Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 14:40, реферат
При первых же шагах своей самостоятельной жизни Гоголь сталкивается с родительным противоречием - противоречием не частным, а таким, которое, - как он начинает догадываться со страхом перед этой своей догадкой, затрагивает нечто коренное, относящееся ко всей жизни. Противоречие между мечтой о патриотическом служении отечеству и грубой департаментской действительностью было неожиданным для Гоголя.
При первых же шагах своей самостоятельной жизни Гоголь сталкивается с родительным противоречием - противоречием не частным, а таким, которое, - как он начинает догадываться со страхом перед этой своей догадкой, затрагивает нечто коренное, относящееся ко всей жизни. Противоречие между мечтой о патриотическом служении отечеству и грубой департаментской действительностью было неожиданным для Гоголя. Даже самые передовые из его наставников укрепляли его в надежде на возможность приносить пользу отечеству государственной службой. И вот эта служба предстала перед ним. Департаментские << кувшинные рыла >>, забитые Акакии Акакиевичи, чванные и подобострастные господа столоначальники, <<значительные лица >> , любящие рычать на подчиненных и угодничать перед вышестоящими, пустота, никчемность, невоодушевленность тех дел, которыми заняты были все эти департаменты, призванные отнюдь не к служению << счастью сограждан >>,- все это настолько странно, фантастично противоречию юношеским идеалам, что вызывало даже улыбку,- ту улыбку, в которой больше муки, чем веселья. Горечь у гоголя переплавлялась в тот особый, гоголевский высокий комизм, который был выражением трагизма.
Разочарования подобного рода способны были и сломить много пылкого мечтателя , сталкивавшегося в самом начале жизненного пути с грубым противоречием между мечтой и действительностью ; такие разочарования доводили людей о до безумия.
Что спасло молодого Гоголя от подобной участи? Его художественный гений. И - его знакомство с Пушкиным, быстро превратившееся в дружбу. Дружба Пушкина с Гоголем - одна из самых счастливых и гордых страниц истории русской литературы. Пушкин – это было самое лучшее во всей жизни Гоголя. Недаром он воскликнет впоследствии: <<Пушкин! Какой прекрасный сон видел я в жизни!>> знакомство с Пушкиным имело спасительное, переломное значение в судьбе Гоголя.
Вот Петербург 1830-1831 годов и в нем - совсем молодой человек двадцати одного - двадцати двух лет, недавно прибывший в столицу из далекого сельского угла, провинциал, упорно и мучительно занятый поисками места службы; юноша, все еще не могущий распроститься со своими мечтаниями, способный совершать фантастические , судорожные поступки , вроде его странного заграничного путешествия с мыслью каким – то образом приноси, живя за границей, пользу своему отечеству ,-быстрое возвращение в Петербург; затем он станет маленьким чиновником в одном из департаментов, непривыкшим к петербургским морозам и петербургским ветрам, дующим <<с четырех сторон >>, как потом скажет он в <<Шинели >>. Вот он занят поисками хоть какой - нибудь выхода из духоты канцелярского рабства: он становится преподавателем женского << Патриотического института>>, домашними учителем. Это юноша невысокого роста, с довольно длинными волосами, со своим длинным <<гоголевским>> носом, с вдруг прорывающимся удивительным светлым блистанием зорких, несколько недоверчивых глаз ,- чем – то близок по своему облику тем начинающим художникам, обитателям Петербурга.
Эти черты – иногда несвязные, невпопад ответы, эта застенчивать - были свойственны самому Гоголю. Средою, с которой общался Гоголь в Петербурге, и были молодые художники да небольшой кружок таких же, как он, провинциалов в столице – нижинских приятелей.
И вот в эти - то годы, в этом одиночестве начинающего писателя, вовсе не уверенного в своем призвании,- в эти годы происходит в его жизни необычайный праздник. По волшебству попадаяющему из деревенской глуши в сказочное блистание столицы , он оказывается вознесенным на высоту самой сказочной и самой заветной своей мечты : он знакомится с Пушкиным ! Гоголь представлен Пушкину…Какое торжество для безвестного юноши и для великого Пушкина с его светлой отзывчивостью на все талантливое и народное в родной литературе!
Дружба Пушкина с Гоголем была вполне естественной: Пушкин был главою русской литературы, без его благословения не происходило в ней ничего значительного. И все же эта дружба была чудом - и потому, что она сразу так высоко подняла жизнь Гоголя, и потому , что это была дружба двух гениев, двух столь различных и столь родных по духу художников.
Как личность гениальная, то есть особенно глубоко связанная с устремлениями, интересами, волнениями своего времени, Гоголь обращением к народу, к народной жизни, к народной поэзии оказывался в центре интересов, дум, забот своего времени.
Народ показал свою богатырскую силу в победоносной Отечественной войне. Народ со времен эпического пугачевского восстания не переставал напоминать о себе мощными проявлениями гнева и возмущения. Пушкин думал о том, что одинок и обречен на гибель всякий, кто не опирается на народ, каковы бы ни были его замыслы, хотя бы они и были так умны и благородны, как замысли декабристов.
