Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 13:32, курсовая работа
Цель работы -- проанализировать способы повышения содержательности и привлекательности труда. Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
1) рассмотреть психологические свойства личности и воздействие различных видов трудовой деятельности на исполнителей;
2) проанализировать различные виды труда;
3) дать характеристику труда по напряженности;
4) раскрыть понятие привлекательности труда, ее значение для улучшения производительности труда;
5) сформулировать предложения по повышению содержательности труда.
Введение
1. Психологические свойства личности и воздействие различных видов трудовой деятельности на исполнителей.
2. Анализ различных видов труда ( популярные и непопулярные, творческие и исполнительские, содержательные и малосодержательные), влияние на стабильность первичных коллективов.
3.Понятие привлекательности труда, её значение для улучшения организации.
4. Понятие привлекательности труда, ее значение для улучшения производительности труда
5. Предложения по повышению содержательности труда
Содержание
Введение
1. Психологические свойства
личности и воздействие различных видов
трудовой деятельности на исполнителей.
2. Анализ различных
видов труда ( популярные и непопулярные,
творческие и исполнительские, содержательные
и малосодержательные), влияние на стабильность
первичных коллективов.
3.Понятие привлекательности
труда, её значение для улучшения организации.
4. Понятие привлекательности
труда, ее значение для улучшения производительности
труда
5. Предложения по повышению
содержательности труда
1.Введение
В данной работе рассматривается
тема "Повышение содержательности и
привлекательности труда". Осознанная,
целенаправленная, энергозатратная, результативная
деятельность людей есть труд. Таким образом,
трудом следует считать деятельность
людей, обладающую тремя основными признаками.
Это заранее продуманная деятельность.
Это действия, требующие приложения заметных
усилий, выполнения работы. Это действия,
имеющие своим итогом ощутимый результат.
Цель работы -- проанализировать
способы повышения содержательности и
привлекательности труда. Задачи исследования
вытекают из поставленной цели:
1) рассмотреть психологические
свойства личности и воздействие различных
видов трудовой деятельности на исполнителей;
2) проанализировать
различные виды труда;
3) дать характеристику
труда по напряженности;
4) раскрыть понятие
привлекательности труда, ее значение
для улучшения производительности труда;
5) сформулировать предложения
по повышению содержательности труда.
Рассмотрим подробнее
пути повышения содержательности и привлекательности
труда.
1. Психологические свойства
личности и воздействие различных видов
трудовой деятельности на исполнителей
Понимание личности
как социального явления было обосновано
еще К. Марксом, который указывал, что сущность
особой личности составляет “не ее борода,
не ее кровь, не ее абстрактная физическая
природа, а ее социальные качества”.
В качестве относительно
самостоятельных компонентов структуры
личности (ее подструктур) можно выделить:
6) динамику ее психических
процессов -- темперамент;
7) психические возможности
личности -- способности;
8) направленность личности
-- характерные для нее потребности, мотивы,
чувства, интересы, оценки, симпатии и
антипатии, идеалы и мировоззрение;
9) проявляясь в соответствующих
обобщенных способах поведения, направленность
обусловливает характер личности [2, с.
45].
Системный подход к
психологии человека означает преодоление
представления о личности как вместилище
психологических процессов, состояний
и свойств. Личность -- это единое целостное
образование, отдельные элементы которого
находятся в закономерных взаимосвязях.
Так, природные особенности индивида --
тип его высшей нервной деятельности --
закономерно определяет его темперамент.
Темперамент проявляется во всех действиях
личности. Тип высшей нервной деятельности
и темперамент человека обусловливают
в известной мере его способности. Способности
человека обусловливают возможности его
включения в определенные виды деятельности,
поэтому они влияют на формирование направленности
личности. Направленность, способность
и темперамент человека преломляются
в чертах характера.
Психические свойства
многосистемны, то есть они по-разному
проявляются в различных системах взаимосвязей.
Можно выделить свойства личности как
субъекта познания, трудовой деятельности,
общения.
Так, в процессе познания
первостепенное значение приобретают
гностические свойства личности: сенсорно-перцептивные,
мнемические и интеллектуальные (когнитивные).
