Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:55, доклад
В современных условиях представляется необходимым отчетливее выделить методы изучения литературы в школе, проявляющие специфику предмета и определяющие характер общения ученика с литературным произведением и жизнью, окружающей ученика и отраженной в его самосознании. Эти методы могут быть определены как
чтение литературного произведения,
комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами (письма, мемуары, дневники, литературно-критические статьи и научные исследования, биографии писателей, теоретико- и историко-литературные категории и т. д.),
Примерная схема лингвистического анализа:
№ п/п | Уровни анализа | Наблюдения над текстом |
1. | Общий уровень | Определение темы. Определение типа речи, стиля (в эпическом произведении) и жанра. Количество микротем, составление плана. Строфика (в лирическом произведении) |
2. | 1-я микротема (строфа) | Стилевые признаки: лексико-фразеологические, синтаксические, композиционные. Лексика, морфология, синтаксис (в перечне: слово за словом) |
3. | 2-я микротема (строфа) | Как развивается основная мысль, обеспечивается единство темы и в то же время вводятся в текст все новые признаки основного понятия, новые элементы информации. Стилевые признаки: лексико-фразеологические, синтаксические. Средства связи частей текста. И т. д. |
Герменевтический анализ текста
В последнее время в методической литературе ведется разговор о герменевтическом подходе к анализу текста. Герменевтика — учение об истолковании текста, понимании смысла высказывания.
Основное правило анализа: знакомство с текстом художественного произведения без какой-либо предварительной подготовки. Не произносится вступительное слово, не сообщаются биографические, исторические факты, не разъясняются новые или непонятные слова. Читается стихотворение, и учащиеся начинают говорить, высказывая свое мнение, понимание; от их восприятия задаются вопросы учителем, идет совместный поиск истины на уроке, который назван уже не диалог, а полилог. Желание узнать необходимые для понимания литературоведческие и исторические сведения возникает естественным образом. Это проблема учеников. Она появилась благодаря работе их ума и чувств. Во время работы ученики сами начнут испытывать потребность обращения к словарям, к биографии писателя, к методам лингвистического и филологического анализа. В методической литературе [9:38] приведен пример герменевтического подхода к анализу стихотворения А. С. Пушкина «Арион». В нашей практике такой прием был использован при анализе стихотворения Б. Пастернака «Сестра моя жизнь…». Учащиеся были поражены мыслью, что это одно из самых ярких произведений любовной лирики. «Не может быть. В тексте нет ни одного слова о любви», - утверждали они. Работая в трех группах над этой проблемой, они самостоятельно пришли к выводам, постижению основной мысли произведения, к убеждению, что действительно это жанр любовной (и философской) лирики. Урок спора, разговоров, ходьбы к книгам – урок шума (конечно, рабочего), но урок результативный, остающийся в памяти детей.
Герменевтический подход решает следующие проблемы методики:
- проблема мотивации;
- развитие речи;
- формирование умения самостоятельной работы с текстом;
- освоение категорий языка как средств, создающих понимание, углубляющих его;
- нравственное воспитание в сочувствии герою, сопереживанию с ним.
Моделирование как прием анализа
В работах В. Александрова, И. Гольдфайна, Е. Латкиной рассматривается такой прием анализа художественного текста, как моделирование. Исследователи называют его средством организации исследовательской деятельности учащихся, методом научного исследования. Е. Латкина утверждает: «Очень важно, чтобы кроме представления о том, что можно анализировать, ученик знал, как это сделать, т. е. обладал неким инструментом анализа, знал пути самостоятельной работы с произведением». В методических журналах представлено большое количество примеров постижения художественного мира стихотворения через графическое создание его модели. В нашем опыте этот прием анализа чаще используется с учениками математических классов, которые предпочитают схему словесному описанию, которые интересуются компьютерной графикой.
Образец моделирования по стихотворению М Цветаевой «Август – астры...»
В мире природы: В мире человека:
Астры
гроздья винограда имя
гроздья рябины играешь
яблоки дитя
плоды плод
розы ладонь
молнии сердце
звезды сердце!
звездные ливни поцелуи
красота окружающего красота любви – внутреннего
мира мира человека
Комментарий: стихотворение написано Мариной Цветаевой 7 февраля 1917 года. В августе она узнала, что ждет ребенка, а в апреле 1917 года родила дочь Ирину.
Составление словаря стихотворения как прием анализа
В методике анализа Н. М. Шанского, в работе Е. Латкиной речь идет о таком приеме анализа, как составление словаря стихотворения. Этот прием позволяет сделать многие существенные выводы по идейно-художественному своеобразию лирического произведения. Этот прием достаточно прост (конечно, с определенными оговорками), обладает наглядностью, что воспринимается детьми положительно. Чаще всего получается, что и другие виды анализа они начинают с составления словаря.
