Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 19:31, доклад
Сейчас, кажется, перестройка завершена и уже никто не удивляется, встретив в прессе словосочетание «звезды литературы», еще десятилетие назад казавшееся диким. Ну представим себе: «звезды русской литературы» — Пастернак, Булгаков, Цветаева. Я думаю, поперхнутся даже те, кто ныне спокойно пишут: «На российском стенде ярмарки работали литературные звезды — Людмила Улицкая, Эдуард Успенский, Захар Прилепин…»
Теперь
вот липкая духота как нельзя
лучше соотносится с состоянием души
героя Прилепина. Молодец — хорошо усвоил
литературные уроки мастеров. Отчетливые
знаки влияний не умаляют сильных сторон
Прилепина — образности, метафоричности,
умения складывать слова. И хвалят его
за это справедливо.
Писатель
умеет несколькими беглыми
Что
вообще удается — так это
статика, фон. Все, что
Подъезжая
к парадной дома, которую целиком вырезали
какие-то загадочные убийцы, герой не может
найти место, где ступить: кругом грязь
непонятного происхождения (хотя дождей
давно нет и все бы должно высохнуть: жара).
Все, что видит герой вокруг, — тоже грязь,
физическая или нравственная. «Дебил в
грязных спортивных штанах, неустанно
харкавший на пол себе под ноги и громко
матерившийся в промежутках между соплевыделением,
и его подруга с завитой челкой и огромной
задницей» — это в автобусе. В деревне,
где каждый второй дом брошен и порос пыльными
кустами, некрасивая девка приносит отцу,
затапливающему грязную печь в бане, слепых
еще котят и просит их «пожечь», а потом
бьет носком галоши в нос истошно мяукающую
кошку.
Пацан
лет восемнадцати, «прыщ на подбородке,
наколка на руке»,
Мир,
описываемый в романе, бесконечно
отвратителен. Грязь, пьянство, одичание,
запустение, жестокость. Кажется, только
один Сергей Шаргунов, который все
токует о своем, смог увидеть, как сквозь
пепельный фон «прорывается яркий уголь
бодрости и веселья», и догадался, что
автор, «живописуя тоску и печаль <...>
не может скрыть жизнерадостности» («Вести
FМ» от 28 мая 2011). Больше никто жизнерадостности
не увидел — только «чернуху» и «безнадегу».
По
замыслу автора — это оптика
героя, взгляд «черной
Плохое
это дело — раскрывать смысл
одного литературного
Попав
в психушку в стремлении откосить от
армии, наш герой начинает приставать
к доктору с вопросами: «Где кончается
рассудок и начинается сумасшествие? Что
более органично человеческой природе
— смирение или буйство?»
Это
— не вопросы «черной обезьяны»
Вряд
ли стоит поручать «
Вообще
психологическая проза плохо
соединяется с триллером и
фэнтези, но допустим, автор решил рискнуть,
в этом его новаторство. Потерявшего себя
героя, своего рода подпольного человека,
терзающего себя и других, пребывающего
в состоянии отвращения к миру (более или
менее характерного для интеллектуальной
прозы ХХ века), Прилепин ставит в ситуацию,
хорошо знакомую по многочисленным голливудским
боевикам: он попадает в сверхсекретную
лабораторию. Декорации оттуда же: уходящие
глубоко под землю лифты, зловещие бесконечные
коридоры, в конце которых отлично вооруженные
люди в камуфляже, непременные автоматические
двери, открыв которые оказываешься перед
другим препятствием: например, прозрачным
пуленепробиваемым стеклом.
В таких
лабораториях делается всегда что-нибудь
очень нехорошее: создают оружие, грозящее
всему человечеству (которым хотят завладеть
злодеи), выращивают ужасный вирус, который
потом вырывается наружу (и с ним борются
герои), конструируют солдат-роботов или
искусственных монстров (которые выходят
из повиновения) и т. д.
Прилепин
поселил в секретном подземелье, в комнатах-боксах
со стеклами во всю стену, убийц и насильников,
которых изучают ученые. Стекло зеркальное,
с секретом: пациента видят, а он наблюдателя
— нет.
Среди
подопытных — Салават Радуев
(биография которого идентична биографии
Салмана Радуева, с той только разницей,
что персонаж Прилепина не умер в тюрьме
в 2002-м, а стало быть, все восемь лет был
объектом изучения); бомжиха, убившая шестерых
своих детей; насильник; пара наемных убийц
и пятеро невзрачных детей, которые, как
поясняют герою, опаснее всех других: они
не имеют представления о зле, грехе и
«при случае будут убивать без любопытства
и без агрессии».
Вот
эти-то дети больше всего и
поражают героя, и он начинает
допытываться, почему их держат
здесь и в чем их особенность.
Понятно, зачем понадобилась
Это
дает возможность запустить
А тут
можно связать лабораторных детей с таинственными
«недомерками», которые, по слухам, вырезали
целый подъезд в городе Велемире, отправить
его в поездку туда (тоже движение сюжета,
позволяющее ввести к тому же картины
провинциальной жизни), намекнуть на связь
между секретной лабораторией и загадочным
кремлевским идеологом Шаровым, для каких-то
своих тайных целей пестующим детскую
беспризорность и изучающим по утрам сводки
подростковой преступности, да еще поместить
в роман две вставные новеллы.
Одна
из новелл, об осажденном условном
городе, вводится в текст как
рассказ того самого
Разумеется,
сцена наполнена отсеченными
руками, выколотыми глазами, потоками
липкой крови, раздробленными
костями, раздавленными
Еще
больше раздавленных голов,
Увидав
в секретной лаборатории
«Перед
тем как идти в бой, мы
напивались, принимали много наркотиков,
приносили в жертву кого-
Из
таких примерно свидетельств
и сделана новелла Прилепина,
где сначала повстанцы разоряют селение,
убивают мужчин, насилуют женщин и уводят
с собой детей, а потом дети, одурманенные
алкоголем и наркотиками, делают то же
самое с другими селениями, с больницей,
с отрядом миротворцев ООН и, наконец,
с собственными взрослыми начальниками.
Автор старательно фиксирует внимание
на детской жестокости, носящей какой-то
наивный характер: она не осознана как
жестокость, как отклонение от нормы, она
внеэмоциональна.
Вот
детишки в одном из селений
разделывают застреленную козу
и начинают спорить, «так ли
все у человека внутри, как
у козы, или нет». Недолго думая,
хватают еще не убитого
Рассказ
страшный и впечатляет куда
больше, чем притча об осаде
абстрактного города
Предвидя,
очевидно, упреки в том, что
вставные новеллы будут
С
собакой по кличке Шершень
наш герой поступил
Еще
наш герой вспоминает, как в
детстве друзья позвали его
бить голубей, и вот они,
забравшись на чердак, ловят ошарашенных
птиц, бьют о стену, «выворачивают
суставы и головы», топчут и
пинают. Один из приятелей при этом смеется,
«блея от радости». Другой с серьезным
лицом работает металлическим прутом.
Африканские дети тоже любят помучить
птиц и повыдергивать им перья, любопытствуя,
когда птица догадается умереть, — так
протягивается другая ниточка между основным
повествованием и вставной новеллой. Однако
связать разрозненные части повествования
тонкие ниточки не могут.
Тема
детской жестокости повисает
в воздухе. Болезненный
Информация о работе Анализ "Черной обезьяны" Захара Прилепина