Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 01:20, курсовая работа
Свой последний роман «Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков начал писать зимой 1929-30гг. « Дописать раньше, чем умереть». Так начал писать сам автор, о романе который не имел еще столь популярного названия. В общей сложности работа над ним продолжалась более десяти лет. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», над которым автор работал до последнего дня своей жизни, остался в его архиве и был впервые опубликован в 1966-1967 годах в журнале «Москва».
Введение.................................................................................................3
Глава 1. Борьба добра и зла в героях романа......................................7
Глава 2. Сила зла, творящая добро.....................................................14
§1. Образ Воланда............................... .............................................14
§2. Образ Маргариты........................................................................21
Заключение.............................................................................................23
Использованная литература..................................................................26
Содержание
Введение......................
Глава 1.
Борьба добра и зла в героях романа........................
Глава 2.
Сила зла, творящая добро.........................
§1. Образ Воланда.......................
§2. Образ Маргариты.....................
Заключение....................
Использованная
литература....................
Введение
Свой последний роман «Мастер и Маргарита», Михаил Булгаков начал писать зимой 1929-30гг. « Дописать раньше, чем умереть». Так начал писать сам автор, о романе который не имел еще столь популярного названия. В общей сложности работа над ним продолжалась более десяти лет. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», над которым автор работал до последнего дня своей жизни, остался в его архиве и был впервые опубликован в 1966-1967 годах в журнале «Москва».
Роман написан так, «Словно автор, заранее чувствуя, что это его последнее произведение, хотел вложить в него без остатка всю остроту своего сатирического глаза, безудержность фантазии, силу психологической наблюдательности»[1, с. 7].
Автор писал не задуманную «эпопею», а остросюжетное повествование. Первую редакцию романа Булгаков уничтожил, после того как получил известие о запрете пьесы «Кабала святош». Он писал, что лично бросил рукописи в печь. Но спустя некоторое время он начал заново творить свой роман. Он писал: « В меня … вселился бес. Уже в Ленинграде теперь здесь, задыхаясь в своих комнатенках, я стал марать страницу за страницей наново, тот свой уничтоженный три года назад роман…»[7, с. 14]
Булгаков черпал силы для написания романа у Мастера, а Мастер‒ у Булгакова.
Булгаков раздвинул границы жанра романа, ему удалось достигнуть органического соединения историко-эпического, философского и сатирического начал. По глубине философского содержания и уровню художественного мастерства «Мастер и Маргарита» по праву стоит в одном ряду с «Божественная комедия» Данте, «Дон Кихотом» Сервантеса, гетевским «Фаустом», толстовской «Войной и миром» и другими «вечными спутниками человечества в его исканиях истины свободы»[2,с.12].
Каждый прочитавший роман
« Роман Булгакова для русской литературы, действительно, высшей степени новаторский, а потому нелегко дающийся в руки»[3, с. 35].
Новаторство автора прослеживается на каждой странице его фантастического романа‒ в декларациях Мастера, Иешуа, Воланда, Пилата, в сатирических эпизодах.
Роман «Мастер и Маргарита» вошел в золотой фонд русской и мировой культуры. Проблемы, в « Мастере и Маргарите», не устарели, они актуальны и сегодня.
Наверное, именно поэтому роману посвящено столько книг и статей, в которых высказываются порой противоположные мнения. Роман располагает к этому своей многогранностью и неповторимостью. В 60-70-е годы ряд критиков, негативно оценил авторскую позицию “Мастера и Маргариты”. Л.Т.Скорино и А.Метченко не оценили проблемы гуманизма и пессимизма, который затрагивал автор [4, с. 56 ], [5, с. 71].
Среди работ, посвященных роману в первую очередь, необходимо отметить следующие: Б.В.Соколов «Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1991); А.В.Вулис «Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (1991); Б.С.Мягков «Булгаковская Москва» (1993);
В.И.Немцев «Михаил Булгаков: становление романиста» (1991); В.В.Новиков «Михаил Булгаков - художник» (1986); Б.М.Гаспаров «Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Новый Завет в произведениях М.А.Булгакова» (1994); В.В.Химич «Странный реализм М. Булгакова» (1995; В.Я.Лакшин «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (1968) и др.
