Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 19:31, доклад
Сейчас, кажется, перестройка завершена и уже никто не удивляется, встретив в прессе словосочетание «звезды литературы», еще десятилетие назад казавшееся диким. Ну представим себе: «звезды русской литературы» — Пастернак, Булгаков, Цветаева. Я думаю, поперхнутся даже те, кто ныне спокойно пишут: «На российском стенде ярмарки работали литературные звезды — Людмила Улицкая, Эдуард Успенский, Захар Прилепин…»
Так
кто такие эти таинственные
дети в лаборатории? Чем они
грозят миру? Есть намек, что
так готовится возмездие
Вообще
развитие сюжета — за какую
бы часть его ни взялся —
упирается в какой-то тупик
и противоречит посылу. Главный
редактор газеты посылает
Конечно,
многие критики заметили, что
концы с концами у Прилепина
плохо связываются, но — удивительное
дело — мало кто прямо сказал об этом,
как Вячеслав Курицын, который, отметив
много прекрасных страниц в романе, все
же пришел к выводу, что «общая история
склеивается неохотно, даже совсем не
склеивается» и «смысл в спешке расплывается».
Напротив
— многие стали подыскивать
этому объяснения и оправдания.
У
Достоевского есть
То
есть как? То, что сюжет начинает
развиваться — и автор о
нем забывает, что он не справляется
с композицией и не может
придумать толковую развязку (сумасшедший
дом — это не развязка, это
SOS писателя, не справившегося с
сюжетом) — все это надо
считать теперь достоинством?
Или
вот еще ход: считать все
эти неувязки — отражением
распадающегося мира. Так, Павел
Басинский, пересказав содержание романа,
замечает: «В сухом пересказе — это, конечно,
полный бред! Но роман Прилепина и написан
об отсутствии смысла. О его утрате. О том,
как человек собственными руками мостит
себе дорогу в ад».
Позволю
все же себе с этим не
согласиться. Роман об
Анализ
романа Захара Прилепина «Черная обезьяна»
Анализ
романа Захара Прилепина «Черная обезьяна»
может быть использован для написания
сочинения.
Сам Захар
Прилепин отмечал, что в его новом романе
будет несколько «забав и заковык» отчасти
постмодернистского содержания. «Несколько»
- это Захар поскромничал.
Роман
«Черная обезьяна» кажется мне
многослойным, как луковица. На первый,
профанный взгляд это как будто история
обычного человека, замотанного жизнью,
который в конце остается один. На самом
же деле это – книга о гибели человека
в человеке.
На трагедийный
лад настраивает еще мимолетное
упоминание названий тех книг, автором
которых является главный герой:
«Листопад», «Спад», «Сад». Невольно хочется
продлить этот ряд и добавить: «Ад».
Но роман под этим названием персонаж
пишет уже самим своим
Спуск
в ад герой начинает еще в детстве
– он «потерялся, запутался» среди
своих безликих родителей, а сейчас
также бесцельно кружится по жаркому,
липкому, бесприютному городу, и все,
что он когда-то имел, истончается, ускользает,
сереет… Любовница Аля, проститутка
Оксана, ее сын и старая мать –
все люди, проходящие мимо героя, не
вызывают никакого отзыва в его душе,
и на единственную фразу Али, которая
пришлась ему по сердцу, персонаж удивленно
восклицает про себя: «Ты умеешь разговаривать!»
Но все же эта женщина в итоге оказывается
лишь «пластмассовой куклой», и связь
ее с героем ограничивается стихией плотской
любви, в которую он сам полностью погружен.
Женщиной
в архетипичном смысле этого слова
оказывается жена героя. Именно она произносит
в финале романа фразу, которую до нее
озвучивали главные героини вставных
повестей: «Кто-нибудь пришел да и убил
бы нас всех». Эта фраза высвечивает скрытый
конфликт произведения: конфликт разлагающегося
морально человека с неумолимой жизнью,
которая тащит его за собой, обманывая,
пугая, сводя с ума. Человек хочет умереть,
потому что потусторонний ад не может
оказаться страшнее ада земного, чем этот
мир, который полон всего недосозданного,
недовоплощенного – например, недоростков.
В этом созданном Прилепиным недо-мире
ощущается легкая перекличка с романом
Сологуба «Мелкий бес» и пыльной Недотыкомкой,
которая сводила с ума Передонова. Также
и в «Черной обезьяне» - герой теряет рассудок,
не в силах устоять перед хаосом пыльного
и липкого «недосовершенья».
Черная обезьяна в романе – это вовсе не та случайная игрушка, которую покупает своим детям герой. Это он сам. Именно поэтому в конце он лишается способности говорить и все повторяет букву, увиденную в азбуке, когда сам он думал о любовнице: «Ы!». Герой теряет детей, жену, дом, и в его сознании всплывает образ, связанный с первым в жизни предательством своего пса – «пахло дохлой собачатиной». Все человеческое отпало, развеялось, герой погиб, нагнанный «недоростками», и настал истинный ад, в который только может привести Недотыкомка: ад пыльный, тихий, бессмысленный, бездушный, бесконечный.
Информация о работе Анализ "Черной обезьяны" Захара Прилепина