Фрагмент урока - исследования. Опыт составления словаря по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Парус»:
№ | Части речи | Слова стихотворного текста |
1. | Существительные | Парус, туман, море, страна, край, волны, ветер, мачта, счастие, струя, лазурь, луч, солнце, буря, покой |
2. | Глаголы | Белеет, ищет, кинул, играют, свищет, гнется, скрыпит, ищет, бежит, просит |
3. | Прилагательные | Одинокой, голубом, далекой, родном, светлей, золотой, мятежный |
4. | Местоимения | Что, он |
5. | Междометия | Увы |
6. | Служебные слова | Предлоги: в, от, под, над; частицы не, союзы и, а, как будто |
Группируя слова, учащиеся, делают различные выводы, например: наличие конкретной и абстрактной лексики (среди всех частей речи). Конкретная лексика – это пейзажная половина стихотворения, абстрактная – психологическая. Эта антитеза позволяет увидеть переносно-метафорическое обозначение жизни поэта, основанное на её уподоблению морскому плаванию, приблизиться к пониманию его жизненного идеала.
Проблемный анализ
Принципы проблемного обучения разработаны В. Маранцманом [8:141]. Его суть можно выразить формулой:
Создание проблемных ситуаций возможно
1) в рамках одного эпизода;
2) на соотношении эпизода со всей композицией;
3) на включении произведения в картину общей эволюции творчества писателя;
4) на связи писателя с эпохой;
5) на соотнесении явлений отечественного искусства с мировым.
Проблемный вопрос – импульс к созданию проблемной ситуации. Качества проблемного вопроса:
1) Должен содержать сложность, иногда выступающую в роли противоречия, но очевидного, разрешимого учеником;
2) Должен быть увлекательным, входить в круг интересов ученика и вместе с тем соответствовать принципам художественного произведения, логике науки;
3) Должен быть емким, выявлять связи отдельных элементов художественного произведения с его общей концепцией;
4) Должен стимулировать движение анализа, его увлекательность для ученика.
Проблемный анализ более всего необходим в исследовательской деятельности учащихся. Он формирует углубленное внимание к задачам исследовательского литературоведческого характера.
Иногда возникают опасения, что проблемный путь разбора произведения уводит от непосредственной задачи, стоящей перед преподавателем в вузе,— анализа поэтики, что он не обеспечивает возможности приобщения студентов к особенностям литературного произведения как искусства. Эти опасения лишены оснований. Важно сформулировать вопрос так, чтобы полный ответ на него получался непременно в результате исследования художественной структуры произведения в тесном единстве с его содержанием. Проблемный анализ, активизируя участников занятий, помогает ставить и решать серьезные вопросы творческого сознания писателя, развития литературы определенного времени.
Интерпретация
Интерпретация — толкование литературного произведения, своеобразное понимание и раскрытие его содержания и формы. Интерпретация - это переоформление художественного содержания произведения через его изложение языком других видов искусства или языком науки. Таким образом, художественное литературное произведение может интерпретироваться художественными языками живописи, графики, театра, кино, музыки и т. п., а также понятийно-логическим языком науки - в литературной критике и литературоведении.
Интерпретация — это форма усвоения переосмысления и обогащения традиции художественного опыта человеческой цивилизации, это проявление глубинного и неисчерпаемого содержания классических произведений, их вечного бытия.
Анализ текста на уроках литературы в среднем звене
Опираясь на календарно-тематический план, учитель будет составлять соответствующую систему вопросов, направленных на проверку понимания учениками, как содержания, так и формы произведения. Таким образом, на протяжении обучения в 5, 6 и 7 классах они постепенно усвоят элементы рассмотрения художественного произведения, и лишь тогда учитель сможет взяться за его школьный анализ, учтя такие три аспекта:
o Специфику восприятия материала учениками (эмоциональный аспект);
o Меру научности (познавательный аспект);
o Воспитательное значение литературы (педагогический аспект).
В отличие от академического, школьный анализ художественного произведения имеет еще и воспитательное и развивающее значение. Он учит понимать и ощущать прекрасное, пробуждает дух творчества, раскрывает личность автора. Это сплав науки и искусства. Вот почему учитель должен объединять глубокие знания литературоведения с методической подготовкой.
Реализацию метода анализа текста художественного произведения с учащимися следует выстраивать поэтапно. Целесообразно выделение следующих этапов такой деятельности:
I – подготовительный (5 – 6 класс)
II – развивающий (7 – 8 класс)
III – собственно исследовательский (9 – 11 класс).
Каждый этап деятельности характеризуется собственными задачами.
На первом, подготовительном этапе решаются следующие задачи:
- вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности на уроке и вне урока; формирование познавательного интереса к уроку литературы, к тексту художественного произведения, знакомство с элементами его анализа;
На втором, развивающем этапе решаются задачи более высокого уровня трудности: