Здоровый образ жизни-основа долголетия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 12:25, контрольная работа

Описание работы

Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Содержание

Глава I. Здоровый образ жизни – основа долголетия.
Влияние двигательной активности на продолжительность жизни. стр.3

Глава II. Социальные, медицинские и психологические аспекты валеологии. Факторы риска стр.14

Глава III. Влияние экологических факторов на здоровый образ жизни. стр.18

Список литературы. стр.21

Глава I. Здоровый образ жизни – основа долголетия.

Работа содержит 1 файл

здоровый образ жизни-основа долголетия.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

 

Современный взгляд на физические упражнения, способствующие улучшению здоровья.Вся жизнь во всех ее проявлениях выражается в движении. Следовательно, движение, стимулирующее обмен веществ, — решающее условие биологического благополучия. Но движение совершается не беспрерывно, а чередуется с отдыхом. На деятельность человека воздействуют внешние факторы труда и быта, все движения формируются и развиваются постепенно, совершенствуясь под влиянием окружающей среды. Решающее значение в развитии функций организма, в том числе и движений, имеет воспитание, тренировка. При регулярных занятиях физическим трудом, спортом и физкультурой вырабатываются приспособления к новым условиям, повышается скорость, сила движений, выносливость организма. Одновременно совершенствуется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения.

Сердце способно развивать большую нагнетательную силу, распределяя кровь по всем сосудам, питающим работающие мышцы; дыхание обеспечивает окислительные процессы в работающих мышцах, доставляя им кислород и освобождая от углекислоты. При движении усиливается деятельность пищеварительного аппарата. Работа и связанные с ней движения повышают и регулируют деятельность всего организма.На протяжении всего периода развития с первых месяцев жизни человек постепенно тренирует с помощью движений свой организм. Под влиянием мышечных усилий усиливается кровом обращение и приток крови к тканям, увеличивается глубина дыхательных движений, улучшается обмен веществ. Чем разнообразнее и больше физическая нагрузка при движениях, тем шире открываются возможности для организма постепенно приспособиться к новым условиям работы. Таким образом, движения тренируют организм человека.Профессиональная работа, физкультура и спорт упражняют различные органы, формируют нервно-рефлекторные связи между ними, влияют на развитие органов и тканей человека и на их функции. В этом заключается значение тренировки.Особенно велико воздействие физических упражнений на нервно-мышечную систему. Сердце — мышечный орган, у нетренированных людей меньше по весу и менее выносливо, чем у тренированных.Под влиянием тренировки увеличивается также поперечный размер костей, повышается их плотность и прочность. Исследования показали, что систематические занятия подростков физическими упражнениями в период усиленного роста организма благотворно влияют на мышцы сердца. Сердечная мышца может почти удваивать количество сокращений, артериальное давление крови повышается почти вдвое, а объем вентиляции легких возрастает иногда в 20 раз.Под влиянием физических упражнений равномерно развиваются все мышцы туловища, вырабатывается правильная, красивая осанка, стройность и ловкость. При малоподвижном образе жизни мускулатура развивается слабо и это нередко порождает недостатки осанки, походки.Обязательное условие правильной тренировки — постепенность. Физические упражнения вызывают необходимость приспособления жизненно важных функций — кровообращения, дыхания, обмена веществ — к возросшим потребностям организма в питании; это приспособление организма регулируется центральной и периферической нервной системой.Многие люди заблуждаются, полагая, что покой является самым благотворным состоянием для организма; покой, бездействие понижают его общий тонус и обмен веществ.Тренированный человек способен выполнять большую по объему работу с меньшими энергетическими затратами, чем нетренированный, и восстанавливать работоспособность в более короткие сроки. Экономичность работы организма под влиянием тренировки можно оценить как повышение коэффициента полезного действия, т. е. достижение наибольшего рабочего эффекта при наименьших затратах.Под влиянием тренировки перестраивается деятельность вегетативной нервной системы. Тренированные люди ощущают бодрость, силу, «чувство здоровья». И это состояние является источником хорошего, ровного настроения, активности в работе.Интересно следующее наблюдение: студенты в период занятий и во время экзаменов лучше успевали в учебе, если занимались и физическими упражнениями; у них не снижалась работоспособность, не отмечалось явлений переутомления, перегрузки нервной системы.

 

Глава II. Социальные, медицинские и психологические аспекты валеологии.

С современных позиций валеология - это наука о формировании здоровья индивида в конкретных условиях окружающей среды. Она объединяет множество различных наук, изучающих биосоциальную сущность человека в динамике, и способствует комплексному подходу в понимании сущности здоровья. В основе валеологии реализуется принцип "здравого смысла": как обеспечить оптимальное развитие человека, его работоспособность, здоровье, активное долголетие, возможность продления рода в конкретных условиях природной и социально-экономической среды.

