Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:55, доклад
В современных условиях представляется необходимым отчетливее выделить методы изучения литературы в школе, проявляющие специфику предмета и определяющие характер общения ученика с литературным произведением и жизнью, окружающей ученика и отраженной в его самосознании. Эти методы могут быть определены как
чтение литературного произведения,
комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами (письма, мемуары, дневники, литературно-критические статьи и научные исследования, биографии писателей, теоретико- и историко-литературные категории и т. д.),
- совершенствование навыков анализа текста художественного произведения, знакомство с разными видами анализа;
- осмысление научно – исследовательской деятельности по анализу текста, знакомство с образцами различных работ;
На третьем, собственно исследовательском этапе идет непосредственно научно-исследовательская деятельность по анализу предложенных текстов.
Организация исследовательской деятельности учащихся по анализу текста на уроках литературы. Главное – проблемный подход, создание проблемной ситуации, организация поиска, исследования.
I. Образец работы по анализу на подготовительном этапе.
1. Рисование на уроке при изучении текста:
- А. Пушкин. «Зимняя дорога» и
1. Исследовательская работа по тексту.
Фрагмент урока по теме «Вид баллады «Ворон к ворону летит» (5 класс).
Проблемная ситуация: баллада «Ворон к ворону летит» героическая (такой назвали ее большинство учащихся) или семейно-бытовая (такой определяет ее учебник)?
Части баллады | Трагическое в балладе | Семейно-бытовое в балладе |
1 строфа | Ворон – птица смерти, черный, траурный цвет, зловещее карканье |
|
2 строфа | Убитый богатырь, трагическая смерть, ракита – плакучая ива |
|
3 строфа | Кем убит? Отчего? | Соколиная охота, убит на охоте, Хозяйка молодая (жена) знает, что должны убить, сама велела это сделать |
4 строфа |
| Недруг – тот, кто коварно убил. Раньше был другом. В сговоре с женой друга, она ждет его живого, милого. Совершено преступление |
Вывод, т. е. получить результат исследования: к какому типу относится баллада «Ворон к ворону летит»?
- Баллада «Ворон к ворону летит» имеется трагическое, но она семейно - бытовая, так как в ней повествуется о драматических событиях в жизни людей, в жизни одной семьи.
2. Опережающие домашние задания
Учебная хрестоматия для классов с углубленным изучением литературы под редакцией М. Б. Ладыгина помещает после текста изучаемого художественного произведения вопросы и задания, требующие вдумчивого чтения и глубокого осмысления, например:
- Какую функцию выполняет в «Песне о купце Калашникове» пейзаж?
- Какие художественные приемы используются автором для раскрытия характера Тараса Бульбы?
- Как А. С. Пушкин использует речевые характеристики в создании образов основных персонажей в романе «Дубровский»?
- Рассуждения какого из трех персонажей (Альбера, Соломона, Барона) точнее раскрывают роль денег в обществе и почему? (по трагедии «Скупой рыцарь»)
Особенно трудные вопросы предлагаются ученикам в качестве опережающего домашнего задания. Ученик готовит небольшое доказательное сообщение-рассуждение и выступает с ним на уроке. Он заранее может обратиться за помощью к учителю. Сообщение должно быть построено по определенной схеме:
1) первое предложение (тезис) строится по словам, звучащим в вопросе (Важную роль в тексте «Песни о купце Калашникове» играет пейзаж; Н. В. Гоголь использует при создании образа Тараса Бульбы различные приемы; Важную роль в создании образов в романе А. С. Пушкина «Дубровский» играют речевые характеристики и т. д.)
2) для доказательства тезиса найти в тексте, например, элементы пейзажа у Лермонтова, отметить средства художественной выразительности в его создании, определить их роль, сделать промежуточный вывод по каждому примеру;
3) заканчивается сообщение выводом – промежуточные выводы свести в один общий вывод о функциях пейзажа.
3. Работа по изучению изобразительно-выразительных средств
В любом художественном тексте – эпическом и лирическом – авторы используют изобразительно-выразительные средства, стремясь донести до читателя свои мысли и чувства. Начиная с 5 класса, идет работа по знакомству и усвоению изобразительно-выразительных средств, используемых в художественно тексте. На эту работу нацеливает углубленная программа М. М. Ладыгина по литературе и программа М. М. Разумовской по русскому языку. Круг выразительных средств расширяется от класса к классу, возрастает сложность используемых текстов
Анализируя эти средства выразительности, учащиеся не просто называют и перечисляют их, а думают: в создании какого образа они принимают участие, как они помогают понять авторский замысел, особенно проблему, которую рассматривает автор.
Действия ученика при работе над изобразительно-выразительными средствами:
1). Внимательно, неторопливо прочитать текст, отмечая ИВС (изобразительно-выразительные средства).
2). Выписать используемое средство.
3). Привести пример из текста.
4). Определить его роль. Это трудно, но очень важно: средства выразительности не употребляются сами по себе, они участвуют в создании художественных образов. Вся последующая работа, все виды анализа текста строится на умении видеть, понимать, классифицировать, мотивировать средства художественной выразительности.
