Анализ текста на уроках литературы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:55, доклад

Описание работы

В современных условиях представляется необходимым отчетливее выделить методы изучения литературы в школе, проявляющие специфику предмета и определяющие характер общения ученика с литературным произведением и жизнью, окружающей ученика и отраженной в его самосознании. Эти методы могут быть определены как
 чтение литературного произведения,
 комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами (письма, мемуары, дневники, литературно-критические статьи и научные исследования, биографии писателей, теоретико- и историко-литературные категории и т. д.),

Работа содержит 1 файл

АНАЛИЗ ТЕКСТА.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

Примерная схема лингвистического анализа:

 

№ п/п

Уровни анализа

Наблюдения над текстом

1.

Общий уровень

Определение темы. Определение типа речи, стиля (в эпическом произведении) и жанра. Количество микротем, составление плана. Строфика (в лирическом произведении)

2.

1-я микротема

(строфа)

Стилевые признаки: лексико-фразеологические, синтаксические, композиционные. Лексика, морфология, синтаксис (в перечне: слово за словом)

3.

2-я микротема

(строфа)

Как развивается основная мысль, обеспечивается единство темы и в то же время вводятся в текст все новые признаки основного понятия, новые элементы информации.

Стилевые признаки: лексико-фразеологические, синтаксические. Средства связи частей текста. И т. д.

 

Герменевтический анализ текста

 

В последнее время в методической литературе ведется разговор о герменевтическом подходе к анализу текста. Герменевтика — учение об истолковании текста, понимании смысла высказывания.

Основное правило анализа:  знакомство с текстом художественного произведения без какой-либо предварительной подготовки. Не произносится вступительное слово, не сообщаются биографические, исторические факты, не разъясняются новые или непонятные слова. Читается стихотворение, и учащиеся начинают говорить, высказывая свое мнение, понимание; от их восприятия задаются вопросы учителем, идет совместный поиск истины на уроке, который назван уже не диалог, а полилог. Желание узнать необходимые для понимания литературоведческие и исторические сведения возникает естественным образом. Это проблема учеников. Она появилась благодаря работе их ума и чувств. Во время работы ученики сами начнут испытывать потребность обращения к словарям, к биографии писателя, к методам лингвистического и филологического анализа. В методической литературе [9:38] приведен пример герменевтического подхода к анализу стихотворения А. С. Пушкина «Арион». В нашей практике такой прием был использован при анализе стихотворения Б. Пастернака «Сестра моя жизнь…». Учащиеся были поражены мыслью, что это одно из самых ярких произведений любовной лирики. «Не может быть. В тексте нет ни одного слова о любви», - утверждали они. Работая в трех группах над этой проблемой, они самостоятельно пришли к выводам, постижению основной мысли произведения, к убеждению, что действительно это жанр любовной (и философской) лирики. Урок спора, разговоров, ходьбы к книгам – урок шума (конечно, рабочего), но урок результативный, остающийся в памяти детей.

Герменевтический подход решает следующие проблемы методики:

-         проблема мотивации;

-         развитие речи;

-         формирование умения самостоятельной работы с текстом;

-         освоение категорий языка как средств, создающих понимание, углубляющих его;

- нравственное воспитание в сочувствии герою, сопереживанию с ним.

Моделирование как прием анализа

 

В работах В. Александрова, И. Гольдфайна, Е. Латкиной рассматривается такой прием анализа художественного текста, как моделирование. Исследователи называют его средством организации исследовательской деятельности учащихся, методом научного исследования. Е. Латкина утверждает: «Очень важно, чтобы кроме представления о том, что можно анализировать, ученик знал, как это сделать, т. е. обладал неким инструментом анализа, знал пути самостоятельной работы с произведением». В методических журналах представлено большое количество примеров постижения художественного мира стихотворения через графическое создание его модели. В нашем опыте этот прием анализа чаще используется с учениками математических классов, которые предпочитают схему словесному описанию, которые интересуются компьютерной графикой.

 

Образец моделирования по стихотворению М Цветаевой «Август – астры...»

 

 

 

 

 

              В мире природы:                                          В мире человека:

                            Астры                                                       

                            гроздья винограда                                     имя

                            гроздья рябины                                          играешь

                            яблоки                                               дитя                                         

                            плоды                                                                 плод

                            розы                                                                      ладонь

молнии                                                        сердце

звезды                                                        сердце!

звездные ливни                                          поцелуи                           

красота окружающего                        красота любви – внутреннего

мира                                                                      мира человека                                         

                                                     

 

                    

Комментарий: стихотворение написано Мариной Цветаевой 7 февраля 1917 года. В августе она узнала, что ждет ребенка, а в апреле 1917 года родила дочь Ирину.

 

Составление словаря стихотворения как прием анализа

 

В методике анализа Н. М. Шанского, в работе Е. Латкиной речь идет о таком приеме анализа, как составление словаря стихотворения. Этот прием позволяет сделать многие существенные выводы по идейно-художественному своеобразию лирического произведения. Этот прием достаточно прост (конечно, с определенными оговорками), обладает наглядностью, что воспринимается детьми положительно. Чаще всего получается, что и другие виды анализа они начинают с составления словаря.

