Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 15:04, курсовая работа
Специалисты в области социологии, политологии и юриспруденции считают, что экстремизм возник с момента образования государственности и его причины уходят своими корнями в глубь тысячелетий. На деле ни одна религиозная организация никогда не была терпимой по отношению к другим. Возьмем определение: религия - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
РЕФЕРАТ………………………………………………………………………………...3
Введение………………………………………………………………………………….4
Вопрос 1.Понятие религиозного экстремизма…………………………………………5
Вопрос 2. Факторы, обусловливающие конфликтность и экстремизм………………6
Вопрос 3. Эндогенные предпосылки религиозного экстремизма в РФ:
3.1 Религия, верования…………………………………………………………………..9
3.2 Молодежь - социальная база для экстремизма…………………………………….11
Вопрос 4. Экзогенные предпосылки: влияние других государств…………………...15
Вопрос 5. «Исламские» экстремизм и терроризм на Северном Кавказе ……………19
Вопрос 6. Опасность религиозно-политического экстремизма………………………27
Вопрос 7. Формы преступной деятельности экстремистов…………………………...30
Вопрос 8. Примеры проявлений экстремизма и терроризма в религиозной сфере в РФ…………………………………………………………………………………………31
Вопрос 9. Цели и задачи по противодействию проявлениям экстремизма………….32
Заключение……………………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………………38
Приложение №1………………………………………………………………………….39
Вопрос 3. Эндогенные предпосылки религиозного экстремизма в РФ
3.1 Религия, верования
В настоящее время наблюдается активный интерес населения России, и в том числе молодежи, к религии. Процессы религиозного возрождения идут крайне неравномерно и противоречиво и их трудно различить в глубинах трансформирующегося общества. Между тем хорошо известно, что в религиозной среде формируется фанатизм, часто проявляющийся как религиозный пессимизм. Поэтому высокий уровень религиозности молодежи не может не вызывать беспокойства за возможные проявления экстремизма.
Проблема религиозного экстремизма становится особо актуальной в связи с многообразием религиозных форм, возникающих в настоящее время в виде сект, культов, школ, всевозможных учений религиозного, псевдорелигиозного и мистического характера.
Своеобразие религии связано с тем, что она имеет дело с познанием трансцендентного, сверхъестественного, что способствует проявлению не только рациональной, но и иррациональной природы человека. Именно иррациональная сторона человеческой природы объясняет феномен фундаментализма, который напрямую связан с экстремизмом. Обычно фундаментализм понимается как утверждение ценностей какой-либо религии как базы всего образа жизни и представляются в виде идеала, претендующего на истину. Они становятся доминирующими в личности человека, порождая ценности, в определенной мере связанные с иррациональными свойствами человека. Таким образом, происходит некая сильная фиксация личности на определенном религиозном идеале. Психологически такого рода фундаментализм связан с нетерпимостью к чужим духовным ориентирам, предубеждением к другим религиозным верованиям, фанатизмом, агрессией по отношению к инакомыслию, нежеланием видеть и понимать существующее религиозное и культурное многообразие мира.
Постижение религиозных вероучений может быть экзотерическим, т.е. внешним, не затрагивающим внутренний духовный мир человека, который к тому же далеко не у всех людей сформирован в той мере, которая для этого необходима. В основе такой веры лежит достаточно рациональное отношение к религии. Именно это рациональное, внешнее усвоение религии способствует возникновению экстремизма: экзотерический уровень религиозного сознания, не способного к духовному опыту и может стать основой воинствующего фундаментализма, который при ориентации на социально значимые цели будет проявляться как экстремизм в борьбе за свои религиозные идеалы - в покорении неверных и т. п. Конечно, в разных странах с разными религиозными традициями и ментальностью фундаментализм проявляется по-разному и в разной степени. Эти особенности накладывают свой отпечаток на религиозный экстремизм. Уровень религиозного сознания определяется степенью приближения к религиозному идеалу. Поэтому проявления экстремизма и возникают далеко не у всех, а только у определенного психотипа и в определенных ситуациях.
Исследования, проводимые во многих городах России, выявили зависимость: среди глубоко верующих людей большее число людей, сочувствующих экстремистским партиям (рис. 3.1).
