Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:55, доклад
В современных условиях представляется необходимым отчетливее выделить методы изучения литературы в школе, проявляющие специфику предмета и определяющие характер общения ученика с литературным произведением и жизнью, окружающей ученика и отраженной в его самосознании. Эти методы могут быть определены как
чтение литературного произведения,
комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами (письма, мемуары, дневники, литературно-критические статьи и научные исследования, биографии писателей, теоретико- и историко-литературные категории и т. д.),
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9
с углубленным изучением отдельных предметов»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
Анализ текста на уроках литературы
Автор разработки:
Никанорова
Екатерина
Борисовна,
учитель литературы
Череповец
2012
В современных условиях представляется необходимым отчетливее выделить методы изучения литературы в школе, проявляющие специфику предмета и определяющие характер общения ученика с литературным произведением и жизнью, окружающей ученика и отраженной в его самосознании. Эти методы могут быть определены как
чтение литературного произведения,
комментирование литературного произведения внетекстовыми материалами (письма, мемуары, дневники, литературно-критические статьи и научные исследования, биографии писателей, теоретико- и историко-литературные категории и т. д.),
анализ художественного текста,
претворение литературных произведений в других видах искусства (музыка, живопись, театр, кино),
литературное творчество по мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений учеников.
Из указанного перечня сегодня наше внимание обращено на такой метод, как АНАЛИЗ ТЕКСТА
Личностный характер общения предполагает исполнение ряда условий, без которых общение не состоится.
Первое из этих условий — спонтанность восприятия, одновременность, совместность реакций собеседников. Этого не просто добиться на уроке, как не просто актерам на сцене не отключаться, не выходить из роли, когда партнер произносит монолог.
Второе условие общения — информативность. Собеседники должны обладать разным объемом и характером информации, чтобы могло состояться взаимообогащение участников диалога.
Третьим условием общения оказывается «фасцинация», т.е. очарование Обоюдная заинтересованность друг в друге и в предмете разговора приводит к тому, что адресат готов получить сообщение повторно. Ведь слушаем же мы вполне знакомое музыкальное произведение находя в нем все новые и новые чувства, смыслы и тем самым усиливая эстетическое наслаждение.
Задача анализа - найти закономерность в построении и образной системе произведения, его соответствие изображаемой действительности, раскрыть сложный эстетико-психологический и социально-философский подтекст, обнаружить «секрет» обаяния и силы эстетического воздействия произведения, соединяя логическое осмысление с непосредственностью читательского восприятия. Анализируя, мы рассматриваем произведение одновременно в соотношении:
1) с объективной действительностью,
2) с личностью автора,
3)с читательским восприятием.
Основная цель уроков литературы – анализ текстов художественных произведений. Традиционно выделяют анализ «вслед за автором», пообразный, проблемный. В методической литературе широко представлены схемы литературоведческого анализа эпического и лирического произведения. На втором этапе формирования исследовательской деятельности важно прививать учащимся элементы анализа. Работа по анализу текста в течение нескольких лет выносится в качестве темы сочинения на обязательный итоговый экзамен по литературе.
Нельзя говорить о какой-то строгой, единой схеме всех произведений. В методической литературе описано большое количество вариантов таких схем.
Литературоведческий анализ
Примерная схема литературоведческого анализа лирического произведения:
№ п/п | Уровень анализа | Необходимые наблюдения |
1. | Затекст | Время создания произведения, биографические сведения, связь с другими произведениями, созданными в это время. Концепция мира и человека данного поэта (основные положения). |
2. | Текст | Смысл заглавия, эпиграф (если есть), жанр, тема, композиция, строфика, тональность звучания, настроение, система образов (или один образ). Промежуточный вывод для определения идеи. Выделив основные образы (например, образ летнего вечера у С. Есенина, образы «Я» и «ВЫ» у Н. Гумилева, образ города у В. Маяковского, образ лирической героини у А. Ахматовой), отмечать, какими средствами художественной выразительности он создан, проверяя все уровни текста (см. таблицу). Отмечать черты, свойственные только этому поэту (психологизм Ахматовой, образность Есенина и т. д.). Функциональная роль образа (образов) в раскрытии идеи. Роль размера, ритма, рифмы в раскрытии идеи произведения. |
3. | Подтекст | Взаимосвязь всех компонентов произведения. Авторская позиция в произведении, основная мысль, идея. Характеристика лирического героя в произведении (его внутреннего мира: мыслей, чувств, переживаний) |
Для анализа литературного произведения малого эпического жанра можно предложить следующий план:
1. История создания.
- время (работы над произведением, публикации, изменения в редакции);
- лицо эпохи в данное время (основные исторические события0;
- биографические сведения о писателе.
2. Жанр:
- исходя из определения словаря литературоведческих терминов, доказать принадлежность к определенному жанру;
- жанр, заявленный автором.
3. Сюжет и его воплощение в композиции:
- краткий пересказ сюжета (до 10 предложений);
- особенности построения произведения (смысл названия, подробность – краткость, количество частей, своеобразие финала);
- наличие противопоставления, повторов деталей;
- наличие средств художественной выразительности в построении произведения (символ, аллегория, антитеза).
4. Действующие лица – главное наполнение литературного произведения:
- значимость имени;
- внешность;
- прошлое;
- речевая характеристика;
- место в системе персонажей;
- характер через поступки;
- идеал писателя и соответствие ему персонажа.
5. Тема, идея как вывод анализа сюжета, композиции, системы персонажей.
6. Особенности языка.
7. Авторская позиция.
8. Традиции.
9. Актуальность произведения.
Филологический анализ текста – один из основных видов анализа, наиболее полный, всесторонне-глубокий, это фундамент литературоведческого изучения, первая ступенька настоящего познания литературного произведения. Он начинается с замедленного чтения текста «под лингвистическим микроскопом» - всем известная формула Н. М. Шанского [19:25]. Предполагает:
- тщательное рассмотрение всех фактов, которыми являются важными для восприятия художественного произведения: а) или они адекватны, б) или создают «шумы и помехи»;
- различение двоякого характера «шумов и помех»: а) языковые – непонятны или чужды читателю их «лингвистические компоненты»; б) внеязыковые - непонятны из-за отсутствия фоновых знаний, представляют собой неизвестные или забытые реалии истории, быта и культуры;
- понимание содержательной сути – ключевые слова и обороты, факты символики и мифологии, реминисценции, индивидуально-авторские инновации. В литературоведении известен факт, что филологический анализ стихотворения А. С. Пушкина «Памятник», выполненный В. Виноградовым, занимает 272 страницы.
Контекстуальный анализ.
Контекстуальный анализ художественного произведения предусматривает (по О. Чиркову) наличие определенного контекста, в котором произведение изучается и анализируется. Различают такие контексты: 1) определенной историко-литературной эпохи (с определением в ней места произведения); 2) творчества отдельного писателя (с определением в нем места произведения); 3) определенных исторических эпох (исследуется полнота отображения эпохи в литературном произведении). Контекстуальный анализ всегда предусматривает наиболее пристальное, наибольшее внимание к тексту как формы выражения авторского субъективного трактования объективного мира.
Интертекстуальный анализ
Интер, или межтекстуальность трактуется (по определению О. Чиркова) как свойство одного художественного произведения ассоциироваться с другим произведением или несколькими произведениями. На перекрещении таких ассоциаций возникают суждения о художественной своеобразности произведения, которое анализируется, о стилевой манере автора, его философском видении, которое воплощается в литературном произведении. О. Чирков обобщает и объясняет три (по Т. Кораблевой) основные типа интертекстуальных отношений, а именно: цитаты — непосредственные, откровенные, текстуальные связи с известными произведениями, реминисценции — опосредствованные связи, которые воспринимаются через контекст, и аллюзии — намеки на ассоциации и параллели с другим художественным текстом. Выявление таких цитат, реминисценций и аллюзий в каноническом тексте, который подвергается анализу, и является задачей интертекстуального анализа художественного произведения. Иначе говоря, интертекстуальиий анализ предусматривает сравнение первоисточника и художественного произведения, которое анализируется, для выявления своеобразности художественного мира писателя в определенном произведении в сопоставлении с теми образцами, которые раньше существовали в литературе и в чем-то близки, подобны ему.
