Шпаргалка по "Безопасности жизнедеятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности".

Работа содержит 1 файл

Ekzamen.doc

— 948.00 Кб (Скачать)

Физические опасные и вредные факторы подразделяются на следующие: 
-движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования; передвигающиеся изделия, заготовки, материалы; разрушающиеся конструкции; обрушивающиеся горные породы; 
- повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; 
- повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов; 
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; 
- повышенный уровень шума на рабочем месте; 
- повышенный уровень вибрации; 
- повышенный уровень инфразвуковых колебаний; 
- повышенный уровень ультразвука; 
- повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение; 
- повышенная или пониженная влажность воздуха; 
- повышенная или пониженная подвижность воздуха; 
- повышенная или пониженная ионизация воздуха; 
- повышенный уровень ионизирующих излучений в рабочей зоне; 
- повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; 
- повышенный уровень статического электричества; 
- повышенный уровень электромагнитных излучений; 
- повышенная напряженность электрического поля; 
- повышенная напряженность магнитного поля; 
- отсутствие или недостаток естественного света; 
- недостаточная освещенность рабочей зоны; 
- повышенная яркость света; 
- пониженная контрастность; 
- прямая и отраженная блесткость; 
- повышенная пульсация светового потока; 
- повышенный уровень ультрафиолетовой радиации; 
- повышенный уровень инфракрасной радиации; 
- острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования; 
- расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола); 
- невесомость.  

Химические опасные и вредные производственные факторы подразделяются: 
а) по характеру воздействия на организм человека на следующие: 
- токсичные; 
- раздражающие; 
- сенсибилизирующие; 
- канцерогенные; 
- мутагенные; 
- влияющие на репродуктивную функцию; 
б) по пути проникания в организм человека через: 
- органы дыхания; 
- желудочно-кишечный тракт; 
- кожные покровы и слизистые оболочки.  

Биологические опасные и вредные производственные факторы включают в себя следующие биологические объекты: 
- патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности; 
- микроорганизмы (растения и животные).  

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на следующие; 
- физические перегрузки; 
- нервно-психические перегрузки. 

Физические перегрузки подразделяются на следующие: 
- статические; 
- динамические.

Нервно-психические перегрузки подразделяются на следующие: 
- умственное перенапряжение; 
- перенапряжение анализаторов; 
- монотонность труда; 
- эмоциональные перегрузки.

 Один и тот же опасный и вредный производственный фактор по природе своего действия может относиться одновременно к различным группам и возникать при ЧС любого характера (природные, техногенные, социальные). 

 

6. Концепція ризику. Види ризику. Кількісна оцінка ризику. Визначення величини ризику. Поняття про допустимий ризик. Управління ризиком.

Негативные воздействия в системе «человек - среда обитания» принято называть опасностями. 
 
Опасность - основное понятие БЖД, под которым понимается свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. 
 
Для количественной оценки опасности используется понятие «риск». 
 
Риск - это частота реализации опасности; она может быть определена по формуле R=n/N, 
где n - число тех или иных неблагоприятных последствий; 
 
N - возможное число неблагоприятных последствий за определенный период. 
Риск (R) определяется как отношение количества событий с нежелательными последствиями (n) к максимально возможному их количеству (N) за конкретный период времени:  
 