Во всех этих работах рассматриваются образы персонажей романа Булгакова. Особенно пристальное внимание им уделяется в работе Б.В.Соколова, А.В. Вулиса, В.И.Немцева, В.В.Новикова, В.Я.Лакшина. Книга Б.С. Мягкова посвящена прототипам героев, а Б.М.Гаспаров проанализировал мотивную структура романа, что естественно, связано с основными образами произведения. Трактовка образов, событий романа порой настолько различна, что создается впечатление, будто речь идет о разных произведениях.
Целью данной работы является:
Задачами ее является воссоздание портрета каждого из них, выяснения возможных прототипов, рассмотрения качеств настоящего добра и отличие их, от зла. Какими качествами обладают эти герои, противоположные на первый взгляд, раскрыть образ Мастера и его прототипы, близость к автору, скрытый героизм.
В образе Иешуа важно раскрыть соединения божественного и человеческого, а также его сходства с традиционными представлениями о Христе и отличие от них; и представить образ Иешуа как высокоморального человека, героя и жертвы.
Образ Воланда занимает особое место в романе. Образ Воланда в ранних публикациях, как воплощение зла и проявление добра в его действиях.
Рассмотреть образ Маргариты как любящей женщины совершающей безумные поступки во имя любви.
Проблема добра и зла рассматривается как основа этого романа, объединяющая образы героев романа в единую систему.
Новизна этой работы заключается в проведении параллели между главными героями романа и реальными людьми.
Методы, использованный при написании курсовой работы: аналитический и историко-литературный. Объектом изучения является тема борьбы добра против зла.
Практическое значение этой работы: результаты можно использовать для студенчески научных работ и статей, а также отдельные фрагменты данной курсовой могут быть использованы учителями во время уроков и внеклассных мероприятий.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Борьба добра и зла в героях романа
М.А. Булгаков назвал “Мастера и Маргариту” романом, но жанровая уникальность этого произведения до сих пор вызывает у литературоведов споры.Его определяют как роман-миф, философский роман, мениппея (жанр античной литературы; характеризуется свободным соединением стихов и прозы, серьезности и комизма, философских рассуждений и сатирического осмеяния, пристрастием к фантастическим ситуациям (полет в небо, нисхождение в преисподнюю и т.п.), создающими для персонажей возможность свободного от всяких условностей поведения.).
Это происходит потому, что, как отмечает
автор ”Булгаковской
Столь же оригинальна, как и жанр, композиция “Мастера и Маргариты”- роман в романе, или двойной роман. Эти два романа (о судьбе Мастера и Маргариты и о Понтии Пилате) противопоставлены друг другу и в то же время образуют некое органическое единство.
Своеобразно сплетены в сюжете два пласта времени: библейское и современное Булгакову, то есть 30-е гг. 20 в. и 1 в. новой эры. Многие события, описанные в ершалаимских главах, в пародийном, сниженном виде повторяются ровно через 1900 лет в Москве.
Три сюжетные линии Мастера и Маргариты (философская - Иешуа и Понтий Пилат, любовная- Мастер и Маргарита, мистическая и сатирическая - Воланд, его свита и москвичи), облеченные в свободную, яркую, порой причудливую форму повествования, тесно связаны между собой образом Воланда.
Сюжетные линии двух романов завершаются, пересекаясь в одной пространственно-временной точке - в вечности, где Мастер и его герой Понтий Пилат встречаются и обретают прощенье и вечный приют.
Коллизии,
ситуации и персонажи библейских
глав, зеркально отражаясь в
1. ОБРАЗ ИЕШУА
В романе Булгакова, основой доброй силы выступает образ Иешуа из Ершалаима, близкому к образу Христа.
В.И. Немцев пишет: «Иешуа ‒ это «авторское воплощение вдела положительного человека, к которому направлены стремления героев романа»
[6, с. 115].
Образ Иешуа в романе выступает нравственным и добрым, но особых героических жестов в романе не наблюдается. Фигура Иешуа стала выдающимся открытием Булгакова.
Для него все люди добрые, несмотря даже на то, что он страдает от руки Крысобоя, он продолжает говорить Понтию Пилату, что с течением обстоятельств он стал таким. И на самом деле он добрый человек. Даже люди, которые сделали Крысобоя таким, он называет добрыми людьми.
