Шпаргалка по "Безопасности жизнедеятельности"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности".

Работа содержит 1 файл

Ekzamen.doc

— 948.00 Кб (Скачать)
  1. Безпека життєдіяльності як дисципліна, її об¢єкт, цілі і задачі.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, представляет собой область научных знаний, изучающая опасности угрожающие человеку и разрабатывающие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

В учебной дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" соединены тематика безопасного  взаимодействия человека со средой обитания, охрана труда и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций.

Задачи БЖД:

  • идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;
  • предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
  • защита от опасности;
  • ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
  • создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения. Объектом защиты является человек.

Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.

Причины возникновения дисциплины БЖД в России:

  • Высокая смертность (особенно среди мужчин репродуктивного возраста)
  • Низкие показатели средней продолжительности жизни (характеры для мужской части населения)
  • Ежегодное снижение средней общей численности населения

Значение и решение данных проблем очень важной для нашей страны, так как по прогнозам, России в обозримом будущем грозит вымирание. Важнейшая задача, стоящая перед государством — стабилизация численности населения.

Для решения демографической  проблемы необходимо:

  • Увеличить рост ВВП
  • Модернизировать государственную систему защиты человека
  • Сформировать научный потенциал, направленный на развитие учения о безопасности жизнедеятельности населения
  • Всеобщее обучение жителей страны основам безопасности жизнедеятельности
  • Главным объектом безопасности жизнедеятельности является человечество, включающее государства, общества и личности, а предметом — их деятельность по обеспечению безопасности своей жизнедеятельности и безопасности природных условий жизни.

  • Содержание БЖД

  • По данным Всемирной  организации здравоохранения индивидуальная продолжительность жизни человека во многом связана с условиями жизнедеятельности (до 70% зависит от поведения человека и состояния среды обитания).

    Профилактика негативных факторов:

    • Личное безопасное поведение 
      Выбор места жительства 
      Соблюдение правил и норм охраны труда 
      Соблюдение здорового образа жизни
    • Коллективные меры безопасности деятельности 
      Безопасные условия деятельности 
      Защита населения от техногенных и естественных катастроф 
      Разработка законодательной базы в области здравоохранения
    • Обеспечение качественного состояния среды обитания 
      Рациональное использование ресурсов и отходов 
      Соблюдение норм безопасности и экологичности

    Безопасность жизнедеятельности  — наука о комфортном взаимодействии человека с техносферой.

    В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью  жизнедеятельности. К опасным и  вредным факторам естественного  происхождения прибавились многочисленные негативные факторы антропогенного происхождения (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей.

    Возникновение данной науки  — объективная потребность современного общества.

     

    1. Охорона праці, основні терміни та визначення.

     

      Охрана труда — система правовых, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда (ГОСТ 12.0.002—2003 ССБТ «Термины и определения»).

    Техника безопасности — система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.

    Производственная  санитария — система организационных, гигиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.

    Гигиена труда — медицинская наука, изучающая воздействие окружающей производственной среды, характера трудовой деятельности на организм работающего. Разработка санитарно-гигиенических нормативов и практических мероприятий, устранение неблагоприятных производственных факторов, предупреждение или ослабление их влияния на организм человека являются основными задачами гигиены труда.    

    Электробезопасность — система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества (ГОСТ 12.1.009—76 ССБТ «Электробезопасность. Термины и определения»).

    Пожарная безопасность — состояние объекта, при котором исключается возможность пожара, а в случае его возникновения предотвращается воздействие на людей опасных факторов и обеспечивается защита материальных ценностей.

    Рабочее место — пространственная зона, оснащенная необходимыми средствами, в которой совершается трудовая деятельность работника или группы работников, совместно выполняющих производственные задания. Рабочее место является частью производственно-технологической структуры предприятия (организации), оно предназначено для выполнения части технологического (производственного) процесса и определяется на основе трудовых и других действующих норм и нормативов.

    Рабочая зона — пространство, ограниченное по высоте 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или непостоянного (временного) пребывания работающих. К постоянным относятся рабочие места, на которых работающий находится более 50% рабочего времени за смену или более двух часов непрерывно. Если работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, то постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона.

    Условия труда — совокупность факторов производственной среды, оказывающей влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Исследования условий труда показали, что факторами производственной среды в процессе труда являются:

    санитарно-гигиеническая  обстановка, определяющая внешнюю среду в рабочей зоне — микроклимат, механические колебания, излучения, температуру, освещение и др.;

    психофизиологические  элементы: рабочая поза, физическая нагрузка, нервно-психологическое напряжение и др., которые обусловлены самим процессом труда;

    эстетические  элементы: оформление производственных помещений, оборудования, рабочего места, рабочего инструмента и др.;       

     социально-психологические элементы, составляющие характеристику так называемого психологического климата.       

     Профессиональным заболеванием называется заболевание, вызванное воздействием вредных условий труда. К ним относятся: хронические пылевые бронхиты, вибрационная болезнь, отравление различными токсичными веществами и др. Профессиональные заболевания, в зависимости от тяжести и сроков выявления, могут сопровождаться и не сопровождаться утратой трудоспособности. В тяжелых случаях они могут привести к инвалидности.

     

    3. Поняття про ноосферу.