Компаративный (сравнительный) анализ. Исследуются явления искусства слова через сравнение их с другими такими явлениями преимущественно в разных национальных писательствах.
Психологический анализ. Теоретической основой этого анализа являются учения В. Вундта (1832 - 1920) о творческом процессе, в котором главная роль отводится психическому состоянию художника; З. Фрейда (1856 - 1939) о несознательном, которое он первый попробовал исследовать и объяснить; О. Потебни (1835-1891), который считал, что художественное творчество является отображением внутреннего мира писателя. Он ввел в литературоведение понятия «внутренняя форма» слова и образа, утвердил мысль о единстве формы и образа и его значение, выдвинул теорию последовательного развития: слово - миф - образ (поэтический), подал свое понимание их отличий и др. Произведение (по М. Моклице) - это результат какого-то процесса во внутреннем мире художника, это механизм, который незримо присутствует в выявлении части. Произведение, которое мы изучаем, видимая часть айсберга, а основная его масса остается в глубине авторской психики. Основательное прочтение произведения выводит на необходимость проявить пружины творческого процесса, понять намерение автора, серьезную личную основу его творчества.
Мифологический анализ. Почти все литературоведы так или иначе обращаются к мифологии, поскольку художественная литература густо насыщена мифами, мифическими сюжетами, мифологемами (наличие в литературном произведении мифологического общеизвестного сюжета или мотива, которые структуризируют его) и мифо-мирами. Что касается фольклора, то он основывается на мифологической основе, так как имеет в себе мифологическую константу. Поэтому главная задача мифологического анализа — исследовать непосредственное взаимовлияние литературы и мифов.
Имманентный анализ
В связи с появлением такой темы сочинения на выпускном экзамене, как «Восприятие, оценка, истолкование» текста лирического произведения, в методической литературе появились публикации об имманентном анализе стихотворения. Идея анализа принадлежит М. Л. Гаспарову Алгоритм анализа:
1) верхний уровень (идейно-образный): идеи и эмоции, образы и мотивы;
2) средний уровень (композиция и стиль): поэтическая семантика (тропы), поэтический синтаксис (фигуры), художественное время и пространство;
3) нижний уровень (фоника): метрика, ритмика, рифма, строфика, звукопись.
Лингвистический анализ
В последнее десятилетие появились и другие виды анализа текста художественного произведения. При углубленном изучении литературы необходимо обязательное использование всех видов анализа во фронтальной, групповой и в индивидуальной работе. «В литературе нет такого художественного текста, в котором не было бы фактов, требующих лингвистического комментария», - отмечает Л. А. Новиков. Школьники должны не просто читать, а познавать текст, видеть то, что скрыто от невнимательного глаза, - подтекст. Текст может восприниматься легко (иногда при условии комментирования смысла 3-4-5 слов). Однако подтекст требует глубинного комментария. Приобретению такого навыка способствует лингвистический анализ текста. Его назначение - раскрыть значение различных элементов языка с целью полного и ясного понимания текста. Он обладает следующими особенностями:
- разъяснение, толкование непонятных слов, оборотов речи, синтаксических конструкций (т. е. анализ на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях этих языковых явлений);
- устранение «шумов и помех», что обезопасит от искаженного понимания живого авторского голоса.
Например, выполняя опережающее домашнее задание по лингвистическому анализу лирического отступления Н. В. Гоголя о Руси, учащийся в той последовательности, в которой они встречаются в тексте, растолковывает лексическое значение слов (Русь, далеко, неприютно, взор, дерзкий, диво, венчать, несметный, линии, значок, немолчно, лобзать, душа, осенить, пророчить, сей, кажись и т. д.). Далее в области морфологии он обращает внимание на формы множественного числа существительных, падежные окончания неопределенные формы глаголов в их соотношении с глаголами отвлеченно-образного значения. В области синтаксиса отмечает необычные управления, архаичные сочетания подлежащего и сказуемого, противительные отношения простых предложений в составе сложного. Этот вид анализа привлекает строгой научностью.