Проявление религиозного экстремизма в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Специалисты в области социологии, политологии и юриспруденции считают, что экстремизм возник с момента образования государственности и его причины уходят своими корнями в глубь тысячелетий. На деле ни одна религиозная организация никогда не была терпимой по отношению к другим. Возьмем определение: религия - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

Содержание

РЕФЕРАТ………………………………………………………………………………...3
Введение………………………………………………………………………………….4
Вопрос 1.Понятие религиозного экстремизма…………………………………………5
Вопрос 2. Факторы, обусловливающие конфликтность и экстремизм………………6
Вопрос 3. Эндогенные предпосылки религиозного экстремизма в РФ:
3.1 Религия, верования…………………………………………………………………..9
3.2 Молодежь - социальная база для экстремизма…………………………………….11
Вопрос 4. Экзогенные предпосылки: влияние других государств…………………...15
Вопрос 5. «Исламские» экстремизм и терроризм на Северном Кавказе ……………19
Вопрос 6. Опасность религиозно-политического экстремизма………………………27
Вопрос 7. Формы преступной деятельности экстремистов…………………………...30
Вопрос 8. Примеры проявлений экстремизма и терроризма в религиозной сфере в РФ…………………………………………………………………………………………31
Вопрос 9. Цели и задачи по противодействию проявлениям экстремизма………….32
Заключение……………………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………………38
Приложение №1………………………………………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ЧССХ.doc

— 301.50 Кб (Скачать)
 
 

Вопрос 8. Примеры проявлений экстремизма и терроризма в религиозной сфере в РФ 

      По  данным Генеральной прокуратуры  РФ, по фактам национальной, расовой  и религиозной вражды (возбужденных по ст. 282 УК РФ) в производстве в 1998 г. находилось 25 дел, в 1999 г. - 44 дела, в 2000 г. - 37 дел, в 2001 г. - 39 дел; для рассмотрения в суды направлено: в 1998 г. - 5 дел, в 1999 г. - 9 дел, в 2000 г. - 6 дел, в 2001 г. - 5 дел. В 2002 г. расследовались 49 уголовных дел, в суды было направлено 12 дел (из них 3 уже рассмотрены).   По данным Главного управления уголовного розыска МВД России, в настоящий момент в стране насчитывается 453 экстремистских организации, из них 147 – скинхеды, причем МВД насчитывает в России только 20 000 экстремистов.

     К сожалению, в России тенденции роста  экстремистских организаций принимают  угрожающий характер, а  за Санкт-Петербургом  вообще закрепился   термин  «столицы российского экстремизма и фашизма» (к действующим ныне группировкам можно отнести такие как «Мэдкрауд», «Шульц-88», «Наше дело», «Народная национальная партия» и др.). По данным, которые приводят независимые источники, в городе сегодня насчитывается порядка 15 тысяч представителей экстремистки  настроенных граждан (по сравнению с 1-2 тысячами в 2000 году,  в то время как по России их численность на сегодняшний день  достигает порядка 50 тысяч). И большая часть из них – лица возраста 16-25 лет.

 «Российская  газета» приводит данные одного  из московских скинхедов - он говорит, что в городе около двух тысяч его соратников и еще столько же сочувствующих. В Москве действуют две крупные группировки численностью около 400 человек каждая – «Хаммерскины» и «Кровь и честь».

В стране ежемесячно фиксируется 30-40 преступлений на почве национальной неприязни, причем их число за последние 2-3 года увеличилось на 30%. 
 
 

Вопрос 9. Цели и задачи по противодействию проявлениям экстремизма 

      С религиозно-политическим экстремизмом должны бороться и общество, и 

государство. Методы этой борьбы различные. Если государство должно устранить социально-экономические и политические условия, способствующие возникновению экстремизма и пресекать противозаконную деятельность экстремистов, то общество (в лице общественных объединений, средств массовой информации и рядовых граждан) должно противодействовать религиозно-политическому экстремизму, противопоставляя экстремистским идеям и призывам гуманистические идеи политической и этнорелигиозной толерантности, гражданского мира и межнационального согласия.

   Для преодоления религиозно-политического экстремизма могут применяться самые различные формы борьбы: и политические, и социологические, и психологические, и силовые, и информационные и другие. Разумеется, в современных условиях на первый план выходят силовые и политические формы борьбы. Важную роль призвана играть правоприменительная практика. В соответствии с нормами права ответственности подлежат не только организаторы и исполнители преступных акций религиозно-политического экстремизма, но и их идейные вдохновители.

      Особая  значимость силовых, политических и  правоприменительных методов борьбы с религиозно-политическим экстремизмом вовсе не означает, что идеологическая борьба отходит на задний план. В  ней самое активное участие призваны принять общественные объединения, писатели, журналисты, свое веское слово могут сказать религиозные деятели. Выступая на VI Всемирном русском народном соборе 13 декабря 2001 года, президент Российской Федерации В.В. Путин назвал борьбу с различными проявлениями экстремизма важнейшим условием обеспечения международной безопасности.

