждая по-своему, интересны, основательно документированы, за ними годы кропотливых исследований).

Учитывая достижения российского  и американского лондоноведения (особенно в плане накопления фактического и библиографического материала), исходим из того, что Лондон был крупным художником, осваивавшим во многом уникальный жизненный материал, им лично пережитый. Этот материал он воплощает в художественные образы и сюжеты, используя, в частности, опыт европейских писателей, духовно и эстетически близких ему.

Модные в Европе социальные, философские, политические теории не были для Лондона просто «заемными», поверхностно усвоенными; они помогли ему осмыслить, интерпретировать жизненные ситуации тогда, когда они совпадали с его личным ощущением и опытом. Лондон не всегда приходил к определенным идеям на основе прочитанных первоисточников, нередко через творчество других американских или европейских писателей.

Эстетика Золя близка Лондону. Он не подражал Золя в период дела Дрейфуса, когда, как художник-гуманист, отдал свой голос в защиту рабочих лидеров (статья «Гниль завелась в штате Айдахо», 1907). Его увлечение социализмом (после знакомства с трудами Маркса, других социологов, реформаторов, экономистов) нельзя недооценивать, а необходимо рассматривать в историческом контексте, памятуя о том, как на рубеже веков тяготели к теориям социальной справедливости, различным формам социализма такие писатели, как Шоу, Уэллс, Верхарн, Золя, Франс.

Освещение темы диссертации  предполагает изображение такого литературного  контекста Европы и США к. XIX – нач. XX вв., с каким был непосредственно связан Д.Лондон.

Объектом внимания выбрано творчество столь различных европейских писателей, современных или по-новому востребованных на рубеже XIX и XX вв., как Ч.Диккенс и Р.Киплинг, В.Гюго и Э.Золя, Г.Гауптман и Х.Ибсен, Ж.Верн и Г.Уэллс. Россия представлена в этом ряду именами Л.Толстого, Ф.Достоевского, М.Горького; наше исследовательское внимание привлекли работы европейских мыслителей (Ж.-Ж.Руссо, Ф.Ницше, Ч.Дарвин, Г.Спенсер, З.Фрейд, К.Юнг), социологов и экономистов (К.Маркс, В.Либкнехт, П.Лафарг, А.Бебель). Весь этот материал призван помочь осмыслить совокупность европейских художественных традиций, которые были важны для развития американской литературы, углубить наши представления о творчестве Д.Лондона 1910-1916гг.

Выбор темы определяется тем, что европейский фактор как фактор воздействия, влияния на американскую литературу и творчество писателя до сих пор не систематизирован, не изучены основные направления, тенденции переосмысления европейских художественных традиций на завершающем этапе творческого пути Д.Лондона.

Научная новизна заключается в том, что в диссертации исследован европейский историко-литературный контекст, включающий взаимодействие тенденций и художественных традиций, различных по своей эстетической специфике, позволяющий осмыслить процессы становления и развития творчества Д.Лондона. Преодолевается узкий и предвзятый взгляд на писателя как, в первую очередь, на социалиста, радикала, критика буржуазной системы. Творчество 1910-1916 гг. рассматривается, с одной стороны, с точки зрения развития им национальных традиций, с другой, - в аспекте обогащения европейскими идеями, представлениями, художественными достижениями.

Были сформулированы следующие задачи:

  1. Охарактеризовать европейский историко-литературный контекст, определивший основные тенденции воздействия, влияния на творчество Д.Лондона 1910-1916 гг.
  2. Уточнить место и роль Лондона в историко-литературном процессе США в начале ХХ века, осмыслить, как трансформировались в изучаемый период тенденции раннего творчества писателя.
  3. Осмыслить обьективно, в свете современных воззрений, проблему: Джек Лондон и социалистическое движение в Европе, России, Америке; внести корректировку в ранее сложившиеся представления.
  4. Выявить особенности влияния художественных, философско-эстетических, социокультурных концепций, актуализировавшихся в европейском общественном сознании рубежа столетий, на позднее творчество Д.Лондона.
  5. Проанализировать сюжетно-тематическую преемственность романов Д.Лондона и произведений европейских авторов,  близких ему по эстетическим установкам.
  6. Рассмотреть соотношение жизненной правды, документа, автобиографического момента и вымысла в творчестве писателя 1910-1916 гг.
  7. Проанализировать особенности жанровой поэтики малоизученных произведений Д.Лондона 1910-1916 гг.

