Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 16:42, доклад
(1799 - 1817) Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году
в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848) , происходил из помещичьей, когда-то богатой
семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он
проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском
комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его
Василий Львович приобрел известность как поэт. В доме Пушкина интересовались литературой, а сам
Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские
стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда
- "... и дух в нем занялся... Царь слезами залился"
- "Их нашли насилу там"
Все эти строки взяты из сказки А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди". В других сказках
Пушкина безусловно можно найти еще достаточно много подтверждений тому, что общение с
крестьянами и его интерес к их песням и сказкам породили такое богатство описаний, переживаний,
мыслей и характеристик персонажей на языке таком близком и знакомом им. И хотя мы живем в XX
веке, читая все эти строки, отдаешь дань восхищениям русскому языку, его многообразию, певучести и
красоте, а А. С. Пушкину - память в сердце.
Мысль о правде, о справедливости, о добре и зле глубоко волновали человека всегда. И всегда
хотелось верить,
что как бы ни сильны и наглы
зло, корысть, властолюбие и
своей ненасытностью в конце концов сами себя накажут, а правда рано или поздно возьмет свое.
Правда Пушкин видел, что в жизни это бывает реже, чем в сказке, но тем приятнее было писать эти
сказки.
Образно
Пушкин показывает чувство
Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне
Лебеди":
"В кухне злится повариха
Плачет у станка ткачиха
И завидуют оне
Государевой жене. "
"А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Извести ее хотят
Перенять гонца велят"
И добиваются своими злодеяниями результата, устраивающего их:
"Делать нечего: бояре,
Потужив о государе
И царице молодой,
В спальню к ней пришли толпой
Объявили царску волю
Ей и сыну злую долю,
Прочитали вслух указ,
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян -... "
Тема зависти также прослеживается в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях":
"На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь,
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
"Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее? "
Что же зеркальцо в ответ?
"Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее. "
Как царица отпрыгнет,
Да как ручку замахнет,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!...
"Ах, ты мерзкое стекло!
Это врешь ты мне на зло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать беременной сидела,
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше,
Обойди все царство наше,
Хот весь мир; мне ровной нет
Так ли? " Зеркальцо в ответ:
"А царевна все ж милее,
Все ж румяней и белее".
Делать нечего.
Она Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку,
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И связав ее, живую,
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
А. С.
Пушкин вкладывал в свои
что все оживает, оживают мысль и чувства поэта, воплощенные в бессмертно прекрасных словах,
звуках, образах, воссозданных силой воображения, силой искусства. Образ царицы великолепно зрим и
нагляден в этом отрывке, это необычайный дар Пушкина так создать образ, что лучше и сказать
нельзя.
Ненасытность - как отрицательное качество человека, отразил Пушкин в "Сказке о рыбаке и
рыбке". По волнам фантазии А. С. Пушкина попадает в сети к бедному, доброму старику золотая рыбка
и началась у старика беспокойная жизнь:
"Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось".
И разворачиваются события:
"Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ли корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись, выпроси уж избу. "
Чем дальше в лес, тем больше дров.
"Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой. "
Росли
запросы у ненасытной старухи,
и царицей стала, да
"Воротись, поклонися рыбке
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в окияне море,
Чтоб служила мне рыбка золотая,
И была бы у меня на посылках. "
И горьким
было разочарование старухи:
О жадности,
о невыполнении обещаний
попе и работнике его Балде" "Жил был славный царь Додон. " "Что и жизнь с такой тревоги!
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу. "
Получив
помощь от великолепного
"Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит "
За такое одолженье",
Говорит он в восхищеньи,
"Волю первую твою
Я исполню, как мою"
Помнит царь об обещаньи, но влюбился старый царь в Шамаханскую царицу и привез ее домой:
"Всех приветствует Додон
Вдруг в толпе увидел он
В сарочинской шапке белой
Весь как лебедь поседелый
Старый друг его скопец,
"А! здорово, мой отец",
Молвил царь ему, "что скажешь?
Подь поближе; что прикажешь".
"Царь", ответствует мудрец,
"Разочтемся наконец".
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне как другу
Волю первую мою
Ты исполнить как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу... "
Крайне царь был изумлен.
"Что ты? " старцу молвил он,
"Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся.
Что ты в голову забрал?
Я конечно обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица? "
Вывод дальнейших рассуждений будет в анализе зла и добра.
А теперь
попробуем посмотреть на
"Жил был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная, куда.
"Что, батька, так рано поднялся,
Чего ты взыскался? "
Поп ему в ответ:
"Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого? "
Договорились Поп с Балдой об оплате:
"В год за три щелка тебе по лбу".
Служит Балда исправно:
"Время идет и срок уж близенько.
По не ест, не пьет, ночи не спит:
Лоб у него заране трещит. "
Думы думает поп, "как лоб от расправы избавить и Балду без расплаты оставить". Ничто не
помогло попу. И хоть в жизни не всегда бывает счастливый конец, не всегда добро побеждает зло, но
сказки тем хороши, что в них добро побеждает зло, почти всегда - счастливое окончание.
Наказана была старуха в "Сказке о рыбаке и рыбке":
"Ничего не сказал рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге его старуха,
А перед нею разбитое корыто. "
Не сумел уйти от расплаты и поп:
"Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризною:
"Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною. "
Невыполненное обещание царя Додона привело его не только к своей гибели, но и к гибели