Эта формула позволяет рассчитать размеры общего и группового риска. При оценке общего риска величина N определяет максимальное количество всех событий, а при оценке группового риска — максимальное количество событий в конкретной группе, которое выбрано из общего количества по определенному признаку. В частности, в группу могут входить люди, которые принадлежат к одной профессии, возрасту, полу; группу могут составлять также транспортные средства одного типа; один класс субъектов хозяйственной деятельности и т. п. 
Различают индивидуальный и социальный риски. ^ Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида для отдельного индивидуума.  
Виды риска 
Коллективный риск (групповой, социальный) - это риск проявления опасности того или иного вида для коллектива, группы людей, для определенной социальной или профессиональной группы людей. 
Известно, что традиционная техника безопасности базируется на категорическом императиве: обеспечить безопасность, не допустить никаких аварий. Как показывает практика, такая концепция не адекватна законам техносферы. Требование абсолютной безопасности, подкупающее своей гуманностью, может обернуться трагедией для людей, потому что обеспечить нулевой риск в действующих системах невозможно.  
Современный мир отверг концепцию абсолютной безопасности, ввиду невозможности ее достижения, и пришел к концепции приемлемого (допустимого) риска, суть которой в стремлении к такой малой опасности, которую приемлет общество в данный период времени. 
 Приемлемый (допустимый) риск - это такая минимальная величина риска, которая достижима по техническим, экономическим и технологическим возможностям. Таким образом, приемлемый риск представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями его достижения. 
Прежде всего, нужно иметь в виду, что экономические возможности повышения безопасности технических систем не безграничны. Так, затрачивая чрезмерные средства на повышение безопасности, можно нанести ущерб социальной сфере, например, ухудшить медицинскую помощь. 
При увеличении затрат технический риск снижается, но растет социальный. 
Следует отметить, что суммарный риск имеет минимум при определенном соотношении между инвестициями в техническую и социальную сферы. Очевидно, это обстоятельство нужно учитывать при выборе риска, с которым общество вынуждено мириться.  
В настоящее время сложились представления о величинах приемлемого (допустимого) и неприемлемого риска. Максимально приемлемым уровнем индивидуального риска гибели обычно считается 10-6в год, пренебрежимо малым 10-8 в год. Неприемлемый риск имеет вероятность реализации более 10-3. При значениях риска от 10-3 до 10-6 принято различать переходную область значений риска. 
Можно подсчитать реальный риск R при гибели человека на производстве в нашей стране за 1 год, если известно, что ежегодно погибает около 14 тыс. человек, а численность работающих составляет примерно 138 млн. человек  
 
Т.е. средняя величина реального риска на производстве в нашей стране составляет 10-4, что существенно выше величины приемлемого риска. Это обстоятельство говорит о настоятельной необходимости повышения безопасности на производстве.

Допустимый  риск 
Для того чтобы определить серьезность опасности, степень допустимости риска в той или иной ситуации, существуют разные критерии: категории серьезности опасности; уровни вероятности опасности; матрица оценки риска. Все эти понятия и порядок их применения будут детально освещаться при проведении практических занятий. 
По степени допустимости риск бывает пренебреженным, приемлемым, предельно допустимым и чрезмерным: 
1) пренебреженный риск имеет настолько малый уровень, что он находится в пределах допустимых отклонений природного (фонового) уровня; 
2) приемлемым считается такой уровень риска, который общество может принять (позволить), учитывая технико-экономические и социально-политические возможности на данном этапе своего развития;  
3) предельно допустимый риск — это максимальный риск, который не должен превышаться, несмотря на ожидаемый результат;  
4) чрезмерный риск характеризуется исключительно высоким уровнем, который в подавляющем большинстве случаев приводит к негативным последствиям. 
На практике достичь нулевого уровня риска, т.е. абсолютной безопасности невозможно. Это требование абсолютной безопасности привлекает своей гуманностью, однако может обернуться трагедией для людей. Пренебреженный риск в настоящее время также невозможно обеспечить, учитывая отсутствие технических и экономических предпосылок для этого. Поэтому современная концепция безопасности жизнедеятельности базируется на достижении приемлемого (допустимого) риска. 
Следует отметить, что процедура определения риска весьма приблизительна. Можно выделить четыре методических подхода к определению риска: 
1) инженерный, опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение «деревьев опасности»; 
2) модельный, основанный на построении моделей воздействия вредных факторов на отдельного человека, социальные, профессиональные группы и т.п.; 
 
3) экспертный, когда вероятность различных событий определяется на основе опроса опытных специалистов, т.е. экспертов; 
4) социологический, основанный на опросе населения.  
Учет риска позволяет кроме технических, организационных и административных методов управления риском применять и экономические методы: это страхование, компенсация ущерба, плата за риск и т.д.   
Управление риском

Основным вопросом теории и практики безопасности является повышение  уровня безопасности. Для этой цели средства можно расходовать по трем направлениям:

1) совершенствование технических систем и объектов; 2) подготовка персонала; 3) ликвидация последствий.