Способность конфессиональных организаций и  духовных наставников внести ощутимый вклад в дело преодоления религиозно-политического  экстремизма и терроризма осознается религиозными лидерами России. Иногда делаются заявления о том, что никакие другие социальные субъекты не могут сделать так много для предотвращения экстремизма, как это могут сделать руководители религиозных организаций.

Когда речь идет о разоблачении попыток  использовать религиозные чувства людей

для их вовлечения в экстремистские группировки, для совершения преступных

действий, такая постановка вопроса вполне оправдана. Яркое и убедительное слово 

религиозных лидеров здесь может оказаться  вне конкуренции. Поэтому можно  вполне согласиться с заявлением патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сделанным на Межрелигиозном миротворческом форуме 13 ноября 2000 г.: «Если мы скажем решительное «нет» насилию, ненависти, попыткам использовать религиозные чувства в неблаговидных целях, это станет самым существенным вкладом в мирное обустройство бытия стран Содружества».

С учетом развивавшейся  обстановки по вопросу противодействия  проявлениям экстремизма принят ФЗ от 26.09.97 "О свободе совести  и о религиозных объединениях".

Указом Президента РФ от 10.01.00 утверждена Концепция национальной безопасности РФ. Она должна стать надежным ориентиром для государственных органов и общественных объединений в деле обеспечения строгой законности в сфере государственно-конфессиональных отношений и организации равноправного межрелигиозного взаимодействия по воспитанию населения в духе культуры мира и ненасилия, а, следовательно, и важным фактором, способствующим предотвращению религиозно-политического экстремизма.

25 июля 2002 года  принят ФЗ № 114-ФЗЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Представляется также крайне необходимым активизировать работу по подготовке проекта федерального закона «О противодействии политическому экстремизму», в котором должна найти отражение проблема борьбы с религиозно-политической разновидностью политического экстремизма либо подготовить проект специального закона, направленного на борьбу с религиозно-политическим экстремизмом.

      Исходя  из вышеизложенного, к числу значащих задач, которые стоят перед государственными и конфессиональными институтами по противодействию проявлениям экстремизма можно отнести следующие:

  • создать на государственном уровне структур, способствующих формированию у граждан России, придерживающихся разных этнокультурных и духовных ценностей, толерантных отношений. Представляется, что подобные структуры могли бы быть организованы в рамках законодательных органов субъектов Российской Федерации.
  • предусмотреть ответственность централизованной религиозной организации за противоправную деятельность входящих в нее местных религиозных организаций;
  • законодательно закрепить запрещение использования в деятельности религиозных общин методик, включающих гипнотическое воздействие на личность или применение наркотических и фармакологических препаратов;
  • выработать единую (письменную) форму согласия родителей и лиц, их замещающих, на участие несовершеннолетних в деятельности религиозных организаций;
  • предусмотреть обязательное уведомление органов местного самоуправления о создании религиозной группы;
  • предусмотреть в качестве одного из оснований ликвидации религиозного объединения принуждение его членов, последователей или иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу руководителей или иных членов религиозного объединения, а также в пользу иных лиц;
  • создать межведомственный банк данных о различного рода проявлениях политического и религиозного экстремизма;
  • с учетом лидеров ведущих конфессий страны рассмотреть вопрос об образовании органа, ведающего проблемами государственно-религиозных отношений или осуществляющего мониторинг конфессиональной ситуации в стране;
  • создать при полномочных представителях Президента РФ в федеральных округах совещательные (консультативные) органы по вопросам государственно-религиозных отношений с непосредственным участием в их деятельности представителей общественных и религиозных объединений;
  • способствовать преодолению раздробленности и узконациональной ориентированности мусульманского духовенства, добиваться объединения усилий духовенства в борьбе с религиозным экстремизмом. Содействовать созданию координационного совета, в состав которого входили бы муфтии РФ;
  • осуществить комплекс мер по разоблачению идеологии религиозного экстремизма. Разработать программу, содействующую созданию позитивного имиджа мусульман и ислама в России. Общественным и религиозным институтам, СМИ в приоритетном порядке распространять и пропагандировать исторический опыт добрососедского сосуществования в многонациональной России последователей различных культур и религий. Разъяснять глубокое различие между ваххабизмом и традиционным российским исламом;
  • разработать и реализовать во взаимодействии с религиозными объединениями систему государственных мер поддержки религиозного образования в РФ, направленную на совершенствование организации учебного процесса, обеспечение его соответствия государственным образовательным стандартам, подготовку преподавательских кадров по светским дисциплинам;
  • осуществлять чтение истории религий в светских учебных  заведениях. В ходе изучения в религиозных и светских учебных заведениях выявлять общие позиции ислама и христианства, как  основных конфессиональных систем страны, и использовать их в диалоге  между ними.
  • активизировать разноуровневый диалог с зарубежными государствами, включая бывшие советские республики Центральной Азии, по вопросам противодействия распространению религиозного экстремизма с целью обмена опытом, поиска эффективных решений, а по ряду аспектов и определения вариантов совместных действий.

