Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:42, доклад
(1799 - 1817) Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году
в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848) , происходил из помещичьей, когда-то богатой
семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он
проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском
комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его
Василий Львович приобрел известность как поэт. В доме Пушкина интересовались литературой, а сам
Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские
стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда
одному конфликту с Николаем I, было угодно то, что жена Пушкина танцевала в Аничкове. В это
время у Пушкина были материальные затруднения, должность при дворе не давала спокойно работать,
а переиздание его произведений не приносило больших доходов. К тому же в мае 1832 года у
Пушкиных родилась дочь Мария, а в июле 1833 года - сын Александр, позднее, 1835 году родится сын
Григорий и 1836 году - дочь Наталья.
В Петербурге жили сами Пушкины и две сестры жены. Для того, чтобы содержать такую
большую семью и давать ей возможность вести широкую светскую жизнь, Пушкин прибегает к займу,
и залогам драгоценностей.
Долг у него составлял 60 тыс. рублей, и ему пришлось прибегнуть к помощи государства, чем он
оказался окончательно привязан ко двору. В марте 1836 года умерла мать Пушкина, оставив в
наследство Михайловское, дележ которого дотянулся до смерти Пушкина.
В 1835 году появился повод к дуэли, когда молодой офицер Дантес начал ухаживать за Натальей
Николаевной, чему она была не против. По двору ходили мерзкие сплетни и Пушкину было прислано
анонимное письмо, где указывалось косвенно на измену его жены с Николаем I.
Пушкин заподозрил в авторе этого письме Геккерна (приемного отца Дантеса) и вызвал на дуэль
Дантеса. Но вмешательство Жуковского предотвратило дуэль. По настоянию Пушкина Дантес женился
на одной из сестер Натальи Николаевны Гончаровой. Но и после брака Дантес продолжал ухаживать за
женой поэта. Вскоре Пушкин узнал о свидании Натальи Николаевны с Дантесом, состоявшимся в доме
Идалии Полетики, лично ненавидевшей Пушкина. На этот раз Пушкин послал вызов самому Геккерну,
но вместо него вызов принял Дантес. Дуэль состоялась 27 января 1937 года на Черной речке у
Комендантской дачи. Там Пушкин был смертельно ранен. В 2 часа 29 января (по новому стилю 10
февраля) 1937 года он умер. 5 февраля Пушкин был перевезен в село Михайловское и погребен у
Святогорского монастыря.
НАРОДНОСТЬ СКАЗОК ПУШКИНА
"Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это
русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем
русская природа, русская душа, русский дух, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой
же очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла"
(Н. В. Гоголь) .
Когда мы читаем Пушкина, мы вовсе не обязательно думаем о его заслугах, о том, что он
родоначальник новой русской литературы, основатель реализма. Зато мы непременно чувствуем, какой
огромный художественный мир - целый мир! - создал Пушкин, как прекрасен и многообразен этот мир,
как в нем все полно жизни, чувства, глубокой правды - будь это "Евгений Онегин" или "Сказка о попе и
о работнике его Балде", "Капитанская дочка" или "Буря мглою небо кроет". Каждый из нас находит в
этом мире что-то свое, что-то особенно близкое себе: это такой колодец, из которого может черпать
каждый, и черпать бесконечно на протяжении всей своей жизни.
"У
каждого возраста свой Пушкин"
- сказал как-то Самуил
Верно и то, что любой человек возвращается к поэзии Пушкина и, по-новому, уже воспринимает его
творчество, и снова открывает для себя что-то новое и неведомое.
Мир сказок Пушкина - это когда возвращение к поэзии Пушкина происходит естественным
образом. Когда ты маленький, то тебе читают сказки Пушкина, и ты переживаешь вместе с героями
этих сказок под "мелодичный голос", заключенный в стихотворном ритме. Выразительно
охарактеризован Белинским пушкинский стих: "Античная пластика и строгая простота сочетались в
нем с обаятельною игрою романтической рифмой; все акустическое богатство, вся сила русского языка
явились в нем в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как
смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и
могуч, как удар меча в руке богатыря... Если бы мы хотели охарактеризовать стих Пушкина одним
словом, мы сказали бы, что это по преимуществу поэтический художественный, артистический стих, -
этим разгадали бы тайну пафоса всей поэзии Пушкина... ".