И юный Гоголь и бросился из своей департаментской тюрьмы, от горечи и тяжести своих разочарований в океан народной, неистощимо богатой фантазии, свидетельствующей о неисчерпаемой творческой силе народа, его сказочных творческих возможностях.
На этом пути Гоголь и был замечен, выведен из своего одиночества, одобрен, укреплен , вдохновлен Пушкиным.
Роль Пушкина в жизни и творчестве Гоголя настолько значительна, что можно назвать ее решающей.
<<…Пушкин первый понял и оценил талант Гоголя>>,- подчеркивал Белинский.
Особенно значительно следующее указание Белинского:
<<Главное влияние Пушкина на Гоголя заключалось в той народности, которая, по словам самого Гоголя, <<состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа>>.
Гоголь открыл целый новый мир, увлекательно яркий, блистающий всеми красками жизни, мир народной поэзии, которая утверждает со всей силой правду жизни – победу добра над злом, света над тьмой, красоты над безобразием,- мир богатырской фантазии, излучающей добрый и могучий, и лукавый юмор.
Народность была главным, что сближало Пушкина с Гоголем. Вступление в литературу, первые шаги творческого пути обоих писателей были схожи по своему характеру, смыслу и значению.
И вступление Пушкина, и вступление Гоголя в литературу были, в сущности, боевыми демонстрациями народности.
Гоголь начал свой творческий путь так же, как и его великий предшественник и учитель, - задорно, победоносно. Новый писатель прямо заявил, что народность литературы - его программа.
Пушкин положил дорогу Гоголю в том направлении, которое Белинский называл самобытностью,- в направлении народности и патриотизма.
Невозможно переоценить значение Пушкина в жизни Гоголя. Пушкин не гнал <<мужика>> из литературы, а помогал упрочиться в ней всему действительно связанному с народом, с подлинно народным духом.
В жизни Гоголя не было ничего более светлого, чем близость с Пушкиным, а затем, до конца дней, - всегда живое воспоминание об этой близости. Отношение юного Гоголя к своему великому другу нельзя назвать иначе, чем обожанием.
Ряд
важнейших
теми и
мотивов гоголевского
творчества
связан с
пушкинскими
темами
и мотивами.
Разоблачение <<
барства дикого>>,
исторической
отсталости, бесчеловечности
феодально
– крепостнического
строя
сочеталось
у обоих
писателей с
протестом
и против
нарождавшегося
буржуазного
хищничества.
Денежный
человек был
ненавистен
и Пушкину, и
Гоголю; у
обоих писателей
представление
о циничном
дельце – авантюристе
своеобразно
связывалось
с представлением
об иноземном
захватчике, хищнике,
игроке человеческими
жизнями и
судьбами народов
- Наполеоне
Бонапарте.
Важнейшая
для русской
литературы гуманистическая
традиция, защита
маленького
человека,
блистательно
утверждения
в << Шинели>>,
восходит
к <<Станционному
смотрителю>>.
1. Белинский - ,,Сочинения Гоголя”
Пушкин восхищался Петербургом, как символом могущества, столицей великого русского государства: <<Люблю тебя, Петра творенье….>>¹ В этом своем значении Петербург был дорог и Гоголю. Но и Пушкину и Гоголю был чужд и враждебен Петербург как столица <<высшего лакейства >>.
В 1830 году в Болдине Пушкин написал <<Повести Белкина>>.В одной из них -<<Станционном смотрителе>>- некоторые важные события из жизни Самсона Вырина проходят в Петербурге. Остановился он в Измайловском полку, в доме своего старого сослуживца, отставного унтер – офицера. Вырин начал поиски Минского. Наконец он узнал, что ротмистр живет в гостинице Демута – близ Невского проспекта.
Так Петербург представал в социальном и нравственном контрасте : на окраине , в Измайловском полку, жил бедный и обиженный Выри, в центре, в дорогой гостинице, жил богатый офицер Минский, укравший дочь Вырина. Социальные различия обусловливали и размещение героев в разных районах столицы. Топография обретала социально- нравственную содержательность.
Придя к Минскому, Самсон Вырин униженно просит:<<Ваше высокоблагородие!... сделайте такую божескую милость!...
Отдайте мне… бедную мою Дуню. Ведь вы натешились его; не погубить ж ее понапрасну>>.¹ Минский, сунув старику деньги за рукав, выпроводил его на улицу.
Пушкин создает ситуацию, когда оскорбленный человек, маленький беззащитный чиновник, остается один на один с городом - человек на улице. Скорее всего, Вырин, выйдя из Демутовой гостиницы, попал на Невский проспект. Во всяком случае, чтобы вернуться в Измайловский полк, надо было пересечь Невский. Увидя за обшлагом сверток, Вырин развернул его – там было <<несколько пяти и десятирублевых смятых ассигнаций>>. Так благородный Минский расплатился за Дуню… << Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблукам и пошел… Отошед несколько шагов, он остановился, подумал… и воротился… но ассигнаций уже не было. Хорошо одетый молодой человек, увидя его, побежал к извозчику, сел поспешно и закричал: ,,пошел!..”>>.