Отношение молодёжи к экстремистским партиям в зависимости от религиозности
рис. 3.1
3.2
Молодежь - социальная
база для экстремизма
Экстремистское поведение молодежи – одна из наиболее актуальных социально-политических проблем. Молодежь, определяя свой жизненный путь, решает конфликтные ситуации, исходя из сопоставления возможных выгод. И если учесть, что для молодежного возраста характерными являются: эмоциональная возбудимость, неумение сдерживаться, отсутствие навыков в разрешении даже несложных конфликтных ситуаций, то все указанное выше может привести к совершению девиации. Показателями склонности молодежи к экстремизму в основном являются три критерия:
1) наличие
агрессивности
2) одобрение
экстремистских партий и движения
3) отношение
к террористам.
Среди определенных психологических качеств, способствующих возникновению экстремистских проявлений, наиболее важным является агрессивность человека. Проведенный опрос среди молодежи Санкт-Петербурга показывает, насколько больше выражено проявление агрессивности у религиозных молодых людей:
Как часто вы бываете агрессивно настроены в отношении окружающих | Я религиозный человек, придерживающийся правил и исполняющий обряды | Верующий, хотя и не исполняю обрядов и правил | Я атеист |
Почти никогда | 37,0 | 38,1 | 31,0 |
Время от времени | 48,1 | 60,8 | 65,5 |
Почти всегда | 14,8 | 1,6 | 3,5 |
Детско-подростково-юношеская агрессия и жестокость приобретают вполне взрослые формы, проявляются яростно и бездумно. Сдерживающих факторов для них в условиях «нравственного Чернобыля» становится все меньше и меньше. Страшно оказаться вне группы, стать отверженным, важно быть, «как все». В результате в компании сверстников слабый играет роль сильного, скромный – циника, добрый – жестокого.
Рост насильственной
преступности среди молодежи, наблюдаемый
на всем
постсоветском пространстве, служит тому
подтверждением. Учеными выделено
несколько групп факторов агрессивного
поведения молодежи, в частности, биолого-генетические,
индивидуально-психологические особенности
личности, специфика воспитания, роль
средств массовой коммуникации и т.д.
В самой природе человека заложено стремление к экстремальности, принуждающее его к постоянному движению и развитию. Ведь не случайно понятия «экстремизм» и «экстремальность» происходят от одного корня. Оба эти понятия содержат значение интенсивности, напряженности, остроты. Но если экстремальность отличает природный, стихийный характер, то экстремизм всегда несет с собою личностное начало, а экстремистское поведение всегда отмечено своевластием и эгоцентризмом. И все же существенным признаком экстремизма является не насилие или агрессия, а злой умысел и наличие его крайних, неоправданных форм. Стремление к достижению предельно крайних состояний или крайностей, направленных не вглубь сущности, а на ее периферию, рождает экстремизм различного толка. Большую роль играют также личностные факторы: деформация системы ценностей, «нездоровая» среда общения, преобладание досуговых ориентаций над социально полезными, неадекватное восприятие педагогических воздействий, отсутствие жизненных планов. Все это раскачивает систему прежних ценностей молодёжи, толкает ее в дальнейшем своем развитии к себе большей потере устойчивости, к нестабильности и распаду. Экстремизм, который, обостряя ситуацию, доводит ее до крайности, до режущих противоречий, в силу чего конструктивное решение проблемы, как правило, становится невозможным.
Так как основным агентом социализации молодежи является родительская семья, которая обеспечивает ее воспитание и личностное развитие и заинтересована в формировании ее социальной зрелости, несет ответственность за ее эффективное включение в социум, то и роль её очень велика в продуцировании как нормального, так и отклоняющегося поведения. В последние годы в России появилось и получило развитие новое научное направление, за которым закрепился термин семейная криминология. Под семейной криминологией понимается научное направление, которое в рамках общей криминологии изучает находящиеся в семейной сфере причины преступности и обусловленное ими экстремистское поведение, а также реакцию общества на то и другое в целях уменьшения преступности.
Так же отсутствие в стране условий, стимулов и культурных навыков для равного участия всех граждан в свободной социальной конкуренции на рынке труда и таланта ведет к разочарованию молодой части населении в эффективности законных способов обретения социальных благ (материального достатка, престижного статуса, необходимых медицинских и реабилитационных услуг, уважения со стороны референтной группы и т.п.). В результате формируется массовая маргинализация и криминализация молодежи, рост социального недовольства,
Таким образом, молодежь оказывается в большинстве своем беззащитной перед влиянием преступности. Одна часть молодежи «погружается» в мир криминальных отношений, а другая пытается изолироваться от этого мира. В целом для всех молодежных групп свойственно тревожное социально-психологическое состояние, превалируют чувства опасности и безразличия к происходящим среди молодежи криминогенным процессам. Все это создает социальную и социально-психологическую почву для политического экстремизма молодежи.