Таблица «Средства художественной выразительности в тексте»
Уровень | Средства художественной выразительности | |
Фонетический Уровень | Общие средства выразительности | Звукопись, аллитерация, ассонанс, диссонанс |
Морфологический Уровень | Именная лексика, преобладание существительных, прилагательных, местоимений. Преобладание глагольной лексики (глаголов и глагольных форм), видовременные формы глаголов, наречия, союзы, частицы | |
Лексический Уровень | Многозначные слова, слова с переносным значением, синонимы, антонимы, контекстуальные синонимы и антонимы, омонимы, паронимы, устаревшие слова (историзмы, архаизмы), диалектизмы, фразеологизмы, авторские неологизмы, возвышенная лексика, просторечная лексика, заимствованная лексика, славянизмы, библейская лексика. | |
Синтаксический Уровень | Однородные члены, обращения, вводные слова, простые нераспространенные, односоставные предложения, сложные предложения, бессоюзие, многосоюзие, сложные синтаксические конструкции, эллипсис, вопросительные, восклицательные предложения, синтаксический параллелизм, парцелляция, инверсия, цитаты,
| |
Риторические фигуры | Специальные средства | Риторическое обращение, риторический вопрос, восклицание, обращение, повтор, анафора, эпифора, хиазм, анаколуф, градация (прямая и обратная), плеоназм, умолчание. |
Тропы | Эпитет, постоянный эпитет, сравнение, олицетворение, персонификация, антропоморфизм, гипербола, литота, метафора, развернутая метафора, ирония, оксюморон, синекдоха, метонимия, эвфемизм, перифраз, символ, деталь художественная, антитеза, контраст, аллегория, парадокс, афоризм.
|
Контроль за усвоением теоретических понятий:
1). Теоретические диктанты.
Словарные учащиеся записывают или определение какого-либо приема, или, наоборот, учитель зачитывает им определение, а они пишут название (до 5 – 10 понятий).
Цифровые: на доске в столбик записаны под цифрами названия средств художественной выразительности. Ученики на листочках проставляют только цифры. Учитель под цифровым перечнем читает определения этих средств выразительности, а ученики выставляют только цифру из диктуемого. Задание требует для выполнения немного времени. Учитель по образцу проверит соответствия – столбик из двух цифр на листочке.
2. Индивидуальные карточки «Укажи соответствия»
Указать соответствия средств художественной выразительности и примеров из текста
(проставить цифры)
Историзм Инверсия___
Архаизм Метафора___
Сравнения Повтор___
1. Как сходилися, собиралися 6. Позади его стоят стольники,
Удалые бойцы московские Супротив его все бояре да князья.
На Москву-реку, на кулачный бой. 7. А родился я от честнова отца,
2. Мои очи слезные коршун выклюет, И к тебе пришел бусурманский сын
Мои кости сирые дождик вымоет 8. Горят щеки ее румяные,
3. Опускаются руки сильные, Как заря на небе Божием.
Помрачаются очи бойкие.
4. И приехал царь со дружиною, Живым пламенем разливаются
Со боярами и опричниками. Поцалуи его окаянные
5. А меньшой мой брат – дитя малое, 10. Ой уж где вы, добрые молодцы?
Дитя малое, неразумное. Вы потешьте царя нашего батюшку…
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
1. Рисунки на уроке.
«Зимняя дорога» и «Бесы» А. Пушкина
Царевна и Царица
«Конек-грбунок» П. Ершова
Пейзаж в «Детях подземелья» В. Короленко
2. Проблемный вопрос. Мифы о героях.
Прометей 6 класс. Что дал Прометей людям?
3. Анализ эпизода драматического произведения.
4. На контурной карте отметить передвижение по Аляске автора и героя новеллы «Любовь к жизни». Использовать два цвета.
5.
Урок № 2 « Повесть о Петре и Февронии Муромских»
I. Работа с терминами: летопись, повесть, лаконизм, инверсия, анафора, многосоюзие, символ.
II. Выразительное чтение начала текста до слов «От Петрова плеча от Агрикова меча».
Вопросы:
1. Есть ли отличие в звучании текста «Повести о Петре и Февронии» от «Повести временных лет»? Да, разница есть: исчез лаконизм, многосоюзие, реже инверсия.
2. Можно ли увидеть сходство и различие текста со сказкой (с устным народным творчеством)? Сходство - сказочные, фантастические детали. Различие – историческая конкретика (Российский город Муром, князь Павел).
III. Проверка домашнего задания: развернутый рассказ о Петре (один ученик) и Февронии (другой ученик).
Задание классу нарисовать обложку древнерусской летописи. (небольшие рисунки в тетради до 5 см делаются постоянно)
IV. В произведениях древнерусской литературы часто рассказывается о чудесах, происходящих с героями повествования. Рассказать о чудесах в повести.
1. Тела умерших Петра и Февронии несколько раз из разных гробов оказываются в одном гробе. В чем смысл этого чуда? Можно ли говорить, что оно является символом? Символ – предмет, действие, служащее условным обозначением какого-либо понятия, идеи.
Пример чуда | Символ |
После смерти оказываются в одном гробу, не могут расстаться | Любовь |
Умирают в один час. Петр зовет, Феврония молится и уходит к нему | Верность |
Феврония излечила Петра хлебной закваской, дунув на нее | Мудрость |
В руке Февронии вместо хлебных крошек оказались зерна благовонного ладана | Святость |
Срубленные ветки за ночь обратились в высокие деревья с зелеными листьями | Преображение, способность оживить |