Таким образом, требуется комплексный подход к  осуществлению противодействия экстремизму, при котором предусматривались бы меры не только регулирующего и запретительного, но и превентивного характера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Исходя  из вышеизложенного можно сделать  вывод, что современная российская действительность характеризуется рядом факторов, которые прямо или косвенно порождают экстремизм, благоприятствуют реализации экстремистских намерений и иных политически мотивированных насильственных   проявлений.

Религиозность людей используется заинтересованными лицами как мощное оружие, так как она опирается на базовые ценности,  принятые в обществе и коррелируемые с общечеловеческими ценностями; активизирует и без того сильное для религиозного сознания эмоциональное восприятие окружающей действительности, особенно связанное с социальной и национальной идентификацией индивида.

Любая религия действительно претендует на исключительность. Но одно дело, когда об этом просто говорится, а другое – когда это принимает противоправные формы. Можно, например, не любить армян или чеченцев – это не возбраняется. Но если при этом человек призывает  к национальной розни, то это уже преступление. Это уже проявление религиозного экстремизма, случаи которого в России становятся все чаще и чаще (см. Приложение №1). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы: 

    1. Федеральный закон от 25 июля 2002 года №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
 
    1. Вакула  И.М., Москаленко С.Г.  «Политический терроризм и религиозный экстремизм на Северном Кавказе». Философия права, 2002г., №2,с.86-90.
    2. Васильев А.М. «Исламский экстремизм как проявление кризиса мусульманской цивилизации». ЭКО, 2003г., №7, с.74-93.
    3. Ермаков И. «Политический экстремизм и религия». Власть, 2001г., №12, с. 58-61.
    4. Магомедов М. А.  «Истоки современного мусульманского экстремизма в России». «Россия и современный мир», 2006г., №4, с.119-123.
    5. Паин Э.А. «Социальная природа экстремизма и терроризма». Общественные науки и современность, 2002г., №4, с.113-124.
    6. Русанова О.А. «Этнорелигиозный экстремизм как социальное явление в Российском обществе (на примере Северо-Кавказского региона) «Вестник Московского университета. Научный журнал, 2005г., №2, серия: Социология и политология, с.108-124.
    7. www.antiextremizm.ru
    8. www.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение №1

Хроника преступлений на религиозной  почве

  

      В Москве городской суд вынес обвинительный  приговор по делу об убийстве, признав  при этом, что преступление совершено  по "мотиву национальной ненависти". Осуждены трое подростков-скинхедов, зверски  расправившихся в марте 2002 г. с 22-летним армянином. Тушинский межрайонный суд вынес приговор членам банды скинхедов, устроившим еще осенью 2001 г. антикавказский погром в Митино. В Гагаринском межмуниципальном суде столицы завершился суд по иску к газете "Дуэль" в связи с публикацией статьи "Ветераны войны - штурмовые отряды еврейских расистов". В этой статье ветераны войны были названы лицами, которые поддерживают еврейских расистов, являются их штурмовыми отрядами и благодаря этому в России махровым цветом расцветает еврейский фашизм. Решением суда указанные сведения были признаны не соответствующими действительности. Суд обязал газету "Дуэль" исключить подобные фразы из всех материалов газеты  

      В Новосибирске доведено до суда уголовное  дело о разжигании межнациональной розни. 7 октября начался суд над 11 участниками группировки скинхедов, которые были задержаны милицией в конце 2002 г. Подростки, вооруженные ножами, нападали на граждан Таджикистана и Узбекистана в окрестностях одного из местных рынков. Торговцев избивали, грабили и советовали уезжать из области. В 2 случаях тяжкие телесные повреждения повлекли смерть потерпевших. На процесс с целью получения информации о ходе следствия специально приезжали высокопоставленные сотрудники посольства Узбекистана. Новосибирские скинхеды не брили головы, однако носили униформу с символикой в форме кулака. Их главный лозунг - "Очистить Новосибирскую область от нерусских". При обысках у них были найдены книги Гитлера. В группировку входили учащиеся школ и училищ в возрасте от 16 до 20 лет.  

      Прокуратура Санкт-Петербурга предъявила обвинение  лидеру экстремистской неонацистской  организации "Шульц-88" Д.Боброву. Впервые в практике отечественной  юриспруденции обвинение предъявлено  на основании ст. 282, прим. 1 Уголовного кодекса РФ (организация экстремистского сообщества), ст. 280 (публичные призывы осуществлению экстремистской деятельности). По данным УБОПа, организация "Шульц-88" возникла в 2001 г. Тогда 24-летний Д.Бобров собрал порядка 10 подростков под идеей борьбы с евреями, выходцами с Кавказа и из Африки. Во время обыска в квартире одного из экстремистов сотрудники милиции обнаружили пачки листовок и плакатов с нацистской символикой, а также брошюры "Гнев Перуна", "Язычество как духовно-нравственная основа русского национал-социализма".

Информация о работе Проявление религиозного экстремизма в РФ