Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 01:20, курсовая работа
Свой последний роман «Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков начал писать зимой 1929-30гг. « Дописать раньше, чем умереть». Так начал писать сам автор, о романе который не имел еще столь популярного названия. В общей сложности работа над ним продолжалась более десяти лет. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», над которым автор работал до последнего дня своей жизни, остался в его архиве и был впервые опубликован в 1966-1967 годах в журнале «Москва».
Введение.................................................................................................3
Глава 1. Борьба добра и зла в героях романа......................................7
Глава 2. Сила зла, творящая добро.....................................................14
§1. Образ Воланда............................... .............................................14
§2. Образ Маргариты........................................................................21
Заключение.............................................................................................23
Использованная литература..................................................................26
Иван выходит из клиники совершенно новым человеком, у него сложились новые взгляды на жизнь.
Конечно в романе очень много не приятных моментов, таких, когда отрезали голову Берлиозу, а Иван Бездомный словно сходит с ума и попадает в сумасшедший дом.
В конце романа Воланд рассуждает о людях, о жизни. И несмотря на то, что главные герои умирают, духовно они будут жить еще долго.
Б. В. Соколов считает, что значительный след в романе Булгакова оставил роман А. Белого «Московский чудак» (1925-1926). В образе Воланда отразились черты одного из героев Эдуарда Эдуардовича фон Мандро: «английская серая шляпа с заломленными полями», «с иголочки сшитый костюм, темно синий», пикейный жилет, а в руке, одетой в перчатку, сжимается трость с набалдашником. У героя А. Белого к тому же «съезжались брови - углами не низ, наверх...» [13, с.175].
Воланд не однозначная фигура в романе, он состоит из противоречий. Он противоречив, когда дело заходит об нравственных вопросах. Но, несмотря на то, что Воланд не человек, ему присущи некоторые человеческие чувства: азарт игрока, любопытного наблюдения о то, что произойдет дальше. Но именно в нем воплощена часть, той силы, которая всегда будет противостоять добру.
В каждом эпизоде он не однозначен, в каждом эпизоде мы видим нового Воланда, автор не выдерживает строгой последовательности, да и сам герой порой совершает неожиданные поступки.
«Не будем наживать на поступке непрактичного человека в праздничную ночь, – он повернулся к Маргарите, – итак, это не в счет, я ведь ничего не делал. Что вы хотите для себя?» [7, с. 274].
Образ Воланда, как мы видим, занимает одну роль в романе. Ведь действия в основном разворачиваются вокруг. И скорее всего он выполняет здесь далеко не роль злого Мефистофеля, скорее он как правитель руководит и следит за порядком. У него даже есть помощники, которые помогают наказывать людей, переступивших черту пошлости и тунеядства. Они дают людям шанс, так как не лишены человечности. Но те, кто не выдерживают испытания, получают по заслугам.
Воланд не порождает зло, он всего лишь борется с тем, что в мире накопилось злого и темного. Поэтому считать фигуру Воланда, Сатанинской или злой очень трудно, ведь он тот, кто не дает пасть миру в мрак. Тот, кто поддерживает тьму против света, ибо одно без другого существовать не может. У Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоза, Сокова и других, преступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в мировой литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа.
§2. ОБРАЗ МАРГАРИТЫ
В романе Булгакова появляется еще один из центральных персонажей‒ Маргарита. О ней мы узнаем, когда Мастер рассказывает Ивану о ней.
Важно подметить, что до появления образа Маргариты, роман носил другое название «Князь тьмы», но во второй редакции, появление этого образа кардинально меняет весь сюжет романа, который ранее был зациклен на Сатане. Теперь центральной темой является романтическая и трагическая любовь. Этот образ появился, когда в жизнь Булгакова вошла Елена Шиловская.
«Они сразу понравились друг другу и долго бродили потом по Москве. С этого дня началось их вначале трудная и чуть ли не трагическая, а потом такая счастливая ... любовь ...»[18, с.184].
Считается что имя Маргарита, было взято из «Фауста». А прототипом Маргариты считают жену автор Елену Сергеевну, которая помогала писать роман.
Елена Николаевна знала об этом сходстве, гордилась им. В своей манере – сдержанно, не подчеркнуто ‒ гордилась. Для нее это был отблеск фантазии Булгакова, оставленный ей на всю ее последующую жизнь, бессмертный след его любви и его необыкновенной личности» [19, с.67-68].
Поразительное сходство имеет, также любовь Елены Сергеевны и Михаила Булгакова. Она была богатой замужней женщиной, но ради любви, она переехала жить к Булгакову, оставивши своего мужа.
Автор не дает описания внешности Маргариты, но он подчеркивает красоту ее глаз, что свидетельствует, что для него важна духовная красота, а не физическая. Маргарита обладает такой красотой.
Образ Маргариты‒ символ духовной красоты, женственности. Маргарита‒ образ огромной любви, жертвенной любви, которая способная на многое. Так она превращается в ведьму, что бы найти своего Мастера. Ее душа полна отчаянья и пустоты, жажды возмездия.
Она уничтожает все на своем пути.
