Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:42, доклад
(1799 - 1817) Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году
в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848) , происходил из помещичьей, когда-то богатой
семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он
проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском
комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его
Василий Львович приобрел известность как поэт. В доме Пушкина интересовались литературой, а сам
Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские
стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда
для характеристики европейской жизни. Очень остроумно и удачно, например, использовал
пушкинского "Евгения Онегина" один из немецких эссеистов, изучавший "общественность Западной
Европы" начала прошлого века (Глейхен - Руссвурм) . Он целыми страницами цитирует в своей книге
"Евгения Онегина",
характеризуя жизнь верхних
века.
В плане
европейском Пушкин - первый великий
европейский поэт русской
в новых образах
и звуках отразивший новый российский
участок европейской
эпохи.
Постольку ли он в европейском, мировом масштабе, как Гете, Шекспир, Данте, - это уже вопрос
не меры гения Пушкина, а меры "всемирности" той России, в которой жил и творил Пушкин.
Поскольку же он был первым поэтом на новом европейским языке, поэтом молодой национальной
культуры, слагавшейся в соседстве и во взаимоотношениях с культурами более зрелыми, он был, может
быть, больше европейцем, чем русским, в сравнении хотя бы с Гоголем.
В то же время Пушкин национален в широчайшем смысле, поскольку его творчество отразило
русскую действительности эпохи, ее буржуазное становление со всеми присущими ей противоречиями.
Пушкин - человек нового, послереволюционного времени, чувствующий и мыслящий строго
исторически, и его "гражданство всего мира" - на историческом мировоззрении основанное сознание
единства человеческой культуры - делают его участником страданий и радостей культурного европейца
своего времени.
Как "европеец" Пушкин плохо чувствовал себя в России. Вы помните волнующие стихи "Евгения
Онегина", написанные в Одессе у моря:
Придет ли час моей свободы?
Пора, пора! взываю к ней;
Брожу над морем, жду погоды,
Маню ветрила кораблей.
Под ризой бурь, с волнами споря,
По вольному распутью моря
Когда ж начну я вольный бег?
Пора покинуть скучный брег
Мне неприязненной стихии...
Те же настроения и в письмах.
Вот скорбный вопрос Пушкина в письме к П. А. Плетневу в первой половине декабря 1825 года:
"Что мне в России делать? ".
Или в письме к П. А. Вяземскому 27 мая 1826 года: "Ты, который не на привязи, как можешь ты
оставаться в России? Если царь даст мне свободу, то я месяца не останусь. Мы живем в печальном
веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или
Парижские театры..., то мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство". В этом же
письме родная страна для него "проклятая Россия".
И в мае он пишет жене из Москвы: "Брюлов сейчас от меня едет в Петербург скрипя сердце;
боится климата и неволи... Чорт загадал меня родиться в России и душою и талантом! " Пушкин до
конца дней был в движении. Как сказал о нем Н. Станкевич в письме к Я. Неверову (1837 г.) :
"Спокойствие было не для него; мятежно он прожил и мятежно он умер".