Современная валеология - это уникальная форма синтезирования знаний, накопленных как народной, так и научной медициной, подкрепленных достижениями естественных, в том числе экологических, социально-экономических, общественных и других наук, изучавших взаимодействие между человеком и обществом, между человеком как составной, вернее, основной частью общества, и окружающей природной и социальной средой

В начале 80-х годов нашего столетия отечественный ученый, доктор медицинских наук И. И. Брехман ввел термин "валеология".

Под валеологией (от лат. valeo - быть здоровым, здравствовать) подразумевалась наука о профилактически-оздоровительных основах медицины, путях и методах сохранения и укрепления здоровья.

Появившись как интегральное образование, рожденное на стыке медицины, биологии, гигиены, физической культуры и психологии, экологии, диетики и других наук о человеке, его организме, внутреннем мире и жизненной среде, валеология с 1987 года выступает содружественной медицине наукой.

 

Медицинские аспекты:

90-е годы отмечены становлением и дальнейшим развитием валеологии как системы знаний о здоровье здорового человека. Валеология - наука о генетических и физиологических резервах организма, обеспечивающих устойчивость физического, биологического, психологического, социокультурного развития и сохранения здоровья человека в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды.

Предметом валеологии является здоровье человека как категория качества жизни, обусловленная физиологическими механизмами, умением адаптироваться к условиям среды, способность к самоорганизации, саморазвитию и самосохранению. Объектом валеологии выступает относительно здоровый человек или человек, находящийся в состоянии предболезни.

Социальные и психологические аспекты: Совместно с профилактической медициной валеология вносит свой вклад в решение одной из глобальных проблем современности - сохранения и укрепления здоровья человека.

В основе валеологии, в отличие от профилактической медицины, гигиены лежит представление о динамических резервах отдельных систем и организма человека в целом.

Основными задачами валеологии как науки является:

              прогнозирование функционального состояния организма и его коррекция;

              разработка механизмов компенсации нарушений резервов физиологических систем;

              определение методов и средств развития и сохранения здоровья.

Потребность в здоровье носит всеобщий характер, она присуща и отдельному индивиду, и обществу в целом. Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Оно обуславливает высокий потенциал физической, психической и умственной дееспособности человека и служит залогом его полноценной жизни. Здоровье населения оказывает огромное влияние на динамику экономического развития общества, выступает и как мерило его социально-этической зрелости, уровня заботы государства о здоровье своих граждан. Это все накладывает на личность определенную ответственность по отношению к своему здоровью, к здоровью потомства и тех, кому она может и должна помочь (престарелым, инвалидам и др.).

Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуальную профилактику его нарушений, здоровый образ жизни служат показателями общей культуры человека.

Развитие валеологии позволило выявить одну из новых сфер человеческого сознания и бытия - валеологическую культуру, включающую в себя:

              знание индивидом генетических, физических и психологических возможностей систем своего организма;

              знание и умение применять методы и средства контроля, сохранения своего психофизиологического статуса, укрепления здоровья;

              умение распространять валеологические знания на социальную среду своего окружения.

Формирование валеологической культуры - сложный, многоступенчатый и многогранный процесс, охватывающий систему государственного образования в стране, семью, специализированные и досуговые учреждения и организации.

В целом можно сказать, что валеология - это наука, в основе которой лежит здоровье человека, живущего в сложном и постоянно меняющемся мире, где он подвергается воздействию огромного количества параметров окружающей биосоциальной среды, наука, которая позволит человеку через систему определенного объема знаний, умений и навыков своевременно проводить индивидуальную профилактику здоровья, сохранять и укреплять общий его потенциал.

Гигиена умственного труда:

Немалое влияние на продуктивность умственного труда оказывают физические факторы внешней среды. Установлено, что оптимальная температура воздуха должна быть 18—22°, а относительная влажность—50—70%. Длительное пребывание студентов в помещении с температурой 25—27° приводит к значительному напряжению физиологических функций организма. Это отрицательно сказывается на качестве выполняемой работы, а также на вегетативных функциях: деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

Клетки головного мозга, как уже отмечалось, отличаются особенно интенсивным энергетическим обменом.Поэтому для успешной умственной работы необходимо находиться в помещении с нормальным содержанием кислорода.Санитарно-гигиенические исследования помогли установить, что уже после первой лекции содержание диоксида углерода (углекислого газа) в аудитории достигает 0,15—0,45 %, т. е. увеличивается в 5—15 раз по сравнению с нормой. Кроме того, в аудиториях, читальных залах, особенно если они переполнены, в 2 раза увеличивается окисляемость воздуха, возрастает концентрация аммиака, окиси углерода, или угарного газа, сероводорода и ряда других веществ, вредных для здоровья.Все это говорит о необходимости проветривать аудитории. К сожалению, многие студенты пренебрегают этим правилом.На качестве умственной деятельности значительно сказывается и наличие шума.