Фрагмент урока - исследования. Опыт составления словаря по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Парус»:

Части речи

Слова стихотворного текста

1.

Существительные

Парус, туман, море, страна, край, волны, ветер, мачта, счастие, струя, лазурь, луч, солнце, буря, покой

2.

Глаголы

Белеет, ищет, кинул, играют, свищет, гнется, скрыпит, ищет, бежит, просит

3.

Прилагательные

Одинокой, голубом, далекой, родном, светлей, золотой, мятежный

4.

Местоимения

Что, он

5.

Междометия

Увы

6.

Служебные слова

Предлоги: в, от, под, над; частицы не, союзы и, а, как будто

Группируя слова, учащиеся, делают различные выводы, например: наличие конкретной и абстрактной лексики (среди всех частей речи). Конкретная лексика – это пейзажная половина стихотворения, абстрактная – психологическая. Эта антитеза позволяет увидеть переносно-метафорическое обозначение жизни поэта, основанное на её уподоблению морскому плаванию, приблизиться к пониманию его жизненного идеала.

 

Проблемный анализ

 

              Принципы проблемного обучения разработаны В. Маранцманом [8:141].   Его суть можно выразить формулой:

 

 

 

              Создание проблемных ситуаций возможно

1)     в рамках одного эпизода;

2)     на соотношении эпизода со всей композицией;

3)     на включении произведения в картину общей эволюции творчества писателя;

4)     на связи писателя с эпохой;

5)     на соотнесении явлений отечественного искусства с мировым.

Проблемный вопрос – импульс к созданию проблемной ситуации. Качества проблемного вопроса:

1)     Должен содержать сложность, иногда выступающую в роли противоречия, но очевидного, разрешимого учеником;

2)     Должен быть увлекательным, входить в круг интересов ученика и вместе с тем соответствовать принципам художественного произведения, логике науки;

3)     Должен быть емким, выявлять связи отдельных элементов художественного произведения с его общей концепцией;

4)     Должен стимулировать движение анализа, его увлекательность для ученика.

Проблемный анализ более всего необходим в исследовательской деятельности учащихся. Он формирует углубленное внимание к задачам исследовательского литературоведческого характера.

              Иногда возникают опасения, что проблемный путь разбора произведения уводит от непосредственной задачи, стоящей перед преподавателем в вузе,— анализа поэтики, что он не обеспечивает возможности приобщения студентов к особенностям литературного произведения как искусства. Эти опасения лишены оснований. Важно сформулировать вопрос так, чтобы полный ответ на него получался непременно в результате исследования художественной структуры произведения в тесном единстве с его содержанием. Проблемный анализ, активизируя участников занятий, помогает ставить и решать серьезные вопросы творческого сознания писателя, развития литературы определенного времени.

 

Интерпретация

 

              Интерпретация — толкование литературного произведения, своеобразное понимание и раскрытие его содержания и формы. Интерпретация - это переоформление художественного содержания произведения через его изложение языком других видов искусства или языком науки. Таким образом, художественное литературное произведение может интерпретироваться художественными языками живописи, графики, театра, кино, музыки и т. п., а также понятийно-логическим языком науки - в литературной критике и литературоведении.

Интерпретация — это форма усвоения переосмысления и обогащения традиции художественного опыта человеческой цивилизации, это проявление глубинного и неисчерпаемого содержания классических произведений, их вечного бытия.

 

 

Анализ текста на уроках  литературы в среднем звене

 

              Опираясь на календарно-тематический план, учитель будет составлять соответствующую систему вопросов, направленных на проверку понимания учениками, как содержания, так и формы произведения. Таким образом, на протяжении обучения в 5, 6 и 7 классах они постепенно усвоят элементы рассмотрения художественного произведения, и лишь тогда учитель сможет взяться за его школьный анализ, учтя такие три аспекта:

o                     Специфику восприятия материала учениками (эмоциональный аспект);

o                     Меру научности (познавательный аспект);

o                     Воспитательное значение литературы (педагогический аспект).

В отличие от академического, школьный анализ художественного произведения имеет еще и воспитательное и развивающее значение. Он учит понимать и ощущать прекрасное, пробуждает дух творчества, раскрывает личность автора. Это сплав науки и искусства. Вот почему учитель должен объединять глубокие знания литературоведения с методической подготовкой.

Реализацию метода анализа текста художественного произведения с учащимися следует выстраивать поэтапно. Целесообразно выделение следующих этапов такой деятельности:

I – подготовительный (5 – 6 класс)

II – развивающий (7 – 8 класс)

III – собственно исследовательский (9 – 11 класс).

Каждый этап деятельности характеризуется собственными задачами.

На первом, подготовительном этапе решаются следующие задачи:

-         вовлечение учащихся в активные формы учебной деятельности на уроке и вне урока; формирование познавательного интереса к уроку литературы, к тексту художественного произведения, знакомство с элементами его анализа;

На втором, развивающем этапе решаются задачи более высокого уровня трудности:

Информация о работе Анализ текста на уроках литературы