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

  1. Европейские художественные традиции, сложившиеся на рубеже веков, обладали особенной новаторской спецификой, определяемой социокультурными и эстетическими принципами по-новому понимаемой природы человека и общественных отношений.
  2. Д.Лондон, художник пытливого ума и неиссякаемой любознательности, вырабатывая свою жизненную философию и эстетику, аккумулировал в творчестве уникальные личные впечатления и популярные на исходе XIX в. европейские литературно-философские представления и идеи.
  3. Опираясь на опыт европейской художественной и философской мысли, таких разных ее представителей, как Руссо и Золя; Стивенсон и Киплинг; Верн, Уэллс или Ибсен; как Маркс, Ницше, Спенсер, Д.Лондон развивал в то же время национальные традиции, брал на эстетическое и художественное «вооружение» то, что наиболее органично соответствовало его мировоззрению, принципам поэтики.
  4. В свою художественную систему, базирующуюся в целом на традиционно реалистических установках постижения жизненной правды, он «интегрировал» элементы как натуралистической, так и романтической поэтики.
  5. Под влиянием личного и исторического опыта, а также европейских художественных и философских традиций Д.Лондон пересматривал, корректировал свои взгляды, относясь критически как к ницшеанству, так и к отдельным тезисам спенсерианства. В изучаемый период он отходит от концепции революционного переустройства общества, утверждает, по-иному, чем Г.Торо, руссоистский идеал «возвращения к земле», ценности созидательного фермерского труда.

Методология исследования. Поскольку диссертация освещает один из аспектов большой и сложной темы, связанной с «диалогом» культур, в ней используются историко-литературный, типологический и компаративистский методы исследования.

Теоретико-методологической базой диссертации являются труды российских и зарубежных литературоведов, посвященные проблемам как сравнительно-исторического изучения литератур (М.Бахтин, М.Алексеев, В.Жирмундский, Н.Конрад), так и анализа текста и вопросам жанрологии и поэтологии (Ю.Лотман, Д.Лихачев, Г.Поспелов, др.). Учитываются работы как российских (В.Быков, В.Богословский, Р.Орлова, А.Зверев), так и американских лондоноведов (Ф.Фонер, И.Стоун, Р.Балтроп, Э.Синклер, Э.Фенеди и др.), а также исследования российских литературоведов по общим вопросам европейской и американской литератур на рубеже XIX-XX вв.

Научно-практическая ценность работы определяется тем, что материалы диссертации могут быть использованы при чтении общего лекционного курса зарубежной литературы конца XIX – начала XX веков, спецкурсов по проблемам компаративистики и литературы США, при разработке темы «Европа и Джек Лондон» в филологических и гуманитарных колледжах.

Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью теоретической базы, привлечением необходимого круга источников, как художественных текстов, так и историко-критических исследований.

Апробация диссертационного исследования осуществлена в 13 публикациях, докладах на заседании кафедры русской и зарубежной литературы МГПУ и двух выступлениях на межвузовских конференциях – Виноградовских чтениях, проводящихся в МГПУ (2002, 2004 гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 2-х глав (каждая из которых включает соответственно 3 и 2 параграфа), заключения, 2-х приложений, списка литературы, состоящего из 260 источников.

Основное содержание диссертации

Во Введении формулируется тема, цель диссертации, содержится сжатая история вопроса, актуальность проводимого исследования, его новизна, формулируются задачи диссертации, главные положения, выносимые на защиту, методология и практическая значимость работы.

Глава первая - «Европейский фактор в творчестве Джека Лондона в 1900-е годы» - состоит из трех параграфов. В ней раскрывается та многообразная роль, которую сыграли философы, мыслители, писатели Европы в художественном, эстетическом развитии творчества Д.Лондона в первом десятилетии XX века.

В параграфе 1 - «Писатели Европы, США и становление Д.Лондона как творческой индивидуальности в литературном контексте рубежа веков» - анализируются факты формирования Лондона-писателя. Подчеркивается, что, в отличие от таких своих старших современников, как У.Д.Хоуэллс и Г.Джеймс, получивших университетское образование и обогатившихся опытом европейской культуры, Д.Лондон, этот self made man, «человек, сделавший себя», (подобно М.Твену и Т.Драйзеру), будучи самоучкой, пришел в литературу из «гущи» жизни, познав тяжелый труд и невзгоды, что дало ему бесценный опыт и впечатления, которые позже воплотятся в его книгах.

Информация о работе Джек Лондон