Но когда видит испуганного
Перед нами она престает в образе ведьмы. Но даже у той ведьмы доброе, человечное сердце. Речь Маргариты разъясняет, помогает понять много в романе. Именно Маргарита открывает мир нарисованный автором. Именно из ее уст звучит темы веры и безверия, конечности и бесконечности, жизни и смерти. Именно Маргарите доверено увидеть Бал Сатаны, принять в нем участие и искупить грехи человеческие, став почти Христом для Мастера. Именно она будет крушить приземленный московский быт. В романе образ Маргариты центральный, ведь она та, которая спасла Мастера; жертвуя собой, сделала возможной встречу «князя тьмы» и Мастера, а затем и то, что Мастеру был дарован покой. Образ Маргариты важен для романа. Об этом свидетельствует и выбор имени героини, ведь Маргарита значит «жемчужина ».Именно она вносит в роман темы веры и искупления. Роман оказывается духовным завещанием М.А. Булгакова, поэтому так много означает бережное и доброе отношение автора к своей героине. Ведь по мнению автора, женщина-жемчужина несет в мир жизнь, отдавая любовь и возрождая творчество.
Маргарита, как и Воланд далеко не самые сатанинские персонажи. Ведь то, что они наделены мистической силой не мешает им оставаться человечными и милосердными и добрыми.
В сделку с дьяволом вступает не герой, а героиня, именно ее избирает нечистая сила. Вот почему П. Андреев называет роман «Мастер и Маргарита» «своего рода «анти-Фаустом» и отвергает причастность к образу возлюбленной Мастера теории «вечной женственности» В. С. Соловьева: «Место благочестивой Гретхен занимает раскосая ведьма, королева шабаша. А уж о «вечной женственности» вряд ли стоит вспоминать! И если в творчестве Гете, как еще раньше в Книге Иова, человек побеждает Губителя и Искусителя, то ныне он становится его легкой добычей» [20, с.39].
Нельзя утверждать, что Маргарита это идеал, ее вина ведь только в том, что она приняла участие на балу с грешниками, но все это было только во имя люби. Ведь в ее сердце теплиться надежда, увидеть своего любимого.
Маргарита преодолевает множество невзгод и разлуку с любимым и
делает все, что в ее силах, чтобы быть рядом с любящим человеком. Но интересен тот факт, что в конце она просит исполнить желание помочь Фриде. Она ставит свое желание, мечту ниже, чем обещание, которое дала Фриде.
«Я попросилавас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло» [7, с.274].
Автор не зря показал такой великодушный ход со стоны Маргариты. Какой бы плохой Маргарита не стала, будучи ведьмой, она не утратила чувство милосердия.
Образ Маргариты это образ женщины с всепоглощающим чувством любви, доброты, милосердия и красоты. Именно благодаря Маргарите мир получает известный роман, с известным пратекстом который пишет Мастер.
« Слово» возрождает « истину», которую писал автор, но помогла возродить Маргарита. И только присутствие Маргариты заставляет Мастера закончить свой роман и быть сильным, а Воланда проявить милосердие, которое ему не свойственно. Таким образом, Маргарита, помогает открыть новую эпоху, которая по задумке автора закончится тогда, когда Мастер допишет свое произведение и передаст его на Небо. Маргарита по моему мнению она заслуживает не «покоя», как Мастер, а «света», ведь она принесла такие качества в роман как любовь и милосердие.
Заключение
Одной ведущей тема романа Булгакова « Мастер и Маргарита» является тема добра и зла. Литературоведы, так и не смогли разобрать какие персонажи можно отнести к добру, а какие к злу.
Эти два понятия вечны и не разделимы. Одно не может существовать без другого. Где есть добро, так есть и зло. И не всегда носителями добра и зла могут быть разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека.
М.А. Булгаков в своем романе показывает вечную борьбу добра и зла. Он показывает это с разных эпох и разных времен, в которых видно, что с годами ничего не меняется. С начала автор показывает события 20-30х годов, а затем библейские времена.
Главная тема произведения, его стержень это истина. Герои добра и зла в поисках ее.
Каждый описанный образ в романе относится к определенной категории зла или добра, но однозначно определить их к одной стороне или другой нельзя. Ни один герой не вызывает отрицательного отношения к себе. Даже сам Воланд, несмотря на отпугивающие описание Сатаны, престает пред нами милосердным, добрым, честным персонажем.
Каждый из этих образов взаимосвязан друг с другом и противоположен.
На нравственного, честного Иешу олицетворяющего образ добра, автор противопоставляет образ Воланда, зло которое прибыло в Москву, что бы найти истину, разобраться в пагубных, эгоистичных, алчных поступках, которые совершают люди и навести порядок.
Образ Мастера, как человека который, как и персонаж его книги совершает подвиг, только творческий. Спокойный Мастер и активная, идущая на заключение сделки с дьяволом, милосердная Маргарита, которая отдает все, только чтобы быть рядом с Мастером.
Каждый персонаж очень тонко переплетается друг с другом, и существование одного образа без другого очень трудно представить. Вместе они составляю картину, которую и хотела показать Булгаков.
Которая заключается не только в силах добра и зла, а именно в то что зло не всегда значит зло, а добро не всегда значит добро. Эти два понятия так тонко переплетаются друг с другом, что их очень трудно разделить.
Поступки героев романа Булгакова являются и героичными и подлыми, трусливыми, но их объединяет чувство света и добра, которые они хотят обрести. В конце концов, каждый из них обладает человеческими качествами, которые делают этот мир лучше.
Проблема добра и зла является основой этого романа, именно потому он будет актуален еще долгие столетия.
Использованная литература
19.Соловьева. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» -М .: Издательство Общедоступного Православного Университета, 1995.‒400с.