Права, обязанности и ответственность граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и социальная защита пострадавших

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:49, реферат

Описание работы

В данной работе речь пойдет о правах и обязанностях, ответственности граждан РФ в области защиты населения. В первую очередь, хотелось бы сказать об РСЧС.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………….3
1. РСЧС………………………………………………………………………………………………………………...4
1.1. Структура РСЧС…………..………………………………………………………………………………..4
1.2. Основные задачи, силы и средства РСЧС……………………………………………….…..8
2. Оповещение о чрезвычайных ситуациях…………………………………………………….12
2.1 Основа системы оповещения…………………………………………………………………….13
2.2 Речевая информация………………………………………………………………………………….15
2.3 Локальные системы оповещения………………………………………………………………18
3. Права, обязанности, ответственность граждан России………………………………20
3.1. Права граждан…………………………………………………………………………………………..20
3.2 Обязанности граждан………………………………………………………………………………...22
3.3. Ответственность граждан………………………………………………………………………….24
4. Как улучшить защиту населения и территорий при ЧС?……………………………..25
Заключение………………………………………………………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 45.27 Кб (Скачать)

    Особого внимания в силах МЧС заслуживает  Государственный Центральный аэромобильный  спасательный отряд. Это первое в  нашей стране спасательное формирование, целиком состоящее из профессионалов высокого класса. Они не раз убедительно  доказывали, что хорошо знают свое дело и умеют отлично работать в самых сложных условиях. Отряд  призван оперативно реагировать  на природные и техногенные катастрофы. И не только на территории России, но и за ее пределами.

    В Кыргызстане, например, отряд занимался  поиском и извлечением людей  из-под оползней и завалов зданий, разрушенных землетрясением, оказывал необходимую помощь пострадавшим. Его  личный состав способен работать автономно  в течение двух недель, прибывать  в зону бедствия любого континента планеты не позднее чем через 12 ч после получения соответствующего распоряжения.

    При необходимости в отряде можно  скомплектовать сразу несколько  групп спасателей, готовых одновременно и эффективно действовать в различных регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья.

    Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщений имеет восстановительные  и пожарные поезда.

    Личный  состав Министерства внутренних дел  в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняет материальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо - и пропускной режим. В ведении МЧС находится и вся противопожарная служба. Ее подразделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объектах, спасать людей и материальные ценности.

    Федеральная служба безопасности осуществляет мероприятия  по обеспечению государственной  безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.

    Министерство  здравоохранения - это одна из подсистем  РСЧС, имеющая службу оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

    Минтопэнерго, Минатом имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль над обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.

    Министерство  сельского хозяйства располагает  лабораториями, лечебницами, учреждениями, занимающимися обеззараживанием сельскохозяйственных угодий. На них возложена организация  и координация работ по контролю над загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, они следят за ситуациями природного и экологического характера.

    Российская  оборонная спортивно-техническая  организация (РОСТО), став правопреемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов).

    Кроме перечисленных сил создают, готовят  и оснащают формирования все субъекты Федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это  значит, что везде, где бы ни произошли  авария, катастрофа или стихийное  бедствие, в распоряжении соответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.

    В случае необходимости в район  бедствия будет направлена в срочном  порядке такая помощь, которая  позволит свести потери к минимуму.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Оповещение о чрезвычайных ситуациях

    Программа создания и развития Российской системы  предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях предусматривает поднять  на новый качественный уровень вопросы  оповещения, готовности населения и  командно-начальствующего состава  к действиям в ЧС.

    В результате чрезмерной концентрации промышленности в отдельных регионах, усложнения технологических процессов, использования  значительного числа взрыво-, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ, износа оборудования наблюдается рост количества аварий и катастроф, увеличивается число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного и экологического характера. Велики социально-экономические последствия от стихийных бедствий, аварий, катастроф, а также при применении оружия массового поражения (ядерное, химическое и бактериологическое) в условиях военного времени.

    Все это вынуждает повысить оперативность  и надежность управления процессами как предупреждения, так и ликвидации последствий.

    Для оперативного оповещения населения  о чрезвычайных ситуациях как  мирного, так и военного времени  структуры ГО и ЧС должны быть обеспечены самыми современными средствами связи. Это позволит заранее предупреждать  население, органы власти, предприятия, организации, учреждения и учебные  заведения о возникновении чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно  реагировать на складывающиеся условия. В конечном итоге позволит в максимальной степени сократить потери в людях  и материальных ценностях.  
 
 

2.1. Основа системы оповещения

    Оповестить  население - предупредить его о надвигающемся  наводнении, лесном пожаре, землетрясении  или о другом стихийном бедствии, передать информацию о случившейся  аварии или катастрофе или же сообщить о возможных поражающих факторах при применении оружия массового  уничтожения в условиях военного времени. Для этого используются все средства проводной, радио- и  телевизионной связи.

    Время здесь - главный фактор. В экстремальных  ситуациях терять его никак нельзя. Часто это решает судьбу людей.

    В России, как ни в какой другой стране, широко распространена радиотрансляционная  сеть. Нет ни одного города, крупного населенного пункта, где бы отсутствовал радиотрансляционный узел. Подавляющее  большинство предприятий, объектов сельского хозяйства, учебных заведений  имеют свои местные радиоузлы. Дополняются  они не менее мощной системой республиканских, краевых и областных телевизионных  центров и ретрансляторов, широковещательных  и местных радиостанций.