В процессе трудовой деятельности первостепенное
значение имеют соответствующие способности
и характер, а в процессе общения -- характер
и коммуникативные свойства (речевые особенности,
контактность, рефлективность, суггестивность,
конформность, психологическая совместимость
и др.). Совокупность психических свойств
образует психический склад личности.
Способности внешне
проявляются чаще всего в склонности,
увлеченности данной деятельностью, в
относительно высокой продуктивности
труда в высоких успехах, в легкости, в
быстроте, скорости овладения мастерством,
достижение высокого уровня профессиональной
квалификации. В структуру способности
по всем видам деятельности входят особенности
восприятия, памяти, мышления, речевой
деятельности, воображения [1, с. 53].
2. Анализ различных
видов труда (популярные и непопулярные,
творческие и исполнительские, содержательные
и малосодержательные).
Труд -- основное условие
существования человека. Различают следующие
основные формы труда:
1) требующие мышечной
энергии. Эти трудовые действия применяются
при отсутствии механизированных средств
и требуют повышения энергетических затрат.
Напряженный физический труд, стимулирующие
развитие мышечной системы и обменные
процессы, имеет вместе с тем ряд недостатков.
Главный из них неэффективность, связанная
с низкой производительностью труда и
необходимость перерывов на восстановление
физических сил, доходящих до 50 % рабочего
времени;
2) механизированные
механизация труда снижает мышечные нагрузки
и усложняет программы действий. Однако
однообразие простых действий и малый
объем воспринимаемый в труде информации
приводят к монотонности труда;
3)частично автоматизированные.
От работника требуется постоянная готовность
к действию и быстрота реакции, необходимая
для своевременного устранения неполадок.
4)групповые -- конвейерные:
разделение общего процесса на конкретные
операции, строгая последовательность
их выполнения, автоматическая подача
деталей к каждому рабочему месту с помощью
ленты конвейера. Одно из отрицательных
последствий конвейерного труда -- преждевременная
усталость и нервное истощение работника;
5)интеллектуальный
труд. Умственный труд подразделяют на
операторский, управленческий, творческий
труд, труд медицинских работников, труд
преподавателей, учащихся и студентов.
Различаются они организацией трудового
процесса, равномерностью нагрузки, степенью
эмоционального напряжения [5, с.55,57].
Различаю труд: популярный,
непопулярный, творческий исполнительский,
содержательный и малосодержательный.
Наиболее сложная форма
трудовой деятельности, требующая значительного
объема памяти, напряжения, внимания, -
это творческий труд. Труд научных работников,
конструкторов, писателей, композиторов,
художников, архитекторов приводит к значительному
повышению нервно-эмоциального напряжения.
При таком напряжении, связанном с умственной
деятельностью, можно наблюдать тахикардию,
повышение кровяного давления, увеличение
легочной вентиляции и потребление кислорода,
повышение температуры тела и другие изменения
со стороны вегетативных функций человека
[7, с. 55].
К непопулярным профессиям
относятся: программисты, рабочие промышленных
предприятий, журналисты, турагенты, ювелиры,
попали лошадиные слуги, сборщицы анализов,
спарринг-партнеры в боксе. Объясняется
это тем, что рост рабочих мест в журналистике
в течение ближайших десяти лет составит
5%, и газеты вынуждены будут сокращать
расходы и рабочие места из-за распространения
интернета; министерство труда прогнозирует
падение числа рабочих мест для турагентов
на 6% из-за распространения интернет-услуг;
человек, являющийся спарринг-партнером
в боксе, тоже не может похвастаться особой
востребованностью своей профессии. Этих
людей еще называют "живыми грушами"
- на них отрабатывают свои удары знаменитые
боксеры. Обычно они получают около $50
в день или чуть больше. На ринге о них
не заботятся, никто не подаст им воды
и не наложит швы на рассеченную бровь.
"Груши" должны все делать сами [8,
с.12 ]
Одна профессия - на
всю жизнь? Сегодня этот принцип морально
устарел. Люди постоянно учатся и переучиваются,
получая профессии, специализации и квалификации,
наиболее востребованные в данный момент.
