Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 14:40, реферат
При первых же шагах своей самостоятельной жизни Гоголь сталкивается с родительным противоречием - противоречием не частным, а таким, которое, - как он начинает догадываться со страхом перед этой своей догадкой, затрагивает нечто коренное, относящееся ко всей жизни. Противоречие между мечтой о патриотическом служении отечеству и грубой департаментской действительностью было неожиданным для Гоголя.
<<Шинель>> представляет собой одно из величайших созданий гоголевского гения. Преемственная с пушкинскими <<Повестями Белкина>>, прежде всего со <<Станционным смотрителем>>, она проникнута страстным демократизмом, неисчерпаемой любовью к маленькому человеку . Повесть проникнута гневом, скорбью о том, что простая шинель с воротником из кошачьего меха может стать вопросом жизни и смерти, может стать судьбой человека; повесть наполнена болью за то, что человек может быть так безмерно унижен, ограблен и материально и духовно, забит, низведен до такого уровня, когда, кроме слова <<того>>, он и сказать ничего не может! Это была защита человека, прославившая в веках русскую литературу. Как бы ни был духовно обеднен, изуродован Акакий Акакиевич,- все же насколько он человечнее <<значительных лиц>>, владык и повелителей! Повесть об украденной шинели – это повесть об украденной жизни миллионов людей в грабительском обществе. Весь сюжет построен так, что шинель становится равнозначной жизни. Будет шинель – будет жизнь. Не будет шинели - не будет жизни. Свести до вопроса о шинели жизнь человека – какой цинический <<порядок жизни>>!
В самом образе Акакия Акакиевича выражена только подавленность, забитость, униженность. Но в своей повести автор высказал и гнев, и протест – в форме завуалированной, фантастической. Тема страшной мести, грозное предупреждение угнетателям прозвучала в этой гуманистической повести !
В первоначальной редакции в сцене бреда Акакия Акакиевича было не просто сказано, что он произносил <<самые страшные слова>>, но, по-видимому, у автора было намерение не скрывать эти <<странные слова>>: <<Я не посмотрю, что ты генерал,- вскрикивал он иногда голосом таким громким.- Я у тебя отниму шинель>>.¹ Видимо, цензурные соображения заставили Гоголя удалить из окончательной редакции все то, что говорило о прямом протесте. Но в фантастической форме бунтарский финал в повести остался. Акакий Акакиевич - тихий Акакий Акакиевич !- вдруг предстает в образе мстителя, наводящего ужас на <<значительных лиц>>, терроризирующего их. Он возник в виде чиновника, <<ищущего какой- то утащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая чина и звания, всякие шинели… Со всех сторон поступали беспрестанно жалобы, что спины и плечи , пускай бы еще только титулярных, а то даже самих тайных советников подвержены совершенной простуде по причине ночного сдергивания шинелей. В полиции сделано было распоряжение поймать мертвеца во что бы то ни стало, живого или мертвого, показать его, в пример другим, жесточайшим образом, и в том едва было даже не успели >>.¹
Шинель
в повести
равнозначна
жизни. Мертвец,
ищущий украденную
у него
шинель, ищет
украденную
у него
жизнь, украденную
судьбу.
И, не пойдя ее, он мстит тем, кто ограбил его, кто отнял у него жизнь. Ограбили же его и отняли у него жизнь все те, кто сделал из человека – букву, и прежде всего, конечно, различные тайные советники, все те, кто управлял тогдашней жизнью . Ненависть и презрение к этим господам продиктовали Гоголю гневный и скорбный финал его великой повести. Гневный - потому что в нем была радость святого мщения! Наконец, я тебя того, поймал за воротник твоей – то шинели мне нужно! не похлопотал об моей, да еще и распек – отдавай же теперь свою!>>Бедное значительное лицо чуть не умер >>.¹
Шинель равнозначна жизни. Соседство слов <<отдавай же теперь свою>> со словами <<чуть не умер>> многозначительно . Отвратителен жалкий страх генерала : куда девался характер! Гоголь с присущим ему в этих случаях благородным торжеством раскрывает подленькую слабость, скрывающуюся за надменным самодовольством << властителей жизни>>.
Так трусят они, все эти <<значительные лица>>, - значительные только в этом общественном строе, который основывается на ограблении миллионов людей, значительные только потому, что им удается наводить ужас на Акакиев Акакиевичей, и совершенно незначительные тогда, когда Акакии Акакиевичи превращаются в мстителей. Акакий Акакиевич отомщен. Он отомщен тем, что писатель <<за него>> покарал ту подлость – пошлость, которая сжила со света Акакия Акакиевича. А в действительности никто не отомстил за Акакия Акакиевича ; его <<свезли и похоронили. И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное…>>¹
В этом и заключен пафос повести. Достойна ли человечества такая жизнь, в которой могут быть люди, никем не защищенные!
Навеки останется, как памятник вдохновенной, нежной любви к человеку, образ всеми униженного, никому не нужного маленького человека, превратившегося в грозного мстителя. Это превращение было лишь фантазией поэта. Но мечты великих поэтов сбиваются.
При всей скромности бедного Акакия Акакиевича, он все – таки действительно наводил страх на значительных лиц. Они чувствовали , что накапливаются какие – то силы, готовые сорвать с их плеч <<шинели>> - уют их теплой жизни, их имений с тысячами крепостных дум .