    Настоящее исследование посвящено исследованию ноосферогенеза (рождению и эволюции разума). Термин ноосфера (сфера разума) впервые был введен в середине двадцатых годов двадцатого века французским естествоиспытателем Э. Леруа (ученик Вернадского В.И.).  Наиболее полно свое понимание ноосферы Леруа раскрыл в работе: «Происхождение человека и эволюция разума». Ноосфера по Леруа - это закономерный этап в развитии Мира. На этом этапе  духовное творчество человека становится доминирующим в дальнейшей эволюции планеты Земля.     

    Другой французский  естествоиспытатель П. Тейяр де Шарден использовал термин ноосфера в несколько ином варианте. Он считал, что ноосфера - это лишь этап в стремлении эволюции к теосфере (точка омега). При этом он считал, что точка омега (вершина разума) будет достигнута как бы сама собой в виду заданности процесса эволюции.    

    Следующим шагом в развитии концепции ноосферы явилось учение В.И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу. В книге «Научная мысль как планетарное явление» В.И. Вернадский анализирует геологическую историю Земли и утверждает, что наблюдается переход биосферы в новое состояние - в ноосферу под действием научной мысли человека. Однако в трудах Вернадского нет законченного и непротиворечивого толкования сущности ноосферы. В одних случаях он писал о ноосфере в будущем времени, в других  в настоящем, а иногда связывал формирование ноосферы с появлением человека разумного. Несмотря на отсутствие у В.И. Вернадского четкого и развернутого определения понятия ноосфера, в книгах  Вернадского можно найти ряд конкретных указаний, что должно произойти на Земле, чтобы ноосфера состоялась. Вернадский перечисляет признаки ноосферы:

    1.Заселение человеком  всей планеты. ( Тогда не останется  территорий для биосферы).

    2.Резкое преобразование  средств связи и обмена между  странами. (Реализовалось).

    3.Усиление политических  связей между всеми государствами Земли. (Почти реализовалось).

    4.Преобладание геологической  роли человека над другими  геологическими процессами в  биосфере.  (Еще не достигнуто).

    5.Расширение границ  биосферы и выход человека  в космос. (Биосфера останется  на земле, а часть её, в том числе и человек, уйдет в космос. Но нет смысла сохранять на Земле биосферу без человека, следовательно, только часть человечества выйдет в космос, а другая часть останется на Земле. Какая часть должна уйти?).

    6.Освоение новых, мощных  источников энергии. (Если на Земле в тепло будет превращаться большая часть солнечной энергии, то это приведет к тепловой смерти биосферы).

    7.Равенство людей всех  рас и религий. ( Равенство в  потреблении, в правах или в  возможности покинуть Землю и  уйти в космос? Абсолютного равенства не может быть, т.к. не бывает равных возможностей).

    8.Увеличение роли народных  масс в решении вопросов внешней  и внутренней политики. (Важнее, чтобы  решения принимались компетентными  учеными, руководителями).

    9.Свобода научной мысли  и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений. ( Безусловно).

    10.Подъем благосостояния  трудящихся. (До какого предела  при резком росте численности  населения Земли?)

    11.Разумное преобразование  первичной природы Земли для  удовлетворения материальных, эстетических и духовных потребностей численно растущего человечества. (Если численность будет расти постоянно, то это преобразование обернётся крахом биосферы)

    12.Исключение войн  из жизни общества. ( Пункт вызывает  сомнения).

    Как видно, по Вернадскому будущее планеты - в руках человека благородного, мирного.

     В настоящее время имеется множество публикаций, диссертаций, анализирующих труды Вернадского и пытающихся разобраться  в будущем ноосферы и в роли человечества в формировании ноосферы

    Можно обобщить характеристики ноосферы ^

    1.Продолжение процесса  цефализации. Сплошная интеллектуализация  общества на базе средств информатики  (может ли расти интеллект человека  или он должен усиливаться только  техногенным интеллектом?). Возможность неограниченного накопления и использования  информационного ресурса (неограниченного ничего не бывает). Предвидение будущего и управление им  (предвидение всегда содержит риск неизвестности). Становление ноократии – информационно-конценсусной демократии. (Если говорить об изменении личности человека, то проще трансформировать управляющую элиту, чем всё население Земли).

    2.Наиболее полное развитие  человека (полное развитие это  достижимый предел развития, завершение  развития, тупик). Совершенная социально-экономическая организация всего человечества. ( Неясно, что есть совершенство, нет конкретной цели). Устранение всех форм насилия. (Утопия, т.к. любое самое демократическое управление есть насилие, ограничение степеней свободы, направление движения в рамках заданного коридора правил). Высочайшая культура и нравственность. ( Нравственность есть даже у криминальных структур. Нравственность это всего лишь договорная, воспитанная форма отношений в социуме). Реализация гуманной депопуляции и повышение уровня жизни каждого человека. (Депопуляция это неизбежность, но за счет какой части населения Земли).

    3.Устранение угрозы  экологических катастроф и кризисов  от космических и земных причин. ( Безусловно. Это стремление любого  живого существа). Оптимальное регулирование разумных потребностей человека. (Безусловно, но может оказаться не для всех). Сохранение биоразнообразия биоты. (Биоразнообразие биоты многократно резко изменялось за последние 4 млрд. лет. И это естественный процесс развития биосферы. Эволюцию остановить нельзя, следовательно, сохранить современное состояние биоты невозможно и её следует только удерживать  в рамках устойчивости).

    Информация о работе Шпаргалка по "Безопасности жизнедеятельности"