Последние 2 - 3 года самый большой спрос
- на секретарей, офис-менеджеров, менеджеров
по продажам и страховщиков [2, с 61].
Содержательный труд
-- состав, характер, объем и разнообразие
выполняемых работником трудовых функций.
Содержательность труда определяется
сложностью выполняемых работником трудовых
функций, насыщенностью трудового процесса
умственной деятельностью, творческими
элементами, степенью самостоятельности
работника при выполнении работы. Изменения
в содержательности труда напрямую зависят
от развития техники, технологии, организации
производства и труда, от роста квалификационно-
Исполнительский труд
подразумевает, что работник будет действовать
в более или менее предсказуемых ситуациях,
по четко заданным правилам, инструкциям.
Типичные примеры таких профессий: кассир,
бухгалтер, работник справочной службы.
Когда человек занимается подобной работой,
проявления творчества с его стороны оказываются
нежелательны, а иногда даже опасны [3,с
42 ]
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Напряженность трудового
процесса оценивают в соответствии с настоящими
"Гигиеническими критериями оценки
условий труда по показателям вредности
и опасности факторов производственной
среды, тяжести и напряженности трудового
процесса". Оценка напряженности труда
профессиональной группы работников основана
на анализе трудовой деятельности и ее
структуры, которые изучаются путем хронометражных
наблюдений в динамике всего рабочего
дня, в течение не менее одной недели. Анализ
основан на учете всего комплекса производственных
факторов (стимулов, раздражителей), создающих
предпосылки для возникновения неблагоприятных
нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения).
Все факторы (показатели) трудового процесса
имеют качественную или количественную
выраженность и сгруппированы по видам
нагрузок: интеллектуальные, сенсорные,
эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки
[9, с 13].
Напряженность труда
характеризуется эмоциональной нагрузкой
на организм при труде, требующем преимущественно
интенсивной работы мозга по получению
и переработке информации. Кроме того,
при оценке степени напряженности учитывают
эргономические показатели: сменность
труда, позу, число движений и т.п.
Плотность сигналов
(световых, звуковых) и сообщений в среднем
за 1 час работы - количество воспринимаемых
и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений)
позволяет оценивать занятость, специфику
деятельности работника. Чем больше число
поступающих и передаваемых сигналов
или сообщений, тем выше информационная
нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности.
По форме (или способу) предъявления информации
сигналы могут подаваться со специальных
устройств (световые, звуковые сигнальные
устройства, шкалы приборов, таблицы, графики
и диаграммы, символы, текст, формулы и
т. д.) и при речевом сообщении (по телефону
и радиофону, при непосредственном прямом
контакте работников).
Наибольшее число связей
и сигналов с наземными службами и с экипажами
самолетов отмечается у авиадиспетчеров
- более 300 (класс 3.2) Производственная деятельность
водителя во время управления транспортными
средствами несколько ниже - в среднем
около 200 сигналов в течение часа (класс
3.1) К этому же классу относится труд телеграфистов.
В диапазоне от 75 до 175 сигналов поступает
в течение часа у телефонистов (число обслуженных
абонементов в час от 25 до 150). У медицинских
сестер и врачей реанимационных отделений
(срочный вызов к больному, сигнализация
с мониторов о состоянии больного) - 2 класс.
Наименьшее число сигналов и сообщений
характерно для таких профессий, как лаборанты,
руководители, мастера, научные работники,
конструкторы - 1 класс.
Условия труда подразделяются
на 4 класса [4, с 20, 21]:
1) оптимальные;
2) допустимые;
3)вредные;
4)опасные (экстремальные)
4.Понятие привлекательности
труда, ее значение для улучшения производительности
труда.
В первичных производственных
коллективах - бригадах, отделах, лабораториях,
между которыми осуществляются отношения
торговли услугами и полуфабрикатами,
из которых “рождается” конечная продукция
предприятия для нормального функционирования
всего предприятия необходима стабильность.
Естественно, что для стабильности первичного
коллектива необходимы хорошие условия
труда, а также сам труд должен быть хорошо
организован, например, содержательный
популярный труд всегда востребован и
имеет свою привлекательность.
Информация о работе Повышение содержательности и привлекательности труда