Анализ текста на уроках литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:55, доклад

Описание работы

В современных условиях представляется необходимым отчетливее выделить методы изучения литературы в школе, проявляющие специфику предмета и определяющие характер общения ученика с литературным произведением и жизнью, окружающей ученика и отраженной в его самосознании. Эти методы могут быть определены как
 чтение литературного произведения,
 комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами (письма, мемуары, дневники, литературно-критические статьи и научные исследования, биографии писателей, теоретико- и историко-литературные категории и т. д.),

Работа содержит 1 файл

АНАЛИЗ ТЕКСТА.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

-         совершенствование навыков анализа текста художественного произведения, знакомство с разными видами анализа;

-         осмысление научно – исследовательской деятельности по анализу текста, знакомство с образцами различных работ;

На третьем, собственно исследовательском этапе идет непосредственно научно-исследовательская деятельность по анализу предложенных текстов.

 

Организация исследовательской деятельности учащихся по анализу текста на уроках литературы. Главное – проблемный подход, создание проблемной ситуации, организация поиска, исследования.

I. Образец работы по анализу на подготовительном этапе.

1. Рисование на уроке при изучении текста:

- А. Пушкин. «Зимняя дорога» и

1. Исследовательская работа по тексту.

Фрагмент урока по теме «Вид баллады «Ворон к ворону летит» (5 класс).

Проблемная ситуация: баллада «Ворон к ворону летит» героическая (такой назвали ее большинство учащихся) или семейно-бытовая (такой определяет ее учебник)?

 

Образец записи на доске и в тетрадях учащихся

 

Части баллады

Трагическое в балладе

Семейно-бытовое в балладе

1 строфа

Ворон – птица смерти, черный, траурный цвет, зловещее карканье

 

2 строфа

Убитый богатырь, трагическая смерть, ракита – плакучая ива

 

3 строфа

Кем убит? Отчего?

Соколиная охота, убит на охоте,

Хозяйка молодая (жена) знает, что должны убить, сама велела это сделать

4 строфа

 

Недруг – тот, кто коварно убил. Раньше был другом. В сговоре с женой друга, она ждет его живого, милого. Совершено преступление

 

Вывод, т. е. получить результат исследования: к какому типу относится баллада «Ворон к ворону летит»?

- Баллада «Ворон к ворону летит» имеется трагическое, но она семейно - бытовая, так как в ней повествуется о драматических событиях в жизни людей, в жизни одной семьи.

 

2. Опережающие домашние задания

Учебная хрестоматия для классов с углубленным изучением литературы под редакцией М. Б. Ладыгина помещает после текста изучаемого художественного произведения вопросы и задания, требующие вдумчивого чтения и глубокого осмысления, например:

-         Какую функцию выполняет в «Песне о купце Калашникове» пейзаж?

-         Какие художественные приемы используются автором для раскрытия характера Тараса Бульбы?

-         Как А. С. Пушкин использует речевые характеристики в создании  образов основных персонажей в романе «Дубровский»?

-         Рассуждения какого из трех персонажей (Альбера, Соломона, Барона) точнее раскрывают роль денег в обществе и почему? (по трагедии «Скупой рыцарь»)

Особенно трудные вопросы предлагаются ученикам в качестве опережающего домашнего задания. Ученик готовит небольшое доказательное сообщение-рассуждение и выступает с ним на уроке. Он заранее может обратиться за помощью к учителю. Сообщение должно быть построено по определенной схеме:

1) первое предложение (тезис) строится по словам, звучащим в вопросе (Важную роль в тексте «Песни о купце Калашникове» играет пейзаж; Н. В. Гоголь использует при создании образа Тараса Бульбы различные приемы; Важную роль в создании образов в романе А. С. Пушкина «Дубровский» играют речевые характеристики и т. д.)

2)     для доказательства тезиса найти в тексте, например, элементы пейзажа у Лермонтова, отметить средства художественной выразительности в его создании,  определить их роль, сделать промежуточный вывод по каждому примеру;

3)     заканчивается сообщение выводом – промежуточные выводы свести в один общий вывод о функциях пейзажа.

3. Работа по изучению изобразительно-выразительных средств

В любом художественном тексте – эпическом и лирическом – авторы используют изобразительно-выразительные средства, стремясь донести до читателя свои мысли и чувства. Начиная с 5 класса, идет работа по знакомству и усвоению изобразительно-выразительных средств, используемых в художественно тексте. На эту работу нацеливает углубленная программа М. М. Ладыгина по литературе и программа М. М. Разумовской по русскому языку. Круг выразительных средств расширяется от класса к классу, возрастает сложность используемых текстов

Анализируя эти средства выразительности, учащиеся не просто называют и перечисляют их, а думают: в создании какого образа они принимают участие, как они помогают понять авторский замысел, особенно проблему, которую рассматривает автор.

Действия ученика при работе над изобразительно-выразительными средствами:

1). Внимательно, неторопливо прочитать текст, отмечая ИВС (изобразительно-выразительные средства).

2).      Выписать используемое средство.

3).      Привести пример из текста.

4).  Определить его роль.  Это трудно, но очень важно: средства выразительности не употребляются сами по себе, они участвуют в создании художественных образов.  Вся последующая работа, все виды анализа текста строится на умении видеть, понимать, классифицировать, мотивировать средства художественной выразительности.