Для определения соотношения  инвестиций по каждому из этих направлений  необходим специальный анализ с  использованием конкретных данных. Обоснованные данные необходимы для расчета риска. Острая потребность в данных в настоящее время признана во всем мире на национальном и международном уровне. Необходима тщательно аргументированная разработка базы и банков данных и их реализация в условиях предприятия, региона. В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска.

Последовательность изучения опасностей:

Стадия I — предварительный  анализ опасности (ПАО).

Шаг 1. Выявить источники  опасности.

Шаг 2. Определить части  системы, которые могут вызвать эти опасности.

Шаг 3. Ввести ограничения  на анализ, т. е. исключить опасности, которые не будут изучаться.

Стадия II — выявление  последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей.

Стадия III — анализ последствий.

Системный анализ — это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам, в данном случае, безопасности. Система — это совокупность взаимосвязанных компонентов, взаимодействующих между собой таким образом, что достигается определенный результат (цель). Под компонентами (элементами, составными частями) системы понимаются не только материальные объекты, но и отношения и связи. Любая машина представляет пример технической системы. Система, одним из элементов которой является человек, называется эргатической. Примеры эргатической системы: “человек-машина”, “человек-машина-окружающая среда” и т. п. Любой предмет может быть представлен как системное образование. Принцип системности рассматривает явления в их взаимной связи, как целостный набор или комплекс. Цель или результат, который дает система, называют системообразующим элементом. Например, такое системное явление, как горение (пожар), возможно при наличии следующих компонентов: горючее вещество, окислитель, источник воспламенения. Исключая хотя бы один из названных компонентов, мы разрушаем систему.

Системы имеют качества, которых может не быть у элементов, их образующих. Это важнейшее свойство систем, именуемое эмерджентностью, лежит, по существу, в основе системного анализа вообще и проблем безопасности, в частности. Методологический статус системного анализа необычен: в нем переплетаются элементы теории и практики, строгие формализованные методы сочетаются с интуицией и личным опытом, с эвристическими приемами. Цель системного анализа безопасности состоит в том, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий (аварий, катастроф, пожаров, травм и т. п.), и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления.

 

7. Поняття про індивідуальний та соціальний ризик.

Индивидуальный риск характеризует опасность определенного вида в определенной точке пространства для отдельного человека. Индивидуальный риск характеризует распределение риска во времени и пространстве. 

При определении индивидуального  риска необходимо учитывать долю  времени нахождения в «зоне риска» и постоянное место жительства индивидуума. Однако индивидуальный риск не позволяет судить о масштабе катастроф. Поэтому вводится понятие «социальный риск».

Социальный (или групповой) риск – риск для группы людей. Социальный риск может быть определен как  зависимость между частотой возникновения  событий в поражении определенного  числа людей и числом пораженных при этом людей.  Социальный риск, в отличие от индивидуального, в меньшей степени зависит от географического расположения. Социальные опасности получили широкое распространение в обществе и угрожают жизни и здоровью людей. Существование этих опасностей связано с состоянием демографических процессов и поведенческими особенностями людей отдельных социальных групп. Социальные опасности весьма многочисленны. В их число входят войны и военные конфликты, терроризм, криминализация общества, различные болезни (инфекционные заболевания, СПИД и т.д.) и вредные привычки людей (курение, алкоголизм, наркомания).

В основе своей социальные опасности порождаются негативными  социально-экономическими процессами, протекающими в обществе. В настоящее  время государство и органы власти предпринимают самые разнообразные  и масштабные меры, направленные на последовательное и эффективное  устранение причин, способствующих возникновению  и распространению социальных опасностей.  По мере становления правового государства, улучшения качества жизни и культуры населения количество социальных опасностей должно несомненно снижаться, что будет  способствовать повышению безопасности каждого человека и всего общества в целом. Этому должна содействовать  серьезная юридическая, психологическая, информационная, гигиеническая и  физическая подготовка человека, позволяющая  умело и грамотно действовать  в тех или иных опасных ситуациях. Большое значение при обучении людей  имеет освоение ими соответствующих  моделей поведения применительно  к особенностям и специфике конкретных ситуаций в зависимости от видов социальных опасностей.