«– Да, – ответил арестант, – он, правда, несчастливый человек. С тех пор как добрые люди изуродовали его, он стал жесток и черств. Интересно бы знать, кто его искалечил»[7,с. 31].
Он верит, что все можно изменить мирным путем, что все наладится:
«Если бы с ним поговорить, – вдруг мечтательно сказал арестант, – я уверен, что он резко изменился бы» [7, с. 31].
Образ Иешуа, очень похож на образ Иисуса, поскольку он обладает добротой, доверием, уважением, сочувствием к другим и надеется, что в этот мир придет мир истины и все будут равными между собой.
История о Христе рассказывается иначе, чем в Священном Писании.
«Вместо
прямой конфронтации жертвы и
предателя, Мессии и его
Нетрадиционность образа Иешуа Га-Ноцри в сравнении с евангельским Иисусом Христом очевидна:
Иешуа у Булгакова – «человек лет двадцати семи». Иисусу Христу, как известно, было тридцать три года во время свершения им жертвенного подвига.
Иешуа по крови «кажется, сириец». Еврейское происхождение Иисуса прослежено от Авраама (в Евангелии от Матфея);
Булгакова оставлено лишь одно нравственное положение "Все люди добрые» оспорено божественное происхождение Евангелий. О записях на пергаменте ученика — Левия Матвея — Иешуа в романе говорит: «Эти добрые люди… ничему не учились и все перепутали, что я говорил. Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И все из-за того, что он неверно записывает за мной» [7, с. 32].
Иешуа, не божественного происхождения, он человек, который находит нравственную, психологическую опору в себе самом и в своей истине, которой он остался верен до конца.
В образе Иешуа важно раскрыть соединение божественного и человеческого, его сходство с традиционными представлениями о Христе и отличие от них.
У Булгакова, Иешуа- это воплощение идеала положительного человека. Он как и все люди страдает от боли и радуется освобождению от нее.
В его образе , как и во всем романе автор соединил Евангилие, Апокалипсис и «Фауста».
Прокуратор Иудеи хотел склонить Иешуа сказать ложь, на что тот, отказался. Говоря что правду говорить приятнее, чем врать.
«Правду говорить легко и приятно, – заметил арестант»[7, с.33]
Образ Иешуа чист и приятен, он не вызывает никакой двойственности.
Он не содержит в себе отрицательные черты характера.
Даже под предлогом смерти он говорит только правду и истинно верит, что с ним ничего не может произойти плохого.
Ведь он считает, что его жизнь не зависит от Понтия Пилата, и эту
волосинку он не сможет оборвать, так как не он ее подвесил.
« И в этом ты ошибаешься, – светло улыбаясь и заслоняясь рукой от
солнца, возразил арестант, – согласись, что перерезать волосок уж
наверно может лишь тот, кто подвесил?» [7, с.31].
Он простодушно просит Пилата: «А ты бы меня отпустил, игемон...»
[7, с.36] и верит, что это возможно.
Пилат и впрямь готов был бы отпустить нищего проповедника, и лишь
примитивная провокация Иуды из Кириафа решает исход дела к невыгоде Иешуа. Поэтому, по Истине, у Иешуа нет не волевого смирения.
Не смотря на то, что Иешуа очень высокоморальный человек, в романе он остается жертвой, которая, несмотря на положительный добрый
образ не смогла изменить свою судьбу.
Так, прокуратор заявил, что умывает руки и обрекает невиновного
человека на смерть, но было у него чувство, что он что-то недоговорил с
необычным, но привлекшим его внимание человеком . Иешуа со
вершил жертвенный подвиг во имя истины и добра, а Пилат страдал и
мучился двенадцать тысяч лун, пока Мастер не дал ему прощения и
возможности с ним договорить.
Иешуа является несправедливой жертвой. Ведь его поступки нельзя
даже и сопоставить в один ряд с преступлениями других.
Понтий Пилат считает его глупцом, произносящим нелепые речи, но его смерти он не желает. Об этом свидетельствует, что разговаривает он с заключенным на разных языках, расспрашивая, а затем его разговор с Первосвященник, его ходатайство за Иешуа. И угроза Первосвященнику за глупое решение: