Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 06:25, курсовая работа
Вот уже шестое десятилетие, как универсальный гений Брехта – драматурга, поэта и прозаика, режиссера и теоретика театра – завоевал всемирное признание. Утвердившись в репертуаре театров множества стран еще в 50-е годы, пьесы Брехта по сей день владеют подмостками Берлина и Гамбурга, Москвы и Нью-Йорка, Парижа и Варшавы, Токио и Лондона, Праги и Будапешта, Милана и Афин… Когда Брехт умер, известный западногерманский публицист Себастиан Хаффнер писал в английской газете «Обсервер»: «В лице Бертольда Брехта Германия и мир потеряли творческого гения первой велечины.
1. Введение 1 стр.
2. Бертольд Брехт 2 – 8 стр.
3. Годы эмиграции 9 – 16 стр.
4. Анализ произведения «Матушка Кураж и ее дети» 16 – 19 стр.
5. Апология Брехта. «Мамаша Кураж и ее дети» на сцене
Большого драматического театра имени Г.А.Товстаногова 20 – 22 стр.
6. Список литературы 23 стр.
Ударе же на неё обрушиваются самые жестокие. В начале Матушка Кураж теряет старшего сына, красавца Эйлифа. Завлеченным обманными посулами вербовщиков, приманивших его военной романтикой, Элиф добровольцем идёт в армию и бесславно погибает. Правда, поначалу он удостаивается высокой награды от самого главнокомандующего – за ограбления и убийство крестьян. Но когда позднее он повторяет свой подвиг, то оказывается, что он нарушил этим одно из кратковременных перемирий (о котором не успел узнать), - и его казнят как преступника.
Второго сына, Швейцеркас, не соблазняют военные подвиги. Мобилизованный в армию, он старается держаться в стороне от сражений и берёт на себя заботу о полковой кассе. Однако он попадает в плен к врагам. Матушка Кураж могла бы его выкупить, но пока она торгуется, надеясь заплатить подешевле, чтобы сберечь что-нибудь на преданное дочери, Швейцеркаса успевают расстрелять.
Катрин, дочь матушки Кураж, погибает героически. Катрин – немая: зрелище насилий во время войны лишило её речи. Брехт символически воплощает в её образе немоту немецкого народа, не решающегося поднять голос против сеятелей смерти. Но наступает момент, когда Катрин не может больше молчать. К дому у дороги, где они с матерью остановились, подошли солдаты, чтобы рано утром напасть на близлежащий город. Катрин взбирается на крышу дома и изо всех мил бьёт в барабан, чтобы разбудить жителей города, предупредить их об опасности. Она видит, что солдаты уже целятся в неё, плачет от страха, но всё-таки бьёт в барабан, пока выстрел не обрывает ей жизнь.
Так матушка Кураж теряет всех детей. Может показаться, что они гибнут из-за своих достоинств: Эйлиф – из-за храбрости, Швейцеркас – из-за честности, Катрин – из-за самоотверженности. Но причина в другом: они погибают из-за того, что не сумели вовремя восстать против войны. В их гибели повинны и властвующие, затеявшие войну, и их собственная мать, в сознании которой всё оказалось перевёрнутым с ног на голову настолько, что она видела в войне источник не смерти, а жизни. Потеряв Эйлифа, она только на миг проклинает войну, но тут же становится прежней: «Яне дам вам сделать так, чтобы война мне опротивела!», - говорит она – 2Слабые погибают и во время мира. Только война лучше, чем мир, кормит людей». Это тот самый взгляд, который гитлеровцы внушали проетым немцам в пору второй Мировой Войны.
Рассказывая о событиях 17 века, Брехт говорит о своих современниках, о порочности идейной слепоты, об опасности эгоизма, о губительности подчинения инерции, в которую человек однажды был вовлечён. Пьеса о необходимости преодолеть эту инерцию. Так преодолевает её Катрин. Она нарушает свою немоту, стремясь спасти не себя, а других, нарушает ценою своей жизни, и в этом прорыве к людям утверждается высокая человечность.
