Права, обязанности и ответственность граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и социальная защита пострадавших

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:49, реферат

Описание работы

В данной работе речь пойдет о правах и обязанностях, ответственности граждан РФ в области защиты населения. В первую очередь, хотелось бы сказать об РСЧС.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
1. РСЧС………………………………………………………………………………………………………………...4
1.1. Структура РСЧС…………..………………………………………………………………………………..4
1.2. Основные задачи, силы и средства РСЧС……………………………………………….…..8
2. Оповещение о чрезвычайных ситуациях…………………………………………………….12
2.1 Основа системы оповещения…………………………………………………………………….13
2.2 Речевая информация………………………………………………………………………………….15
2.3 Локальные системы оповещения………………………………………………………………18
3. Права, обязанности, ответственность граждан России………………………………20
3.1. Права граждан…………………………………………………………………………………………..20
3.2 Обязанности граждан………………………………………………………………………………...22
3.3. Ответственность граждан………………………………………………………………………….24
4. Как улучшить защиту населения и территорий при ЧС?……………………………..25
Заключение………………………………………………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 45.27 Кб (Скачать)

    Главное преимущество локальных систем - их оперативность, которая в условиях аварий и катастроф так необходима. В критической ситуации дежурный диспетчер сам принимает решение  и немедленно подает сигнал. Первоначально  он включает сирены объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает сигнал "Внимание всем!". Затем  следует речевая информация, поясняющая порядок действий в создавшейся  обстановке.

    Локальная система должна включаться очень  быстро, чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла  до граждан раньше зараженного воздуха  или волны прорыва и чтобы  осталось время для выполнения мер  защиты.

    Кроме технической стороны дела здесь  есть и другая - человеческая. Очень  многое зависит от компетентности и  ответственности дежурного персонала  потенциально опасных объектов. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немедленно включить систему оповещения - вот главное требование к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.

    Ответственность за организацию связи и оповещения несут начальники штабов по делам  ГО и ЧС всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи  в исправном состоянии осуществляют начальники служб связи и оповещения областей, городов, районов и объектов экономики, то есть начальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние  аппаратуры связи, кабельных и воздушных  линий, организуют аварийно-восстановительные  и ремонтные работы на сооружениях  и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся  специализированные формирования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Права, обязанности, ответственность граждан России

    Законом Российской Федерации "О защите населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены права, обязанности и  ответственность граждан за участие  в мероприятиях по защите людей, материальных ценностей и участие в работах  по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

3.1. Права граждан

    Граждане  России имеют право:

    на  защиту жизни, здоровья и личного  имущества в случае возникновения  ЧС в любом регионе, в любом  населенном пункте;

    при необходимости использовать средства коллективной и индивидуальной защиты, другое имущество органов исполнительной власти республик, краев, областей, органов  местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты людей  в чрезвычайных ситуациях;

    получать  информацию о надвигающейся опасности, о риске, которому может подвергнуться  население на той или иной территории, о правилах поведения и мерах  безопасности с учетом складывающейся обстановки;

    обращаться  лично, а также направлять в государственные  органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения  по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;

    участвовать (в установленном порядке) в работах  по предупреждению и ликвидации ЧС;

    на  возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие аварий, катастроф, пожаров и стихийных бедствий;

    на  медицинское обслуживание, компенсации  и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

    на  государственное социальное страхование, на получение компенсации и льгот  за ущерб, причиненный их здоровью при  выполнении обязанностей в ходе работ  по ликвидации ЧС;

    на  пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи  с увечьем или заболеванием, полученными  при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в  порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила  вследствие трудового увечья;

    на  пенсионное обеспечение в случае потери кормильца, погибшего или  умершего от увечья или заболевания, полученных при выполнении обязанностей по защите населения и территорий.

    Полезно напомнить, что после аварии на Чернобыльской  АЭС было принято около десяти различных постановлений о льготах  и пенсиях участникам ликвидации ее последствий. Позже утверждены и  разосланы в местные органы власти и райсобесы разъяснения, в которых  освещены вопросы оплаты труда, исчисления льготного стажа и назначения пенсий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. Обязанности граждан

    Каждый  россиянин обязан:

    активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС РФ;

    соблюдать законы и иные нормативные и правовые акты в области защиты населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать  нарушений производственной и технологической  дисциплины, требований экологической  безопасности, которые могут привести к экстремальным ситуациям;

    изучать основные способы защиты населений  и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской  помощи пострадавшим, правила пользования  коллективными и индивидуальными  средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и  практические навыки для действий в  любых складывающихся условиях;

    знать сигналы оповещения и порядок  действия по ним;

    четко выполнять правила поведения  при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

    при первой возможности оказывать содействие в проведении спасательных и других неотложных работ.