    Почти с полной уверенностью можно сказать, что нет ни одного дома, ни одной квартиры, где бы не было радиоприемника, телевизора или радиоточки. Вся эта система дополняется в городах развитой сетью электрических сирен, расположенных на крышах зданий и в шумных цехах на производстве. Такая разветвленная сеть, густонасыщенная средствами связи, создает благоприятные условия для оповещения населения о возникновении чрезвычайных ситуаций и дает возможность быстро проинформировать о случившемся и о правилах поведения в конкретно сложившихся условиях экстремального характера.

    В конце 1988 г. пересмотрели и изменили порядок оповещения. С этого времени  завывание сирен, прерывистые гудки  предприятий означают сигнал "Внимание всем!", а не воздушная тревога, как это было раньше. Услышав вой сирен, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник на местное вещание, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение местных органов власти или штаба по делам ГО и ЧС.

    На  весь период ликвидации последствий  стихийных бедствий или аварий все  эти средства необходимо держать  постоянно включенными. Местные  радиотрансляционные узлы населенных пунктов и объектов экономики  переводятся на круглосуточную работу.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Речевая информация

    На  каждый случай чрезвычайных ситуаций местные органы власти совместно  со штабами ГО и ЧС заготавливают  варианты текстовых сообщений, приближенные к своим специфическим условиям. Они заранее прогнозируют (моделируют) как вероятные стихийные бедствия, так и возможные аварии и катастрофы. Только после этого может быть составлен текст, более или менее  отвечающий реальным условиям.

    К примеру, произошла авария на химически  опасном объекте. Какую информацию должно получить население?

    Возможен  такой вариант:"Внимание! Говорит  штаб по делам ГО и ЧС города (области). Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора - ядовитого сильнодействующего вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в: (таком-то) направлении. В зону химического заражения попадают: (идет перечисление улиц, кварталов, районов). Населению, проживающему на улицах: (таких-то), из помещений не выходить. Закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрываться, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза (стелется по земле) и заходит во все низинные места, в том числе и в подвалы. Населению, проживающему на улицах: (каких-то), немедленно покинуть жилые дома, учреждения, предприятия и выходить в районы: (перечисляются). Прежде чем выходить, наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-ным раствором питьевой соды. Сообщите об этой информации соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями".

    Такая информация с учетом того, что будет  повторена несколько раз, рассчитана примерно на 5 мин.

    Другой  пример. Вероятно возникновение стихийного бедствия - наводнения. В этом случае сообщение может быть таким:

    "Внимание! Говорит штаб по делам ГО  и ЧС. Граждане! В связи с ливневыми  дождями и резким повышением  уровня воды в реке: (называется) ожидается затопление домов по  улицам: (перечисляются). Населению,  проживающему там, перенести необходимые  вещи, одежду, обувь, продукты питания  на чердаки, верхние этажи.  В случае угрозы затопления  первых этажей будет передано  дополнительное сообщение. Быть  в готовности покинуть дома  и выходить в направлении: (указывается). Перед уходом отключить электроэнергию, газ, воду, погасить огонь в  печах. Захватить с собой документы  и деньги. Оповестить об этой  информации соседям. Оказать помощь  детям, престарелым и больным.  Соблюдайте спокойствие, порядок  и хладнокровие.

    Если  вода застанет вас в поле, лесу, выходите на возвышенные места, заберитесь на дерево. Если нет такой возможности, используйте все предметы, способные  удержать человека на воде - бревна, доски, обломки заборов, деревянные двери, бочки, автомобильные шины. Следите  за нашими сообщениями".

    Могут быть и другие варианты речевой информации на случай землетрясений, снежных заносов, ураганов и тайфунов, селей и оползней, лесных пожаров и схода снежных  лавин и т.д.

    Отсутствие  информации или ее недостаток способствует возникновению слухов, кривотолков. Все это - среда для возникновения  панических настроений. А паника может  принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное  бедствие или авария.

    Еще очень важно, чтобы информация, данная населению, была правильно понята и  из нее сделаны разумные выводы.

    А как оповещают население в  военное время? При возникновении  воздушной, химической или радиационной опасности также сначала звучат сирены, то есть сигнал "Внимание всем!", затем следует информация. К примеру: "Внимание! Говорит штаб по делам ГО и ЧС. Граждане! Воздушная тревога!". И далее очень коротко диктор напоминает, что надо сделать дома, что взять с собой, где укрыться. Может идти и другая, более обстоятельная информация.

    Таким образом, принятая и ныне действующая  система оповещения имеет существенные преимущества и ряд достоинств. Во-первых, звучание сирен дает возможность  сразу привлечь внимание всего населения  города, района. Во-вторых, ее можно  применять как в мирное время - при стихийных бедствиях и  авариях, так и в военное время. И последнее, теперь каждый может  получить точную информацию о происшедшем  событии, о сложившейся чрезвычайной ситуации, услышать напоминание о  правилах поведения в конкретных условиях.

    Решается  это с помощью создаваемых  систем централизованного оповещения, базирующихся на сетях связи, проводного вещания (радиотрансляционной сети), специальной аппаратуры и электросирен.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Локальные системы оповещения

    Чтобы оперативно оповещать население  об авариях на АЭС, химически опасных  предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность  катастроф, в настоящее время  создаются так называемые локальные  системы оповещения. С их помощью  можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также  все население, попадающее в зоны возможного заражения, разрушения, катастрофического  затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. Все предприятия, учреждения и населенные пункты объединяются в самостоятельную систему оповещения. Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, но в то же время являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизованного оповещения.

Информация о работе Права, обязанности и ответственность граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и социальная защита пострадавших