Когда
ты становишься взрослым, то ты
читаешь эти сказки своим
их, но не переставая их любить и дарить эту любовь своим детям.
А. С. Пушкин в детстве очень любил слушать сказки, рассказанные своей няней, Ариной
Родионовной. Об этом знают все. Но интерес к сказкам появляется у Пушкина уже в конце его
поэтической деятельности в тридцатые годы. Из более ранних опытов известен только отрывок
"Сказки о царе Никите и его сорока дочерях", 1822 год. Сказка эта, написанная на нескромный сюжет,
была уничтожена Пушкиным. Сохранился лишь черновик ее начала, а начало это любопытно только
тем, что весь Пушкин уже употребил тот стихотворный размер, которым написана большая часть его
последних сказок, четырехстопный хорей.
Начиная с 1827 г. - по 1828 г. Пушкин проявляет усиленный интерес к народному творчеству.
Еще до этого, во время пребывания в Михайловском, он охотно слушал песни и сказки крестьян и
записывал их.
С 1827 года он сам начинает писать "в народном вкусе". Сказки Пушкина не являются точным
переложением народных сказок, и лишь немногое из этих сказок попало в его стихотворные сказки.
Большая же часть заимствована им из немецких сказок братьев Гримм. Выбирая занимательный
сказочный сюжет и переделывая его свободно по вкусу русских народных сказок, Пушкин совершенно
не заботился о подлинности рассказываемых сказок.
Из вышесказанного
можно сделать вывод, что
к сказкам Пушкина был, есть и остается.
Интересно
почему? А потому что они очень
народны. В них отражены
крестьян и бедноты:
"Жил старик со старухой
У самого синего моря:
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года,
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу. "
и
"Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось. "
(Сказка о рыбаке и рыбке) Видно, что жили старик со старухой, и не всегда у них хватало еды:
"Раз он в море закинул невод,
Пришел невод с одною тиной.
Он другой раз закинул невод,
Пришел невод с травою морскою.
Третий раз он закинул невод,
Пришел невод с одною рыбкой,.. "
Отражен
в сказках Пушкина также и
определенный уклад жизни
проводили вечера за рукоделием и общением друг с другом, рассказывая свои мысли и мечты:
"Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица,
Говорит одна девица,
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
Кабы я была царица,
Говорит ее сестрица,
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна.
Кабы я была царица,
Третья молвила сестрица,
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря".
(Сказка о царе Салтане)
Как хорошо описал Пушкин добротную русскую избу, назвав ее теремом:
"И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой
Видит девица, что тут
Люди добрые живут,.. "
"Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась"
(Сказка о мертвой царевне)
Создается объем большого, светлого, надежного жилища и очень русского: светлая горница,
лавки, стол дубовый под святыми, печь с лежанкой изразцовой. В каждом доме на Руси был угол, где
висели иконы и стол в доме всегда ставили под святыми.
Город на старой Руси также описан в сказках:
"И дивясь перед собой,
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей"
Сказки народны также и потому, что А. С. Пушкин использует в них слова и обороты,
свойственные большинству людей в России того времени:
- "И пустили в Окиян"
- "Девицу в живых оставил"
- "Чародея подстрелил"
- "Лебедь тешится моя"
- "Мать и сын идут ко граду"
- "И Ответ держать велит"
- "За морем житье не худо"
- "Не привальный, не жилой"
- "Чуду царь Салтан дивится"
- "Обмерла и окривела"
- "Чудо-чудное завесть"
- "Свет о белке правду бает"
- "При честном при всем народе"
- "Злыми жабами глядят"
- "Молит князь: душа де просит, Так и тянет и уносит... "
- "У моря искать дичины"
- "Со креста шнурок шелковый"
- "Смотрит видит дело лихо: Бьется - лебедь средь зыбей"
- "Молвит он: коль жив я буду"
- "К нам он в гости обещался А доселе не собрался"
- "С сватьей бабой Бабарихой;"
- "И засеян двор большой Золотою скорлупой"
- "В нем взыграла ретивое! "