 

Таблица «Средства художественной выразительности в тексте»

 

Уровень

Средства художественной выразительности

Фонетический

Уровень

Общие средства выразительности

Звукопись, аллитерация, ассонанс, диссонанс

Морфологический

Уровень

Именная лексика, преобладание существительных, прилагательных, местоимений. Преобладание глагольной лексики (глаголов и глагольных форм), видовременные формы глаголов, наречия, союзы, частицы

Лексический

Уровень

Многозначные слова, слова с переносным значением, синонимы, антонимы, контекстуальные синонимы и антонимы, омонимы, паронимы, устаревшие слова (историзмы, архаизмы), диалектизмы, фразеологизмы, авторские неологизмы, возвышенная лексика, просторечная лексика, заимствованная лексика, славянизмы, библейская лексика.

Синтаксический

Уровень

Однородные члены, обращения, вводные слова, простые нераспространенные, односоставные предложения, сложные предложения, бессоюзие, многосоюзие, сложные синтаксические конструкции, эллипсис, вопросительные, восклицательные предложения, синтаксический параллелизм, парцелляция, инверсия, цитаты,

 

Риторические фигуры

Специальные  средства

Риторическое обращение, риторический вопрос, восклицание, обращение, повтор, анафора, эпифора, хиазм, анаколуф, градация (прямая и обратная), плеоназм, умолчание.

Тропы

Эпитет, постоянный эпитет, сравнение, олицетворение, персонификация, антропоморфизм, гипербола, литота, метафора, развернутая метафора, ирония, оксюморон, синекдоха, метонимия, эвфемизм, перифраз, символ, деталь художественная, антитеза, контраст, аллегория, парадокс, афоризм.

 

 

              Контроль за усвоением теоретических понятий:

1). Теоретические диктанты.

Словарные учащиеся записывают или определение какого-либо приема, или, наоборот, учитель зачитывает им определение, а они пишут название (до 5 – 10 понятий).

Цифровые: на доске в столбик записаны под цифрами названия средств художественной выразительности. Ученики на листочках проставляют только цифры. Учитель под цифровым перечнем читает определения этих средств выразительности, а  ученики выставляют только цифру из диктуемого. Задание требует  для выполнения немного времени. Учитель по образцу проверит соответствия – столбик из двух цифр на листочке.

2. Индивидуальные карточки «Укажи соответствия»

Указать соответствия средств художественной выразительности и примеров из текста

(проставить цифры)

 

Антитеза                                                         Анафора___

Постоянный эпитет __                             Былинный мотив___

Историзм                                                        Инверсия___

Архаизм                                                        Метафора___

Сравнения                                         Повтор___

 

1. Как сходилися, собиралися                                          6. Позади его стоят стольники,

    Удалые бойцы московские                                              Супротив его все бояре да князья.

    На Москву-реку, на кулачный бой.                  7. А родился я от честнова отца,

2. Мои очи слезные коршун выклюет,                                И к тебе пришел бусурманский               сын                 

    Мои    кости сирые дождик вымоет                            8. Горят щеки ее румяные,

3. Опускаются руки сильные,                                               Как заря на небе Божием.

    Помрачаются очи бойкие.                                   9. На щеках моих и теперь горят,                                                                                                                                                                     

4. И приехал царь со дружиною,                                               Живым пламенем разливаются

    Со боярами и опричниками.                                                  Поцалуи его окаянные

5. А меньшой мой брат – дитя малое,                                10. Ой уж где вы, добрые молодцы?

    Дитя малое, неразумное.                                                                Вы потешьте царя нашего батюшку…

       

 

 

 

ИЗ  ОПЫТА РАБОТЫ

1. Рисунки на уроке.

«Зимняя дорога» и «Бесы» А. Пушкина

Царевна и Царица

«Конек-грбунок» П. Ершова

Пейзаж в «Детях подземелья» В. Короленко

 

2. Проблемный вопрос. Мифы о героях.

Прометей 6 класс. Что дал Прометей людям?

 

3. Анализ эпизода драматического произведения.                      Немая сцена в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор».

4. На контурной карте отметить передвижение по Аляске автора и героя новеллы «Любовь к жизни». Использовать два цвета.

5.

Урок № 2 « Повесть о Петре и Февронии Муромских»

 

I. Работа с терминами: летопись, повесть, лаконизм, инверсия, анафора, многосоюзие, символ.

II. Выразительное чтение начала текста до слов «От Петрова плеча от Агрикова меча».

Вопросы:

1. Есть ли отличие в звучании текста «Повести о Петре и Февронии» от «Повести временных лет»? Да, разница есть: исчез лаконизм, многосоюзие, реже инверсия.

2. Можно ли увидеть сходство и различие текста со сказкой (с устным народным творчеством)? Сходство - сказочные, фантастические детали. Различие – историческая конкретика (Российский город Муром, князь Павел).

III. Проверка домашнего задания: развернутый рассказ о Петре (один ученик) и Февронии (другой ученик).

Задание классу нарисовать обложку древнерусской летописи. (небольшие рисунки в тетради до 5 см делаются постоянно)

IV. В произведениях древнерусской литературы часто рассказывается о чудесах, происходящих с героями повествования. Рассказать о чудесах в повести.

1. Тела умерших Петра и Февронии несколько раз из разных гробов оказываются в одном гробе. В чем смысл этого чуда? Можно ли говорить, что оно является символом? Символ – предмет, действие, служащее условным обозначением какого-либо понятия, идеи.

Пример чуда

Символ

После смерти оказываются в одном гробу, не  могут расстаться

Любовь

Умирают в один час. Петр зовет, Феврония молится и уходит к нему

           Верность

Феврония излечила Петра хлебной закваской, дунув на нее

Мудрость

В руке Февронии вместо хлебных крошек оказались зерна благовонного ладана

Святость

Срубленные ветки за ночь обратились в высокие деревья с зелеными листьями

Преображение, способность оживить

Информация о работе Анализ текста на уроках литературы