Следовательно,
основными источниками
Исходя
из этого можно сделать вывод, что экстремизм
становится неотъемлемым компонентом
социальной среды, который окружает российскую
молодежь. Переживая острый кризис, семья
перестает быть средством защиты от агрессивности
окружающей среды. Насилие все более
выступает как своеобразная ценность,
жизненная стратегия, доминирующая модель
поведения. И молодежь становится жертвой
структурного насилия, так и жертвой преступных
сил, сбиваясь на путь экстремизма,
преступности.
Вопрос
4. Экзогенные предпосылки:
влияние других государств
После второй мировой войны с ростом экономического потенциала Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта, Бахрейна, Катара в мусульманских странах активизировался ваххабизм, превратившийся фактически в идеологический оплот международных террористических и экстремистских организаций (многочисленные экстремистские неправительственные религиозно-политические организации (НРПО), «благотворительные» фонды, общества и иные структуры ряда государств мусульманского Востока, главенствующую роль среди которых играет Королевство Саудовская Аравия.
Для поддержания ваххабизма и распространения идей этого учения расходуются миллиардные суммы, построены мечети, центры СМИ, создаются специальные отряды боевиков, агентурная сеть, деятельность которых охватывает практически весь исламский мир, а целью является установление господства над мусульманским, а потом и над всем миром.
Религиозная экспансия на территорию России со стороны других государств привела к значительному росту новых религиозных движений. Достаточно сказать, что количество зарегистрированных в РФ конфессиональных направлений возросло за десятилетие с 20 до 90. Если в 1992 г. было 4846 религиозных организаций, то уже в начале XXI в. их насчитывалось более 20 тыс. По данным различных социологических центров, верующие составляют от 43 до 57% населения РФ. Среди них заметен рост количества мужчин, а также представителей молодежи. Среди верующих 91,4% имеют среднее и высшее образование.
Особую опасность представляют попытки экстремистов расширить свою социальную базу за счет молодежи. В этих целях зарубежные эмиссары направляют усилия на формирование в РФ своего кадрового резерва, организуют направление молодых российских граждан на обучение в зарубежные исламские центры.
Интенсивный рост религиозных новообразований нарушает сложивший в стране этноконфессиональный баланс, вызывает возрастание межконфессионального соперничества и недовольства основной части населения.
Неуважительное отношение к российским традиционным конфессиям способствует формированию предпосылок к экстремистским проявлениям религиозного характера, в том числе и на бытовом уровне, возбуждению религиозной розни и антиобщественным действиям по религиозным мотивам, влияет на состояние межгосударственных отношений. Наконец, следует учитывать давнюю традицию использования религии и религиозных организаций некоторыми иностранными спецслужбами в интересах проведения разного рода подрывных операций. Ими порой создаются подставные террористические организации и группы (якобы исламистского толка) для углубления противоречий между неугодными им движениями, выполнения специальных акций по физическому устранению политических деятелей, провокаций, что можно было наблюдать в 90-е годы на территории бывшей Югославии. Их след различим также на Северном Кавказе, как и в некоторых террористических актах на территории западных стран.
Имеется много свидетельств, что за чеченским терроризмом стоят заинтересованные внешние силы. Например, в 2002 г. в ходе проведения спецоперации российскими силовыми структурами по обезвреживанию штаба А.Масхадова в Чечне, среди захваченных документов была обнаружена и его «бухгалтерская книга». В колонке «приход», в частности, отмечены поступления от многочисленных организаций, базирующихся в Турции, Иордании и Пакистане на общую сумму около 5 млн. долларов. По данным МВД России, в оказании финансово-материальной помощи чеченским боевикам было задействовано более 60 международных исламских экстремистских организаций, 100 иностранных фирм и 10 банковских групп. Среди прочих финансовую помощь оказывали: международная организация «Сакира Интернэшнл», которая действует в ряде европейских и азиатских государств и имеет многомиллионный бюджет, «Братья мусульмане», «Исламский мир», «Иорданский комитет помощи Чеченской Республике», «Джамаат-и-ислами», «Аль-Каида», «Аль-Харамейн», «Хизб ат.Тахрир», «Пакистанский комитет солидарности с Чечней. Наиболее активными спонсорами северокавказских исламистов являются пять стран Персидского залива: Королевство Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Оман, Катар и Бахрейн. Однако большое количество наемников приходило не только из арабских стран, но и из других мусульманских государств, таких, как Турция, Пакистан и т.д.
Информация о работе Проявление религиозного экстремизма в РФ