Но матушка Кураж даже теперь на понимает, где правда. В ожидании пьесы она, осиротев, тянет уже одна свой возок по дороге, тянет не зная куда, со словами: надо опять торговлю налаживать», с возгласом, обращенным к солдатам проходящего мимо полка: «Эй, и меня прихватите». Пьеса завершается зонгом, исполненным горького успеха простым людям, идущим на поводу у агрессоров:
Война удачей переменной
Сто лет продержится вполне,
Хоть человек обыкновенный
Не видит радости в войне:
Он жрёт дерьмо, одет он худо,
Он палачам своим смешон.
Но он надеется на чудо
Пока поход не завершен.
Когда пьеса появилась, Брехта упрекали в том, что его героиня так и не прозрела. На это Брехт ответил так «Задача автора пьесы на в том, чтобы заставить в конце прозреть матушку Кураж… автору нужно, чтобы зритель видел.»
Прозрение матушки противоречило бы не только правде её характера, но и положению дел Германии 30-х годов XX века; такое решение образа могло бы приглушить опасность «обыкновенного» фашизма, против которого, прежде всего и направлена пьеса. Автор ставит вопрос об ответственности простых людей за ход истории, за саму жизнь. И он предупреждает, что невозможно остаться чистым, если идёшь на уступки порочной системе отношений.
Волнующий Брехта конфликт между практической мудростью (матушка Кураж) и эпическими порываниями (в т.ч. и Катрин, её дочь) заражает всю пьесу страстью спора и энергией проповеди.
Реализм Брехта проявляется в пьесе не только в обрисовке главных характеров и историзме конфликта, но и в жизненной достоверности эпизодических лиц, в шекспировской многокрасочности. Каждый персонаж, втягиваясь в драматический конфликт пьесы, живёт своей жизнью, мы догадываемся о его судьбе, о прошлой и будущей жизни и словно слышим каждый голос в нестройном хоре войны.
Помимо
раскрытия конфликта
БРЕХТ - едва ли не самый модный автор нынешнего театрального сезона, который оставил далеко позади себя лидеров последних лет - Островского, Гоголя, Достоевского. Но ставят его, отнимая у Брехта собственно брехтовское - политический подтекст и политический же ангажемент. Полагая, что политикой сегодня зрителя в театр не заманишь. Вообразив, что политический театр умер и возродить его уже ничто не может. И никто.
Поэтому у нас ставили что угодно, но не "Мамашу Кураж", где политику обойти никак нельзя. А вот в Европе и как раз в последние годы эту пьесу ставят чаще остальных. По части серьезного отношения ей, кстати сказать, повезло больше других пьес Брехта; быть может, до сих пор это - единственная его пьеса, над которой не успели поиздеваться. Тем более что сегодня и смеяться особенно не над чем, "Мамашу Кураж" ставят, имея в подтексте новый опыт затяжных военных конфликтов - в Европе это Югославия, у нас - Чечня.
Короче говоря, нет ничего неожиданного в том, что Сергей Яшин не стал менять отношения к "Мамаше Кураж...". Спектакль получился политическим. Однако не скучным. Наверное, потому, что война - захватывающий бизнес! Да и вообще, безо всякого бизнеса сложно сразу, с первых выстрелов не полюбить войну. Как немногие могут ее не полюбить! Поэзия битвы увлекательнее иной лирики, чего же требовать от Мамаши Кураж, которой руководит куда более понятная проза жизни - экономический интерес.
Катрин, немую дочь Мамаши Кураж, играет Елена Попова. Получить эту роль ей, актрисе с таким красивым, запоминающимся своими трагическими обертонами голосом, - было во всяком случае неожиданно. Но играет она Катрин с почти пугающей точностью - гортанные звуки, преувеличенная, кажущаяся чуть шаржированной, "гримасничающая" мимика, все объясняющая жестикуляция. Как она двигается, как вслушивается в малопонятные ей звуки и голоса. У Поповой Катрин - такая всепонимающая "дурочка", детскостью, чистотой напоминающая Неле, возлюбленную Уленшпигеля. И непонятно, как она могла остаться таким чистым существом, пройдя с материнским "обозом" по дорогам малосимпатичной войны. Собственно, "прикипелость" матери к войне и приводит к гибели всех ее детей.