 

8. Потенційні джерела небезпеки трудової діяльності. 
С позиций жизнедеятельности человека при сформированном равновесии (стабильности) любых систем при отсутствии риска последствий, отсутствует и источник опасности. Труд представляет систему, которая должна характеризоваться стабильностью, а следовательно, и безопасностью труда.  
На безопасность труда влияют очень много разнообразных факторов: 

  • внешняя среда, 
  • организация производственного процесса в целому и на рабочих местах отдельно, 
  • состояние инструмента и машин и т.д. 

Не меньшее значение для безопасности имеет и функциональное состояние организма, а также  профессиональная подготовка работающих.  
Любой с этих факторов может повлиять на стабильность системы и привести к возникновению риска последствий. На основании этого можно сделать вывод, что любая трудовая деятельность потенциально опасна и задача безопасности труда состоит в том, чтобы опасность сводить к минимуму. Следует помнить, что даже при самом высоком уровне развития техники абсолютное устранение источников опасности невозможно.  
Сейчас мы кратко охарактеризуем лишь некоторые отрицательные факторы, характерные для любых видов работ. Одним из основных отрицательных факторов, который существенным образом влияет на травматизм и профессиональные заболевания, аварии и т.д., является низкая профессиональная подготовка. Профессиональная дееспособность зависит от умения, обучение, воспитание, состояния организма.  
Умение - это способность человека осуществлять какую-либо определенную деятельность или действие в новых для него условиях, на основе ранее полученных им знаний и навыков. Поэтому основная задача обучения, наряду с передачей знаний, состоит в развитии у человека "профессионального умения".  
Другим потенциально опасным фактором является неосторожность, невнимательность, халатность, когда любой объект производства может стать источником опасности.  
Обычно причинами неосторожности, невнимательности, халатности работающих является усталость, эмоциональные возбуждение, дефект какого-либо органа. Утомление или усталость - сложный комплекс явлений, что возникает в последствие продолжительной чрезмерной или нерациональной нагрузки. Она характеризуется неточными движениями, ослаблением внимания, снижением производительности труда, появлением браку в роботе, прекращением работы, травмированием и т.д. Развитию утомления оказывает содействие однообразная работа с несложными, непрерывными, повторяемыми процессами. Утомлению оказывает содействие условия, которые вызывают высокие степени напряжения.  
С точки зрения предупреждения усталости, травматизма, профессиональных заболеваний, самым важным условием является выбор правильного ритма работы. На протяжении рабочего дня нагрузки, ритм труда планируется с учетом физиологических закономерностей развития работоспособности человека. В период сниженной работоспособности (первые и последние часы смены) нагрузка и темп устанавливаются на 5-10% ниже, чем в середине первой и второй половин рабочего дня. Для вхождения в ритм работы ее необходимо начинать с больше простых операций, переходя к больше сложным и трудным.  
В качества потенциальных источников опасности могут выступать также временное, резкое нарушение каких функций организма (головная боль, умопомрачение, судорога мышц и т.д.); временное переключение психологической деятельности на какой предмет или события, не связанные с работой, нулевые дни (дни усталости) биоритмов.  
Говоря о потенциальных источниках опасности, необходимо отметить гипокинезию, что есть одним из важных факторов риска. Современные условия труда и жизни, с одной стороны, обуславливает резкое ограничение физической активности. С другой стороны, современные условия труда требуют освоения большого потока информации, обуславливает повышение ответственности и увеличения скорости производственных процессов. 
Влияние разных форм труда на его потенциальные источники опасности. 
1) Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами. Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено — чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека. С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других — редких. В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором — работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны. 
 
^ 2) Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др., так и вне его — ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др. 
Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого — мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10—11,7 МДж (2000—2400 ккал) в сутки. 
Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.  
В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического труда, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику. 
Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы. 
Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения. 
Управленческий труд — труд руководителей учреждений, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций. 
Творческий труд — наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов. 
Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения. 
Труд учащихся и студентов — это напряжение основных психических функций, таких, как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты). 
Успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, создании комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников. 
В выводе необходимо отметить, что учет потенциальных источников опасности как на стадии проектирования производства в целому, так и в процессе работы позволит создать высокопроизводительные, здоровые малоопасные условия труда.  

Информация о работе Шпаргалка по "Безопасности жизнедеятельности"