    Кроме общих обязанностей и требований на каждом объекте, исходя из специфики  производства, особенностей размещения и учета других факторов, должны быть разработаны свои правила поведения  и порядок действий как всего  персонала, так и каждого сотрудника на своем рабочем месте на случай чрезвычайных ситуаций. Это могут  быть правила по безаварийной остановке  печей, агрегатов и технологических  систем; меры безопасности при проведении аварийных, спасательных и других неотложных работ на коммунально-энергетических сетях и сооружениях; особенности действий в зонах заражения вредными, ядовитыми и радиоактивными веществами; специфика выполнения задач по ликвидации ЧС в ночное время и в непогоду.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3. Ответственность граждан

    С появлением уже упоминавшегося Закона должно в корне измениться отношение  всех органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также руководителей  предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, к проблемам обеспечения  защиты населения и территорий. По-другому  надо взглянуть на весь комплекс защитных мероприятий и самому населению. Если раньше многие считали, что изучение вопросов защиты в чрезвычайных ситуациях - дело общественное или даже личное и зависит от сознательности и  пожеланий каждого, то теперь это  не так. Требование Закона - это не пожелания, не призыв и не лозунг, а то, что  подлежит обязательному исполнению.

    Должностные лица и граждане, виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области защиты населения  и территории, несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность. В  свою очередь, организации (предприятия, учреждения, учебные заведения) несут  административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством  субъектов Российской Федерации. 
 
 
 
 

4. Как улучшить защиту населения и территорий при ЧС?

      В конце ХХ века во многих государствах мира пришли к выводу, что для  успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. Одной  из первых на этот путь встала Россия. Еще уроки Чернобыльской катастрофы 1986 г. подвели Россию к пониманию необходимости решения вопросов предотвращения катастроф и ликвидации их последствий на государственном уровне. Трагедия землетрясения в г. Спитак в 1988 г. (в Армении) заставила форсировать принятие решений по данному вопросу.

      В связи с этим в ст.72 Конституции  Российской Федерации (1993 г.) было записано, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится "осуществление  мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий".

      На  современном этапе основной целью  государственной политики в области  защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является обеспечение  гарантированного уровня безопасности личности, общества и государства  в пределах научно-обоснованных критериев  приемлемого риска.

       
Формирование и реализация этой политики осуществляется с соблюдением  следующих основных принципов:

      - защите от чрезвычайных ситуаций  подлежит все население Российской  Федерации, а также иностранные  граждане и лица без гражданства,  находящиеся на территории страны;

      - подготовка и реализация мероприятий  по защите от чрезвычайных  ситуаций осуществляются с учетом  разделения предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; 
- при возникновении чрезвычайных ситуаций обеспечивается приоритетность задач по спасению жизни и сохранению здоровья людей;

      - мероприятия по защите населения  и территорий от чрезвычайных  ситуаций различного характера  планируются и осуществляются  в строгом соответствии с международными  договорами и соглашениями Российской  Федерации, Конституцией Российской  Федерации, федеральными законами  и другими нормативными правовыми  актами;

      - основной объем мероприятий, направленных  на предупреждение чрезвычайных  ситуаций, а также на максимально  возможное снижение размеров  ущерба и потерь в случае  их возникновения, проводится  заблаговременно;

      - объем и содержание мероприятий  по защите населения и территорий  от чрезвычайных ситуаций различного  характера определяются, исходя  из принципа необходимой достаточности  и максимально возможного использования  имеющихся сил и средств;

      - ликвидация чрезвычайных ситуаций  различного характера осуществляется  силами и средствами организаций,  органов местного самоуправления, органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации,  на территориях которых сложилась  чрезвычайная ситуация.

      Предупреждение  чрезвычайных ситуаций как в части  их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане  уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения  последствий) проводится по следующим направлениям:

      * мониторинг и прогнозирование  чрезвычайных ситуаций;

      * рациональное размещение производительных  сил по территории страны с  учетом природной и техногенной  безопасности;

      * предотвращение некоторых неблагоприятных  и опасных природных явлений  и процессов путем систематического  снижения их накапливающегося  разрушительного потенциала;

      * предотвращение аварий и техногенных  катастроф путем повышения технологической  безопасности производственных  процессов и эксплуатационной  надежности оборудования;

      * разработка и осуществление инженерно-технических  мероприятий, направленных на  предотвращение источников чрезвычайных  ситуаций, смягчение их последствий,  защиту населения и материальных  средств;

Информация о работе Права, обязанности и ответственность граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и социальная защита пострадавших