А начинается спектакль глухими ударами при закрытом занавесе. Может быть, так судьба стучится в дверь, может быть, эти звуки предвещают будущие несчастья. Но когда занавес поднимается, перед нами, как на ладони, - вечерний город, тихий, мирный, освещенный множеством фонарей, которые вдруг взлетают высоко над "игрушечными" домами (художник - Елена Качелаева) - в руках многочисленных горожан, которые что-то высматривают по сторонам, ищут что-то невидимое, но не могут найти. Трубит труба. Веселая, на сцену со своей повозкой выкатывается Анна Фирлинг по прозвищу Мамаша Кураж (Светлана Крючкова). Не сидит в своем фургоне, как предписано Брехтом, а вбегает на сцену под игривую музычку, да и фургон у нее - веселенький, ярко раскрашенный, заметный издалека.
Пьеса Брехта - многонаселенная, и БДТ не скупится, выводя в эпизодах лучших своих актеров. Хорош Николай Трофимов в роли тупого, как и положено ему, Фельдфебеля-моралиста. Замечательно смешным выходит дуэт двух ревнивцев, ревнующих Мамашу Кураж друг к другу - Повара Питера Ламба (Геннадий Богачев), знающего толк не только в еде, и Полкового священника (Валерий Ивченко), готового проповедовать упоенно, взгромоздясь вместо амвона на деревянный чурбанчик: "Но разве нет мира и на войне? Есть, есть!"
У Брехта что ни фраза - все бьет в наши дни: "У нас война за веру, вы должны воевать бесплатно", "Вы мне тут войну не черните!", "Возьми командира, которого бог умом обидел, - ведь он такую кашу заварит, что без доблести-геройства солдату не обойтись". Саму Мамашу Кураж, конечно, не красного словца ради Полковой священник называет "гиеной полей сражения". Теряя на войне всех своих детей, она все же так и не покидает поле боя и служивых и не спешит прокричать проклятия войне - пока идет война, жива ее торговля, а значит, есть где и за чей счет поживиться.
Она действительно в любую минуту готова начать все с начала, хотя эта готовность не позволяет ей легко расстаться с нажитым однажды; пока она торгуется, убивают ее сына Швейцарца, простого и доверчивого малого (Ян Цапник). Чтобы спасти себя, она "не узнает" убитого, и тело приказывают выбросить на свалку. Эта сцена - одна из сильнейших.
В игре
Светланы Крючковой наличествуют те
качества, которые прежним
Главные
герои поют в спектакле живьем.
Постановщик включает брехтовские
зонги в психологический
Спектакль
Сергея Яшина, который даже такой
благожелательный критик, каким я почитаю
себя, не отважится назвать абсолютной,
никакими недостатками не запятнанной
удачей, все же опровергает миф об умирающем
театре, который отплывает в вечность,
не теряя достоинства, с гордо поднятой
головой, свято веря в принципы, завещанные
им великим Товстоноговым. А в принципы
эти они действительно верят свято. Но
незачем торопиться и ставить точку, даже
и отпуская фору в несколько лет, - нет
оснований говорить об умирании. Если
это не продолжение, то и не умирание. Удача
Крючковой, Поповой, Богачева, Ивченко
- актеров нестаршего поколения - позволяет
надеяться на другую жизнь БДТ.
План:
1. Введение
2. Бертольд
Брехт
3. Годы
эмиграции
4. Анализ
произведения «Матушка Кураж и ее дети»
Информация о работе Бертольд Брехт (Ойген Бертольд Фридрих Брехт) (1898-1956)