К <<Шинели>> особенно подходят замечательные слова Некрасова о Гоголе: как любил он, ненавидя.” Неразрывно переплетена в повести - скромная, как будто стыдящаяся; она выражена в косвенных подробностях, все эти подробности отнюдь не рисуют перед читателем сколько – нибудь значительную фигуру,- уже очень незамысловат Акакий Акакиевич, уж очень беден он во всех отношениях, уже очень забит и обижен. И все же он – человек, в отличие от своих обидчиков. В нем обижен человек! Вот одна из косвенных подробностей, показывающих великую, скрытую, окрашенную грустной усмешкой, любовь автора к своему герою: <<Таким образом узнали в департаменте о смерти Акакия Акакиевича, и на другой день уже на его месте сидел новый чиновник, гораздо выше ростом и выставлявший буквы уже не таким прямым почерком, а гораздо наклоннее и косее>>.¹
Есть тут и печальная ирония над тем, что индивидуальное человеческое своеобразие может быть сведено всего лишь к различию роста, почерка ,- но есть тут и иное : самое указание хотя бы лишь и на такое различие между Акакием Акакиевичем и сменившим его чиновником с какой – то печальной живостью вызывает в нашем воображении и индивидуальный, неповторимый образ. Акакия Акакиевича, жившего на этом свете, и острое сознание того, что он умер; но что был человек, чем – то отличный от других людей, что он неповторим, что он был, жил на свете … Тайны поэзии ! Поэзия и существует лишь в таких подробностях. И самая высокая поэтичность – это самая высокая человечность.
Любовь
<<герою, или
к человеку,
обиженному в
герое ,- это
ненависть
к его
палачу: чтобы
уметь
отрицать, надо
уметь утверждать .
Это - одна
из великих
гоголевских
традиций.
Без великой
любви
была невозможна
его сатира.
Мог ли
бы он
с такою
исчерпывающей
полнотой
разоблачить – вплоть
до снятия
с плеч
шинели – значительное
лицо, если
бы не
было великой
его любви
к человеку,
воплощенной
в образе
Акакия Акакиевича !
Мог ли
бы он
так презирать
тех, кто
унижает человека,
без страстной
любви к
человеку!
1.Гоголь
Избр. Соч.т.1-ый, Москва, ,,Худ.
Лит.” Стр 71, 77, 80
Повесть <<Шинель>> - это гуманный манифест в защиту человека.
Ненавидя чиновников, Гоголь в повести <<Шинель>>, в сущности, впервые сумел иными глазами взглянуть на жизнь, судьбу и личность чиновника.
Опираясь на опыт Пушкина и прежде всего на его опыт создания глубоко индивидуального и трагического характера – станционного смотрителя Самсона Вырина, Гоголя делает шаг вперед и создает образ Акакия Акакиевича Башмачкина. Пушкин изобразил чиновника, стоящего в самом низу социальной местницы чиновного государство,- чиновника XlV класса, коллежского регистратора. Башмачкин уже чиновник lX класса - он титулярный советник! Повышение в ранге башмачкина означает углубление социальной критики действительности - именно эта действительность, система чинов в государстве губит людей, в том числе и чиновников разных рангов, искажает их личность, обрекает их на бессмысленное, жалкое существование. Вот почему Гоголь показывает искажение и жалкое извращение личности не только у Башмачкина, но и у генерала - <<значительного лица>>. Но не чиновников защищает Гоголь – он отстаивает человека в каждом чиновнике, обвинял в бесчеловечности и преступности поведения государственную систему крепостнического государства, утвердившего принцип чина, который смял, изуродовал все человеческое в людях.
В <<Шинели>> мы видим пушкинское начало. Защита человека и обнажение обстоятельств, которые губит его и приводит к нравственной, а в конечном счете и физической гибели , даны в пушкинской традиции. Пушкин создал глубоко содержательную коллизию жизни своего героя – чиновника – Вырина и неминуемой его катастрофы. Коллизия обусловлена примитивным существованием со всем смирившегося, покорного, переносящего все удары и несправедливости судьбы чиновника. Забитость человека пронзительно проявлялась в элементарности егожеланий – служить, добывать нищенские средства к существованию, иметь семью. Самсон Вырин уже достиг желаемого, мечта сбылась – у него есть любимая дочь Дуня.
Пушкин фокусирует события на этом одиноком счастье. У обездоленного чиновника нет никого во всем мире, кроме Дуни. Но коллизия, созданная Пушкиным, таит в себе неминуемую катастрофу, и она разразилась: у Вырина украли дочь.
Дикость и жестокость реального русского социального мира с особой ,обжигающей обнаженностью и проявляется в этой катастрофе – у покорных, со всем смирившихся людей отнимают единственное их достояние, их счастье, их любовь.
Гоголь освоил это открытие Пушкина. Его Башмачкин самый покорный и смиренный чиновник. Отупение от службы, которая свдиласькпереписыванию бумаг, проявлвлось и в том,что онстал <<жить в своей должности>>, что <<в переписыванием емувиделся какой-то свой разнообразнуй мир>>. Обмеление души достигло строинного предела.
Пушкинская коллизия подсказала дальнейшую судьбу Башмачкина, в его глухой , темной и бессмысленно пустой жизни вдруг вспыхнул живой огонек, родилась цель – соорудить шинель Цель – любовь к дочери, мечта о счастье поддерживала Вырина. Вдруг появившаяся цель в жизни у Акакия Акакиевича преобразила его жизнь. Он перестроил весь прежний распорядок и стал во всем себя ограничивать, уменьшил <<обыкновенные издержки>>: <<изгнал употребление чая по вечерам>>, не зажигал свечей, реже стал отдавать в стирку белье, приучал себя голодать… Но все эти тяготы было легко переносить Башмачкину, посколько для него открылись ранее ему неведомые духовные радости:<<но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели. С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее , как будто бы он женился, как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу,- и подруга эта была не кто другая, как та же шинель. Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность, словом, все колеблющиеся и неопределенные черты>>.¹