Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 14:40, реферат
При первых же шагах своей самостоятельной жизни Гоголь сталкивается с родительным противоречием - противоречием не частным, а таким, которое, - как он начинает догадываться со страхом перед этой своей догадкой, затрагивает нечто коренное, относящееся ко всей жизни. Противоречие между мечтой о патриотическом служении отечеству и грубой департаментской действительностью было неожиданным для Гоголя.
Следуя за Пушкиным, Гоголя ужесточил и саму цель Башмачкина, и неминуемую катастрофу. Преступное унижение человека режимом, истребление в нем личности, всего духовного проявлялись прежде всего в страшном изменении цели жизни, которую поставил перед собой Башмачкин,- соорудить шинель. У Вырина была высокая человеческая цель - счастья.
Пушкинское начало проявлялось и в том, что появление у человека цели поднимало его к иному , не рабскому существованию. Гоголь показал , как просыпалась личность Башмачкина, как обнаружились в этом бессловесно - покорном существе даже смелость и дерзость. <<Огонь порою показывался в глазах его, в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли точно куницу на воротник>>.¹ Дерзость действительно несяыханная - он считал себе вправе иметь на шинели такой же воротник, какой положен на генеральских шинелях!
Возрождение личности Башмачкина было оборяано катастрофой- у него украли новую шинель. Страшное горе переложило жизнь несчастного Акакия Акакиевича. Всеего обращения за помощью к будочнику, к частному значительному лицу ничего не дали, никто не протянул руку помощи погибавшему человеку.
Так
был исчерпан
сюжет о
Башмачкине. Но
повесть неожиданно
получила
фантастическое
продолжение: Акакию
Акакиевичу
суждено было <<на
несколько дней
прожить шумно
после своей
смерти, как
бы в
народу за
не примеченную
никем
жизнь. История
неожиданно
принимает
фантастическое
окончание>>.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1.
Достоевский
очень высоко
ценил знаменитую
повесть Гоголя
о бедном
чиновнике -<<Шинель>>. <<Он
из пропавшей
у чиновника
шинели сделал
нам ужаснейшую
трагедию>>¹,_
замечал он.
2.в
Пушкинским ,,Ст.
см.>> немудреным
восприятием
мелкого чиновника
подчеркнуты те
черты, которые,
по Достоевскому ,
составляют
почти все
основные
свойства
подлинного
реализма. Повесть
исключительна
по своей одновременно
жизненной и
художественной правде.
3.Наряду
с глубоким
проникновением
в <<сердце>>-
внутренний мир
личности -образу
героя повести
присуиза
лирочайшая типичность:
<<Да и
сколько между нами
– то ходит
Самсонов Вырыных,
таких же горемык
сердечных.. вот
хоть бы
и наш
бедный чиновник ,-
ведь он , может
быть, такой
же Самсон
Вырин, только
у него
другая
фамилия, Горшков>>.
4.Одним
из характерных
выражений эволюции
пушкинского
творчества
от 20-х
к 30 –м
годам, непосредственно
подготовившей
творчество Гоголя,
было появление
в нем <<нового
героя>> - движение
от светского
денди
Онегина к
мелкому чиновнику, <<коллежскому
регистратору>> (к
бедному Самсону
Вырину в <<Станционном
смотрителем>>).
5.
И Пушкин,
и Гоголь
равно были
убеждены
в
закономерности
и законности
протеста
против насилия. <<В
психологии <<маленького
человека>> Пушкин
и Гоголь
увидели робость,
сложившуюся как
естественный
результат
воздействия
городской
жизни, постоянно
напоминающей << маленькому
человеку>> о
его бессилии.
Но вместе
с тем
они с
одинаковой
силой подчеркнули,
что в
глубинах
сознания <<маленького
человека>>
скрывается
ощущение
социальной несправедливости
и дух протеста,
вырывающийся
наружу душевных
потрясений>>.¹
1.Фридман Н.В. ,,Искусство слова.”М.,1973,с172-173
Ф. М. Достоевский, т. Xlll, стр50