Обычно в аудиториях его значение составляет 40—50 дБ. По данным гигиены труда шум до 40 дБ не влияет отрицательно на состояние организма, превышение этого показателя снижает трудоспособность, вредно отражается на здоровье человека.

Гигиена умственного труда предъявляет требования и к одежде. Важно, чтобы она свободно облегала тело, воротник рубашки или свитера не должен сдавливать сосуды шеи (тесный ворот затрудняет кровоснабжение мозга).Необходимо контролировать и осанку.

 

Правильное питание:

Человек издавна использовал питание в качестве одного из важнейших средств для укрепления здоровья. Современная наука достигла определенных успехов в изучении вопросов рационального питания.

Чрезмерное потребление углеводов вызывает резкое повышение уровня сахара в крови, что небезопасно для здоровья. Глюкозу рекомендуется принимать непосредственно перед стартом, во время преодоления длинной дистанции или на финише после утомительной физической нагрузки. Установлено, что глюкоза, употребленная перед соревнованием или интенсивной тренировкой, быстро попадает в кровь и используется организмом для успешного выполнения мышечной работы. Если же ее принять за 15 мин и более (до 1,5 ч) до старта, то ожидаемого эффекта не будет. Мышцы не получат нужного количества углеводов, так как в организме будет происходить процесс отложения глюкозы в виде гликогена. Поэтому тренировку или соревнования надо начинать спустя 1,5— 2 ч после еды, когда в организме содержится наибольшее количество гликогена.

Энергетическая ценность пищи, или ее калорийность, зависит от количества присутствующих в ней белков, жиров и углеводов. По установленным нормам калорийность для юношей-студентов составляет 3000 ккал в день, для девушек — 2600 ккал. При занятиях спортом и физической культурой калорийность пищи должна повышаться приблизительно на 700—1000 ккал, в зависимости от интенсивности нагрузок.

Пищу рекомендуется принимать горячей, в одни и те же часы, 3—4 раза в день, что обеспечивает нормальное пищеварение. Еще недавно была популярна рекомендация завтракать достаточно плотно. Однако в результате длительных наблюдений был сделан вывод, что прилив крови к органам пищеварения после сытной еды уменьшает кровоснабжение мозга, скелетных мышц. А это ведет к ухудшению продуктивности умственной деятельности. Поэтому наиболее правильно во время завтрака употреблять 15—20 % суточной нормы калорий, а обед и ужин сделать более сытными. Ужинать желательно как минимум за 1,5—2 ч до сна, чтобы пища переварилась. По возможности следует организовать второй завтрак или полдник, в виде горячего чая с бутербродами. И ни в коем случае не использовать вместо обеда столь любимые студентами булочки всухомятку!

Сон, здоровье, работоспособность:Вся наша жизнь проходит в двух состояниях— бодрствовании и сне. Именно полноценный сон в значительной мере обеспечивает нормальное самочувствие человека в период бодрствования. Недаром древнегреческие мудрецы говорили: сон—слуга жизни. Современная наука помогла установить природу столь благотворного воздействия сна. Оказалось, что в процессе его восстанавливаются энергетические запасы, израсходованные во время работы, нервная ткань освобождается от накопившихся в ней продуктов распада,

Недостаток сна вредно отражается на здоровье. В исследованиях с людьми, добровольно согласившимися на некоторое время лишить себя сна, зафиксировано, что уже после 5—6-х суток наступают психические расстройства в виде галлюцинаций, резко повышается раздражительность. Даже частичное недосыпание понижает активность мозга; отрицательно сказывается на внимании, памяти, качестве мышления, ухудшает самочувствие, умственную работоспособность.

Для полноценного протекания ночного сна достаточно 7—8 ч.

Спать полагается в удобной, но не слишком мягкой постели, лежа на правом боку со слегка согнутыми ногами. В таком положении мышцы лучше всего расслабляются, тело отдыхает.

 

Глава III. Влияние экологических факторов на здоровый образ жизни.

 

Несомненно, экология и природа оказывают колоссальное воздействие на человека и его здоровье. Например, погода.

Информация о работе Здоровый образ жизни-основа долголетия